СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для учащихся 5 классов по теме "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием"(авторы:Т.А.Ладыженсая,М.Т.Баранов,Л.Н.Тростенцова)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием"»

Урок по теме: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»

5 класс

Тип урока:урок открытия нового знания

Цель и задачи:

  • формировать умение определять спряжение глагола с безударным окончанием

  • вывести алгоритм определения спряжения глагола с безударным личным окончанием;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы;

совершенствовать умение устанавливать последовательность действий (составлять алгоритм) и работать по нему;

  • воспитывать самостоятельность, умение работать в паре, группе.

Планируемый результат

1.Предметные умения

  • уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.

  • уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.

  • безошибочно писать личные окончания глаголов; 

2.Универсальные учебные действия

Личностные УУД:

  • - сохранять мотивацию к учёбе;

  • -ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

  • -развивать способность к самооценке;

  • - определять правила работы в парах, группах

Регулятивные УУД:

  • - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • - принимать  и сохранять учебную задачу;

  • - планировать свои действия;

  • - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • - отличать верно выполненное задание от неверного;

  • - осуществлять самоконтроль;

  • -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в учебнике;

  • -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

  • - проводить анализ учебного материала.

  • - уметь определять уровень усвоения учебного материала

Коммуникативные УУД:

  • - слушать и понимать речь других;

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

  • - допускать существование различных точек зрения; учитывать разные мнения

  • Формы организации работы детей: индивидуальные, парные, групповые,







Ход урока

1.Организационный(1 мин)



- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть!Мы начинаем урок вот с такого радостного анимационного изображения. (Слайд 1)

Мне хотелось бы ,чтобы это солнце зарядило вас хорошим настроением и силой,чтобы день ваш был успешным и на всё хватило сил.Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом . Садитесь.

2. Определение темы урока (3 мин)

-Вспомните,чему вы учились на прошлом уроке.(определять спряжение по ударному окончанию)

-Как вы это делали?(определяли окончание,ставили ударение,по букве гласного звука определяли спряжение) Слайд 2

-Посмотрите на доску.К какой группе слов вы смогли бы применить свои знания?(к 1)

Зов..м Дума..м

Сколь….т Согре..т

Крич…т Обува…шь

Говоришь Нянч…т



Почему?(окончания ударные).Возникнет ли у вас затруднения в определении букв?

-У глаголов 2 группы можем ли сразу определить спряжение?(нет)

-Почему?(окончания безударные)

-- Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? (Определение спряжения глаголов с безударным окончанием)

-Чему мы должны будем научиться?

-А для чего нам уметь определять спряжение?(чтобы грамотно писать окончания глаголов)

-Значит,чему вы ещё должны научиться?

 (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

3.Актуализация опорных знаний и умений.(4 мин)

-Прежде чем преступить к изучению новой темы,нам необходимо повторить материал,который нам поможет в изучении нового.

Тест. (слайд 3)

1.Начальная форма глагола______________________(неопределённая)

2.Вопросы,на которые отвечают глаголы в неопределённой форме____________ и _________(что делать? Что сделать?)

3.Назовите глагольный суффикс в глаголе «спать»________________________

4..Вид глагола, к которому задают вопрос «что делать»_______________________

5. «главная» буква в окончаниях глаголов 1 спряжения?

6.Окончания глаголов в 3 лице множественного числа 2 спряжения?

7.Изменение по лицам и числам называется___________(спряжением)


4.Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила( 5 мин)

Слайд 4.

-Материал,который мы повторили поможет вам…..(определять спряжение по безударному окончанию,правильно писать безударное окончание глаголов.)

-Прочитайте ещё раз все глаголы.Какой опасный звук слышим?(и)

-Какими буквами можно обозначить?(и,е)

Значит,нам нужен алгоритм,последовательность действий.

-Я предлагаю вам поработать в паре и восстановить последовательность ваших действий.

Алгоритм. (слайд 5)

 Если окончание безударное:

  1. ставлю глагол в неопределённую форму;

  2. смотрю, какой суффикс перед - ть-;

  3. если -и- - глагол 2 спряжения

  4. если не - и - - глагол 1 спряжения

Проверка.


5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


5.1.-Что ещё обязательно надо учитывать при определении спряжения?(глаголы-исключения) Слайд 6

_Все эти глаголы относятся к какому спряжению?(2)О каких глаголах мы не вспомнили?(брить,стелить)

Слайд 7.

-Проверим как вы поняли материал.

-Я предлагаю вам поработать в группах. Возьмите карточку.Ваша задача определить спряжение глаголов и записать номер спряжения в карточку.Работаете по очереди,комментируя свой выбор.

1

1


2

1

3

1

4

2

5

1

6

2

7

2

8

1

9

2


1.сеять

2.кляняться

3.пахать

4.учить

5.брить

6.носить

7.слышать

8.дуть

9.строить

-Закрасьте ячейки с цифрой 1.Какая буква получилась?

-Возьмите «Лист достижений».Определите свой уровень понимания теоретического материала.


5.2-Для чего вы должны уметь определять спряжение?(чтобы правильно писать окончание)

Вернёмся к алгоритму. Слайд 8.


