СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по теме: "Александр  Иванович Куприн. Рассказ  «Куст сирени».  Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени».»



Дата Класс - 8

Тема: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

Цели: - познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»;

 - определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, умение находить ответы на проблемные вопросы, творческие способности учащихся;

- воспитывать нравственное отношение к семье;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукции презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: технология проблемного обучения: технология критического мышления.

Эпиграф

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой


Ход урока

1. Организационный этап.

1.Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1Эпиграф к уроку.

- Какие произведения о любви мы прочли на предыдущих уроках.

2. Сообщение темы урока .

Сегодня на уроке мы поговорим о замечательном произведении А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство». Рассказ, который мы будем анализировать сегодня, называется «Куст сирени».

3. Целеполагание.

4. Продолжи предложение «Куст сирени – это…» ФРАГМЕНТ ВИДЕО

3) Актуализация знаний

1. Проверка д/з (биография А.И.Куприна)

А начнем мы работу с проверки домашнего задания. Давайте послушаем, биографию Куприна . ФРАГМЕНТ ВИДЕО

2. Игра «Верю, не верю»

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

Рассказ «Куст сирени » - был напечатан в

1894 году.

Да

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да



4) Первичное усвоение новых знаний



1. Словарная работа: педант, поручик, ридикюль, ломбард, солитёр, портсигар.

В тексте рассказа встречаются незнакомые для вас слова, некоторые даже устаревшие. Познакомимся с их лексическим значением, чтобы в ходе анализа не отвлекаться на их толкование.

Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).

3 Работа с текстом (ПРОСЛУШАТЬ ЗАПИСЬ)

-Понравился ли вам рассказ?

- Почему рассказ называется «Куст сирени» ?

- Почему именно сирень выбирает автор?

-Назовите главных героев рассказа.

5) Первичная проверка понимания

1. Вопросы для анализа.

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

Как автор описывает страдания героя?

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

-Как ведут себя муж и жена в решении проблемы ?

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

- На страницах рассказа мы знакомимся с профессором. Каким вы его видите?

- Как Алмазовы решают проблему с кустами?

- Каким был конец рассказа?

6) Первичное закрепление

1. Сценка

Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

- Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей. Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли.

- Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.

- Нет, не глупости, - возразила Вера, топнув ногой. –Никто тебя не заставляет ехать с извинением никто... А просто, если там нет таких дурацких кустов, то их надо посадить сейчас же.

- Посадить?.. Кусты?.. - вытаращил глаза Николай Евграфович.

- Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, - надо поправлять. СБОРЫ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ.

Собирайся, дай мне шляпку… Зонтик…Едем…

2. Исследование по тексту.

- Как вы относитесь к такому решению героини?

- Какие качества Веры раскрываются в этот момент?

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- Чем же заканчивается эта история?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор?

Меняется ли ваше отношение к профессору?

Почему?

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

- История закончена. Почему же Куприн продолжает повествование?

- Что помогло героям справиться с трудностями?

3. Сравнительная характеристика героев.

Часто именно антитеза является средством сравнительной характеристики литературных героев. Сейчас мы в этом убедимся, заполняя таблицу. Работаем устно. Формулируем ответ своими словами или цитатами из текста.

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.



4. Составить синквейн

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

. Написать сочинение-эссе: «Чему можно поучится у Алмазлвых современным семьям?».


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…

  2. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…

  3. Для меня стало открытием, что…

  4. Я задумался…

Самооценка.





Куприн Александр Иванович

(1870- 1938)


Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).


Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).



Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).



Педант – человек, излишне строгий в выполнении всех формальных требований (в науке, в жизни).

Поручик – офицерский чин рангом выше подпоручика и ниже штабс-капитана, а также лицо, имеющее этот чин.

Ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог имущества.

Солитер – крупный брильянт, вправленный в брошь или перстень.

Портсигар – карманная плоская коробка для папирос, сигарет.

Ридикюль – ручная женская сумочка (уст.).


  1. Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…


  1. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…


  1. Для меня стало открытием, что…


  1. Я задумался…

Дата Класс - 8

Тема: Александр Иванович Куприн. Рассказ «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье

Цели: - познакомить с композицией рассказа Куприна «Куст сирени»;

 - определить, какие качества характера помогают героям сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, умение находить ответы на проблемные вопросы, творческие способности учащихся;

- воспитывать нравственное отношение к семье;

- воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к рассказу, репродукции презентация к уроку

Тип урока:  комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Технологии: технология проблемного обучения: технология критического мышления.

Эпиграф

Любовь — это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить, и все же она у тебя остаётся. Л.Н. Толстой

Ход урока

1. Организационный этап.

1.Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1Эпиграф к уроку.

