СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию по теие: "Правонарушения и юридическая ответственность"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Правонарушения и юридическая ответственность"»

Предмет: обществознание Класс: 9

Тема ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Автор: Скрипник Ю.В.

Тип урока. Урок изучения нового материала

Технология урока. С элементами технологии коллективного взаимодействия.

Цель урока. Способствовать формированию представлений о правонарушении и наступлении юридической ответственности

Задачи.

Образовательная:

Сформировать представления у учащихся об основных понятиях урока; о признаках правонарушений, преступлений, юридической ответственности; о видах правонарушений и юридической ответственности; о целях и принципах юридической ответственности. Совершенствование умений учащихся по работе с источниками информации и развитию навыков и умений по созданию теоретической базы для дальнейшего применения полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

Развивающая:

Развивать умения отличать преступления от проступков; умение характеризовать состав преступления; уметь различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения; умение объяснять ситуации и обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Стимулировать учебно – познавательную активность учащихся посредством значимости изучаемой темы в будущей профессиональной работе. Развитие мышления, интереса к процессу обучения, способствовать осмыслению, пониманию учебного материала.

Воспитательная:

Воспитание личности с активной гражданской позицией, расширить кругозор, привить любознательность, интерес к изучаемому предмету.

Планируемые образовательные результаты. Усвоение основных терминов и понятий посредством решения практических заданий.

Основные термины, понятия. Правонарушение, проступки, преступления, юридическая ответственность.

Оборудование. Учебник; рабочая тетрадь; презентация, содержащая схемы «Виды правонарушений», «Виды юридической от¬ветственности», таблицу «Признаки правонарушений»; Уголовный кодекс ДНР(ред.2018)

План урока.

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний по предыдущему уроку (выполнение мини-теста) (10 мин)

3. Изучение нового материала (25 мин)

1) Правонарушение и его признаки.

2) Виды правонарушений.

3) Юридическая ответственность.

4) Виды юридической ответственности.

5) Презумпция невиновности.

4. Рефлексия (5 мин)

5. Домашнее задание (2 мин)

6. Подведение итогов (2 мин)

Ход урока

1. Учитель приветствует учеников, проверяет отсутствующих и готовность учащихся к уроку.

Ученики приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку (наличие на парте учебника, рабочей тетради).

2. Учитель раздает мини-тесты учащимся по пройденному материалу. Ученики выполняют мини-тест.

Мини-тест.

1.Дайте определение понятиям «Право», «Правоотношения», «Правоспособность», «Дееспособность», «Эмансипация»

2. Чем отличается право от других видов социальных ном?

Установите соответствие между определениями и понятиями:

Определения:

1. Группа правовых норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений.

2. Охраняемое государством письменное общеобязательное правило, регулирующее общественные отношения.

3. Вся совокупность правовых норм, действующих в стране.

Понятие:

А норма права

Б система законодательства

В отрасль права

Г институт права

3. Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы

1) Указ Главы ДНР

2) Конституция ДНР

3) Конституционный закон

4) Постановления Правительства

5) Обыкновенный закон

6) Распоряжения министерства

4. Укажите какая отрасль права регулирует приведенные ситуации:

1) Граждане А. и Б. вступили в брак

2) Отец и сын совершили разбойное нападение

3) Супруги организовали фирму по производству мебели

4) Гражданка Н. устроилась на работу в больницу

5. Составьте схему «Элементы правоотношений»

6. Заполните таблицу

Возраст

Права несовершеннолетних

6-14 лет 14 – 16 лет С 16 лет

3. Учитель объявляет тему урока «Правонарушения и юридическая ответственность» и план урока (на слайде 1). Ученики записывают тему урока.



Правонарушение и его признаки. С точки зрения юридической квалификации все отношения между людьми делятся на три категории: правомерные (правоотношения), юридические, противоправные (правонарушения).



Давайте вспомним значение слова «мера свободы», «норма права». Ученики высказывают варианты ответов.

Вывод: Правомерное поведение – соблюдение норм права, реализация прав и соблюдение обязанностей. Ученики записывают определение в тетради.



Вслушайтесь в значение слова «Правонарушение» - это нарушение норм права т.е выражаясь юридическим языком это противоправное поведение (деяние)..



Работая с учебником выделите признаки правонарушения.

Ученики работают с учебником, письменно выписывают признаки:

1. Противоправность (т.е в соответствии с действующим законодательством)

2. Фактическое деяние (т.е действие или бездействие) Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т. д

3. Общественная опасность или причинение вреда т.е предполагает причинение социального вреда (фактическое или возможное). Как правило, правонарушение наносит фактический вред интересам личности; общества, государства. Вместе с тем деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под угрозу (например, нетрезвое состояние водителя, незаконное хранение оружия, несоблюдение техники безопасности, создание преступной группы и т. д.).

4. виновное деяние т.е осознание лицом противоправности своего поведения и связанных с ним результатов, а также признание лица виновным в совершении противоправного деяния компетентным государственным органом (к примеру, признать лицо виновным в совершении преступления в современной России может только суд).