-Если глагол 1 спряжение,какая буква будет главной в окончании(е)

-А в 3 лице мн.числе?(ут,ют)

-У глаголов 2 спряжения какую букву будем писать?(и)

-В 3 лице множ.числе?(ат,ят)

-Запишите в схему недостающие пункты алгоритма. Слайд 9

-Давайте вернёмся к глаголом,написание окончаний которых у нас вызвало затруднение и вставим пропущенные буквы с опорой на алгоритм.

.Дума..м

Согре..т

Обува…шь

Нянч…т

5.3. Работа в группах. Слайд 10

Определяем окончание глаголов, чётко следуя алгоритму.

Ты худе…шь

мы люб……м

он рыбач…..т

ты терп..шь

она выстрел…т

мы колот…м

вы бормоч…те

мы уход…м


6.Включение нового знания в систему знаний и повторение

Слайд 11.

1.-Посмотрите на доску и сравните рассуждения 2 учеников.Кто из них прав?

Броса…т

Н.ф.-бросать,глагольный суффикс –а-.

Значит , глагол 1 спряжения.

Поэтому будет окончание -ет

Броса…т

Н.ф.-бросить,глагольный суффикс –и-.

Значит , глагол 2 спряжения.

Поэтому будет окончание -ит









-При определении спряжения необходимо учитывать вид. Слайд 12

-Запишите в столбик слова.Образуйте форму 2 лица ед.числа,3 лица ед.числа

выполнять

выполнить

определять

определить

2.Упр. 670 — комментированное письмо.

Комментарий

Обижаюсь (несов. вид): обижаться (I спр.) — обижается — обижаются;

обижусь (сов. вид): обидеться (II спр.) — обидится — обидятся;

объявляю (несов. вид): объявлять (I спр.) — объявляет — объявляют;

объявлю (сов. вид): объявить (II спр.) — объявит — объявят;

закручиваю (несов. вид): закручивать (I спр.) — закручивает — закручивают;

закручу (сов. вид): закрутить (II спр.) — закрутит — закрутят;

отвечаю (несов. вид): отвечать (I спр.) — отвечает — отвечают;

отвечу (сов. вид): ответить (II спр.) — ответит — ответят.



3.Встречаются глаголы,в которых очень трудно определить букву в безударном окончании по неоределённой форме.Прочитайте примеры таких глаголов.

Лезет,выспится,выльешь,выглядишь

-Запишите глаголы в столбик.Запишите неопределённую форму.Выделите суффикс.Что заметили?По глагольному суффиксу не определить. Ведь личные окончания у нас не совпадают с этими спряжениями



-Что делать ?(Можно поставить глагол в 3 лицо мн.число) Слайд 13.

- А попробуйте отбросить приставки в этих словах. Что получится? (Спится, льёшь, глядишь. Окончание становится ударным.)

- Верно. Теперь еще раз определите спряжение, теперь уже судя по ударному окончанию. Какого, оказывается, спряжения слова?

(Выспится – 2 спр., выльешь – 1 спр., выглядишь – 2 спр.)

Выспится – выспаться – спится

Выльешь – вылить – лить

Выглядишь – выглядеть – глядишь

- Верно. Несмотря на то, что, например, инфинитив глагола «глядеть» оканчивается не на –ить, это все равно глагол 2-го спряжения, поэтому в глаголах с ударным окончанием мы определяем спряжение не по инфинитиву, а по форме глагола. Например, по форме второго лица, единственного числа. Запомните это.

Какой вывод мы можем сделать из этого упражнения? (Мы не можем определить спряжение по инфинитиву, если окончание под ударением, также, если есть приставка –вы- в глаголе с безударным личным окончанием, то её нужно отбросить, тогда окончание станет ударным)



Упр.672.



7.Рефлексия.







8.Домашнее задание

- Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы дома.Каждому ученику выдаётся карточка с записанными на ней 3 текстами. Уровень сложности у них не обозначен. Учащиеся определяют степень трудности заданий сами, проанализировав все тексты. Каждый ученик выполняет задание по своему выбору.. Работа оценивается баллами.

 

I-й уровень – самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание.

Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II-й уровень – сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…т.

III-й уровень – еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения.

Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.





























































Приложение.

Лист достижений по теме « Глагол»

Проверяемые умения

Определение собственного знания/незнания

Мои результаты выполнения тестовых работ

Даты

Могу сам(а)

Может понадобиться помощь

Не смогу










Дать определение глагола













Определить время













Определить вид













Определить лицо













Определить род













Определить спряжение по ударному окончанию













Определить спряжение по безударному окончанию













Определить букву в безударном окончании













Глагол

Вопрос

Время

Вид

Лицо

Число

род

спряжение

встретишь








скрипит








раскинулась








строю








сварила








жужжит








вычитаем








замерзнут








играем








позовёт








Итого








Карточка 1.

Глагол

Вопрос

Время

Вид

Лицо

Число

род

спряжение

говоришь








подкормим








читает








купалась








летят








думаю








прогремел








охраняла








идём








выстрелят








переночуешь








Итого








Карточка 2.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!