1. | Организационный момент.5мин Цель: организация класса Задачи: - создание положительных эмоций на работу; - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности. | Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем думать, рассуждать, И друг другу помогать. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. А кто такие исследователи, чем они занимаются? А что можно исследовать на уроках русского языка? Запишем в тетради дату и место нашего исследования – Начнем наше исследование. СЛАЙД | Исследователи — люди, способствующие получению новых знаний. Правила письма, орфограммы Записывают число, месяц, классная работа. |
3 | Изучение нового учебного материала (первая часть). 10мин Цель:учебно-организационные умения: подвести обучающихся к тому, чтобы они самостоятельно сформулировали тему и цель урока. -учебно-интеллектуальные умения: умение определять и решать проблемы. -учебно-информационные умения: умение работать с реальными объектами как с источниками информации. Развивающий аспект цели данного этапа связан с развитием опоры на собственный опыт и сравнение текстов, развитие речи. Цель для обучающихся: осознание необходимости овладения новыми знаниями. Задачи: - возбуждать интерес к предмету русского языка через побуждение творчески мыслить и создание проблемной ситуации; - умение говорить правильной речью. Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку: - межпредметная связь; - своеобразное и правильное выполнение заданий; - доступность учебного материала; - эмоциональный настрой обучающихся. Методы мотивирования (стимулирования) обучающих в ходе урока: - похвала; - создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала). | Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? Ваши предположения, что такое местоимение? Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что, исследовав данную тему, мы узнаем ответ. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой. РАБОТА В ГРУППАХ (6групп) Задание Распределить слова по группам 1группа | 2группа | ДЕВОЧКА | АВТОБУС | КРАСИВЫЙ | НОВЫЙ | ЧИТАЕТ | СТОИТ | Я | ТЫ | МЫ | ВЫ | 3группа | 4группа | БЕРЁЗА | АЛЛЕЯ | ИНТЕРЕСНЫЙ | УМНЫЙ | ДУМАЕТ | РАБОТАЕТ | ОН | ОНА | 5группа | 6группа | ВАЛЕНКИ | СОБАКА | ИГРАЕТ | БЕЛАЯ | ВЕРНЫЙ | ЛЕЖИТ | ОНО | ОНИ | А что это такое сущ, прил., гл.? Все ли слова вы прикрепили на доску? Назовите, какие слова у вас остались? Может, кто-то уже знает, что это за слова? Что они обозначают? Запишите их тетради в строчку. Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. Предлагаю вам побывать на уроке у Татьяны Викторовны. ТАК ЧТО ТАКОЕ МЕСТОИМЕНИЕ? Давайте запишем это в исследовательскую карточку Продолжаем наше исследование. Работа по учебнику. Стр.48 упр. 84 Какой недостаток вы в нём заметили? - Как можно исправить этот недостаток? Прочитай текст, заменив в предложениях слово, собака, другими словами. - Вместо какой части речи, вы употребили слова она, с ней? Запишем в исследовательскую карточку. - Спиши текст в исправленном виде, подчеркни местоимения. Отгадайте, о чем идет речь. Он нужен учителю и ученикам. Он есть у нас в кабинете. О чем идет речь? -А я загадала мел. -То есть, употребляя местоимение, я лишь указывала на предмет, но не называла его. - Какую роль выполняет местоимение? Запишем в исследовательскую карточку. Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать? | Местоимение - это часть речи…. Исследовательская карточка | 1.Местоимение – это | 2.Употребляется вместо | 3.Личные местоимения | 4.Не называют предмет, а | ЧАСТИ РЕЧИ Сущ. Прил. Гл. местоимение ЧАСТИ РЕЧИ НЕТ Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНО, ОНИ Местоимения МУЛЬТФИЛЬМ ЧАСТЬ РЕЧИ МЕСТОИМЕНИЕ - ЭТО ЧАСТЬ РЕЧИ. В каждом предложении повторяется слово – собака. Слово собака надо заменить другими словами Слова она, с ней мы употребили вместо имени существительного Ответы детей. указывает на предмет Местоимение – не называет предмет, а указывает на него. |
5. | Этап усвоения новых знаний и первичной проверки понимания нового материала. Продолжение изучения нового материала (вторая часть). Цель: - помочь сформировать представление о местоимении; -продемонстрировать умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания в новую ситуацию. | Предлагаю продолжить наше исследование. С помощью какого местоимения человек указывает на себя? А когда вас много? С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех, к кому обращаемся? С помощью каких местоимений на того или тех, о ком говорят? Итак, местоимения имеют лица: 1 лицо – я, мы 2 лицо – ты, вы 3 лицо – он, она, оно, они Сравните местоимения первого столбика: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? Сравните местоимения второго столбика. На сколько предметов они указывают? Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множ. числа. Запишем в исследовательскую карточку. Подведем итог этой части урока: С какой частью речи мы работаем, что вы можете о ней сказать? | Я, МЫ Ты, вы Он, она, оно, они На один - единственное число Много - множественное число Личные местоимения Я, МЫ Ты, вы Он, она, оно, они. |
6 | Закрепление учебного материала. Цель для педагога: - выявить уровень усвоения учебного материала; - научить применять полученные знания самостоятельно на практике - умение обобщать, делать выводы о местоимении; - умение подбирать нужное местоимение. Воспитывающий аспект связан с формированием уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении договариваться при работе в парах Критерии определения уровня внимания и интереса школьников: - доступность и наглядность учебного материала; - правильное выполнение всеми обучающимися заданий; - эмоциональный настрой обучающихся. | -Итак, наша с вами следующая задача на уроке – это повторить и закрепить изученный материал РАБОТА В ПАРАХ - проверь себя Все знакомо вокруг, тем не менее, На земле ещё много всего, Что достойно, поверь, удивления, И моего, и твоего. | Проверь себя работа с ноутбуками |
| Рефлексия в конце урока Цель для обучающихся: Показать свое отношение к изученному материалу на уроке Цель для педагога: создание благоприятных психологических условий. Задачи: - создание положительных эмоций; - формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности. | Самооценка обучающихся. (самооценка проводится для учителя с целью самоанализа построения урока и передачи знаний учащимся, а для учеников с целью оценить усвоение нового материала) Оцените свою работу на уроке при помощи смайликов Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое местоимения | |