«КАК СОТВОРИТЬ СВОЮ ПЛАНЕТУ» (Планета Гармония)
Корябина Юлия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Шапкарина Людмила Александровна, учитель музыки ВКК
Предмет (направленность): литература, музыка
Возраст детей: 5 класс
Место проведения: класс.
Материал урока: Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"
"Адажио розы" из балета "Маленький принц" Е. Глебова
"Маленький принц", муз. М.Н. Таривердиева
"Я рисую" муз. А. Ермолова
Цели:
-научиться навыкам рассуждения над философскими понятиями,такими как добро,дружба,любовь
-развивать духовно-нравственные качества:верность,доброту,умение дружить
-воспитание любви к прекрасному
Планируемые образовательные результаты:
предметные – формирование представления о связи искусств, различных форм и содержания.
метапредметные–развитие проявления творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения музыкально - учебными действиями; умение анализировать и делать выводы;
личностные – развитие способности анализа и критической оценки получаемой информации; способствовать приобретению устойчивых навыков самостоятельной целенаправленной деятельности в современном мире.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепление представлений учащихся о работе с информацией;
2) сформировать у учащихся практические навыки с опорой на литературные и музыкальные произведения;
3) формирование навыков работы с бумагой и клеем.
Конспект урока.
I. Организационный момент
Вход в кабинет под музыку. Детям вручаются пронумерованные символы "гармонии". (Деление на группы).
II. Диагностика уровня владения проблемой
1. Слушание музыки. Беседа
Учитель (Л.А.):
-Вы послушали музыку. Какая она? Какие чувства вызывает?
2. Игра "Заколдованное слово".
* Этому музыкальному произведению подходит определение, слово, но оно заколдовано, попробуйте его расколдовать.
* "Это слово появилось в Древней Греции. Оно женского рода. Я мечтаю, чтобы она была в природе, в человеке, в искусстве. Противоположное понятие - хаос, беспорядок, несогласие".
Ответ: Гармония
Наша планета называется» Гармония». А как вы понимаете значение этого слова? (ответы).
Обратимся к словарям
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое
— Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков
- Конечно, вы обратили внимание на необычные жетоны, которые каждый из вас при входе получил .Рассмотрите их повнимательнее. Это символическое изображение гармонии в 17 в(рассказ о «Символических письмах Банкьери 1628-Адриа́но Банкье́ри , итальянский композитор, органист, теоретик музыки и литератор. Книга «Гармонические письма» сборник реальных и воображаемых писем (часто в форме эссе, иногда в стихах), посвящённый различным вопросам эстетики и поэтики художественного творчества (главным образом, литературного и музыкального).
3. Игра «Четвертое лишнее»
Учитель 1(Ю.В.)
Какое слово нарушает гармоничность? Уберите его, объясните выбор:
плавность, мелодичность, сбивчивость, согласованность
дружба, взаимопомощь, эгоистичность, отзывчивость
4. Вывод: гармония нужна везде и во всем, чтобы не было хаоса, непонимания, разобщенности..
III. Получение нового знания
Сегодня мы попробуем создать планету, на которой нам захочется жить. Каждая группа получает часть планеты, а что там будет- решать вам!
А чтобы создавать, необходимо иметь и мудрость и воображение, понимать произведения искусства, смысл которых не лежит на поверхности, а зашифрован в словах, красках, мелодиях.
1. Слово учителя об авторе.
Учитель 1(Ю.В):
Сегодня мы познакомимся с произведением ,герой которого запросто путешествует по Космосу, попадает на разные планеты и узнает для себя много нового. Кто это? Конечно, маленький принц. А автор произведения - Антуан де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в Лионе. Детство его прошло в старинном родовом замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от рыцарей Грааля.
Романтичность и чувство единения с природой с детства отличали будущего писателя. По вечерам дети забирались на чердак и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на старый сундук, слушали сказки матери, любуясь звездным небом.
