СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие о местоимении. Личные местоимения. Урок открытия новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Местоимение"»


Санникова Татьяна Николаевна город Добрянка. Пермский край. МБОУ «Добрянская средняя общеобразовательная школа №5».

Предмет русский язык Класс 3 Д

Тема урока «Понятие о местоимении. Личные местоимения»


Урок введение новых знаний. Урок проведен с применением технологии развивающего обучения. Основной целью урока является знакомство с новой частью речи – местоимением, его ролью в речи; познакомить с личными местоимениями; разъяснить, почему их называют личными; развитие умения распознавать местоимения в речи (устной и письменной), правильно употреблять их. На уроке применяется ряд методов: беседа, рассказ, практическая работа, частично-поисковый, проблемный, связь теоретических знаний и умений и их применение на практике, сравнение. Межпредметная связь на уроке и данные методы способствуют и побуждают обучающихся к усвоению знаний и созданию ситуации успеха.

Формирование УУД:

Предметные УУД:

знают: самостоятельные части речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и служебные части речи (предлог, союз);

умеют: задавать вопросы, различать и обозначать изученные части речи;

Должны узнать: о местоимении, как о части речи;

Должны научиться: узнавать местоимения и различать среди других частей речи

регулитивные - определять и формулировать цель деятельности на уроке при изучении местоимения;

познавательные - добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке;

коммуникативные- доносить информацию до участников образовательного процесса- оформлять свою мысль в устной и письменной речи, уметь слышать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе отличную от своей;

личностные - формировать положительное отношение к процессу получения знаний;

Оборудование: карточки с заданиями, использование ИКТ, доска.











Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность детей

1.

Организационный момент.5мин

Цель: организация класса

Задачи:

- создание положительных эмоций на работу;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.


Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем думать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями.

А кто такие исследователи, чем они занимаются?


А что можно исследовать на уроках русского языка?

Запишем в тетради дату и место нашего исследования

– Начнем наше исследование.

  1. СЛАЙД





Исследователи — люди, способствующие получению новых знаний.

Правила письма, орфограммы

Записывают число, месяц, классная работа.


2.

Чистописание. 3мин

Цель: Закрепление навыка начертания букв.

Задачи:

-учить детей аккуратно делать записи в тетради

Внимательно исследуйте строчку букв, что вы заметили?

Запишите, в тетради только те буквы, которые не повторяются дважды, а писать мы будем под девизом: «Пишу правильно, красиво, чисто, аккуратно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ 2. СЛАЙД

Какое слово у вас получилось?





МЕСТОИМЕНИЕ 3. СЛАЙД


3

Изучение нового учебного материала (первая часть). 10мин

Цель:учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока.

-учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы.

-учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации.

Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи.

Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями.

Задачи:

- возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации;

- умение говорить правильной речью.

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

- межпредметная связь;

- своеобразное и правильное выполнение заданий;

- доступность учебного материала;

- эмоциональный настрой обучающихся.

Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока:

- похвала;

- создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала).


Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение?

Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка.

Думаю, что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.




РАБОТА В ГРУППАХ (6групп)


Задание

Распределить слова по группам




1группа

2группа

ДЕВОЧКА

АВТОБУС

КРАСИВЫЙ

НОВЫЙ

ЧИТАЕТ

СТОИТ

Я

ТЫ

МЫ

ВЫ


3группа

4группа

БЕРЁЗА

АЛЛЕЯ

ИНТЕРЕСНЫЙ

УМНЫЙ

ДУМАЕТ

РАБОТАЕТ

ОН

ОНА


5группа

6группа

ВАЛЕНКИ

СОБАКА

ИГРАЕТ

БЕЛАЯ

ВЕРНЫЙ

ЛЕЖИТ

ОНО

ОНИ

А что это такое сущ, прил., гл.?

Все ли слова вы прикрепили на доску?

Назовите, какие слова у вас остались?

Может, кто-то уже знает, что это за слова? Что они обозначают?

