СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "Порядок выполнения действий. Скобки. УМК «Школа России»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Порядок выполнения действий. Скобки. УМК «Школа России»»

Тема: Порядок выполнения действий. Скобки. УМК «Школа России»

Цели: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; учить находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые задачи и задачи логического характера; совершенствовать вычислительные навыки.

УУД:

Познавательные :учащиеся научатся соблюдать порядок действий при вычислениях; находить значения выражений, содержащих скобки;

Регулятивные: использовать графические модели при решении задач;

Коммуникативные: слушать собеседника и вести диалог;

Личностные: оценивать себя и товарищей.

Ход урока:


  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.


Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.


-Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в Тридевятое государство, а отнесут нас туда волшебные пятерки. Чем лучше вы напишите, тем быстрее мы окажемся в сказке.

(Звучит мелодия « В гостях у сказки»)


2. Каллиграфическая минутка.

-Письмо цифры “5” (Ведем от верхней границы клетки линию до середины, прописываем — овал: закругление и еще раз закругление, отрываем руку и прописываем верхний элемент цифры).

3. Устный счет.

-Сказка начинается. В некотором царстве, в Тридевятом государстве жили-были Иван-Царевич (рис.1) и Василиса Прекрасная (рис.2). Однажды Василиса исчезла. Иван Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти? Где искать? Кто похитил Василису? Мы узнаем, если правильно будем считать устно.

а) (Примеры читают по-разному)

12-3= 73-3 = 60-40 =

8+5 = 84-80= 20 + 30=

б) Устные задачи.

На Земле 4 океана, а материков на 2 больше. Сколько материков на Земле?

в) - Найдите “лишнее” число. Расположите числа в порядке убывания.

35 73 33 40 13 23

В порядке убывания: 73 35 33 23 13

-Теперь перевернем карточки. Что получилось? (КОЩЕЙ)

-Кто же похитил Василису? (рис.3) (КОЩЕЙ)

- Иван-Царевич отправился в путь дальше. Но Кощей послал Змея Горыныча (рис.4) погубить Ивана-Царевича. Нужно победить все три головы, Змея.

-Для этого нужно выполнить задания:

1 уч.(у доски):

- Поставь знаки

12 -6 … 14 – 5 12 + 10…10 +12

-А пока мы решим задачи в стихах:

1.Сеть тяну, рыбу ловлю

Попалось немало:

7окуней, 10 карасей,

1 ершок – и того в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыбок я сварю?

2. Пара лошадей пробежала 20 км. Сколько км пробежала каждая?

3. Определите время (Показываю модель часов)

- Свалили мы Змеиные головы? Молодцы!

- Идет Иван-Царевич. Видит, густой лес. Избушка на курьих ножках стоит, а в ней Баба Яга (рис.5). Баба Яга говорит Ивану: “Если сделаешь то, что раньше никогда не делал, скажу, где Кощей живет. Поможем Ивану-Царевичу?”

В конце урока каждый из вас оценит свою работу.


5.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


(На доске записаны примеры.)

12-2+8=18

12-2+8=2


-Рассмотрите примеры. Сравните. Чем они похожи? Чем отличаются?

-Какое равенство верно? (Первое.)

- Как выполняли действия? (Сначала выполнили вычитание, а потом сложение.)

-А кто уже знает, в каком порядке нужно выполнить действия во втором равенстве, чтобы оно стало верным? (Сначала сложить 2 и 8, а затем из 12 вычесть их сумму.)


6.Выявление места и причины затруднения.


Мы поняли, как нужно решать эти примеры. А как показать это другим и Б.-Яге?

- Чего мы не знаем? (Как показать, в каком порядке нужно выполнять действия в некоторых примерах.)


7.Построение проекта выхода из затруднения (тема, цель, задачи, план, способ, средство)


- О чём сейчас говорили? (О порядке выполнения действий.)

- Какая тема урока? (Порядок выполнения действий.)

- Значит, надо научиться обозначать в записи порядок действий и показать эти умения Б.-Яге)


8.Поиск решения проблемы.


