СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Правовое регулирование трудоустройства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Правовое регулирование трудоустройства"»

Конспект урока обществознания для 10 класса
по теме «Правовое регулирование трудоустройства»

Павлова Наталия Сергеевна, учитель обществознания
МБОУ «СОШ №9 им. А.Е. Боровых» г. Курска

УМК «Обществознание. 6 – 9 класс» Боголюбов Л.Н.

Цель урока: помочь овладению практическими приемами трудового правомерного поведения. Сформировать представление обучающихся о трудовых правоотношениях, порядке приема на работу и регулировании труда несовершеннолетних.


Задачи урока:

- сформировать представление о трудовых правоотношениях, познакомить обучающихся трудовым договором;

- создать условия для развития у обучающихся умения анализировать материал учебника, делать выводы, высказывать свою точку зрения;

- развить умения рационально организовывать и планировать свой труд, достойно и компетентно себя подать работодателю при трудоустройстве на работу и заключении трудового договора;

- продолжить формирование навыков работы с заданиями в формате ЕГЭ по изучаемой теме;

- решая ситуационные задачи, связанные с нарушением правил заключения и расторжения трудового договора, создать условия для понимания у обучающихся важности заключения трудового договора при трудоустройстве.

Обучающиеся должны знать:

- понятие трудовые правоотношения;

- субъекты трудовых правоотношений: работник и работодатель, их права и обязанности;

- порядок приема на работу;

- понятие трудового договора;

- условия заключения трудового договора;

- условия расторжения трудового договора;

- особенности регулирования труда несовершеннолетних.

Обучающиеся должны уметь: применять полученные знания в повседневной жизни, а также прогнозировать последствия принимаемых решений.

Основные понятия: трудовые правоотношения, трудовой договор.

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, извлечения из Семейного кодекса, телефон. учебник.

Тип занятия: комбинированное.

Пан урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация

  3. Изучение нового материала

  4. Решение ситуационных задач

  5. Рефлексия



Ход урока:

Дидактическая структура урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный

момент

Приветствует учеников, проверяет присутствующих в классе

Готовятся к уроку.

Актуализация

Ребята, мы продолжаем с вами изучать большую часть обществознания – право. Предлагаю освежить в памяти пройденный материал. Для этого давайте заполним пропуски в тексте на экране. (Спрашивает учеников по поднятой руке)

Заполняют пропуски.

Определение темы урока, постановка учебных задач

Хорошо, молодцы. Немного вспомнили прошлые темы. И так, мы с вами знаем, что человек неизбежно на протяжение жизни вступает в разнообразные правоотношения, которые затрагивают практически все сферы жизни человека. Для того, чтобы определить тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю посмотреть видео. (фрагмент фильма «Курьер» Карена Шахназарова - устройство на работу)

Какой же теме мы сегодня посвятим наш урок? (отвечают) Правильно. Тема «Правовое регулирование трудоустройства» Ребята, у каждого из вас на столах лежит рабочий лист. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) На протяжение урока мы будем с ним работать. Запишите в лист тему.

Как вы думаете на какие вопросы нам необходимо получить ответы по итогу урока?

Смотрят видео, формулируют тему урока, записывают в рабочий лист.











Предлагают варианты.

(что такое трудовые правоотношения, права обязанности сторон, регулирование трудоустройства несовершеннолетних)



Изучение нового материала

Что такое трудовые правоотношения? Давайте попробуем сформулировать определение.

Трудовые правоотношения – это основанные на соглашении между работником и работодателем отношения, урегулированные нормами трудового права. (на протяжение урока постоянно работаем с этим определением)


В каких источниках права мы можем найти нормы трудового права? (Если ученики не дали правильный ответ, учитель им помогает)


Напомню, что Конституция устанавливает в сфере труда. (комментирует кратко слайд 10) В 9 классе мы обращали на это особое внимание.


Возвращаемся к определению.


Трудовые правоотношения – это основанные на соглашении между работником и работодателем отношения, урегулированные нормами трудового права.


Из определения мы видим, что субъектами трудового права являются работник и работодатель, то есть конкретные субъекты, а не все люди. Давайте остановимся на этих субъектах и ближе с ними познакомимся.


