Урок «Файлы и папки (каталоги)»
4-й класс
Цели урока: Помочь учащимся осознать практическую значимость
систематизации информации с помощью папок и файлов.
Задачи урока:
Образовательные: получить представление об иерархической структуре компьютера; изучить основные понятия: файл, папка, расширение и имя файла; рассмотреть на практике операции с файлами и папками.
Развивающие: развить умение ориентироваться в дереве каталогов; развить навык выполнения операций над файлами: копирование, переименование, вставка, удаление; развить интерес к изучению информатики.
Воспитательные: воспитать чувство ответственности за программное обеспечение (системные каталоги) размещённое на диске.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала
3. Физкультминутка
4. Изучение нового материала
5. Практическая работа
6. Закрепление изученного материала
7. Подведение итогов урока
8. Домашнее задание
В результате освоения материала урока: Основополагающий вопрос:
Что такое файл? Как создавать и перемещать файлы?
1. Организационный момент (Слайд 1, 2)
Сегодня вам ребята предстоит выполнить практическую работу. А инструмент, который мы будем использовать для этой работы - компьютер. Прежде чем приступить к работе необходимо вспомнить правила техники безопасности.
2. Повторение изученного материала (Слайд 3)
Что такое файл? (чисть память компьютера, у которой есть имя)
Для чего нужны папки? (для сортировки файлов)
Вы уже знаете, что меню, которое можно вызвать щёлкнув правой кнопкой мыши, называется контекстным. А как с помощью этого меню создать папку? (ПКМ по свободному полю и выбрать пункт созвать).
А какие операции можно выполнять с файлами и папками? (создать, сохранить, копировать, вырезать, вставить, открыть, переименовать, переместить, удалить) Ученик, назвавший, операцию прикрепляет карточку на доску, карточки будут находиться на доске на протяжении всего урока (Приложение I).
(Слайд 4)
Нам предстоит выполнить практическую работу. Перед вами папка, в которой находится 9 файлов.
Эти файлы уже имеют имена, но давайте посмотрим, соответствуют ли они содержимому файлов? (Нет, файл с изображением пчелы лучше нажать «пчела») Эти файлы нужно переименовать.
А на какие три группы можно разделить эти файлы? (Насекомые, техника, пейзажи). Для каждой группы лучше создать отдельную папку и поместить туда файлы. Например, создадим папку «Насекомые» и разместим в ней файлы «пчела», «муха» и «жук».
Для того чтобы навести порядок в этой папке вам нужно переименовать файлы и разместить их но папкам.
(Слайд 5)
А теперь давайте составим план выполнения работы. Перед вами карточки с командами (Приложение 2). Как вы считаете, какая команда должна быть первой?
Мы составили план действий и записали команды по-порядку. Как называется план действий записанный по порядку? (алгоритм) А как называется такая запись алгоритма, когда каждая строчка нумеруется? (построчная запись)
3. Физкультминутка
Перед тем, как выполнить работу на компьютере, нужно размять ручки и пальчики. Монитор - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое выводит зрительную информацию (закрыть/открыть глаза ладошками).
Колонки - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать два прямоугольника), которое выводит звуковую информацию (закрыть/открыть ушки ладошками).
Клавиатура - это устройство компьютера (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), которое позволяет вводить символы (изобразить руками процесс набора текста) и команды (погрозить пальцем).
Компьютерная мышь - это устройство компьютера (изобразить движения мыши по коврику), которое позволяет вводить команды (погрозить пальцем).
Системный блок - это корпус (в воздухе руками нарисовать прямоугольник), внутри которого находятся устройства, которые позволяют хранить (обнять себя руками) и обрабатывать информацию (в воздухе водить руками по кругу).
Повторить несколько раз в различном порядке.
4. Практическая работа 15 мин.
Теперь приступим к работе. Скопируйте файл с заданием в свою папку. Теперь выполните все действия составленного алгоритма по порядку. Учитель проверяет задание у каждого ученика и выставляет оценку.
5. Закрепление изученного материала (Слайд 7)
На уроке мы обсуждали тему «Файлы и папки» и выполнили практическую работу. Мы выяснили, что файл - это часть памяти компьютера, у которой есть имя. Сейчас давайте посмотрим зачем нужны папки и как их по другому называют. В конце просмотра вас ждут несколько вопросов - слушайте внимательно! Просмотр видеофрагмента «Анимация «Файлы и папки» единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (Слайд 8) Вопросы по фильму:
Как по-другому называют папки? (директории)
Что такое файл?
Для чего нужны папки?
По какому принципу файлы собирают в папке?
Может ли в папке находиться другая папка?
Можно ли в одной папке создавать файлы с одинаковыми названиями?
7. Подведение итогов урока (Слайд 9)
С каким настроением вы работали на уроке? Скажите, а что нового вы для себя открыли сегодня? Какое задание у вас вызвало затруднение?
Какое задание показалось вам наиболее интересным?
Ребята, сегодня мы выяснили, как лучше называть файлы и папки, чтобы их было легко найти. Таким образом, файлы и папки будут в порядке!
8. Домашнее задание