СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Кровеносная система человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для повторения по теме "Кровь. Кровеносная система"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Кровеносная система человека"»

Задание №1

Используя термины: кровь, лимфа, плазма, тканевая жидкость, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, красный костный мозг, донор, реципиент, заполните пропущенные графы таблицы.

Безъядерные клетки, красного цвета, в состав которых входит гемоглобин, осуществляющий транспортировку кислорода

Часть внутренней среды организма, омывающей клетки, мембраны которых избирательно поглощают из нее питательные вещества и кислород и выделяет в нее углекислый газ и другие продукты распада.

Белые кровяные клетки с ядрами, выполняющие защитную функцию.

Человек,  дающий кровь

Человек, принимающий кровь.

Кровяные пластинки, принимающие участие в свертывании крови.

Часть внутренней среды организма, которая образуется из тканевой жидкости, поступающей в лимфатические капилляры, которые берут начало между клетками тканей и переходят в лимфатические сосуды, впадающие в крупные вены груди.

Место образования всех форменных элементов крови

Жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов.

Жидкая часть крови, в которой взвешены форменные элементы.


Задание №2

Вставьте в текст «Кровь» пропущенные термины из предложенного перечня.


Кровь – это ____(А) ткань. В её состав входят _____(Б) и форменные элементы крови: красные клетки - _____(В), белые клетки - лейкоциты и кровяные пластинки - тромбоциты. Кровь,_____(Г) и тканевая жидкость образуют внутреннюю среду организма.

Перечень терминов:

1)лимфа; 2)эритроцит; 3)лимфоцит; 4)плазма;   5)белок; 6)сыворотка; 7)эпителиальная;  8)соединительная

Кровообращение

Сердце человека разделено сплошной перегородкой на левую и правую части. В левой части сердца содержится только ______(А). Сосуды, пронизывающее всё наше тело, по строению неодинаковы, ______(Б) – это сосуды, по которым кровь движется от сердца. У человека имеется два круга кровообращения. Камера сердца, от которой начинается большой круг кровообращения, называется ________(В), а заканчивается большой круг в _______(Г).

Перечень терминов:

1)вена; 2)артерия; 3)капилляр; 4)левый желудочек; 5)правый желудочек;  6)правое предсердие; 7)артериальная кровь; 8)венозная кровь

Транспортная функция крови

Кровь переносит от пищеварительной системы ко всем клеткам тела _______(А) и выносит продукты жизнедеятельности через выделительную систему. От лёгких к тканям и органам кровь транспортирует _________(Б), а обратно уносит ______(В). Кровь переносит также ______(Г) вещества, выделяемые железами внутренней секреции, с помощью которых регулируется деятельность всего организма.

Перечень терминов:

1)кислород; 2)азот; 3)мочевина; 4)питательное вещество; 5)витамин; 6)углекислый газ; 7)гормон; 8)фермент






Задание №3


СОСУДЫ КРУГИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

А) аорта 1) малый круг

Б) легочные вены 2) большой круг

В) капилляры в легких

Г) легочные артерии

Д) нижняя полая вена

Е) почечная вена



ПРИЗНАКИ ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

А) защитная функция 1) эритроциты

Б) участвуют в свертывании 2) лейкоциты

Крови 3) тромбоциты

В) красные клетки

Г) непостоянная форма

Д) содержат гемоглобин

Е) кровяные пластинки



ПРИЗНАКИ КРОВЕНОСНЫЕ СОСУДЫ

А) кровь движется к сердцу 1) артерии

Б) состоят из одного слоя 2) вены

Эпителия 3) капилляры

В) кровь движется от сердца

Г) осуществляют газообмен

Д) на всем протяжении имеют

Клапаны

Е) мышечный слой более мощный


Задание №4

Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?


СОВРЕМЕННЫЕ ВАКЦИНЫ И СЫВОРОТКИ

 С глубокой древности людям были известны такие страшные заболевания, как чума, холера, оспа, коклюш, сибирская язва, столбняк. Эпидемии многих из этих болезней приводили к гибели миллионов людей, которые были совершенно беззащитны перед неминуемой смертью. Так, от чумы в Европе только в 14 веке погибла четверть всего населения. Ещё в середине 17 века почти каждый человек болел оспой. При этом каждый двенадцатый погибал.

 В настоящее время существует хорошо себя зарекомендовавшая система профилактики, где центральным звеном является вакцинация. В сегодняшней практической медицине существуют разные типы вакцин, каждый из которых имеет определённые достоинства и недостатки. В качестве живых вакцин обычно используют так называемые ослабленные штаммы возбудителей, которые утратили большинство патогенных свойств. Живые вакцины относительно дёшевы, так как для иммунизации требуется небольшая доза вируса, поскольку он размножается в заражённом организме, вызывая выработку антител В-лимфоцитами. Их главный недостаток заключается в том, что иногда у людей с ослабленной иммунной системой они могут вызывать тяжёлые формы заболевания.

