СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3." 9 класс (технологическая карта)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке содержаться тексты для анализа и отработки критриев оценивания сочинения-рассуждения, критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3., текст для написания сочинения-рассуждения, карточки для определения структуры сочиния. Для проведения урока по данноой разработке ученики должны знать критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3. и уметь применять данные критерии на практике. По данной разработке можно научить учеников выполнить проект и получить продукт-готовое сочинение-рассуждение.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3." 9 класс (технологическая карта)»



Муниципальное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Зерновое Черемховского района


Учебный предмет

Русский язык

Класс

Учитель

Долгих Марина Анатольевна

Тема урока

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

Базовый учебник

Русский язык 9 класс, авторы Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Москва «Просвещение», 2016

Тип урока

Урок развития речи, обучение сочинению-рассуждению

Технология

Метод проектов


Цель деятельности учителя: развивать навыки написания сочинения-рассуждения; выстроить алгоритм работы над сочинением; учить анализировать готовые сочинения, применяя критерии проверки 9.3., создать проект сочинения 9.3. по нравственному понятию «Ответственность»

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Знать: что такое текст, структуру написания сочинения-рассуждения, лексическое значение морально-этических Понтий, критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.

Уметь: анализировать текст, определять его тему и идею, находить правильные аргументы, делать выводы; создавать собственный текст, осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

Личностные УУД: стремление к развитию речи, понимание необходимости подготовки к ОГЭ; самоопределение (внутренняя позиция ученика); умение слушать и вступать в диалог.

Регулятивные УУД: формулирование темы урока, цели, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из представленных источников, и преобразовывать её, строить рассуждения, делать выводы, находить ответы на вопросы, создавать проект.

Оборудование   урока: тетради для творческих работ, доска, памятки, тексты готовых сочинений, текст задания 9.3, словарь Ожегова, компьютер, экран, компьютерные презентации.




Технологическая карта урока.

Ход урока


Структурный компонент урока

Характеристика учебных действий

Учебные действия

I. Орг. момент

Задача: Мотивация к действию на уроке.

Доброе утро, садитесь.

- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: „Если вы мыслите ясно, вы и писать будете ясно, если ваша мысль ценна, будет ценным и ваше сочинение.“ —  Джек Лондон американский писатель

- Какова тема нашего урока?

- Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3

- Записываем число и тему урока в тетрадь.

- Какую цель перед собой поставим?

– Вспомнить алгоритм сочинения-рассуждения - Научиться писать сочинение рассуждение 9.3.

- Давайте с вами вспомним, какие виды сочинений включены в КИМ по русскому языку

-Формат экзамена предлагает нам 3 темы сочинения: 9.1.- лингвистическая тема, 9.2. - сочинение по тексту (аналитическая) и 9.3.- сочинение на этическую тему с привлечением аргументации из прочитанного текста и жизненного опыта.

Данный вид сочинения - Это прообраз сочинения ЕГЭ по русскому языку.

- Сегодня мы работаем над сочинением 9.3.

- Как вы думает, что нам необходимо знать и уметь, чтобы успешно написать сочинение-рассуждение? – структуру сочинения, нравственные понятия, критерии оценивания, умение читать и анализировать текст и умение приводить аргументы.

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебных задач.



Коммуникативные УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






II. Актуализация имеющихся знаний.

Задача: Применение полученных знаний на прошлых уроках, подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.3., отработка навыков оценивания сочинения-рассуждения по критериям.

Работа в группах

Задание 1:

- вспомните структуру сочинения-рассуждения (на столах разрезанные этапы сочинения) – необходимо их расположить по порядку.

- Представитель от группы выходит к доске и прикрепляет свой этап. (1 гр.-тезис и определение; 2гр. – 1 аргумент; 3гр. -2 аргумент; 4гр. – вывод) (Приложение №1)

Задание2: (приложение №2)

- анализ сочинение – надо определить границы этапов?

№1 Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта.

В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам.

Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте Жилин вернулся на родину.

Таким образом, доброта- это стремление делать добро, отзывчивость, проявление любви.

- Как бы вы оценили данное сочинение?

Задание 3: критерии оценивания сочинения 9.3. (Приложение №2)

1гр. – С3К1; 2гр – С3К1; 3гр. – С3К3; 4гр. – С3К4

Задание 4:

Анализ текста 2

№2 Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта. – 1б

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить. – 2б (аргумент из текста)

Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться к нему, чтобы избежать негативных последствий.