В рабочем листе у вас есть два QR-кода. Предлагаю всем, кто сидит по правую сторону перейти по первому коду и познакомиться с правами работника. Всем, кто сидит слева – по второму коду, и познакомиться с обязанностями работодателя. (1,5 - 2 минуты)


Если нет возможности работать с телефоном, учитель раздает детям ТК РФ с указанием статьи, или распечатку необходимых статей.


Проверка. Опрашивает детей по правам/обязанностям сторон.


Ребята, скажите мы сейчас послушали права работника и обязанности работодателя. Не заметили ли вы ничего необычного?


Посмотрите на экран.

Если ученики догадались, учитель хвалит ребят, если нет, то помогает им увидеть взаимодублирование прав одной стороны и обязанностей другой.


Таким образом делаем вывод, в трудовых правоотношениях, как и в любых у участников есть взаимные права и обязанности, порой отражающие друг друга.


Возвращаемся к определению.


Трудовые правоотношения – это основанные на соглашении между работником и работодателем отношения, урегулированные нормами трудового права.


Скажите пожалуйста, в чём выражается это соглашение? (трудовой договор)


Ребята, скажите пож-та, может быть, у кого-то из вас был трудовой опыт, и вам приходилось заключать трудовой договор. (Если да – хорошо), если нет – рассказывает кратко о вариантах работы для подростков)


Скажите, с какого возраста можно заключать трудовой договор? С 16 лет, а вот с исключениями, предлагаю познакомиться дома самостоятельно тем, кому это интересно, а кому сдавать ЕГЭ – это будет особенно полезно.


Хорошо, как и большинство договоров, трудовой заключается в письменной форме. Можно заключить договор на неопределенный срок, а можно на какое-то определенное время, но не больше, чем на 5 лет.


Для заключения трудового договора, необходимо предоставить ряд документов. Может кто-то сможет предположить какие?

(перечисляем документы, необходимые к предоставлению всеми работниками)

При устройстве на работу несовершеннолетними список документов немного меняется. Предлагаю вам дома самостоятельно найти информацию по данному вопросу.


Предлагают варианты.









Дают ответы (Конституция, ТК РФ, ФЗ «О занятости население в РФ», Указы, Постановления, локальные акты и др.)















Достают телефоны, наводят камеру на QR-код, переходят по ссылке, изучают.

















Отвечают.


Предполагают.
















Отвечают.



Отвечают.







Отвечают.







Заполняют рабочий лист.






Отвечают.

Решение ситуационных задач

Итак, предлагаю сейчас нам смоделировать ситуации устройства на работу ваших ровесников. И побыть на месте работника или работодателя.


У каждой группы на столах лежат файлы с информацией необходимой вам для работы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)


1 группа: Вам необходимо помочь работодателю принять решение – брать или не брать Алексея на работу. В помощь вам пакет документов, предоставленный Алексеем и справочный материал. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3, 5)


2 группа. У вас на столах трудовой договор (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), который Ирине необходимо подписать работнику, чтобы приступить к работе. Но у Ирины возникли сомнения по след. пунктам. (указывает пункты) Вам необходимо проконсультировать её, есть ли повод сомневаться. Если что-то вас смутит, прямо в документе можете исправлять.


3 группа: Вам необходимо разрешить ситуацию, с которой столкнулась Марина.


Проверяем работу.


Отлично, молодцы. Все справились с заданием.


Работа в группах.




























Выступление групп.

Рефлексия

Учитель выводит на экран результаты социологического опроса школьников на тему «Чем бы они хотели заниматься в будущем?»


Итак, ребята мы подходим к завершению урока.



Посмотрите пож-та на экран. Здесь представлены результаты опроса учеников по вопросу «Чем бы они хотели заниматься в будущем?»

Вот такие результаты получились. Подумайте к какой-бы категории вы себя отнесли?


Вот у нас тут большинство ответили, что хотели бы заниматься собственным делом, поднимите руки, кто отнес себя к этой категории. А ко второй. Хорошо. А есть ли те, кто не планирует работать вообще?