Экзюпери вырос удивительно одаренным человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял, увлекался техникой и архитектурой. У него было много друзей, так как он умел дружить. В школе прозвище “Достань-ка луну”, которое указывало не только на вздернутый нос, но и на веселый характер.
Все замечательные свойства души писателя проявлялись по отношению к детям. Однажды Экзюпери увидел плачущую девочку, которая мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.
Экзюпери стал летчиком, которого отличали бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет 15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к полетам, но он не мог жить без неба, не мог не помогать людям. В тяжелые годы войны писатель создает светлую сказку “Маленький принц”, которая стала рождественским подарком всем людям, подарив надежду на счастье. Он долго вынашивал замысел такого произведения, где выразил бы свои мечты.
В 1944 г. он погиб, производя разведывательную аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.
Он не вернулся из полёта,
И нет теперь его нигде –
Ни самолёта, ни пилота,
Ни на земле, ни на звезде
Ни обелиска, ни ограды,
Ни урны грустной, ни плиты;
Куда б, как поздние награды,
Носила Франция цветы.
2. Знакомство с содержанием сказки. Комментарии
Учитель 1(Ю.В).:
«Маленький принц» написан в 1943 г. – это последняя законченная книга Сент-Экзюпери. Шла война, и Экзюпери служил в разведывательной авиационной группе. Он видел разрушенные города, пожарища, взрывы бомб и забитые беженцами дороги. И всё это время он находил часы для творческой работы: он писал удивительную сказку, думал о будущем, которое придёт после войны. В том, что фашизм потерпит поражение, он не сомневался,-- его беспокоило, какие последствия в душах людей он оставит.
Итак, мы на маленькой планете –астероиде Б-612 Кто является хозяином этой планеты, расскажите о нем?
- Подготовьте рассказ о планете Маленького принца.
Почему автор нас предостерегает от баобабов? Чем они опасны?
- “Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету”, – сказал Маленький принц.
Докажите правоту этих слов на тексте сказки.
3.Прослушивание "Адажио розы" из балета "Маленький принц" Евгения Глебова.
Учитель 2(Л.А.):
Какого героя сказки вы представляете, слушая музыку? Опишите его.
Воплощением чего является Роза? Как описывает ее автор? (см. текст). Почему Маленький принц покидает Розу?
-Как звучала музыка?
Балет "МП" сочинил Белорусский композитор Е.Глебов в 1981г. Самостоятельно научился играть на музыкальных инструментах.закончил железнодорожный техникум и работал осмотрщиком вагонов. но любовь к музыке взяла свое. Сочинял музыку во всех музыкальных жанрах.
"МП" -это балет. Работая в группах дайте определение этому жанру.
-Составление кластера
4. Повторное слушание, рисование.
"Цвет-настроение" (развитие ассоциативно-образного мышления)
Напоминаем, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона часто соответствуют светлому, нежному, спокойному настроению музыки; темные – тревожному, таинственному, яркие сочные краски – веселому, радостному.
Учитель 1(Ю.В.): Почему Маленький принц покидает Розу?
– А как вы думаете, зачем он отправился в путешествие? (Он отправляется искать другой такой же красивый цветок-мечту в надежде, что это и будет его настоящий друг.).
5. Вот и мы отправимся с вами в путешествие вместе с Маленьким принцем по планетам. Каждый астероид имеет свой номер — от 325 до 330, — как квартиры многоэтажного дома. В сказке Сент-Экзюпери даже цифры символичны: в них намёк на то, что в современном мире люди разъединены, живут в соседних квартирах, словно на разных планетах.
Задание группам
Расположите астероиды в том порядке ,в каком посетил их МП
С этим заданием вы справились. А теперь следующее-
Знаток героя (или группам?)