Запишите их тетради в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ.

Предлагаю вам побывать на уроке у Татьяны Викторовны.

ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ?

Давайте запишем это в исследовательскую карточку


Продолжаем наше исследование.

Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84

Какой недостаток вы в нём заметили?


- Как можно исправить этот недостаток?


Прочитай текст, заменив в предложениях слово, собака, другими словами.

- Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней?

Запишем в исследовательскую карточку.

- Спиши текст в исправленном виде, подчеркни местоимения.

Отгадайте, о чем идет речь.

Он нужен учителю и ученикам.

Он есть у нас в кабинете.

О чем идет речь?

-А я загадала мел.

-То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его.

- Какую роль выполняет местоимение?

Запишем в исследовательскую карточку.


Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?

Местоимение - это часть речи….








Исследовательская карточка

1.Местоимение – это

2.Употребляется вместо

3.Личные местоимения

4.Не называют предмет, а




ЧАСТИ РЕЧИ

Сущ. Прил. Гл. местоимение























ЧАСТИ РЕЧИ

НЕТ

Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ

Местоимения





МУЛЬТФИЛЬМ

ЧАСТЬ РЕЧИ

МЕСТОИМЕНИЕ - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ.



В каждом предложении повторяется слово – собака.

Слово собака надо заменить другими словами



Слова она, с ней мы употребили вместо имени существительного



Ответы детей.


указывает на предмет


Местоимение – не называет предмет, а указывает на него.


4

ФИЗМИНУТКА

музыкальная

Повторяют движения

5.

Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала

(вторая часть).

Цель:

- помочь сформировать представление о местоимении;


-продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию.


Предлагаю продолжить наше исследование.

С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

А когда вас много?

С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех, к кому обращаемся?

С помощью каких местоимений на того или тех, о ком говорят?

Итак, местоимения имеют лица:

1 лицо – я, мы

2 лицо – ты, вы

3 лицо – он, она, оно, они

Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают?

Сравните местоимения второго столбика. На сколько предметов они указывают?

Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множ. числа.

Запишем в исследовательскую карточку.


Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать?


Я, МЫ


Ты, вы


Он, она, оно, они











На один - единственное число




Много - множественное число







Личные местоимения Я, МЫ

Ты, вы Он, она, оно, они.


6

Закрепление учебного материала.

Цель для педагога:

- выявить уровень усвоения учебного материала;

- научить применять полученные знания самостоятельно на практике


- умение обобщать, делать выводы о местоимении;

- умение подбирать нужное местоимение.

Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах

Критерии определения уровня внимания и интереса школьников:

- доступность и наглядность учебного материала;

- правильное выполнение всеми обучающимися заданий;

- эмоциональный настрой обучающихся.

-Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и закрепить изученный материал


РАБОТА В ПАРАХ

- проверь себя




Все знакомо вокруг, тем не менее,

На земле ещё много всего,

Что достойно, поверь, удивления,

И моего, и твоего.



Проверь себя работа с ноутбуками


Подведем итог урока.

- С какой частью речи познакомились?

– Почему эта части речи получила такое название?

– Что нового для себя узнали?

– О себе местоимение говорит так:

Я о себе такого мнения:

Огромна роль местоимения!

Я делу отдаюсь сполна,

Я заменяю имена!



Рефлексия в конце урока

Цель для обучающихся:

Показать свое отношение к изученному материалу на уроке

Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий.

Задачи:

- создание положительных эмоций;

- формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.


Самооценка обучающихся.

(самооценка проводится для учителя с целью самоанализа построения урока и передачи знаний учащимся, а для учеников с целью оценить усвоение нового материала)


Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов

Я понял, что такое местоимения,

и могу это объяснить одноклассникам.

Я понял, что такое местоимения,

но не уверен, что объясню другому.

Я не совсем понял, что такое местоимения




Задание на дом.

Цель для обучающегося:

- стимулирование к личным достижениям;

- воспитывать нравственное отношение к труду


Учить правило на стр.47. Выполнить упр. 83 (учебник)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!