Дата Класс – 5
Тема: Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»
Цель урока – систематизировать и обобщить знания по повести «В дурном обществе»;
формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи:
I.Образовательные:
- учить устанавливать связи между частями сочинения;
- учить различать главную и второстепенную информации.
II. Развивающие
-повторить материал о структуре сочинения ;
- повторить информацию о теме и основной мысли текста ;
- развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение характеризовать литературного героя;
- обогащать словарный запас обучающихся;
- совершенствовать умение обобщать и делать выводы;
- совершенствовать умение логически мыслить;
- развивать наблюдательность, любознательность к жизни других людей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.
III. Воспитательные:
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
- воспитывать ответственное отношение к учёбе;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.
Методы, приемы: пооблемный, поисковый, работа в группах, выразительное чтение, элементы анализа текста, устный рассказ
Оборудование: презентация, учебник-хрестоматия.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать основные нормы русского литературного языка.
Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Метапредметные: Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с учётом познавательных задач
Личностные: Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Ход урока
Хорошо, что твоя дорога
Пролегла через нашу…
-
Организационный этап
Приветствие
Проверка готовности
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сообщение темы урока
К сегодняшнему уроку мы с вами закончили работу над главами повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».
Чем привлекла вас эта книга?
Какие герои вам особенно запомнились, почему?
Почему рассказ о чужом детстве, чужих незнакомых людях так интересен?
Чему он вас научил?
Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»
Цель нашего урока – воссоздать портрет главного героя ВАСИ, какой он человек?
- Какие черты характера его отличают, чем он нам интересен?
Итогом наших наблюдений станет сочинения
-
Предлагаю повторить наши знания о структуре текста сочинения .
-
Из каких частей оно состоит?
-
Обратите внимание на тему нашего сочинения.
-
Кто является главным героем сочинения?
-
Какие факты из его повести вам запомнились больше всего?
-
Как бы охарактеризовали Васю?
Лексическая работа. Составить предложения с этими словами
На доске записаны прилагательные, определяющие характер человека. Выберите те, которые соответствует характеру Васи.
Капризный
Завистливый
Поэтичный
Жалостливый
Жестокий
Добрый
Дружелюбный
Черствый
Чуткий
Справедливый
Легкомысленный
Сообразительный
Внимательный
III. Работа с темой сочинения.
-
Беседа по содержанию повести.
Словарная работа по теме урока
Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.
Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.
К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.
Беседа
— От чьего имени ведётся рассказ?
— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор?
— Как складывались отношения Васи с отцом?
— Почему мальчик вёл такой образ жизни?
Первая встреча с «детьми подземелья».
Инсценировка разговора Васи и Валека.
— Почему не произошла драка?
— Почему Валек проникся доверием к Васе?
— Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.
Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.
— Подготовьте выразительное чтение портретов Маруси и Сони.
— Как автор пользуется приёмом контрастного изображения?
Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”
Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.
— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?
После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.
Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.
— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?
Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.
— Как Вася познакомился с Тыбурцием
Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.
Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.
Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.
Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в сложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.
— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?
— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?
Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (
В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”
— Как изменилось отношение отца к сыну?
С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:
—Какова же идея произведения?
Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.
4. Работа над планом сочинения.
План сочинения
1. Вася – главный герой повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
2. История дружбы Васи с «детьми подземелья».
3. О чем заставила меня задуматься повесть «В дурном обществе»?
Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:
любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие.
Приложение.Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»
Составление плана. Определение ключевых слов. Сбор материала к сочинению
План | Ключевые слова | Материал к сочинению |
1.Вася-главный герой повести. | Осиротел в шесть лет | Мать умерла, отец, убитый горем, не обращал на сына внимания. Вася рос, как дикое деревцо. |
2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения. А)Отношения в семье. | В родной семье чувствовал себя одиноким. | Любил отца, мальчику хотелось тепла, ласки, отцовской любви, Но строгое и угрюмое лицо отца отталкивало его, под отцовским взглядом он весь сжимался ,замыкался в себе. |
Б). Знакомство и дружба с Валеком и Марусей. | Жизнь среди мрачных, сырых, темных развалин часовни. Серый камень, пьющий жизнь из Маруси. Готовность на все ради спасения родного человека. Умение ценить дружбу, заботу, готовность помочь, защитить слабого. | Васе трудно было понять, как можно жить среди мрачных, холодных развалин часовни. Его удивила искренняя забота Валека о Марусе. Каждому Васиному приходу больная девочка восторженно радовалась. Она была счастлива, когда мальчик приносил угощения. Валек старался спрятать свое угощение, чтобы потом порадовать сестру. Вася не мог понять , почему Маруся не бегала , редко смеялась и не любила играть в отличие от его сестры Сони. Маруся напоминала цветок, выросший без лучей солнца, руки были тонки и прозрачны, глаза смотрели не по- детски грустно. Васю удивила их забота друг друге, любовь,доброта. Этого не было в его родной семье. |
4.Чему научила Васю дружба с семьей пана Тыбурция? Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство? д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом | Доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, чуткость, несправедливость. | Подружившись с семьей Тыбурция Драба, Вася открыл для себя ужасную правду, что не у всех людей есть дом. Как нелегко живется бездомным бедным людям. Он понял, что человека можно любить и уважать не за его богатства и высокое положение в обществе, а за чуткость , доброту, милосердие. Сам Вася мог быть наказан, когда тайком принес для Маруси куклу сестры. Вид умирающей девочки пробудил в его сердце чувство сострадания, желание скрасить последние дни жизни Маруси оказалось сильнее страха быть наказаным. Приход и рассказ Тыбурция о Васиной чуткости помогли судье посмотреть другими глазами на сына и понять, как одинок было емувсе эти годы без отцовского внимания и любви. |
5. О чем заставила меня задуматься повесть «В дурном обществе»? | Во все времена людьми будут цениться доброта, любовь близких людей, милосердие к нуждающимся, чуткость и отзывчивость. | Повесть «В дурном обществе» была написана В.Г. Короленко в г. Прошли десятки лет, а уроки нравственности, данные в повести, не потеряли своего значения и сегодня. Поступки героев заставили меня задуматься о том, что никакие деньги, богатства, высокое положение не смогут заменить настоящую семью, родительский дом, человеческое участие и сочувствие, стремление помочь людям,нуждающимся в заботе и внимании. |
-
Написание сочинения Написание сочинения на черновике.
-
Поведение итогов урока
Домашнее задание: дописать сочинение.
Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Но мы узнали, что это был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.
В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить.
История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.
Самостоятельная работа над сочинением
6. Домашнее задание: дописать сочинение по плану.
8