СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Органы чувств№ 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока 3 класс "Органы чувств"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Органы чувств№ 3 класс»

УМК Школа России

Предмет: «Окружающий мир»

Раздел: «Мы и наше здоровье»

Тема урока: «Органы чувств»

Тип: урок открытия новых знаний

Вид: урок – исследование

Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний об органах чувств и информацией, которую человек получает об окружающем мире с их помощью; знакомство с гигиеническими нормами ухода за органами чувств.


  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  2. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД)

  1. способствовать развитию умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать необходимые выводы об органах чувств человека;

  2. формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  3. формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  4. развивать способности активно использовать понятия, характеризующие органы чувств.


  1. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. включить учащихся в деятельность по формированию представлений об органах чувств и их роли в жизни человека;

  2. создать условия для развития интеллектуальных и практических умений детей; развивать навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;

  3. создать условия для воспитания санитарно-гигиенических навыков ухода за органами чувств.


Учебно – методический комплекс

Источники информации: рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, УМК Школа России; Асмолов А. Г. «Программа развития универсальных учебных действий: структура, содержание, ожидаемые результаты»; учебник - А.А.Плешаков «Окружающий мир» 3 класс, Н.Ю. Васильева «Поурочные разработки по курсу окружающий мир».

Оборудование:

Ноутбук, тематические картинки по теме урока, наборы с геометрическим материалом, фрукты (мандарин, яблоко), соль, сахар, платок, корзинка (для сценки), варежки, мяч, моток ниток, коробка, карточки с названием органов чувств.

Дидактическое сопровождение:

  • видеозапись; физкультминутка;

  • тесты на электронных носителях (нетбуках);

  • презентация.

Материалы для познавательной деятельности ученика:

  • рисунки;

  • геометрический материал;

  • детские журналы, репродукции картин.

Используемые методы и приёмы учебной деятельности:

  • словесные (беседа, рассказ, объяснение);

  • наглядный (презентация, наблюдение);

  • проблемно – диалогическая технология;

  • исследование.

Используемые формы учебной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая.


Ход урока

  1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Формируемые УУД:

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

(Учитель создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность).

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке окружающего мира мы с вами будем работать вместе. Меня зовут Ирина Валерьевна.

Прозвенел звонок весёлый.

Всех зовёт он на урок.

Ну-ка, дети, все готовы?

Начинаем точно в срок.

Эмоциональный настрой детей.

Учитель: Сложите ладошки. Представьте, что в них лежит маленький лучик. Слайд 1. Вы чувствуете его тепло. Оно разливается по телу. Вам тепло, уютно, надёжно. И вот этот лучик становится больше. Вы уже не можете его сдерживать. Раскройте ладошки, направьте свои лучики на меня. И вот у нас уже большое солнышко, которое мы составили из наших маленьких лучиков. Мы одна команда. Нам вместе тепло, уютно, надёжно!

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.

Формируемые УУД:

Личностные: формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир.

Регулятивные: способствовать развитию умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования разных точек зрения и право каждого иметь свою; умение работать в парах.

Предметные: включить учащихся в деятельность по актуализации знаний о системе органов человека.


(Учитель ведёт подводящий диалог. Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память).


- С каким разделом вы познакомились на прошлом уроке? (Организм человека).

- Для чего же нам надо знать свой организм? (Чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).

- Зачем нам нужно знать, как заботится о своём здоровье? (Чтобы правильно использовать свой организм, не причиняя ему вред).

- На какие системы делятся внутренние органы человека? (Дыхательная, пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная, опорно-двигательная).

- А теперь я предлагаю вам их вспомнить. Открываем нетбуки, на рабочем столе находим папку с электронными тетрадями, открываем её двойным щелчком, далее находим электронную тетрадь по окружающему миру (значок мальчика робота). Двойным щелчком нажимаем на знак, вводим свою фамилию, класс, номер задания 89 и нажимаем начать.