Если никто из детей не поднял руку.

Вы знаете, мне отрадно видеть, что среди вас нет тех, кто вообще планирует не работать.


Скажите пож-та, а что человеку даёт работа? Кроме средств к существованию, социальных гарантий, пенсии и прочее. (обратиться к конкретному человеку (2-3)


Хорошо, спасибо.

Домашнее задание вы найдете в своих рабочих листах.


Выставляет отметки.

Спасибо за урок. Всего хорошего.










Думают, высказываются.








Поднимают руки.









Высказываются.



ПРИЛОЖЕНИЕ 1



ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Ситуационные задачи


Алексей решил устроиться фельдшером в недавно построенный в его районе фельдшерско-акушерский пункт. Вам необходимо помочь работодателю принять решение – брать или не брать Алексея на работу. В помощь вам пакет документов, предоставленный Алексеем в отдел кадров и справочный материал.




Ученица 10 класса Ирина решила подзаработать летом денег и нашла работу курьером в редакции одной из газет. Ирина внимательно изучила трудовой договор перед тем, как его подписать. И у нее возникли вопросы по следующим пунктам: 1.3., 3.2., 4.1., 4.3. Вам необходимо проконсультировать Ирину. Есть ли у неё повод сомневаться?




Вам необходимо помочь Марине в её ситуации.


Семнадцатилетняя девушка Марина с детства прекрасно танцует, увидев объявление о том, что в популярный ночной клуб в танцевальную группу требуется танцовщица, она решила не упускать шанс. Собрала документы и пришла на собеседование. Но в работе ей отказали. Правомерен ли отказ? Ответ обоснуйте.


Марина не отчаялась, и пришла на очередное собеседование в редакцию газеты на должность курьера. На работу её приняли, но с испытательным сроком 1 месяц. Девушка обрадовалась, ведь была очень уверена в том, что в испытательный срок проявит себя наилучшим образом. По истечении 1 месяца её уволили как не выдержавшую испытательного срока. Законны ли действия работодателя? Ответ обоснуйте.





ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пакет документов




ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Трудовой договор № 0001

г. Курск «01» марта 2022года

ООО «ИнформПлюс» в лице директора Петрова Петра Петровича, действующего на основании Устава, именуемое в дальнейшем «Работодатель», с одной стороны и гражданки Мариной Ирина Ивановны, именуемой в дальнейшем «Работник», с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. Общие положения

1.1. Работник принимается на работу в ООО «ИнформПлюс» по адресу: г. Курск, ул. Ленина, 123 на должность курьера.

1.2. Работник обязан приступить к работе с «03» июня 2022 года.

1.3. Работнику устанавливается испытательный срок продолжительностью _2_месяца.

1.4. В период испытательного срока на Работника полностью распространяется законодательство о труде РФ.

1.5. Настоящий договор является бессрочным.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Права и обязанности Работника соответствуют ст. 21 Трудового кодекса РФ.

2.2. Права и обязанности Работодателя соответствуют ст. 22 Трудового кодекса РФ.

3. Оплата труда

3.1. Работнику устанавливается: должностной оклад (тарифная сетка) 13000 (тринадцать тысяч) рублей в месяц.

3.2. Работнику может устанавливаться премия в размере 10 % за сверхурочную работу.

3.3. Заработная плата выплачивается Работнику не реже чем каждые полмесяца (20-го числа текущего месяца - за первую половину месяца и 5-го числа месяца, следующего за отработанным, - окончательный расчет за отработанный месяц). При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем заработная плата выплачивается накануне этого дня. Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

4. Режим работы и отдыха. Предоставление отпуска

4.1. Работнику устанавливается продолжительность рабочей 36-часовой недели – 5 дней с двумя выходными днями (суббота и воскресенье).

4.2. Время начала и окончания рабочего дня, перерывы для отдыха определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

4.3. Работнику ежегодно предоставляется очередной отпуск с сохранением заработной платы продолжительностью 31 календарный день.

4.4. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, Работнику, по его заявлению, может быть предоставлен кратковременный отпуск без сохранения заработной платы.