По представленному набору отличительны черт качеств, предметов угадай героя астероида
1) пурпур, горностай, восседать, подданный, мантия (планета Короля)
2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши, тщеславные люди (планета Честолюбца)
3) пустые, полные, хочу забыть, совестно, бедняга (планета Пьяницы)
4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового человека)
5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор, быстрее (планета Фонарщика)
6) толстенный, путешественник, счет, кабинет, справки, учебник (планета Географа)
Задание группам
Получив конверт с изображением героя, ответь на предложенные вопросы и заполни таблицу
герой | Основные кач-ва | Что ценно для обитателя планеты | Какой жизненный опыт получаем |
Защита. Записи в листы (все группы)
Встреча с королём
— Каким правителем был король? В чём заключались его ошибки?
«С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна».
опыт: Правитель должен знать потребности и способности своих подданных и не требовать от них большего, чем то, на что они способны.
Есть такое мнение: не отдавай приказа, поручения, если ты точно знаешь, что его нельзя выполнить.
Встреча с честолюбцем
— Что такое честолюбие? В чём заключается опасность безмерно
развитого честолюбия?
Честолюбие — жажда известности, стремление к почетному положению.
Если оно развито в человеке в разумных пределах, то это неплохо. Но если
честолюбие переходит все границы, то оно превращается в тщеславие.
«Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал»
.опыт: Человек, стремящийся только к достижению каких-либо амбициозных целей, постепенно теряет все нормальные человеческие чувства, он начинает смотреть на людей как на объекты для скорейшего осуществления своих планов.
Встреча с пьяницей
— Почему пьёт пьяница? Есть ли выход из этого положения?
Пьяница пьет оттого, что ему стыдно за себя. В водке он находит забвение.
Напившись, пьяница утрачивает чувство стыда. Каждый человек должен
найти в себе силы изменить себя, если это нужно.
Вывод: Каждый человек может изменить свой образ жизни, если очень этого
захочет. Нужно бороться со своими слабостями, а не потакать им.
Встреча с деловым человеком
— В чём неполноценность жизни дельца? Что он теряет, углубившись
в свои бесконечные расчёты?
Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой и занят только делом, его жизнь прожита напрасно. Если он «за всю свою жизнь ни разу не понюхал цветка, ни разу не поглядел на звезду, никого никогда не любил, он не человек, он гриб».
Вывод: Нельзя жить лишь одним стремлением к выгоде, не замечая прекрасного вокруг себя. Такая жизнь ущербна.
Встреча с фонарщиком
— Зачем нужны на свете фонарщики?
Однажды, заблудившись в небе Сахары, Экзюпери увидел: слева на горизонте сверкнула огненная точка, И в счастье спасения, в мерцании этого далёкого огня, может быть, впервые возник фонарщик. Ведь фонарщики живут не только на крошечных планетах. Всю жизнь быть для людей, для любимого или просто близкого человека маяком — в этом, наверное, счастье человека. Не о фонарщике ли думала поэтесса Вероника Тушнова, когда писала:
Море моё пустынно, на море тишь да гладь...
Может быть, это стыдно — так безнадёжно ждать?
Напрасный огонь лучится, виден издалека...
Я не могу отлучиться с забытого маяка.
Я не могу отлучиться ни на единый час,
Вдруг что-нибудь случится с тобой... А огонь погас!
Вывод: На свете должны быть люди, которые освещают нам путь в ночи, во тьме. Если бы не они, мы затерялись бы в лабиринтах жизни.
Маленький принц нигде долго не задерживается. Почему? (потому что взрослые думают только о себе). Мы вслед за М.П. видим абсурдность поведения взрослых и ищем ответы на вопросы: зачем власть, если нет подчиненных?...Зачем? Зачем? Зачем? Эти планеты не дают ответа, только ставят вопросы. М.П. их не понимает: Эти взрослые и впрямь странные люди». Но мы дали им названия, только можно ли эти слова отнести к светлым?
Учитель1(Ю.К.): Побывав на 6 планетах Маленький принц отправляется на планету Земля
- Какой по счету была Земля? (7). У Экзюпери много символов, и эта цифра символична. Как вы думаете, что она символизирует? (Совершенство и гармонию, мудрость, силу, счастье, победу, вечную жизнь, радугу…) Вспомните, а сколько нот в музыке? Она символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого, символ разума.
