«Проектирование учебного занятия по истории на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету».
(«История», 5 класс) Авторский коллектив: А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая Принадлежность к линии УМК: Всеобщая история. История древнего мира А. А. Вигасина – О. С. Сороко-Цюпы включает (состав УМК): учебник, ЭФУ, рабочую программу, поурочные разработки, рабочая тетрадь, проверочные и контрольные работы, тетрадь для проектов и творческих работ, атлас, Контурные карты
Тема урока: Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями общественного устройства Древней Индии. Религиозными верованиями.
Задача:
раскрыть взаимосвязь общественного устройства и индуизма,
развивать умения анализировать историческую информацию, формировать навыки классификации полученной информации , сравнивать социальные явления, находить общие и отличные черты; формировать умение формулировать свою точку зрения и аргументировано защищать её; развивать культуру ведения диалога
прививать интерес и уважение к истории и культуре других стран и народов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Виды организации учебной деятельности | Краткое содержание | Планируемые результаты |
Личностные | Метапредметные | Предметные |
Мотивационно-целевой этап Цель: дать представление учащимся об общественном устройстве и религиозных верованиях древней Индии, узнать, что такое варны. Задачи: 1.дать представление о том, что собой представляет индийское общество, его деление на касты и происхождение, 2.понять, осмыслить несправедливое деление людей на касты, осознать учение Будды, человеческое достоинство 3.способствоать воспитанию уважения, интереса к жизни, культуре народов древней и современной Индии. | Объявляет тему и цель урока. Проверяет подготовку к уроку. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока Создаёт эмоциональный настрой на урок. Работа с картой 1.Покажите на карте местоположение Индии и скажите словами? 2. Какие реки протекают в Индии? 3.Горы 4. Расскажите о природе и климате Древней Индии Объясняет задания « Природа и занятия народов Индии | Фронтальная беседа. Индивидуальная работа рассказ | Звучит тихо индийская музыка и слово учителя об Индии. Продолжаем прогулку по Индии. Задает вопросы. Показывают местоположение Индии, горы, реки в Индии рассказ Выполняют задание Занятия и природа Индии (заполняют пропуски в тексте) Индийцы занимались-------- Выращивали……., там,где было суше…..почитали животных…… . | наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; сформировать отношение к народу, природе и стране Индии, изучаемой эпохи. | Регулятивные: Ставить образовательные цели, планировать результаты их достижения, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, развивать навыки анализа и самоанализа, уметь правильно делать самостоятельные выводы и суждения. | Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области истории; владение устной и письменной речью Закрепить местоположение Индии, природные и климатические условия отбор информации, умение сравнивать, сопоставлять, передавать содержание в сжатом виде. |
Этап актуализации знаний | Создание проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Что мы знаем? Что хотим узнать | Эврестическая беседа Фронтальная, индивидуальная | Ответы. Знаем местоположение, горы, реки, природу, климат, занятия Хотим узнать какие законы были у индийцев? Что представляло индийское общество? | Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке Контролирует выполнение работы | Уметь давать определения понятиям. Выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач | Закрепить местоположение Индии, природные и климатические условия отбор информации, умение сравнивать, сопоставлять. Передавать содержание в сжатом виде. Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области истории; владение устной и письменной речью |
Этап изучения нового знания \ Физминутка | Осуществляет: ‑ индивидуальный контроль; ‑фронтальный контроль . План Общественное устройство. Варны 1.Касты в Индии: брахманы, воины, земледельцы, слуги, неприкасаемые. Побуждает Слово учителя. 