Министерство культуры Республики Башкортостан
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение
Республики Башкортостан
Октябрьский музыкальный колледж
ПЦК «Теория музыки»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока
по дисциплине ОП.02 Сольфеджио
на тему: «Три вида мажора»
Выполнила: Кузнецова О. Н.
2023
Группа: студенты 2 курса Сольное хоровое и народное пение 1 группа (русская группа).
Дата проведения урока: 11.09.2023 г.
Тема урока: «Три вида мажора» (повторение).
Цель урока: способствовать систематизации и закреплению усвоения знаний учащимися.
Задачи урока:
Образовательные:
умение использовать полученные знания на практическом занятии;
совершенствование освоения изучаемого материала;
выработка навыка интонирования;
умение применять учащимися приобретенные теоретические сведения на занятии.
Воспитательные:
воспитание чувства трудолюбия и дисциплинированности;
воспитание чувства ответственности за результаты своей работы;
воспитание навыков самоконтроля;
воспитание активности.
Развивающие:
развитие мышления;
расширение музыкального кругозора;
развитие мелодического и гармонического слуха;
развитие чувства ритма.
Методы и приемы, применяемые в ходе урока:
словесный;
наглядно-слуховой;
практический;
аналитический.
Тип урока:
Оснащение урока:
нотная доска;
музыкальный инструмент (фортепиано);
клавиатуры;
«столбица»;
мобильные средства связи.
Структура урока:
Организационный этап:
перекличка учащихся; готовность к началу занятия,
проверка наличия необходимых принадлежностей (нотные тетради, карандаши, ручки);
объявление темы урока;
Проверка домашнего задания.
Основная часть:
Заключительная часть:
Ход урока:
Организационный этап.
Объявление темы урока: «Три вида мажора».
Проверка домашнего задания по теме «Три вида минора»:
Было задано: 1) построение трёх видов минора в тональностях с одним знаком и их игра (для слухового опыта, с целью запоминания звучания); 2) интонирование трёх видов a-moll; 3) номера в тональности a-moll. Первоначально играем три вида минора. Затем производим настройку на тональность домашнего задания (a-moll):
поём развернутое тоническое трезвучие;
гамму натурального минора и разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые по столбице (в натуральном миноре);
гамму гармонического минора, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые (в гармоническом миноре);
гамму мелодического минора;
движение от всех ступеней к I (II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I, VI-VII-I, VII-I) по натуральному виду, гармоническому и мелодическому (по столбице).
Далее проверяем интонирование домашних номеров (диктант прошлого урока – наизусть; Калмыков-Фридкин №138 – наизусть, №230 – по нотам).
Основная часть:
Тема урока «Три вида мажора» важна в развитии интонационных и слуховых навыков учащихся. Является закреплением пройденного на первом курсе теоретического материала. Данная тема урока является начальным этапом (наряду с тремя видами минора) в представлении о ладах.
Совместно со студентами, с помощью наводящих вопросов, вспоминаем правила построения видов мажора (VI пониженная ступень в гармоническом мажоре; VI и VII пониженные ступени при движении вниз – в мелодическом виде). Строим три вида мажора в тональности C-dur.
Далее студентам предлагается пропеть три вида мажора, начиная с натурального:
развернутое тоническое трезвучие (вверх и вниз);
разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые;
гамма натурального вида в разных ритмах, в размере 2/4 (первый ритмический рисунок – две четверти; второй – две восьмые и четверь поём вверх, вниз меняем доли местами, т.е. четверь и две восьмые; третий – четверть с точкой и восьмая).
Затем работаем над гармоническим видом:
поем движение V-VI-V в натуральном виде;
поем движение V-VI-V в гармоническом виде, акцентируя внимание на минорную VI ступень, а также разрешение VII-I;
отрабатываем верхний тетрахорд в восходящем и нисходящем движении;
обговариваем характер звучания верхнего тетрахорда;
поём всю гамму гармонического вида четвертными длительностями в размере 2/4.
Переходим к мелодическому мажору:
отрабатываем верхний тетрахорд, затем всю гамму;
поём упражнение – движение от каждой ступени к первой по трём видам мажора.
