Урок физики в 7 классе по теме «Плавание тел».
Учитель МОУ Кологривская СОШ Селезнёва Н.П.
Цель урока: Выяснить условия плавания тел в жидкости, усвоить их на уровне понимания и применения, с использованием логики научного познания.
Задачи:
теоретически вывести условия плавания тел в жидкости;
установить теоретически и экспериментально соотношение между плотностью тела и жидкости, необходимое для обеспечения условия плавания тел;
продолжить формировать умение учащихся проводить опыты и делать из них выводы;
научить учащихся решать качественные задачи;
проверить усвоение нового материала;
развитие умений наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
воспитание интереса к предмету;
закрепление правил поведения на воде;
знакомство с методами научного познания и их взаимосвязи;
воспитание культуры в организации учебного труда.
Оборудование:
проектор, экран;
на 2 человека набор: два стакана с водой, грузики: деревянный и железный, кусочки картошки, соль, палочка для размешивания, масло и пипетка;
опорные конспекты по количеству учащихся.
Ход урока
Урок сопровождается показом презентации.
Оргмомент. Беседа о временах года, о лете, о купании в водоёмах, плавании человека.
Объявление темы урока.
Актуализация знаний.
Ребята, вы можете привести примеры тел, которые плавают на поверхности воды?
А какие тела тонут в воде?
А как ещё тело может вести себя в воде? Какие это тела?
Попробуйте угадать, о каком плавающем теле пойдёт сейчас речь.
Сегодня над морем
Большая жара;
А в море плывёт
Ледяная гора.
Плывёт и, наверно,
Считает:
Она и в жару не растает.
(Дети отвечают: Айсберг. Учитель показывает Слайд 2 и обращает внимание на подводную часть айсберга).
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся путаются в ответах.)
Вы не можете точно ответить на этот вопрос. Но у вас уже появляются идеи, гипотезы.
А вы хотите всегда правильно отвечать на вопрос: будет плавать или тонуть тело в той или иной жидкости?
Давайте сегодня на уроке вместе решим проблему.
Проблема.
Выяснить: Каковы условия плавания тел в жидкости.
Решение проблемы - изучение нового материала.
И начинаем шагать к нашей цели маленькими шажками.
Поработаем с опорными конспектами – карточками к уроку, но сегодня они полностью не дописаны. Вам самим нужно в течение урока их сделать.
Выполняем первое задание на карточке к уроку.
Задание 1. Обозначьте силы, действующие на тело, плавающее внутри жидкости.
Проведём опыт 1. Перед вами стакан с водой и два бруска: железный и деревянный. Давайте посмотрим, как они будут вести себя в воде. Опустите их в стакан с водой.
А теперь сделайте вывод об условиях плавания тел в жидкости.
Итак, мы решили проблему?
Как вы думаете, удобно ли нам использовать полученные условия плавания тел для определения: будет ли тело плавать или тонуть в той или иной жидкости?
(Дети отвечают, что неудобно, слишком долго придется вычислять).
Гипотеза не доказана. Значит, проблема решена не до конца. Продолжаем исследования.
Может ли тело в одной жидкости тонуть, а в другой плавать?
Проведём опыт 2. У вас два стакана с водой, соль, кусочки картошки. Попробуйте доказать своё предположение. (Дети проводят опыт, они скорее всего догадаются, что в один из стаканов нужно добавить соль).
Вывод: в пресной воде картошка тонет, а в солёной плавает. Значит, условие плавания тел зависит от соотношения плотности жидкости и плавающего тела.
Докажем это ещё и теоретически.
Запишите формулу, выражающую закон Архимеда.
Запишите формулу для вычисления силы тяжести.
Какие одинаковые величины входят в обе формулы? А какая отличается? Значит, условие плавания тел будет зависеть от плотности веществ.
Допишите в опорный конспект условия плавания тел, используя понятие плотности вещества.
Вернёмся к моему вопросу.
А изменилось бы что-нибудь, если бы воду в океане мы мгновенно поменяли бы на керосин?
(Учащиеся с лёгкостью правильно отвечают на вопрос, используя таблицу плотности веществ).
Поработаем с таблицей плотностей веществ.
Пользуясь таблицей плотности, определите, тела из каких металлов будут плавать в ртути, а какие тонуть?
В какой жидкости утонет лёд?
Яйцо тонет в пресной воде, но плавает в солёной. Почему?
Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?
Будет ли плавать в воде стеклянная бутылка, заполненная водой?
А будет ли в ртути плавать стеклянная бутылка, заполненная ртутью?
В какой воде и почему легче плавать?
Посмотрите, как человек плавает в Мёртвом море, плотность солёной воды которого значительно больше плотности пресной.
Мы говорили об условии плавания твёрдых тел в жидкости.
Проблема. А может ли одна жидкость плавать на поверхности другой?
Проведём опыт 3. Наблюдение всплытия масляного пятна, под действием выталкивающей силы воды.
Цель работы: Провести наблюдение за всплытием масла, погруженного в воду, обнаружить на опыте выталкивающее действие воды, указать направление выталкивающей силы.
Приборы и материалы: сосуды с маслом, водой, пипетка.
Последовательность проведения опыта.
Возьмите с помощью пипетки несколько капель масла. Опустите пипетку на глубину 3–4 см в стакан с водой.
Выпустите масло и пронаблюдайте, образование масляного пятна на поверхности воды.
На основе проделанного опыта сделайте вывод.
Снова вернёмся к таблице плотности веществ. Объясним, почему на воде образуется масляная плёнка.
Итак, проблема решена, значит, жидкости, как и твёрдые тела подчиняются условиям плавания тел.
Почему нельзя тушить горящий керосин, заливая его водой?
Продолжим беседу о жидкостях.
Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде, если это были: масло машинное, мёд и бензин. (Задача на карточке).
1)Укажите порядок расположения жидкостей.
2) В этот сосуд бросили три шарика: парафиновый, пробковый, фарфоровый.
Нарисуйте, в какой части сосуда будут находиться эти шарики.
Для проверки правильности выполнения задания включить слайд 10 или анимацию «Три жидкости».
Разговор о плавании судов (слайд №14) можно начать с вопроса: «Почему суда держаться на воде и перевозят большие грузы, если корпус судов делают из стали, плотность которой больше плотности воды?». Если учащиеся сами затрудняются ответить на этот вопрос, то им нужно объяснить, что из стали делают лишь тонкий корпус судна, а большая часть его объема занята воздухом, среднее значение плотности судна оказывается значительно меньше плотности воды, поэтому оно не только не тонет, но и может принимать для перевозки большое количество грузов.
Вводим понятия: понятия: осадка судна; ватерлиния; водоизмещение; грузоподъемность. Слайд № 18 содержит информацию о подводной лодке. В подводной лодке добиваются различной глубины погружения, регулируя количество забираемой воды в специальные цистерны. Здесь можно проследить аналогию с плавательным пузырем рыбы. Данные слайды ученики с удовольствием озвучивают самостоятельно.
В завершении этапа объяснения нового материала ученикам предлагается самостоятельно сделать вывод: тело плавает, полностью или частично погрузившись в жидкость, при условии: FA = Fт .
На этапе закрепления нового материала школьникам предлагается шесть вопросов (слайд № 20).
Как изменится осадка корабля при переходе из реки в море?
Как изменится водоизмещение корабля при переходе из реки в море?
Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой?
Что будет происходить с кусочком льда в керосине? А в воде?
Кирпич тонет в воде, а полено всплывает. Значит ли это, что на полено действует большая выталкивающая сила?
Два алюминиевых шарика имеют одинаковый объем, но один из них полый, а другой — сплошной. Можно ли, используя знания об архимедовой силе, определить, какой из них полый, а какой сплошной? Как это сделать?
На поверхности воды в ведре плавает пустая медная кастрюля. Изменится ли уровень воды в ведре, если кастрюля утонет?
На последних этапах урока ученики говорят, что нового для себя они узнали на уроке, какие элементы урока им особенно понравились. Учитель оценивает работу школьников, сообщает домашнее задание: § 50,51.
Литература:
1. 2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике./В.И Лукашик, Е.В.Иванова. –М.: Просвещение, 2001.
3. Шабловский В. Занимательная физика.– Санкт-Петербург: Тритон,1997.
4. Перышкин А.В. Физика 7 класс – М.: Дрофа,2006.
5. Усова А.В. Методика преподавания физики./ Ф.В. Усова, В.П. Орехов, С.Е. Каминский и др.–М.: Просвещение,1990.
Домашнее задание.
§ 52-53, прочитать, выучить условия плавания тел, ответить на вопросы
Упр.27.