- Какие произведения о любви мы прочли на предыдущих уроках.

2. Сообщение темы урока .

Сегодня на уроке мы поговорим о композиции рассказа А.И. Куприна «Куст сирени». Этот рассказ был написан в 1894 году, опубликован 17 октября 1894 года в газете «Жизнь и искусство».

3. Целеполагание.

4. Продолжи предложение «Куст сирени – это…» ФРАГМЕНТ ВИДЕО

3) Актуализация знаний

1. Проверка д/з (биография А.И.Куприна)

А начнем мы работу с проверки домашнего задания. Давайте послушаем, биографию Куприна . ФРАГМЕНТ ВИДЕО







2. Игра «Верю, не верю»

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

Рассказ «Куст сирени » - был напечатан в

1894 году.

Да

10

«Куст сирени» - раннее произведение Куприна.

Да



-Понравился ли вам рассказ?

- Почему рассказ называется «Куст сирени» ?

- Почему именно сирень выбирает автор?

-Назовите главных героев рассказа.

4) Первичное закрепление


  1. Пересказ рассказа от имени Верочки.

  2. Композиция рассказа.

- Итак, какое же несчастье приключилось с Алмазовым?

- Как автор описывает страдания героя?

- Как Вера сопереживает герою? В чём это выражается?

-Как ведут себя муж и жена в решении проблемы ?

- Меняется ли Алмазов под воздействием жены?

- Как Алмазовы решают проблему с кустами?

- Каким был конец рассказа?

- Как вы относитесь к такому решению героини?

- Какие качества Веры раскрываются в этот момент?

- Как вы думаете, почему так называется рассказ?

- Как Вера узнаёт, что их затея удалась?

- Как ведут себя в диалоге Алмазов и профессор?

- Как Верочка отнеслась к успехам мужа?

- Что помогло героям справиться с трудностями?

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

1 . Сравнительная характеристика героев.

Часто именно антитеза является средством сравнительной характеристики литературных героев. Сейчас мы в этом убедимся, заполняя таблицу. Работаем устно. Формулируем ответ своими словами или цитатами из текста.

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен, недоволен.

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен, пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра.

Не видит выхода, не верит в успех.

Верит в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется жене, действует по её плану.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его будущее.



Тестовая работа


7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

. Написать сочинение-эссе: «Чему можно поучится у Алмазлвых современным семьям?».


8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  1. Рассказ «Куст сирени» помогает понять, что…

  2. Я понял, что трудности можно преодолеть, если…

  3. Для меня стало открытием, что…

  4. Я задумался…

Самооценка.



Тест по рассказу А.И. Куприна «Куст сирени» 1.Как звали Алмазова? а)-Николай Евграфович б)-Николай Михайлович в)Евграф Николаевич 2.Каким увидела своего мужа Вера? а)-жизнерадостным

б)- растерянным

в)-хмурым 3.Кто такой Алмазов? а)-молодой офицер б)-профессор в)- преподаватель 4.Где Алмазов слушал лекции? а)-в Академии генштаба б)-в обществе «Знание» в)-в Академии танковых войск 5.Какую работу представил Алмазов профессору? а)-практическую работу б)-теоретическую работу в)проектную работу 6.Сколько раз Алмазов поступал в академию? а)-1 раз б)-2 раза в)3 раза 7.Как звали жену Алмазова? а)-Надежда – б)-Любовь в)-Верочка 8.Кто поддерживал Алмазова во время поступления в Академию? а)-брат б)-друзья в)-жена 9.Как оценил профессор работу Алмазова? а)-отлично б)-удовлетворительно в)-забраковал 10.Что случилось с работой Алмазова? а)-не выполнил до конца б)-испортил чертёж в)-поставил пятно 11.Кто принимал работу у Алмазова? а)-немец-педант б)-уважаемый профессор в)-знаток местности

12.Какой выход из ситуации предложила Верочка?

а)-поехать к профессору

б)- успокоиться и смириться

в)- посадить сирень

13.С какой целью супруги поехали в ломбард? а)- заложить вещи б)-взять вещи в)-получить деньги 14. Куда собрались поехать Алмазовы после ломбарда? а)- к друзьям б)-к профессору в)-к садовнику 15.Чему так обрадовались супруги?

а)-признанию профессора

б)-что всё закончилось хорошо в)-своему счастью



























































Ответы к тесту


1.Николай Евграфович 2.Хмурым. 3.Молодой небогатый офицер 4.В Академии генштаба 5.Практическую 6.3 раза 7.Верочка 8.Жена 9.Чертёжницей и переписчицей 10.Забраковал 11.Поставил пятно 12.Немец-педант. 13.Посадить сирень 14.Заложить вещи и получить деньги 15.К садовнику