1. Неосторожность

Б) Умысел (прямой и косвенный)

5. ответственное деяние т.е совершение правонарушения является основанием для привлечения правонарушителя к юридической ответственности, выражающейся в применении к нему принудительных мер негативного характера, адекватных причиненному вреду.

Вывод: Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетради.

Ученики записывают в тетради : Любое правонарушение должно быть связано с волей и сознанием людей. Так, малолетний ребёнок или душевнобольной человек не способен пони¬мать значимость своих поступков. Нарушение ими право¬вых норм нельзя считать правонарушением. Законодатель исходит из того, что подобный человек не может осозна¬вать свои действия, поэтому бессмысленно подвергать его ответственности.



Признак «виновность» связан с понятием «вина». Ви¬на — психическое отношение лица к собственному проти¬воправному поведению и его последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности. Умысел бывает прямой и косвенный.



Виды правонарушений.

Правонарушение – это противоправное, общественно вредное, виновное деяние дееспособного лица, за которое государством предусмотрена юридическая ответственность. Ученики записывают определение в тетрадь.

Учитель дает задание: прочитать п. «Виды правонарушений»

Ученики читают и затем самостоятельно заполняют таблицу «Преступление и проступок»



Общие черты / Различия-Преступление/Проступок

Учитель совместно с учениками составляет схему «Правонарушения»

Согласно ст. 14.1 УК ДНР, преступлением признаётся виновно совершённое общественно опасное деяние, запре¬щённое действующим УК под угрозой наказания. Ученики записывают определение в тетрадь.

Ученики выполняют задание 2 «В классе и дома» в учебнике.

Подводя итог, важ¬но подчеркнуть, что все виды правонарушений находятся в тесной взаимосвязи. Так, нарушение водителем правил дорожного движения может повлечь за собой не только административное взыскание, но и (в случае совершения ДТП) гражданско-правовую и даже уголовную ответствен¬ность. Любые правонарушения отрицательно влияют на состояние законности и правопорядка. Поэтому предот¬вращение правонарушений является одной из основных задач государства и общества.



Юридическая ответственность.

Ученики выполняют задание учителя: в учебнике найти два значения «юридической ответствен¬ности» , в ко¬торых оно употребляется. Выписать в тетрадь.



Ученики совместно с учителем устно выполняют задание с помощью учебника: найти признаки юридической ответственности:

• всегда связана с государственным принуждением;

• наступает только за совершённое правонарушение; правона¬рушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим её свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное;

• реализуется в процессе правовой деятельности правоприме¬нительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона;

• её последствиями могут стать негативные для совершившего правонарушение явления (лишение каких-то прав, свободы);

• устанавливается государством в правовых нормах;

• опирается на государственное принуждение;

• применяется специально уполномоченными государственными органами;

• связана с возложением новой дополнительной обязанности.



Виды юридической ответственности.

Учитель предлагает ученикам заполнить схему «Виды юридической ответственности». В итоге она может принять следующий вид:

Учитель поясняет схему с помощью учебника:

• Уголовная ответственность – за преступления. Уголовные наказания: штраф, исправительные работы, ограничение свободы, принудительные работы, арест, лишение свободы и т.д

1. носит личный характер, т. е. применяется к личности (отдельному че¬ловеку), а не к организациям

2. применяется только судом

3. Возраст: с 16 лет, а за наиболее опасные преступления (убийство, умышленное причинение тяжко¬го и средней тяжести вреда здоровью, похищение чело¬века, грабёж, разбой и т. д.) уголовная ответственность предусмотрена с 14 лет.

• Административная ответственность (административный кодекс) – например за нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, хулиганство и т.п), не влечет за собой судимость. Виды наказаний: предупреждения, штраф, конфискация, лишения специальных прав, административный арест, дисквалификация, обязательные работы

• Дисциплинарная и материальная (возместить работником нанесенный им ущерб) ответственность – за нарушение трудового права (т.е лицо совершившее правонарушение, подчинено должностному лицу или органу, налагающему ответственность). Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по статье.

• Гражданская (гражданско-правовая) – за нарушение норм гражданского права. Основана на принципе возмещения ущерба т.е возмещение убытка, уплата неустойки и т.д (имущественный характер)



Презумпция невиновности.



С помощью учебника учитель совместно с учениками раскрывает смысл понятия «презумпция невиновности».

Внимание учащихся акцен¬тируется на следующих аспектах:

• никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда;

• обвиняемый не обязан доказывать свою невинов¬ность;

все сомнения толкуются только в пользу обвиняе¬мого

4. Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует:(фронтальный опрос) Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

1.Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

2.Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.

3.Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку.

4.Подростки курили в школьном туалете.

5.Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба.

6.Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

7.Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)

2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)

3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественных характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)

4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

6. Домашнее задание:

1. Прочитать______________________

2. Выучить записи в тетради.

3. Ученики делятся на 4 группы. Каждая группа составляет по 3 примера-ситуации административных, уголовных, гражданских и дисциплинарных правонарушений (письменно).

7. Учитель подводит итоги урока. Ученики отвечают на вопрос: «О чем вы сегодня узнали на уроке». Учитель выставляет оценки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!