Конспект урока технологии по теме «Изготовление прихватки» Иванова Маргарита Геннадьевна, учитель технологии
Материалы, необходимые для изготовления прихватки:
2 основные детали из сатина, ситца или бязи;
1 деталь из синтепона или ватина;
Въюнок для отделки (35 см);
Нитки в цвет ткани (1 катушка);
Основная идея – применение традиционных методов обучения в новых нестандартных ситуациях. Формирование познавательного интереса к рукоделию, развитие внимания, памяти, мелкой моторики и координации рук способствует становлению творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в современном мире.
Цель урока:
Образовательная – научить в правильной последовательности изготавливать изделие, совершенствовать навыки при выполнении ручных работ и на швейной машине;
Развивающая – развитие мышления (мыслительных операций – анализировать, сравнивать, обобщать);развитие внимания при раскрое и изготовлении изделия; развитие точности движения; развитие самостоятельности и самоконтроля;
Воспитательная – воспитание любви к предмету, трудовой дисциплины, привитие культуры труда; воспитание бережливости; воспитание познавательной потребности, интереса и активности; воспитание ответственности за порученную работу.
Методы обучения: словесный (устное изложение нового материала, беседа, объяснение), наглядный (образцы изделия, инструкционная карта), практический (показ трудовых приемов).
Оборудование и материалы: компьютер с проектором, экран ,доска, образцы изделий прихваток, образцы последовательности изготовления прихватки, швейная машина, утюг, плакаты ''Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ'', гладильная доска, ножницы, иглы, швейные нитки, лоскутки ткани из драпа, тесьма ”въюнок ”, распарыватель, рабочая тетрадь, ручка, лекала, инструкционная карта последовательности изготовления прихватки.
Тип урока: комбинированный.
Межпредметные связи: ОБЖ, черчение, русский язык, химия, математика, физика.
Время: 2 урока по 45 мин.
Терминология: сметать, стачать, наметать, настрочить, обметать, разутюжить.
Литература к уроку:
Р.И.Егорова, В.П.Монастырная ''Учусь шить'' для уч-ся среднего школьного возраста,Просвещение,Москва.1988г.
И.А.Сасова ''Технология'' 6 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, ч.3, «Вентана-Граф», ОАО Московские учебники, Москва.2008г.
В.Д.Симоненко ''Технология'', учебник для учащихся 6-го класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек), «Вентана-Граф», АО Московские учебники, Москва.2004г.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Проверка присутствующих учащихся, проверка готовности к уроку.
II. Теоретическая часть
1. Сообщение темы и цели урока:
Тема нашего урока «Изготовление прихватки. Вы познакомились с новым видом работ это изготовление изделий для кухни, работать с материалами разными по толщине; изготовите прихватку; закрепите ручные приемы и приёмы работы на швейной машине.
2. Проверка знаний учащихся.
– Какие существуют виды волокон? (Волокна животного и растительного происхождения).
– Из каких волокон изготавливают хлопковые и шерстяные ткани? (Из хлопка, растительного происхождения и шерсти, животного происхождения),(показать волокна).
– На какой стороне ткани рисунок более яркий? (На лицевой стороне),(показать ткань).
– По каким признакам ещё можно определить лицевую сторону ткани? (На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий. Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки(петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону. В шерстяных тканях на лицевой стороне в отличии от изнаночной ворс располагается упорядоченно в одном направлении),(показать ткань).
– Как определить нити основы и утка на ткани? (Нить основы идёт вдоль кромки, а нить, идущая поперек нити основы – уток. По растяжению: нить основы не растягивается, нить утка – тянется. По нити, выдернутой из ткани: нить основы прямая, нить утка – извилистая. В драповых тканях долевая нить идёт по ворсу с верху в низ),(показать ткань).
– Что значит «сметать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине стежками временного назначения).
– Что значит «стачать»? (Соединить две детали, примерно равные по величине строчкой постоянного назначения).
– Что значит «наметать»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую стежками временного назначения).