- Анализ сочинения по критериям: - Что отсутствует? (комментарий к понятию; нет аргумента из жизни); С3К3 – 2б; С3К4 – 1б (отсутствует аргумент) – ВСЕГО – 6 баллов

Анализ текста 3:

№3 Настойчивость — это положительное качество, позволяющее достигать успехов. Докажу это примерами из текста В. Н. Крупина и собственного жизненного опыта. – нет комментария – 1 балл

Настойчивость пригодится в жизни каждому. У меня есть пример из личного опыта: моя бабушка всегда хотела стать учителем, но, к сожалению, успешно сдать вступительные экзамены в пединститут ей не удалось. Бабушка, конечно, сдаваться не стала, усердно готовилась и через год поступила на филологический факультет. Благодаря настойчивости она осуществила свою мечту, до пенсии работала учителем в школе и даже получила почетное звание «Заслуженный учитель России». – нет примера из текста -1балл

Таким образом, настойчивость — это отличное волевое качество человека, без которого добиться успеха в каком-либо деле будет сложно.

- Анализ сочинения по критериям – Что отсутствует? (комментарий к понятию; нет аргумента из жизни); С3К3 – 2б; С3К4 – 1б (отсутствует аргумент) – ВСЕГО – 5 баллов

Работа по вопросам (фронтально):


Познавательные действия

Выделение необходимой информации.



Работа с этапами сочинения-рассуждения.





Анализ сочинения, работа с этапами сочинения-рассуждения.



Проверка самостоятельной работы.











Подготовка к созданию проекта сочинения-рассуждения 9.3.











Работа в группах: вспомнить критерии оценивания сочинения-рассуждения 9.3.

















Оценивание сочинения-рассуждения 9.3. по критериям


III. Наблюдения над фактами языка

Основная задача урока: закрепление основных этапов сочинения-рассуждения 9.3.


Работа по вопросам (фронтально):


  1. Что представляет собой тезис, определение понятия и комментарий? (пример предложения(ий) из текста + его пояснение своими словами)

  2. Что такое аргументы? Из текста и пример из жизненного опыта?(ответы детей)

  3. Является ли пример из литературы примером из жизненного опыта? Да.

  4. Что такое вывод? – подведение итогов по понятию



Регулятивные действия

Планирование (последовательность действий) (ответить на поставленные вопросы в ходе анализа сочинения-рассуждения.



Познавательные учебные действия

Поиск и выделение необходимой информации


IV. Выявление нравственного понятия, знакомство с текстом, анализ композиции, смысловой структуры, средств выразительности, создание проекта сочинения-рассуждения 9.3.


- Вы сейчас работали в группе, и чтобы ваша группа работа шла хорошо, слаженно, чтобы не подвести свою группу, вы к каждому заданию относились с определенным качеством – с каким? – ОТВЕСТВЕННОСТЬЮ.

- сегодня мы будем с вами создавать проект сочинения на морально-этическую тему по понятию «Ответственность»

- Работать мы будем по тексту, который лежит у вас на столе (приложение №3)

- О чем этот текст?

- В каком предложении или предложениях мы встречаемся с понятием «Ответственность»


Регулятивные действия

Навыки работы в группе



Познавательные:

Вспомнить все изученные морально-этические понятия, необходимые для написания сочинения-рассуждения 9.3.

Обратиться к толковому словарю Ожегова для определения лексического значении слова «Ответственность»




V. Работа над построением сочинения – рассуждения

Задача: создание проекта сочинения-рассуждения 9.3.


1 гр. – работает по 1 этапу и пишет: тезис, определение, комментарий.

2 гр. – ищет в тексте аргумент 1;

3 гр. – создает аргумент 2;

4 гр. – вывод.

Познавательные учебные действия

Составляют части сочинения-рассуждения 9.3.

Делятся полученным материалом

Соединяют все частим вместе

IV. Рефлексия:

Задача: подвести итог работе, делать выводы, обобщать материал.

- Какой проект сочинения получился – каждая группа зачитывает свой материал

- Соединение частей сочинения – рассуждения 9.3.

- Какое сочинение у нас получилось?

- каждая группа делится своей частью сочинения




Регулятивные действия

Навыки саморегуляции и внутренней мотивации

Познавательные учебные действия:

Составление готового проекта сочинения-рассуждения 9.3.

VII. Итог урока

Задача: Оценить работу учащихся согласно результатам. Анализ и оценка успешности достижения цели.

Прохождение по всем этапам урока: что сделано, что узнали. Делимся мнением: «Достигли ли целей нашего рока?»

Коммуникативные учебные действия

Умение слушать и вступать в диалог. Умение правильно выражать мысли.


VIII. Домашнее задание

Задача: Дать установку на тренировку определенных умений.

Написать чистовой вариант готового проекта сочинения-рассуждения 9.3. на основе работы каждой группы на морально – этическую тему по предложенному тексту – понятие «Ответственность»



Коммуникативные учебные действия

Умение задавать вопрос.



























Приложение 1


Тезис . Понятие. Комментария к понятию.

Основная часть.

1 агрумент.

2 аргумент.

Вывод .

Тезис . Понятие. Комментария к понятию.

Основная часть.

1 агрумент.

2 аргумент.

Вывод .




















Приложение 2


Критерии оценивания задания 9.3

Ответ на задание 9.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на
тему, связанную с анализом текста (9.3)

Баллы

С3К1

Толкование значения слова

 

 

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его

2

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение,
но
не прокомментировал его

1

Экзаменуемый дал неверное определение,
или
толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует

0

С3К2

Наличие примеров-аргументов

 

 

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,
или
экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста

3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста

2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента

0

С3К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

 

 

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:
– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
– в работе нет нарушений абзацного членения текста

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,
но
допущена одна логическая ошибка,
и/или
в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,
но
допущено более одной логической ошибки,
и/или
имеется два случая нарушения абзацного членения текста

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,
но
допущена одна ошибка в построении текста

1

 

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4

9




















Приложение 3


1 Доброта — это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим, проявление любви ко всему живому. Доброта спасает нас в трудные минуты жизни, делает нас лучше. Докажу это примерами из текста А.А. Лиханова и из жизненного опыта.

В тексте мальчик Федя переехал из своего поселка, который разрушили, дом пошел на слом, осталась одна голубятня. И тут ему сообщают, что и ее нужно ликвидировать… Федя после такой новости долго не мог прийти в себя, потом стал прощаться с голубями (предложения 12-16). А после он поджег голубятню, но не смог бросить птиц: «Голуби! Разве их можно бросать? Разве он имел такое право? Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили. Он отвечает за голубей». Поведение мальчика, его мысли, чувства — все это говорит о его доброте. Федя проявлял любовь, сострадание к этим птицам.

Говоря о доброте, я сразу вспоминаю Дину, героиню рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Она тоже стремилась делать добро по отношению к Жилину, отзывалась на его просьбы, рискуя, помогла ему выбраться из плена. Благодаря ее доброте Жилин вернулся на родину.

Таким образом, доброта- это стремление делать добро, отзывчивость, проявление любви.


2 Совесть — это чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. Докажу это примерами из текста Р. Погодина и из своего жизненного опыта.  – 1б

В приведенном отрывке мальчик Мишка поступил подло: отобрал у Коли Григорьева альбом, который он собирался подарить учительнице. Мишка скомкал первую страницу альбома, вырвал из него картинки и раздал их ребятам, а самого Колю обозвал подхалимом. Но потом мальчишка понял, что поступил плохо, особенно когда узнал, что этот альбом Коля хотел подарить старенькой учительнице в благодарность за то, что она помогала ему с уроками во время его болезни. В Мишке вовремя заговорила совесть, поэтому ему удалось многое исправить.  – 2б (аргумент из текста)

Таким образом, совесть — это наш внутренний судья, наш внутренний голос, который помогает нам понять, что мы совершили или можем совершить плохой поступок. Главное, вовремя прислушаться



3 Настойчивость — это положительное качество, позволяющее достигать успехов. Докажу это примерами из текста В. Н. Крупина и собственного жизненного опыта. – нет комментария – 1 балл

Настойчивость пригодится в жизни каждому. У меня есть пример из личного опыта: моя бабушка всегда хотела стать учителем, но, к сожалению, успешно сдать вступительные экзамены в пединститут ей не удалось. Бабушка, конечно, сдаваться не стала, усердно готовилась и через год поступила на филологический факультет. Благодаря настойчивости она осуществила свою мечту, до пенсии работала учителем в школе и даже получила почетное звание «Заслуженный учитель России». – нет примера из текста -1балл

Таким образом, настойчивость — это отличное волевое качество человека, без которого добиться успеха в каком-либо деле будет сложно.












































Приложение 4

9.3 Как Вы понимаете значение слова Ответственность? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ответственность?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера – аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения : один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов



(1) Костер для охотника – словно финишная полоса, словно высшая точка в отсчете, заработанная, выстраданная охотничьим днем, каждый час которого можно припомнить до мелочей,  каждое мгновение которого прожито наедине с природой. (2) И вот под легкую истому костра,  отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем. (3) Охотничий костер! (4) Ты спаситель и лекарь охотничьей души.

(5) Из времен самых первых, причем еще безружейных охот неизменно в памяти всплывает мой первый охотничий костер.  (6) Тогда  все было особенным, особенным был тогда и костер на привале, который  впервые  доверили развести мне. (7) Кто-то, не охотник, скажет,  что в этом нет ничего необычного. (8) Но охотник, несомненно, поймет! (9) Самостоятельный костер  был самым значимым для меня эпизодом той охоты. 

(10) Была середина короткого зимнего дня. (11) После сильной пурги лес был завален снегом, и мы вчетвером долго  искали место для своего привала. (12) Постоянно сходили с лыж и измеряли ногами глубину снега, ведь снег-то нужно было откинуть до самой земли, вновь вставали на лыжи и шли дальше. (13) Запомнился тогда крепкий, обжигающий лицо морозец, спасением от которого был только жаркий костер.

(14) Там, где речка делала крутой изгиб и уходила влево, у самого берега рос густой ельник, не позволивший здесь сильно залечь снегам. (15) Мы наконец-то определились с местом костровища. (16) Охотники, уходя дальше по проторенной лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием. (17) Зная всю важность поставленной передо мной задачи, я очень старательно принялся за дело. (18) Развести костер в заснеженном, наглухо промерзшем лесу было делом весьма непростым. (19) Сегодня я пытаюсь вспомнить, сколько мне было тогда лет. (20) Кажется, не больше двенадцати.

(21) В моем распоряжении были топорик и коробок спичек. (22) Ах, тот первый самостоятельный охотничий костер! (23) Это совсем не то, что где-нибудь в обычной обстановке, к примеру, на дружеском пикнике. (24) Конечно,  теперь, когда за моими плечами сотни километров охотничьих троп, задача развести зимний костер мне кажется наивной. (25) Но тогда эта проблема выглядела отнюдь не простой. (26) Я с усердием обламывал для растопа сухие еловые ветки, подбираясь к самым стволам молодых деревьев, осыпая на себя снег, и треск ломающихся сучьев на крепком морозе был слышен далеко от меня. (27) Я быстро набрал ворох растопа, свалил несколько молодых елей, иссохших на корню, нарубил из них добротную кучку дровец, уже хорошо зная о том, как споро съедает на морозе огонь дровишки, и принялся разводить костер.

(28) Сухой еловый растоп, сдобренный полусвернутым вымороженным обрывком березовой коры, отысканной мной при подготовке костровища, быстро занялся огоньком, мгновенно выправив пламя, отогнав от себя было появившийся сизоватый дымок. (29) Моей самой главной задачей было не упустить пламя и вовремя подкладывать дровишки  так, чтобы они занялись огнем. (30) Пара-тройка объятых огнем дровец уже обещала, что костер не погаснет, и оставалось только подкладывать дрова. (31) Почему-то запомнил пару желтоголовых корольков, совсем не боявшихся меня и порхавших в еловых лапах елей прямо над моей головой. (32) Запомнил, наверное, потому, что больше никого живого вокруг меня и не было. 

(33) Угодил я тогда костру: огненные всполохи, потрескивая на ельнике, быстро набирали силу, и мне не оставалось ничего другого, как продолжать заготовку дров.  (34) Тепло костра быстро оплавляло снеговые бока костровища, а я, пробираясь по снегу выше колен, по-прежнему старательно добывал пропитание для своего самостоятельно рожденного охотничьего костра.

(35) Когда вернулись охотники, то мой «обжитый» костерок уже во всю ширь дышал теплом, при этом нагнав добрую кучу углей. (36) Хорошо было сидеть у костерка, уплетая за обе щеки зарумянившееся и оплавившееся от огня сало вприкуску с печеным хлебом, памятуя о том, что все это, в общем-то, простое, нехитрое охотничье счастье подарил тебе и твоим товарищам костер, разожженный тобой.

(37) Великое дело – охотничий костер! (38) Именно он дает мгновенное единение охоты и домашнего очага. (39) Именно костер на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта. (40) Да, именно тогда, после того первого костра, у меня навсегда пропал страх лесного одиночества, страх, с которым охотником не по пути. 

(41) Тот самый первый мой охотничий костер кажется мне неким сном,  ясным и чистым. (42) Мы тогда долго, до самой густой темноты просидели у костра. (43) Слышали, как в морозной тишине хрустели деревья и как тоскливо и заунывно-устрашающе в глубине леса ухал филин. (44) Ночь спутывала лес, а нам вовсе не хотелось уходить. (45) Уже по ночному лесу под россыпью звезд мы шли по лыжне, оставив в зимнем лесу догорающий костер.

(46) Прошло много лет, и не одно пламя охотничьего костра было рождено моими руками, но тот первый,  разведенный в прибрежном ельнике у лесной речки, до сих пор в моей памяти. (47) И почему мне вспоминается тот давний костер моей охотничьей юности, а не какой-нибудь другой? (48) Я знаю почему. (49) Именно с первого костра легла на мои плечи ответственность перед своим делом, перед товарищами. (50) Тогда я хорошо усвоил, как ценны плечо друга и взаимопомощь. (51) Многое дал мне тот первый костер! (52) И вот словно все годы живу в его ярком негасимом свете, в свете любви к лесу, к тому скрытому и дорогому уголку земли мещёрской, где разжёг для товарищей первый костер. 

                                                                                                                                                                                            (По О. Д. Трушину*)

*Олег Дмитриевич Трушин (род. в 1969 г.) — российский писатель

Анализ текста 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!