Урок математики в 6 классе по теме «Координатная плоскость»
Учитель: Неподоба Н.А.
Цель урока: закрепить и систематизировать знания о координатной плоскости, полученные учащимися самостоятельно, научиться определять координаты точек на плоскости, изображать точки на координатной плоскости, расширить кругозор учащихся, привить интерес к математике через выполнение заданий, интегрированных с географией.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
-развивать умения отмечать точки на координатной плоскости по их координатам, определять координаты точек, выполнять рисунки по координатам;
- использовать математические знания при выполнении интегрированных заданий.
Метапредметные:
-развивать умение наблюдать и делать самостоятельные выводы; применять теоретические знания в реальных жизненных ситуациях.
Личностные:
-развивать умение общаться в коллективе;
-способствовать эмоциональному восприятию материала.
Формы работы учащихся: коллективная, парная, индивидуальная.
Технологии, методические приемы: технология смешанного обучения (модель «Перевёрнутый класс»), обучение в сотрудничестве, элементы проблемного обучения, словесные методы (беседа), наглядные (демонстрация презентации)
В качестве домашнего задания учащимся было предложено посмотреть видеоурок по теме «Координатная плоскость».
Ход урока.
Организационно-мотивационный этап.
- Добрый день, ребята. Все ль на месте, Все ль в порядке? Ручка, книжка и тетрадка?
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов Яна Амоса Каменского
Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию.
Я.А. Каменский
-Дома вы самостоятельно познакомились с новым материалом с помощью видеоурока, а также прочитав текст в учебнике. С какими понятиями вы встретились? Слышали ли об этом раньше? Все ли было понятно или возникли вопросы? Если все понятно и вопросов нет – зеленую карточку, если возникали трудности – желтую, если ничего не понятно – красную.
(Учащиеся включаются в работу, отвечают на вопросы учителя)
- Исходя из изученного материала попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
(Учащиеся формулируют тему урока, учитель корректирует).
-Запишите в тетради тему «Координатная плоскость».
- Какие цели мы поставим на урок? (называют предполагаемые цели)
Актуализация знаний.
-Проверим, все ли поняли изученный дома материал. Работаем с презентацией и раздаточным материалом. Вы отмечаете все на листочке, дома вклеите его в справочник.
Что называют координатной плоскостью?
Как называют координатные прямые? (координатные оси)
Как называют координатную прямую ОХ? (ось абсцисс)
Как называют координатную прямую ОУ? (ось ординат)
Что показывают стрелки на координатных осях?
Как называют пару чисел, определяющих положение точки на координатной плоскости?
Как называют первое число? Второе число?
Расскажите, как построить точку по ее координатам.
На сколько частей разбивается плоскость координатными прямыми?
Как обозначают координатные четверти?
Какие координаты имеют точки, расположенные в 1 коорд.четверти? (+;+)
Какие координаты имеют точки, которые лежат во II четверти? (-;+)
в III четверти? (- ;-)
в IV четверти? (+; -)
Учащиеся отвечают на вопросы учителя и заполняют или исправляют листы с конспектом. Учитель контролирует работу.
Обратите внимание:
Из двух координат по алфавиту первая – х, а вторая – у. первая в русском алфавите – а, и абсцисса начинается на а.
Ручки сложите в кулачки и соедините перед грудью. Показываем и проговариваем вслух как отмечать координаты точек.
(3; 4), (-2; 5), (-1 ; - 4), (2; - 3), (-4; -6) (КООРДИНАТЫ ТОЧЕК ЗАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)
Парная работа
Учащиеся работают по маршрутным листам. Если возникают вопросы, показывают сигнальными карточками. Учитель корректирует действия учащихся, помогает, отвечает на вопросы учащихся.
1 задание «Точная математика». Выполните №417 а) из учебника. (стр.97)
2 задание «Математика + география»
Каждый из вас ежедневно смотрит, какая температура воздуха за окном. На уроках географии вы строили таблицы температуры воздуха в определенном месяце. А сейчас попробуйте на координатной плоскости построить график температуры за первые 10 дней ноября. На оси OX отмечайте числа месяца, а на оси OY - температуру воздуха в эти дни.
Подумайте, какой длины должен быть единичный отрезок?
День месяца | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Среднесуточная температура | - 1 | +2 | - 1 | + 3 | - 1 | - 3 | + 2 | - 10 | - 13 | - 11 |
3 задание «Выполню сам».
Начертите в тетради систему координат, взяв за единичный отрезок 1 клетку тетради. Последовательно отметьте точки по указанным координатам, соединяя их отрезками. Какой рисунок у вас получился?
1 часть: (-8;1) (-6;2) (-2;0) (1;2) (5;1) (7;-4) (9;-3)
2 часть:(-2;6) (0;8) (3;7) (5;5) (7;7)
3 часть: (1;2) (3;9) (3;10) (4;11) (5;11) (6;10) (6;9) (5;8) (4;8)(3;9)
Рефлексия.
Вернемся к словам Яна Каменского: что нового вы сегодня узнали и чем пополнили свои знания?
Как вы оцениваете свою работу на уроке и почему?
Подведение итогов урока. Оценки за урок.
(Резервное задание) Выполните еще одно задание.
(2;6), (-4;6), (-4;0), (0;0), (0;-3), (-2;-3), (-2;-2), (-4;-2), (-4;-4), (-3;-5), (1;-5), (2;-4), (2;1), (1;2), (-2;2), (-2;4), (2;4), (2;6)
-Какая фигура получилась? (Тот, кто выполнит задание быстро и правильно, получит за урок то, что у него на рисунке.)
Домашнее задание.
1. Выучить понятия (см.конспект), выполнить №418.
2.Выполнить рисунок по координатам на выбор.
Рисунок 1.
(3; - 4), (3; - 1), (2; 3), (2; 5),
(3; 6), (3; 8), (2; 9), (1; 9),
(- 1; 7), (- 1; 6),(- 4; 4), (- 2; 3), (- 1; 3), (- 1; 1), (- 2; 1), (-2; - 1), (- 1; 0), (- 1; - 4),
(- 2; - 4),
(- 2; - 6), (- 3; - 6), (- 3; - 7),
(- 1; - 7), (- 1; - 5), (1; - 5),
(1; - 6), (3; - 6), (3; - 7),
(4; - 7), (4; - 5), (2; - 5), (3; - 4).
Хвост: (3; - 3), (5; - 3), (5; 3).
Глаз: (- 1; 5).
Рисунок 2.
(-4; 4), (-3; 4), (-3; 3), (-1;2), (4; 1), (7; 0), (4; 0), (4; -4), (3; -4), (3; -2), (1; -1), (-1; -1),
(-1; -4), (-2; -4), (-2; -1), (-4; 1), (-6; 1), (-6; 2), (-5; 2), (-4; 4)
Глаз: (-4; 3).