Следующим этапом в закреплении нового материала, является интонационные упражнения в трех видах мажора: Л.П. Синяева «Интонационные упражнения в курсе сольфеджио» (с. 6 №1 – натуральный C-dur; с. 9 раздел «Гармонический мажор» №1; с. 10 раздел «Мелодический мажор» №1). [см. приложение]
Диктант.
Подготовкой к диктанту является в данном случае отработка движений, используемых в нём, по столбице (точнее – движение VI-VI↓-V; V-I; движение по звукам главных трезвучий вверх и вниз, т.к. в диктанте есть движение по звукам D5/3; опевания). Ритмические сложности намеренно отрабатывались при интонировании гаммы натурального вида.
Примерное количество проигрываний диктанта – 8 раз [диктант дан в приложении разработки].
После первого проигрывания диктанта студентам предлагается определить размер и первоначальный звук (обсуждаем совместно с учащимися).
Перед вторым проигрыванием студентам даются задачи:
определить, количество тактов;
форму диктанта (период из двух предложений вариантно-повторного строения);
ритмические особенности диктанта.
После второго проигрывания обсуждаем и отвечаем на поставленные ранее вопросы. Чертим 8 тактов.
Третье проигрывание – определяем такты с ярким мелодическим движением, делаем себе пометки о типах движения над тактами. Обговариваем окончание первого предложения.
С 4-8 проигрывание самостоятельно пишем диктант. Перерыв между проигрываниями 2-3 минуты.
Далее по желанию к доске вызываю студента и он записывает диктант, который написал за предложенное количество проигрываний. Ошибки обсуждаем совместно со всеми учащимися.
После написания диктанта, пропеваем его совместно с дирижированием.
Слуховой анализ.
В качестве проверки усвоения темы урока используем анализ на слух трёх видов мажора и минора:
обговариваем разность и отличие видов мажора и минора, для этого строим одноименные тональности на доске и в тетрадях в сравнении (C-dur и c-moll);
уточняем звучание натуральных видов мажора и минора, даём характеристику;
аналогично поступаем с гармоническим и мелодическим видами мажора и минора;
пишем слуховой анализ из 6 тактов (минор мелодический, мажор гармонический, минор натуральный, мажор мелодический, минор гармонический, минор мелодический).
Проверяем следующим образом: каждый учащийся отвечает по одному такту.
Подведение итогов:
Обобщаем пройденную тему: повторяем правила построения трёх видов мажора; вспоминаем разницу их звучания; отличие трёх видов мажора от трёх видов минора.
Выставляем оценки.
Домашнее задание:
строить и играть три вида мажора в тональностях с одним ключевым знаком;
петь три вида C-dur;
интонационные упражнения с. 11 №2, 10 (Л.П. Синяева);
диктант выучить наизусть;
выучить №512 – наизусть (Калмыков-Фридкин), №513 – по нотам.
Список использованной литературы:
Алексеев, Б. К., Мясоедов, А. Н. Элементарная теория музыки: учебник / Б. К. Алексеев, А. Н. Мясоедов – Москва: Изд-во Музыка, 1986. – 240 с.
Вахромеев, В. А. Элементарная теория музыки: учебник / В. А. Вахромеев. – Москва: Музыка, 2019. – 254 с.: нот.
Калмыков, Б.В., Фридкин, Г.А. Сольфеджио. Одноголосие: нотное издание / Б. В. Калмыков, Г. А. Фридкин – Москва: Изд-во Кифара, 1995. – 150 с.: нот.
Синяева, Л. П. Интонационные упражнения в курсе сольфеджио: Методическая разработка для преподавателей музыкальных училищ / Л. П. Синяева. – Москва, 1965. – 42 с.
Способин, И. В. Элементарная теория музыки: учеб. пособие / И. В. Способин. – Москва: Музыка, 2018. – 208 с.: нот.
Приложение
Синяева Л.П. с. 6 №1: I-V-I-V-IV-II-III-I-VI-V-V-VII-I.
Синяева Л.П. с. 9 раздел «Гармонический мажор» №1: I-III-V-VI-V-III-I-I-III-V-VI↓-V-III-I.
Синяева Л.П. с. 10 раздел «Мелодический мажор» №1: I-III-I-VII↓-VI↓-V-VI↓-VII↓-I-V-III-I-VII↓-I.
Диктант: