СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  литературы в 5 классе по теме:"Контрольное сочинение  по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».  «Васина дорога к правде и добру»

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»»

Дата Класс – 5

Тема: Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»

Цель урока – систематизировать и обобщить знания по повести «В дурном обществе»;

формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.

Задачи:

I.Образовательные:

- учить устанавливать связи между частями сочинения;

- учить различать главную и второстепенную информации.

II. Развивающие

-повторить материал о структуре сочинения ;

- повторить информацию о теме и основной мысли текста ;

- развивать и совершенствовать навыки устной и письменной речи учащихся, умение характеризовать литературного героя;

- обогащать словарный запас обучающихся;

- совершенствовать  умение обобщать и делать выводы;

- совершенствовать умение логически мыслить;

- развивать наблюдательность, любознательность к жизни других людей, воспитывать доброжелательность, отзывчивость.

III. Воспитательные:

- формировать интерес к чтению художественной литературы;

- воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;

- воспитывать ответственное отношение к учёбе;

- воспитывать умение внимательно слушать и слышать мнение одноклассников.

Методы, приемы:  пооблемный, поисковый, работа в группах, выразительное чтение, элементы анализа текста, устный рассказ

Оборудование:  презентация, учебник-хрестоматия.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать основные нормы русского литературного языка.

Уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Метапредметные: Познавательные: Планировать необходимые действия в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Регулятивные: формировать ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с учётом познавательных задач

Личностные: Осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.





Ход урока

Хорошо, что твоя дорога

Пролегла через нашу…

  1. Организационный этап

Приветствие

Проверка готовности

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Сообщение темы урока

К сегодняшнему уроку мы с вами закончили работу над главами повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе».

Чем привлекла вас эта книга?

Какие герои вам особенно запомнились, почему?

Почему рассказ о чужом детстве, чужих незнакомых людях так интересен?

Чему он вас научил?


Контрольное сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». «Васина дорога к правде и добру»

Цель нашего урока – воссоздать портрет главного героя ВАСИ, какой он человек?

- Какие черты характера его отличают, чем он нам интересен?

Итогом наших наблюдений станет сочинения

  • Предлагаю повторить наши знания о структуре текста сочинения .

  • Из каких частей оно состоит?

  • Обратите внимание на тему нашего сочинения.

  • Кто является главным героем сочинения?

  • Какие факты из его повести вам запомнились больше всего?

  • Как бы охарактеризовали Васю?


Лексическая работа. Составить предложения с этими словами

На доске записаны прилагательные, определяющие характер человека. Выберите те, которые соответствует характеру Васи.

Капризный

Завистливый

Поэтичный

Жалостливый

Жестокий

Добрый

Дружелюбный

Черствый

Чуткий

Справедливый

Легкомысленный

Сообразительный

Внимательный


III. Работа с темой сочинения.

  1. Беседа по содержанию повести.

Словарная работа по теме урока

Васина — значит, нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем интересен этот герой? Именно он показан в движении — внутреннем движении.

Дорога — необходимо проследить этапы этого движения, его направление.

К правде и добру — изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека”.

Беседа 

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Как описывает автор городок, в котором происходит действие рассказа? Найдите эпитеты в этом описании. Какой образ создаёт автор? 

— Как складывались отношения Васи с отцом?

— Почему мальчик вёл такой образ жизни?


Первая встреча с «детьми подземелья». 

Инсценировка разговора Васи и Валека. 

— Почему не произошла драка?

— Почему Валек проникся доверием к Васе?

— Найдите в тексте и зачитайте описание Валека.

Валеку было около девяти лет. Он был больше Васи, “худой и тонкий, как тростинка. Одет он был в грязной рубашонке, руки держал в карманах узких и коротких штанишек. Тёмные курчавые волосы лохматились над чёрными задумчивыми глазами”. Валек вёл себя солидно и внушал Васе уважение “своими манерами взрослого человека”.

— Подготовьте выразительное чтение портретов Маруси и Сони. 

— Как автор пользуется приёмом контрастного изображения?

Маруся, сестра Валека, была худенькая маленькая девочка четырёх лет. “Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, — пишет Короленко в главе «Знакомство продолжается». — Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...”

Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: “...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в тёмные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту”. Соня росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За ней ухаживал брат Валек.

— Что принесла Васе дружба с Валеком и Марусей?

После знакомства с Валеком и Марусей Вася чувствовал радость от новой дружбы. Ему нравилось беседовать с Валеком и приносить подарки Марусе. Но по ночам у него сжималось сердце от боли сожаления, когда мальчик думал о сером камне, который высасывает из Маруси жизнь.

Вася полюбил Валека и Марусю, скучал по ним, когда не мог прийти к ним на гору. Не видеть друзей стало для него большим лишением.

— Какое горькое открытие сделал Вася, подружившись с Валеком?

Когда Валек сказал Васе прямо, что они нищие и им приходится воровать, чтобы не умереть с голоду, Вася ушёл домой и горько плакал от чувства глубокого горя. Его любовь к друзьям не стала меньше, но к ней примешалась “острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли”.

— Как Вася познакомился с Тыбурцием

Сначала Вася боялся Тыбурция, но после обещания никому не говорить об увиденном Вася увидел в Тыбурции нового человека: “Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам”. Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция.

        Тыбурций Драб был необычным человеком в маленьком городке Княжье-Вено. Откуда он пришёл в городок, никто не знал. В первой главе автор подробно описывает “наружность пана Тыбурция”: “Роста он был высокого, крупные черты лица были грубо-выразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдавшаяся вперёд нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под нависших бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум”. Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека.

Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Мы можем сделать вывод, что Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию. Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.

      Тыбурций и его дети находят приют в старом замке на острове, но Януш, бывший слуга графа, вместе с другими слугами и потомками слуг выгоняет чужаков из своего “родового гнезда”. Изгнанники поселяются в подземельях старой часовни на кладбище. Чтобы прокормиться, они занимаются мелким воровством в городе.

      Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца Васи, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу, которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь. Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его.

      Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается. Чтобы не ставить судью в сложное положение, Тыбурций с Валеком после смерти Маруси исчезают из городка.

— Как и когда изменилось мнение Васи об отце?

— Как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?

Характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика проявилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он почувствовал глубину социальных различий и понял, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.

— Каким предстаёт перед нами Вася в эпизоде с куклой? (

В эпизоде с куклой Вася предстал перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке — первый и последний раз в своей жизни. Тыбурций увидел эту доброту мальчика и сам пришёл в дом судьи в тот момент, когда Васе было особенно плохо. Он не мог предать своих товарищей, и Тыбурций, как человек проницательный, почувствовал это. Вася пожертвовал своим покоем ради Маруси, и Тыбурций тоже пожертвовал своим скрытным житьём на горе, хотя понимал, что отец Васи — судья: “У него есть глаза и сердце только до тех пор, пока закон спит себе на полках...”

— Как изменилось отношение отца к сыну?

С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, к которому он привык, а истинную душу своего ребёнка:

Какова же идея произведения?

 Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом.


4. Работа над планом сочинения. 

                                                    План сочинения

1. Вася – главный герой повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья».

3. О чем заставила меня задуматься повесть «В дурном обществе»?


           Составим список человеческих качеств, которые проявляет Вася:

любовь к родным, желание понять людей, внимание и любовь к природе, смелость, благородство, верность своему слову, честность, сострадание, доброта, милосердие. 

Приложение.Сочинение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе»

Составление плана. Определение ключевых слов. Сбор материала к сочинению

План

Ключевые слова

Материал к сочинению

1.Вася-главный герой повести.

Осиротел в шесть лет

Мать умерла, отец, убитый горем, не обращал на сына внимания. Вася рос, как дикое деревцо.

2. История дружбы Васи с «детьми подземелья» - история его внутреннего перерождения.

А)Отношения в семье.

В родной семье чувствовал себя одиноким.

Любил отца, мальчику хотелось тепла, ласки, отцовской любви, Но строгое и угрюмое лицо отца отталкивало его, под отцовским взглядом он весь сжимался ,замыкался в себе.

