СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») на тему: "Признаки гласных звуков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок составлен в соответсвии с требованиями ФГОС НООО и предполагает как индивидульную форму работы, так и работу в паре на этапе закреплления полученных знаний.  В рамках этапа урока - самоопределения к деятельности - учащиеся прослушивают отрывок из песни Екатерины Шавриной «Гляжу в озёра синие….», а на этапе рефлексии дети записывают "мелодию урока" с помощью нот.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России») на тему: "Признаки гласных звуков"»

Конспект видео занятия по русскому языку во 2 классе (УМК «Школа России»)

учителя начальных классов Халтуриной Ирины Олеговны


Тема: Признаки гласного звука.

Цель урока: формирование и развитие учебно-познавательного интереса и ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению гласных звуков на основе обобщения главных признаков и обозначения их на письме.

Задачи:

- Формировать умение определять гласные звуки и буквы.

- Закрепить знания о главных признаках гласных звуков.

- Развивать фонематический слух.


Планируемые результаты:

Предметные: формировать умение определять гласные звуки и буквы; обозначать звуки на письме; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Метапредметные: развивать умение определять тему урока; учить работать в парах, группах; понимать учебную задачу урока, решать её с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию;

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей; соблюдать культуру письма; развивать способность к самооценке; воспитывать умение слушать и слышать, корректно высказывать и доказывать своё мнение, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакиной, приложение на электронном носителе, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, сигнальные карточки для самоанализа.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- С радостью пришли учиться вы сегодня?

- Что необходимо каждому ученику, чтобы стать прилежным?

- Запомните, тот, кто много трудится, у него всё получится. «Учение и труд все перетрут».

- Сегодня на уроке нам поможет пословица: «Повторенье — мать ученья»

- Проверим все ли готовок работе? – Учебник, рабочая тетрадь, словарик, блокнотик «Почемучка» и маршрутный лист и лист для самооценки.

2. Чистописание.

- Сели все ровно, приготовились к письму, правильно расположили тетрадь под наклоном и школьные принадлежности на краю вашей парты.

- Открываем тетради и аккуратно записываем число ……………… и “Классная работа”, проговаривая про себя то, что Вы пишете, используя свою внутреннюю речь.

- Какую букву вы больше всего хотите сейчас написать 1-ю букву русского алфавита или 33-ю?

- Охарактеризуйте эту букву и ее звук (и)?

- Запишите в тетрадь заглавную и строчную рядом. Продолжите, таким образом, ряд до конца строки. Выберите самые красивые буквы и подчеркните их.

- Молодцы!

3. Самоопределение к деятельности.

- Сядем ровно и приготовимся к устной работе.

Учитель поет отрывок из песни Екатерины Шавриной «Гляжу в озёра синие….»

Гляжу в озёра синие, в полях ромашки рву,

Зову тебя Россиею, единственной зову.

Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой,

Грустить с тобой, земля моя, и праздновать с тобой.


- Ребята, о чем эта песня? (о Родине, о России)

- Ребята, а какие звуки помогли мне так красиво спеть о нашей родине? С помощью голоса передать глубину русских озер, раздолье полей и красоту природы? (гласные звуки)

- Какие признаки гласных звуков Вы можете назвать? (при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград, мы можем их пропеть)

- С помощью чего на письме обозначаются гласные звуки? (Гласные звуки обозначаются с помощью букв)

- Сколько в русском языке гласных букв?

- Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? (о гласных звуках и буквах).

- Кто может сформулировать тему нашего урока сегодня? (гласные звуки)

4. Работа по теме урока.

- А теперь давайте, проверим правильность Ваших предположений?

Для этого, откроем учебник русского языка на стр. 89 и прочитаем тему нашего урока – ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

- Ребята, а на какие вопросы сегодня мы будем искать ответ?

(Как определить гласные звуки? Как обозначить гласные звуки на письме?)

- Так какая же цель урока стоит перед нами сегодня? Чему мы должны научиться? (НАУЧИТЬСЯ определять гласные звуки и обозначать их на письме)

- Какие знания, полученные на предыдущих уроках русского языка, сегодня нам с вами понадобятся для достижения этой цели? (знание букв русского алфавита, знание что такое «Звук» и «Буква», понятие «Устная речь» и «Письменная речь»)

- Сколько гласных звуков в русском языке? Произнесите гласные звуки ( а о у и ы э )

- Как отличить гласные звуки от согласных? - Назовите основные признаки гласных звуков.

- А теперь проверим себя в учебнике на с. 89, прочитайте сведения «Как определить гласные звуки? В чем состоит отличие гласного звука от согласного?» Все ли признаки гласных звуков вы назвали?

- Произнесите любой звук. Действительно ли он имеет такие признаки?

- Как вы думаете, почему их так назвали? Прочитайте в учебнике на с. 89 после записи «Обратите внимание» - Слово гласный образовано от устаревшего слова глас (голос). Поэтому можно сказать, что гласный звук значит «голосовой».

Закрепить показом на экране (обучающий диск).

- Еще раз, внимание на экран!

- Сейчас мы с вами пропоём гласные звуки, постарайтесь обратить внимание на положение губ при произнесении гласных звуков.