- Ребята, если кому-то нужна помощь, поднимайте руку, я подойду и помогу.

- Кто справился с этим заданием с первого раза и без ошибок? Поднимите руки. Вы получаете оценку «пять». У кого была одна ошибка. Поднимите руки. Вы получаете оценку «четыре».

- А у кого были затруднения, не расстраивайтесь, получится в следующий раз.

  1. Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации).

Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Формируемые УУД:

Познавательные: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: способствовать развитию умения учащихся обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.

Коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: включить учащихся в деятельность по формированию представлений об органах чувств и их роли в жизни человека.


(Учитель ведёт побуждающий диалог.)

(На доске плакат с изображением человека, но без лица).


- Сегодня на урок к нам пришла девочка. Что в ней необычного? (У неё нет лица, т.е. глаз, носа, ушей, рта, а ещё нет рук).

- А зачем человеку нужны глаза? Нос? Рот? Уши? Руки? (Без них не красиво. Если бы, например, не было глаз, то мы бы не видели).


(Учитель выставляет на доску рисунок глаза. После ответа детей выставляются по очереди рисунки органов чувств).

- Как же назвать эти органы вместе? (Это органы чувств).

- Сформулируйте тему урока? (Изучение органов чувств).


(Тема прикрепляется на доску. Далее по ходу урока собирается кластер).


- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Познакомиться с органами чувств, расширить свои знания о том, как их беречь).

  1. Решение учебной задачи.

Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации, умение отобрать из своего интеллектуального багажа ту информацию, которая пригодится для решения проблемы.

Регулятивные: умение организовать свою работу, оценивать правильность выполнения.

Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать своё мнение, выслушивать мнение других.

Предметные: выявлять особенности разных органов чувств в процессе их рассматривания, делать выводы.

(Учитель через подводящий диалог организует решение учебных задач).


- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

- Так что же будет предметом нашего исследования? (Мы будем исследовать органы чувств человека).

- Давайте приступим к исследованию.

(Учитель организует деятельность).


  1. Исследование органа зрения.

- Ребята, закройте глаза. Не открывая глаз, скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется игрушка).

- Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели).

- Какой орган помогает нам видеть? (Глаза)


(На кластер крепится табличка «орган зрения». На стол каждой группы выдаются предметы для исследования).

а) Что общего и в чём различие предметов? (Внутри конверта листы картона одинаковые по размеру, но различных цветов).

б) Рассмотри фигуры и разбей их на группы (Конверт с геометрическим материалом одного цвета, но разной формы и размера).

в) Рассмотри книги, журналы, может успеешь почитать. (Книги, журналы, репродукции картин).

- У вас на партах лежат конверты с заданием. Вы будете работать в парах. Откройте конверт, прочитайте задание. Выполните указанное задание в исследовании с помощью этих предметов и сделайте вывод: что мы можем увидеть, пронаблюдать при помощи глаз?


(Учащиеся исследуют орган зрения, выполняя данное задание. Анализирую полученные материалы).


- Обращаюсь к ребятам 1-го ряда. Остальные ребята пока внимательно слушают. Ребята, какое задание у вас было и какой вывод вы сделали? (1: фигуры одинаковые по размеру и форме, но разные по цвету)

- Обращаюсь к ребятам 2-го ряда. Какое задание было у вас и какой вывод сделали вы? (2: фигуры одного цвета, но разной формы)

- А теперь ответят ребята 3-го ряда. Ребята, какое задание было у вас и что вы увидели? (3: в журналах мы видим буквы, картинки, кроссворды, можем прочитать много интересного).

- Так что же мы видим благодаря зрению?

(На кластер крепится табличка «Цвет, форма, размер, расположение»).


- При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза - это неотъемлемая часть организма- т.е. орган зрения. Недаром говорят: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

(Рисунок крепится на лицо человека)


- Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменишь. Какие правила по охране зрения надо знать и выполнять?

(Учащиеся формулируют выводы. На кластер крепится табличка «Правила по охране зрения»)


Физкультминутка.