(Учитель выставляет карточку с примером)

10 – 5 + 2

- Прочитайте. Какое действие надо выполнить первым? (Сложение)

- Почему? (Оно выделено)

- Как называется то, что выделено? (Сумма)

- Из числа вычитаем сумму. Для того, чтобы показать, что первым действием будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так:

10 – (5 + 2)

- Что показывают скобки? (Что данное действие надо выполнять первым).

Давайте вычислим:

10 – 5 + 2 = 3

- Можно не указывать порядок действий и укоротить запись, записав результат, полученный в скобках, карандашом.

- Какие действия выполняют первым, если есть скобки?

( Действия в скобках)


-Посмотрите, чем отличаются столбики примеров?

8-3+4=9 8-(3+4)=1

18-8+9=19 18-(8+9)=1


(В первом столбике нет скобок, а во втором есть.)

- Зачем же они нужны?

-Как выполняли действия в первом столбике? (По порядку.)

-Как будем выполнять действия во втором столбике, чтобы получить эти значения выражений? (Сначала выполним действие в скобках.)

-Сравните порядок выполнения действий в первом и во втором столбиках. Что вы можете сказать? ( В первом столбике мы выполняли действия по порядку, а во втором сначала в скобках.)

-Что нам поможет указать на порядок выполнения действий? (Скобки.)

-Сформулируйте правило, как правильно выполнять действия в выражениях со скобками. (Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку)


9.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


- Мы получили новое знание. Проверим, правильно ли мы сделали выводы.

Сравним наше новое знание с научным в учебнике. Прочитайте на с.38 выделенное в рамочку.

- Кто уже сможет рассказать правило Б- Яге?

-Попробуем применить наше новое знание на практике.

№ 1 (с. 38).

(Коллективное выполнение с комментированием.)

Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

(Ноги на ширине плеч, руки за голову.

Наклоны туловища вправо и влево.)

Видишь бабочка летает,

(Взмахи руками.)

На лугу цветы считает:

(Считать пальчиком.)

Раз, два, три, четыре, пять —

(Хлопки в ладоши.)

Ох, считать не сосчитать!

(Прыжки на месте.)

Шесть, семь, восемь, девять, десять —

(Хлопки в ладоши.)

Даже мудрая пчела (Взмахи руками.)

Сосчитать бы не смогла!

(Считать пальчиком.)


10.Самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.


2 (с. 38).

-Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку. (Не получим.)

-Измените порядок действий. Какое действие выполним первым?(Сложение.)

-Вычислите. Получился ли у вас нужный результат? (Да.)

-Поставьте скобки.

(Остальные примеры разбираются аналогично. Следует обратить внимание учащихся на то, что, если скобки не меняют порядок действий, их можно не ставить.)


11.Включение в систему знаний повторение.


3 (с. 38).

(Один ученик выполняет на доске с комментированием, остальные— в тетрадях.)

4 (с. 38).

-Рассмотрите рисунок.

( Составьте задачу по первому решению. (В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке ?)

( Составьте задачу по второму решению. (В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось и лодке?)

Можно ли задачи назвать обратными? (Нет.)

-Решите задачи.

(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение и ответ на доске. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее других, дополнительно можно предложить составить ко второй задаче обратные задачи.)

-Молодцы! Справились с заданием. Баба Яга сказала, как найти Кощея.

-Добрался Иван-Царевич до Кощея. А он встретил Ивана-Царевича такими словами: “Раз ты смог добраться до меня, выполни мое задание и Василиса твоя! Если не выполнишь, голова с плеч!”

5 (с. 39).

(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу на экране)


Ну, Иван, забирай Василису - сказал Кощей. “Только сначала догадайся, где она. У меня 4 башни. Первая башня пустая. Василиса не в самой высокой. Где она?”

12. Рефлексия.

- Хорошо! Спасли мы Василису? Да! Вот видите, как хорошо мы потрудились! Это потому, что все вместе работали. Для общего дела старались. Спасибо всем, все хорошо потрудились (перечисляю).

Итак, что нового мы узнали на пути к спасению Василисы?

В чём испытывали трудности?


(«Проверь себя» (учебник, с. 39). Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.

- Оцените свою работу.

13.Домашнее задание (по выбору).


  • Учебник: № 6 (с. 39).

  • Тетрадь с печатной основой: № 27 (с. 37).


Рис. 1 Рис. 2

Рис.3 Рис. 4 Рис. 5