- Какую «работу» выполняют в слове гласные буквы а, о, у, ы? (указывают на твердость предыдущего согласного звука)

- Какую «работу» выполняют в слове гласные буквы и, е, ё, ю, я? (смягчают предыдущий согласный)

5. Работа по учебнику.

- Ребята, найдите упражнение 135 на с. 89, прочитайте, в чем заключается задание?

- Что нам нужно сделать, чтобы успешно его выполнить? (вспомнить, сколько в русском языке гласных звуков и букв)

- Вспомнили, сколько в русском языке гласных звуков и букв, их обозначающих? (10 букв и 6 звуков)

- А почему звуков меньше, чем букв? Может мы ошиблись? (- нет, не ошиблись, т.к. в русском языке есть буквы - е, ё, ю, я – которые имеют по два звука ….) – А в каких случаях они имеют по два звука? (в начале слова, после гласной и после мягкого и твердого знака)

- Что нужно сделать? (списать, продолжая список гласных звуков и пропущенных букв)

- Спишите в тетрадь, соблюдая правила письма. Помните о посадке. Взаимопроверка в парах.

6. Работа в группах. Составление деформированного предложения.

- Распределитесь по группам. Помните о правилах работы в группе. (Если кто-то забыл – у каждой группы есть на столе памятка работы в группе и лист самооценки, на котором вы поставите галочки)

- Составьте из слов предложение, объясните смысл.

Красна птица пером, а человек умом. Ученье свет, а неученье тьма. Поспешишь – людей насмешишь.


- Ребята, какие предложения у вас получились? И как же называются эти предложения? Проверить фронтально

7. Работа в парах. Работаем на карточках. Вставьте пропущенные гласные буквы так, чтобы получились новые слова.

река – р..ка палка – п..лка

кисти – к..сти струна – стр..на

липа – л..па бутон – б.. тон

белка – б..лка шлюпка – шл..пка

веник – вен..к тучка – т..чка

Проверить фронтально.

- Ребята, а что изменяется, когда вы вставляете на месте пропуска другую букву? (написание слова, его лексическое значение)

- Правильно, ребята, а давайте вспомним, что такое лексическое значение слова? (Ребята, кто затрудняется сразу ответить на этот вопрос, можете найти ответ в блокнотике «Почемучке» - ищем вопрос - что такое лексическое значение слова?- читаем ответ – это то, что означает это слово)

- Оцените свою работу на оценочном листе.



8. Итог урока. Рефлексия.

- О чём мы говорили на уроке?

- Нашли ли ответы на поставленные вопросы?

- Какую цель мы ставили перед собой? Достигли ли мы ее?

- Какие признаки гласных звуков вы запомнили?

- Какое задание было интересным?

- При выполнении какого задания испытывали трудности?

- Пригодятся знания, полученные на уроке, где?

Сегодня мы с вами слушали музыку, сами пели. Вы знаете, что музыку сочиняет композитор, записывает её с помощью особых значков – нот, располагая их на пяти линейках нотного стана. У вас на партах лежат конверты, в них – нотки. С их помощью попробуем оценить свою работу на уроке и «запишем мелодию нашего урока»:

нота красного цвета - я молодец, у меня все получилось, я достиг цели и могу дать ответы на вопросы, поставленные в начале урока

нота синего цвета – я работал хорошо, трудности были, но я сам с ними справился и достиг цели

нота белого цвета – я запутался, не могу ответить на вопросы урока, мне тяжело.

- Ребята, не стесняйтесь, выходите к доске и помещайте свою нотку на наш нотный стан, не бойтесь, если вы выберете белую ноту, на следующем уроке мы обязательно вам поможем ее раскрасить, чтобы все стало понятно и легко.

Дети оценивают свою работу.

- Сегодня Вы активно поработали, оценили себя и работу в группе и паре, и достигли поставленной цели. Молодцы! А свою оценку я поставлю после анализа ваших маршрутных и оценочных листов после оценивания вашей работы.

Домашнее задание У. с. 91 упр. 138 – прочитать, списать одну из 3 пословиц.

- Спасибо вам за такую красивую мелодию нашего урока….

- Повернитесь друг к другу, поблагодарите за урок.









/Тема: Признаки гласных звуков. Программа: Школа России/

Маршрутный лист по русскому языку

ученика 2 «Б» класса___________________________________________________________________

  1. Чистописание

Достиг цели чистописания? Не совсем, есть помарки и исправления

  1. Я понял цель урока не совсем



  1. Результат работы с упражнением 135 на с. 89



Справился успешно (без ошибок) Были ошибки, но я справился



  1. Результат работы с пословицей в группе



Достигли цели, и я проявил себя в группе



Достигли цели, но я не проявил себя в группе



  1. Результат работы со словами в паре

Справились без ошибок Допустили ошибки



  1. Итог урока:



  • Я узнал признаки гласных звуков не узнал



  • Я научился определять гласные звуки по их признакам не научился



  • Как ты считаешь, достиг ли ты цели урока?



Да Нет



  • Понравился ли тебе урок?

Да Нет



  • Оцени себя сам! ТВОЯ ОЦЕНКА за урок ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