На зарядке весь наш класс,

Упражнения для глаз!

- Ребята, внимание на экран! Выполним упражнение для глаз. Следим за движением снежинки. Слайд 2.


  1. Исследование органа обоняния.

- Ребята, закройте глаза. Что вы почувствовали?

(Учитель проносит мандарин по классу, разносится благоприятный запах).

- Чему принадлежит этот запах? (учащиеся высказывают свои мнения).

- А какой орган помогает нам чувствовать запахи? (Нос, орган обоняния)

( На кластер крепится табличка «орган обоняния»).

- Ребята, откройте учебник и самостоятельно прочитайте на стр.127 – 128 информацию про нос.

(Учащиеся работают по учебнику).

- О каком органе вы прочитали? Какую роль играет орган обоняния? (Орган обоняния помогает нам различать запахи).

(На кластер крепится табличка «запах»).

- Как его нужно беречь?

(На кластер крепится табличка «Правила по охране органа обоняния).

- То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.

(Рисунок крепится на лицо человека)


Физкультминутка. Слайд 3.

- Ребята, давайте сейчас встанем из-за парт и выполним дыхательную гимнастику с помощью носа.


  1. Исследования органа вкуса.

- Отгадайте загадку: «Всегда во рту, а не проглотишь». (Язык)

- А зачем нам язык? Для чего он нужен?

(На кластер крепится табличка «орган вкуса»).

- Для исследования я приглашаю … (двух учащихся).

-Попробуйте на вкус продукты. (Учащиеся пробуют каждый продукт).

- Какой вкус вы почувствовали? (сахар – сладкий, соль – солёная). Вспомните, какой вкус имеет лимон? А лук? (Лимон кислый, а лук горький).

- На языке расположены вкусовые сосочки. В них собраны окончания нервов, благодаря ним человек различает вкус пищи. Каждая часть языка отвечает за свой вкус.

(На кластер крепится табличка «вкус»).

- Предположите, пожалуйста, какая часть языка за какой вкус отвечает.

- За какой вкус отвечает кончик языка? Боковые части языка? Задняя часть языка? (Дети высказывают предположения).

- Проверяем, у кого совпало. Слайд 4

- Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения и обоняния.

- Как беречь орган вкуса?

(Учащиеся формулируют выводы. На кластер крепится табличка «Правила по охране органа вкуса». Рисунок крепится на лицо человека)


  1. Исследования органа слуха.

- Приступаем к следующему исследованию. Посмотрите сценку.

(Выступают подготовленные ученики).

- Здравствуйте, тётя Карина!

- У меня яиц корзина.

- Как поживают домашние?

- Яйца свежие, вчерашние!

- Ничего себе вышла беседа!

- Авось распродам до обеда!


- Что произошло? Почему два человека не поняли друг друга? (Один герой сценки плохо слышит).

- А какой орган помогает слышать? (уши).

- Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! 6, 62. В нашем классе тишина.

- Что вы услышали? Какой вывод можем сделать? (Мы ничего не слышали, потому что уши наши были закрыты. Уши нужны чтобы слышать).


Физкультминутка. Слайд 5.

(Включается грамзапись физкультминутки без изображения. Учащиеся выполняют движения на слух).

- Почему вы начали выполнять именно эти движения? (Мы услышали речь человека, который говорил, что нужно делать).

- Какой орган помог нам это услышать? (Орган слуха – уши).

(На кластер крепятся таблички «Орган слуха», «Звук»).

- Речь людей, пение птиц, шум ветра и многое другое - всё это звуки окружающей нас природы. Орган слуха позволяет нам это почувствовать.

- Как беречь орган слуха?

(Учащиеся формулируют выводы. На кластер крепится табличка «Правила по охране органа слуха». Рисунок крепится на лицо человека).


  1. Исследование органа осязания.

- Ребята, я предлагаю вам угадать, что находится у меня в коробке?