Б). Знакомство и дружба с Валеком и Марусей.

Жизнь среди мрачных, сырых, темных развалин часовни. Серый камень, пьющий жизнь из Маруси. Готовность на все ради спасения родного человека. Умение ценить дружбу, заботу, готовность помочь, защитить слабого.

Васе трудно было понять, как можно жить среди мрачных, холодных развалин часовни. Его удивила искренняя забота Валека о Марусе. Каждому Васиному приходу больная девочка восторженно радовалась. Она была счастлива, когда мальчик приносил угощения. Валек старался спрятать свое угощение, чтобы потом порадовать сестру. Вася не мог понять , почему Маруся не бегала , редко смеялась и не любила играть в отличие от его сестры Сони. Маруся напоминала цветок, выросший без лучей солнца, руки были тонки и прозрачны, глаза смотрели не по- детски грустно. Васю удивила их забота друг друге, любовь,доброта. Этого не было в его родной семье.

4.Чему научила Васю дружба с семьей пана Тыбурция?

Почему Вася не осудил своих новых друзей за воровство?

д) Проявление доброты Васи в истории с куклой. Окончательное разрушение барьера, существовавшего между Васей и отцом

Доброта, милосердие, сострадание, самопожертвование, чуткость, несправедливость.

Подружившись с семьей Тыбурция Драба, Вася открыл для себя ужасную правду, что не у всех людей есть дом. Как нелегко живется бездомным бедным людям. Он понял, что человека можно любить и уважать не за его богатства и высокое положение в обществе, а за чуткость , доброту, милосердие. Сам Вася мог быть наказан, когда тайком принес для Маруси куклу сестры. Вид умирающей девочки пробудил в его сердце чувство сострадания, желание скрасить последние дни жизни Маруси оказалось сильнее страха быть наказаным. Приход и рассказ Тыбурция о Васиной чуткости помогли судье посмотреть другими глазами на сына и понять, как одинок было емувсе эти годы без отцовского внимания и любви.

5. О чем заставила меня задуматься повесть «В дурном обществе»?

Во все времена людьми будут цениться доброта, любовь близких людей, милосердие к нуждающимся, чуткость и отзывчивость.

Повесть «В дурном обществе» была написана В.Г. Короленко в г. Прошли десятки лет, а уроки нравственности, данные в повести, не потеряли своего значения и сегодня. Поступки героев заставили меня задуматься о том, что никакие деньги, богатства, высокое положение не смогут заменить настоящую семью, родительский дом, человеческое участие и сочувствие, стремление помочь людям,нуждающимся в заботе и внимании.

  1. Написание сочинения Написание сочинения на черновике.


  1. Поведение итогов урока



Домашнее задание: дописать сочинение.


        Рассказ ведётся от имени Васи, поэтому прямого описания Васи нет в повести. Но мы узнали, что это был смелый мальчик, честный, добрый, он умел держать слово. Во время дружбы с обездоленными детьми Вася смог осознать то неясное “что-то”, к которому он стремился, и проявить лучшие человеческие качества. Уже в самом начале повести мы видим в Васе желание понять отца, любовь к младшей сестрёнке, сострадание к людям, которых выгоняют из замка, внимание и любовь к природе (“мне нравилось встречать пробуждение природы”), смелость (первый полез в часовню), благородство (не стал драться с Валеком, когда увидел Марусю), верность своему слову. Дружба Васи с Валеком и Марусей помогла проявиться лучшим Васиным качествам, сыграла главную роль в выборе жизненной позиции.

        В нашей жизни мы встречаем множество людей, которые поступают “как все”, “как принято”. Есть другие люди — их очень мало, и встречи с ними драгоценны, — встречи с людьми, которые поступают, как велит им голос совести, никогда не отступая от своих нравственных принципов. На примере жизни таких людей мы учимся, как надо жить.

        История, рассказанная В.Г. Короленко,- урок милосердия и любви к людям.

Самостоятельная работа над сочинением

6. Домашнее задание:   дописать сочинение по плану.



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!