Где оказался М.П., попав на Землю? Что поразило его в пустыне? (его поразило, какая она некрасивая, вся сухая, в иглах, солёная, здесь не растут цветы, кроме одного «крохотного, невзрачного, о трёх лепестках», здесь нет людей, не с кем поговорить). «Пустыня одиночества»,- так говорит герой о ней. Он ощущает одиночество. Почему он не чувствовал себя таким покинутым и беззащитным на своей планете? (он там был не один, ему было с кем поговорить,
Маленький принц попадает в пустыню, хотя… «Земля – планета непростая! На ней насчитывается сто одиннадцать, семь с половиной миллионов пьяниц, триста одиннадцать миллионов честолюбцев – итого около двух миллиардов взрослых».
- Наверное, Маленькому принцу не повезло, как вы думаете?
(Маленький принц еще не готов к встрече с Человеком – он узнал о нем только плохое, он может растеряться среди большого количества людей.)
- С кем встречается Маленький принц на Земле?
- Змея.( Согласно мифологии Змея символ мудрости или бессмертия
- Цветок.(Символ красоты)
- Лис.( Символ мудрости и знания жизни)
После путешествия по планетам Маленький принц открыл для себя несколько истин.
Задание группам:
Сложи афоризм ,определи ,кто его произносил
- «Среди людей тоже одиноко»...(Змея) - «У людей нет корней, поэтому им очень тяжело живется». (Цветок) – «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил». (Лис) - «Приручить - значит создать узы».(Лис) - « По-настоящему можно видеть только сердцем». (Лис) - «Там хорошо, где нас нет». ( Стрелочник).
Беседа. Учитель литературы Ребята, обратите внимание, чьих мудростей больше? (Лиса) Символом чего является Лис? (мудрости) Лиса в народных сказках - героиня хитрая, коварная. Лис -напротив, символ мудрости
В какой момент появляется Лис? (После того, как М.П. увидел целых 5000 роз и испытал разочарование, горечь, обиду - он думал, что владеет единственным в мире цветком, а их - целый сад.И все красивые, благоухающие). «Он лег на траву и заплакал»
6. Инсценировка(разыгрывают подготовившиеся на перемене ребята)
Л. – Здравствуй.
П. – Здравствуй. Кто ты? Какой ты красивый.
Л.—Я Лис.
П. – Поиграй со мной.
Л. – Не могу я с тобой играть. Я не приручен.
П. – А как это приручить?
Л. – Если ты меня приручишь, моя жизнь точно солнце озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовёт меня точно музыка, и я выйду тебе навстречу.
П. – Что же надо делать?
Л. – Надо запастись терпением. Сперва сядь там, поодаль. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днём садись немножко ближе. И лучше приходи в один и тот же час. Чем ближе к назначенному часу, тем себя я буду чувствовать счастливее. Я узнаю цену счастью! А если ты будешь приходить всякий раз в другое время, я не буду знать, к какому часу готовить своё сердце.
Так Маленький принц приручил Лиса.
И вот настал час прощания.
Л. – Я буду плакать о тебе.
П. – Ты сам виноват. Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил.
Л. – Прощай! Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты всегда в ответе за тех, кого приручил.
Учитель 1(Ю.В.) -Какие секреты открывает Лис Маленькому принцу?
Лис говорит, что принц для него только один из тысячи других маленьких мальчиков, как и он для принца лишь обыкновенная лисица, каких сотни тысяч. "Но если ты меня приручишь, мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственный в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете... если ты меня приручишь, моя жизнь словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других..." Лис открывает Маленькому принцу тайну приручения.
Любовь не только связывает нас с другими существами, но и помогает лучше понимать окружающий мир, делает богаче нашу собственную жизнь. И еще один секрет открывает Лис малышу: "Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь... Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю свою душу... Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил".
- Как вы понимаете это несколько непривычное для нас слово «приручил»?