– Что значит «настрочить»? (Соединить две детали, меньшую с большей, наложенных одна на другую строчкой постоянного назначения).
– Что значит «обметать»? (Постоянный вид работы, предохранение срезов от осыпания).
– Что значит «разутюжить»? (Разложить припуски шва на две стороны и закрепить их в таком положении).
– Какое назначение имеет прихватка? (Предохранение рук от ожогов).
3. Изложение учителем нового материала
У: Итак, тема нашего урока: Изготовление прихватки.
У: Открыть тетради и записать тему урока. (Доска).
У: Сегодня мы выполним творческую работу, результатом которой будет прихватка для работы в кабинете технологии.
Демонстрация инструкционной карты последовательности изготовления прихватки с пояснениями.
Цель и задачи творческой работы. (Доска)
У: Записать в тетради цель и задачи творческой работы.
У: Как вы понимаете слова «технология изготовления»? (Последовательность (план) выполнения работы).
У: Рассмотрим этапы работы творческой работы.
Разработка этапов выполнения творческой работы: изготовление прихватки с опорой на имеющиеся знания учащихся.
У: Прихватки могут быть различных форм, видов и быть выполнены в различных техниках.
Ученицы рассказывают об особенностях различных видов прихваток..
У: Из каких тканей вы можете изготовить прихватку?
У: На предыдущих занятиях вы отрабатывали приёмы и упражнения на тканях разной толщины.
- Какие требования нужно соблюдать при работе с тканями средней и большей толщины? (Подтягивать ткань во время выполнения машинных работ, все ВТО работы выполнять через влажный проутюжельник).
У: Что нужно уметь перед раскроем прихватки? (Гармонично подбирать цвета).
Детали прихватки.
Демонстрация образцов деталей прихватки.
У: Что вам понадобиться для изготовления прихватки? – (Материалы).
Демонстрация образцов материалов.
У: Назовите инструменты, приспособления, оборудование, необходимое при изготовлении прихватки?
Правила безопасности при работе в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах. (Плакаты).
У: Какие правила техники безопасности вы должны соблюдать в кабинете и при выполнении ручных и машинных работах?
Ученицы рассказывают правила безопасности в кабинете.
4. Закрепление знаний учащихся
– У каждого учащегося есть карточка с этапом изготовления прихватки, выполнять прихватку необходимо, соблюдая технологическую последовательность.
5. Физкультминутка
Дежурный проводит физкультминутку, показывая упражнения.
III. Практическая часть
1. Практическая работа «Раскрой деталей кроя прихватки».
2. Вводный инструктаж учителя:
Цель практической работы: «Раскрой деталей кроя прихватки».
Задачи практической работы (доска):
ознакомление с объектом труда (образцы прихватки);
ознакомление с учебно-технической документацией (инструктаж по инструкционной карте);
предупреждение о возможных ошибках при выполнении работы;
Требования к качеству изделия.
От качественного выполнения каждой операции зависит вид готового изделия – прихватки. После выполнения каждой операции вы будете проверять качество своей работы.
3. Самостоятельная работа учащихся по инструкционной карте.
4. Текущий инструктаж учителя. (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):
4.1. Формирование новых умений:
– проверка организованности начала работы учащимися;
– проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
– соблюдение правил охраны труда, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.
4.2. Усвоение новых знаний:
– проверка правильности использования учащимися инструкционных карт.
4.3. Целевые обходы:
– инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;
– концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;
– оказание помощи слабо успевающим к выполнению задания учащимся;
– проверка соблюдения учащимися правил техники безопасности;
– контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;
– рациональное использование учебного времени учащимися.
5. Заключительный инструктаж учителя:
– анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;
– разбор типичных ошибок учащихся;
– вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;
– повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.
6. Подведение итогов урока учителем:
– сообщение учителя о достижении целей урока;
– оценка результатов труда учащихся на уроке;
– выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
– сообщение о теме следующего урока.
7. Уборка рабочих мест