1Миф о происхождении каст. Варны использование презентации) 2Буддизм Объясняет задание -кластер и фишбоун Что имели? Чем занимались? Права? Особенности жизни Сравнить касты, брахманов с Всеобщей декларацией прав человека Религиозные верования индийцев. | ‑ индивидуальный контроль; ‑фронтальный контроль. Групповая работа Работа с источником Самостоятельная работа | Запись плана в тетрадь Задание. Слушать учителя и выделить касты и их происхождение. Составляют кластер из предложенных слов после прослушивания составляют фишбоун. Работа с понятиями Запись в словарь Чтение источника | Побуждает к высказыванию своего мнения Приводят примеры Проговаривают по цепочке Отвечают на вопросы учителя Выявляют закономерность… Анализируют Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений Объясняют свой выбор Высказывают предположения в паре Сравнивают… Читают текст Читают план описания Подчеркивают характеристики | Делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между событиями, объектами и их характеристиками, описывать события и давать личностную оценку. | Объясняют свой выбор Высказывают предположения в паре Сравнивают… Читают текст Читают план описания Подчеркивают характеристики Здоровье сберегающие технологии |
Этап самоконтроля, самооценка | Организует взаимопроверку Побуждает к высказыванию своего мнения Каково деление было общество? Было ли справедливое? Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Диктует Дает комментарий к домашнему заданию | Индивидуальная, фронтальная Высказывают свое мнение Осуществляют: ‑ самооценку; ‑ самопроверку; ‑ взаимопроверку; ‑ предварительную оценку Записывают дом. задание | Проверяем заполнения кластера и фишбоуна | Сформировать отношение к народу, природе и стране, изучаемой эпохи | Объяснять причины деления общества, варны. приобретение опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; уважения к историческому наследию народов России и Индии | Владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств |
Этап рефлексии учебной деятельности эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать м | Акцентирует внимание на конечных результатах учащихся на уроке Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников Поощрение. Учитель читает стихи индийского поэта и звучит Гимн Индии Спасибо за урок | Формулируют конечный результат своей работы на уроке | Предлагает поставить себе оценку самим. | Стремиться воспитывать интерес к историческому прошлому, уважение к истории своей страны и к Индии | Умение воспринимать информацию, аргументировать свою точку зрения, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы | Планирование собственной деятельности Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Диагностические материалы для оценивания результатов
обучения.
Общественное устройство, варны. Религиозные верования древних индийцев
1 вариант
Часть А
А1. Принадлежность индийца к определённой касте
1) определял император
2) выбиралась каждым индийцем по собственному желанию
3) передавалась по наследству
А2. Какая религия возникла в Древней Индии?
1) зороастризм
2) буддизм
3) даосизм
А3. К какому веку относится жизнь и деятельность царевича Гаутамы и возникновение новой религии в Индии?
1) V (5-му) веку до н.э.
2) III (3-му) веку до н.э.
3) I ( 1-му) веку до н.э.
А4. «Игра для царей», придуманная в Индии, — это
1) футбол
2) шахматы
3) шашки
А5. Назовите бога, о котором идёт речь.
Жрецы-брахманы появились из его рта, воины — из рук, земледельцы — из его бёдер, а слуги — из ступней его ног.
1) Брахма
2) Будда
3) Ганеша
Часть В
В1. Назовите имена трёх богов, которым поклонялись жители Древней Индии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мардук
2) Вишну
3) Ганеша
4) Амон-Ра
5) Брахма
2 вариант
Часть А
А1. Варны и касты — это
1) рабы в Древней Индии и Древнем Китае
2) правящие династии императоров
3) особые разряды индийского общества
А2. Неприкасаемыми в Древней Индии считались
1) цари
2) знатные воины
3) слуги
А3. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались
1) земледельцы
2) жрецы-брахманы
3) знатные воины
А4. С какой целью брахманы становились отшельниками?
1) чтобы сохранить тайну религиозных обрядов
2) у брахманов не было семьи, и они жили в одиночестве
3) они верили, что при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами
A5. Назовите религию, о которой идёт речь в тексте.
По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что главное в человеке — это личные достоинства, а не происхождение. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Когда Гаутама постиг эти и другие истины, он был назван Буддой, то есть Просветлённым. Его учение распространилось по всей Индии, а впоследствии и во многих других странах.
1) буддизм
2) иудаизм
3) индуизм
Часть В
В1. Какие три названия из перечисленных относятся к варно-кастовому делению общества в Древней Индии? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Веды
2) брахманы
3) кшатрии
4) шудры
5) гунны
Ответы:
1 вариант.
А1-3
А2-2
А3-1
А4-2
А5-1
В1-235
2 вариант.
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-1
В1-234