* «Приручить» - создать узы: человек нуждается в нас так же, как мы в нем- Что в дружбе и в любви, по мнению Лиса, самое главное?
*Чтобы иметь друзей, нужно дарить им свою душу, отдавать им самое дорогое – свое время. «Твоя Роза так тебе дорога потому, что ты отдавал ей свои дни». Каждый человек ответственен не только за свою судьбу, но и в ответе за того, кого «приручил».
- Какими качествами обогатился принц после общения с Лисом?.( Надо быть верным в любви и в дружбе, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире.)
7. Составьте формулу дружбы. Любовь + понимание + забота+ помощь + милосердие +доверие, верность, ответственность +злость, равнодушие, зависть, корысть.
Поясните, что значит каждое из данных слов. Какие слова мы не будем использовать в нашей формуле?
-Что понял во время своего путешествия Маленький принц? Как изменилось отношение к розе?
*Роза – одна единственная в целом свете, потому что он её приручил. Поэтому он решил вернуться к своей розе? Просмотр фрагмента мультфильма
Конечно, “слова только мешают понимать друг друга”. Понять другого нужно не только умом, но и душой, и сердцем. Нужно научиться сопереживать.
– Он постоянно приходил к выводу, что “эти взрослые все-таки очень странные люди”. Почему?
– Самое страшное в мире, что люди не видят главного – красоты природы и человеческих отношений, правды, искренности, дружбы, заботы о близких.
Учитель1(Ю.В.)А как вы думаете, почему это происходит?
Ученики:Потому что их взгляд утратил чистоту и непосредственность ребенка!!
Учитель(Ю.В.): А.Экзюпери в детстве называли звездочетом, а сам он говорил, что его домом было усыпанное звездами небо…И есть у него еще одна замечательная фраза-афоризм:
“У каждого человека свои звезды”.
8. Физкультминутка“Дотянись до звезд”.
Учитель 2(Л.А.)-
– Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох…
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с мечтой, желанием что-либо иметь или кем-либо стать…(пауза).
Теперь открой глаза и протяни руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И ты обязательно сможешь достать рукой свою звезду. Сними ее с неба и бережно держи перед собой в ладонях….
-Вернемся к фразе Экзюпери «У каждого человека своя звезда»
А у нас своя планета «Гармония». - Мы с вами сегодня много путешествовали вместе с
Маленьким принцем, думали о том, что бы мы изменили, чтобы мир стал добрее, чище.
IV. Преобразование и применение нового знания в конкретную деятельность.
Учитель 2(Л.А.)-
- Предлагаем выполнить практическую работу и подумать, что для нас прежде всего ценно, что мы возьмем на нашу планету. Представьте себя творцами -все в наших руках.
Обсуждение в группе. Представление проекта.
- Разучивание песни «Я рисую»
- Творческая игра «Импровизация»
Учитель:Это слова из песни, с которой я предлагаю вам познакомиться.
Если бы вы были композиторами какую музыку вы бы сочинили.
Обсудите в группах и выскажитесь.
V.Обобщение материала.
Учитель1(Ю.В.)-
Маленький принц ушел, но всегда возвращается к тем, кто всем сердцем принял законы, подаренные Лисом. (Звучит песня “Маленький принц”, муз.М.Н. Таривердиева). Тогда для них в ночном небе расцветают звезды, и среди них та, где живет Маленький принц, где звучит его смех. Он наполняет сердца людей живой водой, словно музыка, и зажигает в них огонек любви, огонек милосердия. И миллионы огоньков сливаются в один ярко горящий костер любви! А по земле царственно ступает доброта. Ведь что может быть красивее доброго сердца, где живут самые милосердные законы! Откройте свои сердца навстречу друг другу
VI. Рефлексия
(наклеить стикеры в виде звезд ,комментируя по желанию)
-На уроке я понял..
-Мне понравилось..
-Я узнал, научился..
-Мне не совсем понятно было, что..
VII. Д/з: Кого бы вы взяли с собой на планету Гармония?