- Я попрошу выйти к доске … (двух учеников). Одно попрошу надеть рукавички.

(Два ученика работают у доски. Один ученик в рукавичках).

- Закройте глаза и определите предмет на ощупь. (Мяч, клубок ниток, яблоко).

(На основе опыта осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков).

- Ребята, как вы думаете, кто точнее определит? Почему? Давайте проверим ваши предположения.

- Назовите предметы. (Учащиеся, работающие у доски, отвечают по очереди).

- Что вам помогло определить предметы? (руки).

- Откроем учебник на стр. 128-129 и узнаем, какой орган помог на ощупь определить предметы и как правильно он называется.

(Один учащийся читает вслух).

- Какой же вывод мы сделаем? (орган осязания – кожа).

(На кластер крепятся таблички « орган осязания», «прикосновение»).

- От чего надо беречь кожу?

(Учащиеся формулируют выводы. На кластер крепится табличка «Правила по охране органа осязания». Изображения рук крепится на рисунок).


  1. Творческое воспроизведение знаний.

Цель: усвоение нового способа действий.

Формируемые УУД:

Познавательные: ориентироваться в предлагаемом учебном материале.

Регулятивные: овладение новыми понятиями, умение анализировать.

Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать своё мнение, выслушивать мнение других.

(Учитель организует работу по закреплению нового знания. Читается вопрос, а дети поднимают карточку с нужным ответом).


- Ребята, сейчас я предлагаю вам поиграть в игру-молчанку. У вас на партах лежат карточки с названием органов чувств. Я читаю вопрос-описание, а вы поднимаете карточку с ответом.

Природоведческий диктант.

а) Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает; носить ее можно хоть сто лет. Помогает человеку освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы (кожа).

б) Он помогает нам издавать нужные звуки, помогает нам есть. Он старательно переворачивает пищу, которую ты жуешь и подкладывает то под одни, то под другие зубы (язык).

в) Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы его задирать к верху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно фильтр, и печка, и сторожевой пост (нос).

г) Ты думаешь, что у тебя, их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Они помогают нам слышать звуки (ухо).

д) Орган, помогающий нам узнавать предметы по цвету, величине, значимости (глаза).

- Молодцы ребята. Вы справились с этим заданием.


  1. Закрепление.

Цель: применение нового способа действий; создание ситуации успеха.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение извлекать информацию и делать логические выводы; умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

Регулятивные: прогнозирование; самоконтроль; коррекция.

Коммуникативные: учебное сотрудничество.

Слайд 6.

- Давайте обобщим знания, которые мы получили сегодня, посмотрев небольшой видеофрагмент.

- А что нового ещё вы узнали из этого фрагмента? (Сведения об окружающем мире попадают в наш мозг, а мозг делает выводы и диктует нам наше поведение).


  1. Итог. Рефлексия.

Цель: осознание метода построения границ применения нового знания, самооценка результатов деятельности.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные: аргументировать свои высказывания.

Личностные: оценивание своего эмоционального состояния.

- Наш урок заканчивается.

- Все ли органы чувств у вас сегодня были задействованы? (Все)

- Какую цель мы поставили в начале урока? (Познакомиться с органами

чувств, научиться их беречь) Как вы думаете, мы этой цели достигли? (да)

- Мысленно положите на правую ладонь знания, с которыми пришли на урок, на левую – те, что получили на уроке. По моей команде ваши ладошки соединятся в хлопке. Знания ваши соединились. Хором скажите «спасибо» себе и окружающим за работу на уроке.

- Ребята, напоминаю вам: поставьте себе оценки в дневник за задание на компьютере.


  1. Домашнее задание. Слайд 7.

- А теперь запишем домашнее задание (на выбор):

1)в учебнике статья на с. 126-129, рабочая тетрадь с. 73.

2)Творческое задание: найдите интересные сведения об органах чувств.


Слайд 8. Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.


Я благодарю вас за работу.

Мне приятно было с вами сотрудничать.





13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!