СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии 8 класс на тему: "Способы определения качества товара"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация о товаре - это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употреблении.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии 8 класс на тему: "Способы определения качества товара"»

Разработка урока технологии 8 класс на тему:

«Способы определения качества товара»

Знания, которые Вы получите на уроке, необходимы каждому человеку, совершающему покупки. Умение получать информацию о товаре из маркировок поможет свести к минимуму ваши ошибки при приобретении многих вещей и продуктов.

Информация о товаре – это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.

- Из каких источников можно получить информацию о товаре?

- Что такое сертификат товара?

Сертификат в переводе с латинского «удостоверяю»

Сертификация – это деятельность по выявлению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Покупая товары в упаковке, Вы, наверное, обращали внимание на то, что на них нарисованы различные символы; рюмочки, зонты, кружочки и т. д. Знаете ли Вы о том, какую информацию они несут? (Ответы учащихся.)

Весь этот комплекс обозначений, состоящий из текста, графических, цветовых символов, нанесённые на упаковку, ярлык или этикетку называется маркировкой.

Как читать маркировку товаров?

Символы, которые встречаются на упаковке товаров и самих товаров:

1. Экологические символы.

Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать в массе товаров на наших прилавках?

Голубой ангел - экологически чистый продукт

Зелёная точка - производство продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке

Кролик - продукт не был опробован на животных

2. Стандарты качества и безопасности.

Выбрать то, что нужно, вам поможет маркировка — специальные значки, которые ставят организации, отвечающие за безопасность. Знак должен стоять на самом приборе, а не на какой-то его части.

3. Правила пользования товаром.

На одежде встречается группа знаков – символов, которые подсказывают нам, как ухаживать за данной вещью.

Какие можно встретить символы на одежде? (Ответы учащихся - сушка, стирка, отбеливание, химчистка.)

Все эти символы содержатся на этикетке товаров: вещей, упаковок продовольственного товара).

Что такое этикетка товара?

Этикетка – маленький представитель вещи.

Этикетка - ярлычок с фабричным, торговым клеймом, надписью.

Знаете ли Вы, какая информация содержится на этикетке вещей? (Ответы учащихся.)

Этикетка содержит:

- название продукции;

- символ кампании производителя;

- состав;

- инструкции для пользователя.

4. Состав продукта.

Состав продукта указывается на этикетке. По закону вся информация о составе продукта должна быть на русском языке.

Какая информация содержится на этикетке продовольственного товара? (Ответы учащихся.)

Этикетка продовольственного товара: состав, масса (объем), калорийность, срок годности и хранения товара, дата выпуска товара, адрес изготовителя, индекс Е, штрих код.

Учащиеся изучают различные виды упаковок от разного вида товаров, этикетки, инструкции, паспорта с изделиями, определяя важнейшую для покупателей информацию: срок годности, правила эксплуатации, меры предосторожности и т.д.

На многих изделиях - от жевательной резинки до телевизора – Вы всегда увидите ряд цифр, а над ними – черные полосы разной ширины.

Что это за загадочные штрихи?

Картина с бумажной волокитой заметно изменилась с появлением штрих кода. И если наше время называют веком электроники и информатики, то штрих код-это поистине тоже изобретение века. Придумали штрих код американцы. Практическое использование началось в 60-х годах прошлого столетия.

Если бы штриховому коду надо было придумать девиз, он мог быть таким: «Скорость + надежность».

Штриховой код – это чёрные полоски с рядом цифр. Печатают штрих-код на упаковке при её изготовлении обычно чёрным, синим тёмно-зелёным или тёмно-коричневым цветом.

Как кодируется информация товара?

Код продукции состоит из ряда цифр и штрихов над ними. Цифры - это товарный номер. Обычно он состоит из 13 цифр. А товары имеющие небольшие размеры, могут иметь короткий код состоящий из 8 цифр. Первые три означают код той страны, где выпущен товар. Следующие четыре указывают на производителя продукции – его порядковый номер в каталоге страны. И последняя цифра – это конкретное число, подтверждающее правильность самого кода.

Как расшифровать информацию о продукте?

Для этого есть специальные электронные считывающие устройства - сканеры, которые бывают самой разной формы, например, в виде карандаша или пистолета.

Где применяется штриховой код? (Ответы учащихся.)

Пример вычисления контрольной цифры для определения подлинности товара. Цифровой код: 4600433500175

1. Сложить цифры, стоящие на чётных местах.

6+0+3+5+0+7=21

2. Полученную сумму умножить на 3:

21*3=63

3. Сложить числа стоящие на нечётных местах, без контрольной цифры:

4+0+4+3+0+1=12

4. Сложить числа, указанные в пунктах 2 и 3:

63+12=75

5. Отбросить десятки: 5

6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:

10-5=5

Вывод: Если полученная после расчёта (в пункте 6) цифра не совпадает с контрольной цифрой в штрих-коде, это значит, что товар произведён незаконно и не гарантирует качества.

Д/З Практическая работа.

Практическая работа: Определите страну - изготовитель и гарантийность качества товара по штриховому коду.























Торговые символы, этикетки и штрихкод

В семейной экономике немаловажную роль играет информация о товарах. Семьи — это основные потребители товаров, и умение пользоваться информацией о них поможет более экономно использовать семейные средства. Иногда семьи сами производят товары и услуги, и это также связано с информацией о товарах — с сертификацией и маркировкой продукции, инструкциями к ней и т. д.

Информация о товарах — это совокупность сведений, которые позволяют судить о качестве товаров, их хранении, безопасности эксплуатации или употребления.