5. Ответственность сторон

5.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником своих обязанностей, указанных в настоящем договоре, нарушения трудового законодательства, Правил внутреннего трудового распорядка, а также причинения учреждению материального ущерба, он несет дисциплинарную, материальную и иную ответственность согласно действующему законодательству.

6. Основания для прекращения действия трудового договора

6.1. Расторжение настоящего трудового договора происходит в соответствии с действующим трудовым законодательством.

6.2. Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

7. Особые условия

7.1. Условия настоящего Договора могут быть изменены только по согласию сторон и должны быть оформлены в письменном виде.

7.2. Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами.

7.3. Договор составлен в двух экземплярах. Первый хранится у Работодателя, второй находится у Работника. Оба экземпляра, подписанные обеими сторонами и заверенные печатью Работодателя, имеют равную юридическую силу.

Работодатель

Общество с ограниченной ответственностью «ИнформПлюс» (ООО «ИнормПлюс»

Адрес (место нахождения): 305000, г. Курск, ул. Ленина д.121

Телефон: 4712555090



Директор________ Петров Пётр Петрович


Работник

Марина Ирина Ивановна

Паспорт: 3818 000220

Выдан 12.11.2004 УМВД России по Курской области

Код подразделения:000-001

Дата рождения: 08.09.2005

Место жительства: 305000, г. Курск, ул. Радищева д.30, кв.30

___________________

(подпись)











ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Справочный материал


Согласно действующему Трудовому кодексу РФ, лица до 18 лет, принимаются на работу только после предварительного обязательного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения возраста 18-ти лет, ежегодно подлежат медицинскому осмотру. Осуществляются они за счет средств работодателя. (ст. 63 ТК РФ)

Рабочее время несовершеннолетних работников 

Для обычных сотрудников продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (ст. 91 ТК РФ). Для несовершеннолетних продолжительность рабочего времени сокращена.

Работники в возрасте 16 лет могут трудиться не более 24 часов в неделю, от 16 до 18 лет – не больше 35 часов.

Если деятельность совмещается с учебой, то названные нормы уменьшаются в 2 раза (ст. 92 ТК РФ).

Трудовой кодекс предусматривает ограничение для ежедневной смены подростка (ст. 94 ТК РФ)

Для учащихся общеобразовательных организаций, образовательных организаций среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года работу с обучением, продолжительность смены составляет 2,5 часа (возраст от 14 до 16 лет) и 4 часа (возраст от 16 до 18 лет). 

Запреты и ограничения для деятельности несовершеннолетних работников

Для работников в возрасте до 18 лет не допускается:

 - сверхурочная работа;

 - направление в служебную командировку;

 - ночные смены;

 - работа в выходные и нерабочие праздничные дни (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст. 268 ТК РФ).

Подростки не могут привлекаться к работам, выполняемым вахтовым методом (ст. 298 ТК РФ).

Несовершеннолетнего работника нельзя принимать по совместительству   (ст. 282 ТК РФ).

С сотрудником, не достигшим 18 лет, нельзя заключить договор о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ).

Лиц в возрасте до 18 лет запрещается привлекать:

 - к работам с вредными или опасными условиями, на подземные работы. Перечень недопустимых для подростков работ утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. № 163. Дополнительное ограничение по возрасту установлено ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ. На работах с токсическими химикатами, относящимися к химическому оружию, нельзя использовать труд работников до 20 лет;

- к работам, выполнение которых может причинить вред здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работы в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания) (ст. 265 ТК РФ). Кроме того, запрещается переноска и передвижение несовершеннолетними работниками тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы (ч. 2 ст. 265 ТК РФ).

Время отдыха несовершеннолетних работников 

Как известно, право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы (ст. 122 ТК РФ). Однако для несовершеннолетних работников данное правило не действует. Им на основании заявления оплачиваемый отпуск должен быть предоставлен до истечения шести месяцев непрерывной работы. Обратите внимание на то, что формулировка данной нормы статьи 122 ТК РФ звучит не «может быть предоставлен», а более категорично – «должен быть предоставлен».

Несовершеннолетним ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется в удобное для них время, продолжительность отпуска составляет 31 календарный день (ст.267 ТК РФ).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!