 Инактивированные вакцины представляют собой препараты убитого патогенного микроорганизма, сохранившего антигенные свойства. Риск заражения при такой вакцинации практически отсутствует. Недостаток этих вакцин – необходимость повторно вводить относительно большие дозы с определённой периодичностью.

 Антитела можно вводить в организм и в готовом виде. Это особенно важно, если заражение уже произошло и на предохранительную прививку уже нет времени. Иммунитет, приобретённый таким образом, будет пассивным.

 Чтобы изготовить лечебную сыворотку, берут кровь либо у человека, перенёсшего данное заболевание, либо у животных, которых предварительно иммунизируют, вводя им возбудителя инфекционного заболевания или его токсин. В ответ на это в организме животного вырабатываются защитныеантитела. Например, противодифтерийная сыворотка представляет собой антитоксин, который получают путём введения в организм животного ослабленного дифтерийного токсина.

 Все вакцины и сыворотки строго специфичны, то есть направлены на определённое заболевание. Например, средством экстренной профилактики столбняка является противостолбнячная сыворотка, содержащая антитоксины к столбнячному токсину.


Задание №5


Используя содержание текста «Современные методики переливания крови» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Что позволило врачам успешно переливать кровь от донора к реципиенту?

2) В каком случае прибегают к аутогемотрансфузионному переливанию крови?

3) Дефицит каких элементов крови будет восполняться в первую очередь у пострадавшего при анемии, вызванной большой потерей крови?


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ

 

Переливанием крови лечат многие болезни. В случае ранений, ожогов, травм, связанных с опасностью для жизни, переливание крови является единственным средством спасения.

 В начале ХХ столетия были открыты группы крови. С этого времени стало возможным правильно подбирать донора реципиенту. В результате практически удалось свести к нулю смертность при данной процедуре.

 В настоящее время в медицинской практике используют следующие методики переливания крови: непрямое, прямое, обменное, аутогемотрансфузию.

 Наиболее распространённый метод – непрямое переливание цельной крови и её компонентов. Кровь и её компоненты обычно вводят внутривенно. Прямое переливание осуществляется с помощью специальной аппаратуры непосредственно от донора больному внутривенно. К прямым переливаниям крови прибегают при внезапной массовой кровопотере в случае отсутствия свежезамороженной плазмы, эритроцитной массы. В этом случае переливают только цельную кровь без консерванта.

 Аутогемотрансфузия – переливание собственной крови, заготовленной заблаговременно на консервирующем растворе. При этом методе обеспечивается лучшая функциональная активность и приживаемость эритроцитов в сосудистом русле реципиента; исключаются осложнения, связанные с несовместимостью крови, переносом инфекционных и вирусных заболеваний. Показаниями к аутогемотрансфузии являются наличие редкой группы крови и невозможность подбора доноров, оперативное вмешательство у больных с нарушениями функции печени и почек.

 Переливание цельной крови представляет определённую опасность, так как помимо необходимых ему компонентов крови – эритроцитов – реципиент получает ненужные для его организма разрушенные лейкоциты, тромбоциты, белки плазмы, антитела, которые могут явиться причиной осложнений.

















Кроссворд «Кровеносная система. Кровь»

  1. Один из двух камер сердца.

  2. Крупный кровеносный сосуд, отходящий от сердца.

  3. Кровеносная система моллюсков.

  4. Препарат, повышающий содержание железа в крови человека. Изготавливают из крови КРС.

  5. Обмен О2 и СО2 в крови.

  6. Специальный орган, обеспечивающий движение крови в организме.

  7. Аорта разветвляется на...

  8. Жидкость, циркулирующая в кровеносной системе.

  9. Функция крови, обеспечивающая свёртываемость, уничтожение болезненных микроорганизмов.

  10. Круг кровообращения связанный с лёгкими.

  11. Круг кровообращения связанный со всеми внутренними органами.

  12. Функция крови: перенос газов, питательных веществ и продуктов обмена.

  13. Насыщенная СО2 кровь.

  14. Кровяные пластинки.

  15. Самые мельчайшие кровеносные сосуды.

  16. Примитивное хордовое, у которого нет сердца.

  17. Функция крови: поддержание температуры тела.

  18. Кровеносная система, где кровь движется по сосудам, а не выливается в полость тела.

  19. Сердце у крокодилов...

  20. Орган, обеспечивающий газообмен между кровью и воздухом.

  21. Особое вещество содержащееся в эритроците, способное легко присоединять, а затем отдавать О2.

  22. Обогащённая О2 кровь.

  23. Бесцветный форменный элемент крови, напоминающий амёбу и выполняющий защитную функцию.

  24. Жидкая часть крови, состоящая из H2O, растворённых в ней солей и питательных веществ.


Скачать

© 2021 211 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!