Источниками информации о товарах или услугах являются:

  • средства массовой информации (радио, телевидение, электронные средства коммуникации, газеты и журналы);

  • выставки товаров или услуг;

  • наружная реклама (рекламные щиты, вывески и т. д.);

  • символы на этикетках, вкладышах, упаковках;

  • инструкции с описанием качества товаров и технологии их применения;

  • устное и письменное общение между людьми, включая телефон, телефакс и электронную почту.

В наибольшей степени покупателя интересует информация о качестве товара и его безопасности. Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат (от лат. certifico — «удостоверяю»). В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируется.

Сертификация — это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Сертификация продукции (работ, услуг) имеет большое значение, поскольку выполняет важные социально-экономические задачи:

  • оказывает помощь потребителям в выборе продукции, служит для защиты их от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя), контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества населения;

  • улучшает деятельность предприятий на товарном рынке внутри страны, а также способствует их участию в международном сотрудничестве и торговле;

  • содействует экспорту и повышению конкурентоспособности отечественной продукции.

Сертификат необходим на все виды товаров. При этом на одни виды продукции и товаров нужен гигиенический сертификат, а на другие — сертификат соответствия. Однако во многих случаях необходимы оба вида сертификата. Гигиенические сертификаты выдаются органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

Свидетельством того, что данный товар прошёл проверку на соответствие требованиям безопасности, служит наличие сертификата соответствия, который должно иметь торговое предприятие на каждую партию рекомендуемых товаров, в том числе зарубежных.

Так как торговое предприятие несёт ответственность за качество реализуемых товаров, то оно обязано по требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.



Информация о приобретаемых товарах содержится в технической документации, прилагаемой к изделию (инструкция, паспорт, вкладыш), а также на этикетке и маркировке.

Маркировка — это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимых на изделие, упаковку, ярлык или этикетку и позволяющих определить изготовителя продукции, условия и сроки её хранения.

Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы и инструкции для пользователя.

Вкладыш — это детальная инструкция с указаниями о мерах предосторожности для сложной или опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т. п.

Торговые знаки могут быть самыми разнообразными:

  • удостоверяющими экологическую чистоту продукта;

  • подтверждающими стандарт качества и безопасность использования;

  • информирующими о правилах ухода за вещами.

В последнее время мы часто встречаемся со штриховым кодом на товарах.

Штрихкод выполняет несколько функций, но основные из них — контроль качества продукции и её соответствие заданному образцу.

Впервые торговый код появился в США в 1973 году, а с 1977 года на европейском континенте утвердилась Европейская система кодирования — EAN.

На территории Российской Федерации действует добровольная некоммерческая и неправительственная организация ЮНИСКАН/EAN Россия, состоящая из предприятий, использующих системы товарной нумерации и штрихового кодирования международной системы EAN.

Что же обозначает штриховой код потребительского товара? Давайте попробуем разобраться, какая информация скрывается за «зеброй».

Рассмотрим конкретный пример.

Первые три цифры в данном случае - EAN России (460-469), где зарегистрировано данное предприятие. (Иногда не совпадает со страной производства товара, так как Россия может продать право производить определённый товар, например, Украине или другой стране, которая заинтересована в его производстве.)

Следующие четыре цифры (выдаются только EAN) — уникальный номер предприятия. Последующие пять цифр обозначают вид товара, например молочные или колбасные изделия.

И наконец, последняя цифра — это контрольное число. Она предназначена для того, чтобы показать, что штрихкод построен правильно. Это может вычислить считывающая машина (штрихкод — это машиночитаемый символ).

Информация, заложенная в штрихкоде, передаётся по всей товарной цепочке: изготовитель — оптовик — розничный торговец — покупатель. Штриховой код помогает продавцу грамотно, квалифицированно и качественно обслужить покупателя. Если товар оказался некачественным, покупатель, обратившись к продавцу, может установить фирму — поставщика данного товара и предъявить ей свои претензии. Право ставить код на свои изделия имеют только те предприятия, которые зарегистрированы в неправительственной организации ЮНИСКАН. В противном случае использование штрихкода является нарушением международных правил и влечёт за собой судебные санкции.

Штриховое кодирование успешно применяется за рубежом во многих сферах производства и активно внедряется в России:

  1. в библиотечном деле — на книгах и читательских билетах;

  2. в фармацевтике (кодируются все лекарственные препараты);

  3. на конвейерах (кодируются детали);

  4. на складах — для учёта складируемой продукции;

  5. в перевозках (багаж);

  6. при хранении деловой документации, в том числе в архивах (штрихкод наносится на папку).

Вообще-то, разобраться с тем, «кто есть кто», по коду может только специалист. Потребитель по всем возникающим вопросам, связанным со штриховым кодированием товаров, может обратиться за разъяснениями к продавцу, в отдел защиты прав потребителей, а члены региональных торгово-промышленных палат и EAN — непосредственно в Ассоциацию автоматической идентификации ЮНИСКАН. На бытовом уровне с помощью таблиц с кодами страны-изготовителя можно научиться отличать английский товар от индийского, российский от американского и т. д.

Практическая работа № 5

  1. Разработайте этикетку на производимый в семейном хозяйстве предполагаемый товар.

  2. Определите страну-изготовителя по штриховому коду.

  3. Сравните любые знакомые вам предметы (например, ранцы, куртки, пеналы, калькуляторы) по следующим признакам:

    • потребительские качества — степень удовлетворения действительных потребностей человека;

    • эстетические достоинства;

    • эффективность конструкции — удобство эксплуатации;

    • технологичность, включая экологический фактор, т. е. насколько мал нанесённый природе урон при производстве этого изделия;

    • вероятная рыночная цена — уровень спроса у различных категорий потребителей.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя