Пән / Предмет: история Казахстана
Тақырып / Тема: Присоединение Казахстана к России.
Сабактың максаты цель урока.
Білімдік / Образовательная: определить предпосылки и причины присоединения, проследить процесс присоединения Казахстана к России, определить положительные и отрицательные последствия присоединения, познакомиться с личностями участвовавшими в процессе присоединения.
Дамытушылық / Развивающая: развивать навыки работы с текстом, подготовки сообщений, публичного выступления, работы в группе.
Тәрбиелік / Воспитательная: способствовать воспитанию казахстанского патриотизма.
Сабақтың түрі / Тип урака: комбинированный.
Сабақтың әдістері / Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.
Оку -әдістемелік жабдықтар / Материально-техническое обеспечение: Проектор, ноутбук.
Оку - әдістемелік көрнекі - құралдалдары / Учебно - методическое обеспечение: раздаточный материал, электроная презентация.
Оқыту формасы / Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Пәнаралық байланыс / Межпредметная связь: всемирная история, география.
Эпиграф.
Первое десятилетие XVIII века было ужасным
временем в жизни киргизского народа.
Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры
с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот
и уводили в плен киргизов целыми семействами.
Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание,
увеличивали их бедствия.1723 год особенно
памятен киргизам, своим роковым характером
он сохранился в народной памяти
Ш.Уалиханов
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Знакомство с темой и задачами урока.
Называется тема урока, обращается внимание на эпиграф.
Знакомство с ходом урока.
Повторение прошлой темы.
Группа делится на 5 мини-групп, назначаются спикеры, предлагается выбрать названия команд, условие – название должно согласовываться с историей Казахского ханства 18 века, объяснить почему, записать на табличках.
Учитель: На доске вы видите портреты исторических деятелей казахского ханства, подумайте и ответьте, что их может объединять, как их можно назвать? (предполагаемый ответ - патриоты).
Портреты: Ш. Уалиханова, Аблай хана, Абулхаир хана, Тауке хана, Богембай батыра, Кабанбай батыра.
Группы получают задания.
Задание 1. «Составь смысловые пары»
Титул правителя Джунгарии | «Годы великого бедствия» |
Ойраты | Местность Кара-Сыйыр на р. Буланты |
Самое разрушительное нашествие джунгар на Казахстан | Контайши |
Калмак – карылган | «Елим – ай» |
Народная песня о «Годах великого бедствия» | Казахстан |
«Ключ и врата к Азии» | джунгары |
Задание 2. «Верю-не верю».
1. На встрече представителей трех жузов в Каракумах в 1710 году речь шла о преемнике хана Тауке.
2. В битве на реке Аягуз в 1718 г Абулхаир и Каип действовали не согласованно.
3. Самое мощное нашествие джунгар на Казахстан началось в 1723 г. по семи направлениям.
4. «Годы великого бедствия» по своим разрушительным последствиям сравнимы с монгольским нашествием
5. Смерть Цинского богдыхана позволила контайши Цеван Рабтану обрушить всю мощь на казахов.
6. О периоде 1723-1727 гг. народ сложил песню «Елим-ай»
7. Казахское войско у гор Ордабасы было сформировано по принципу принадлежности к жузам.
8. Значение сражения 1726 г. на реке Буланты заключается в окончательном уничтожении Джунгарии.
Задание 3. «Соотнеси».
Дата | Событие |
1635 г. | А. сражение на реке Буланты |
1710 г. | Б. образование Джунгарского ханства |
1723-1727 гг. | В. Орбулакское сражение |
1643 г. | Г. сражение на реке Аягуз |
1729(1730) г. | Д. курултай в местности Ордабасы |
1725 г. | Е. Анракайское сражение |
1757-1758 гг. | Ж. курултай в Каракумах |
1718 г. | З. освобождение г. Туркестана |
10. 1726 г. | И. «Годы великого бедствия» |
| К. Джунгария перестала существовать как самостоятельное государство |
Задание 4. «Историческое лото».
5 настольных карточек и 20 фишек. На фишках размещены имена исторических дичностей: Тауке хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кабанбай батыр, Богембай батыр. На карточках, разделенных на четыре части, размещены даты, события, тексты.
1680-1715 | Первый хан Младшего жуза |
Начиная с 30-х годов 18 века он принимал участие во всех крупных сражениях с джунгарами, отличался храбростью и полководческим талантом. Он умело использовал разногласия между соседними государствами в интересах своего народа, для укрепления внешней безопасности казахского народа, ослабления врагов. |  |
1771-1781 |  |
При нем столицей Казахского ханства стал город Туркестан. Он сумел объединить казахские жузы, разграничил территории их кочевий, раздал родовые тамги, определил их боевые кличи. | Не потерпел не одного поражения (103 сражения) |
Из рода каракерей |  |
Был ханом Младшего жуза, главнокомандующим, объединенным казахским ополчением, прославился храбростью, инициативностью, энергичностью, полководческим талантом. | 1718-1748 |
Очевидец и активный участник боев с джунгарами, горячий патриот, посвятивший всю свою сознательную жизнь борьбе за независимость, за счастливое будущее своего народа. Последний крупный поход совершил в 1750 году в район Аягуза. Похоронен в мавзолее Яссави в Туркестане. | При нем был создан свод законов Жеті Жарға |
1680-1778 |  |
 | 1691-1770 |
О нем Аблай сказал: «Батыр! Ты мой разящий без промаха меч… Я дарую тебе новое имя – Дорабоз (бесподобный, первый)». | Настоящее имя Абильмансур |
Изучение новой темы.
Вступительное слово.
Процесс присоединения Казахстана к России длился около 150 лет, 1731 г. по 1864-1865 гг. Началом присоединения считается принятием российского подданства Младшим жузом, и закончился завоеванием городов Ташкента и Туркестана.
В ходе изучения темы мы сможем получить ответы на целый ряд вопросов, а именно: (В группах идет обсуждение, выдвигаются вопросы, вопросы записываются на листочках, затем вывешиваются на доске)
- какие были предпосылки присоединения Казахстана к России;
-какие причины присоединения;
- добровольное или насильственное присоединение;
-какие события происходили в ходе присоединения;
- когда начинается и заканчивается присоединение;
- какие исторические личности сыграли важную роль в присоединении Казахстана;
- последствия присоединения.
Прежде чем мы будем получать ответы на данные вопросы, я хотела, чтобы вы познакомились с некоторыми историческими личностями, которые сыграли немаловажную роль в присоединении Казахстана к России. (Анна Иоановна, Абулхаир, Тевкелев) ( ответ обучающегося с опережающим заданием)
Каковы были предпосылки и причины присоединения Казахстана к России. Это вы должны выяснить, прочитав текст. (3 группы выделяют из текста причины присоединения, 2 группы – предпосылки присоединения к России). Приложение 1.
Лекция преподавателя.
Присоединение Младшего жуза (работа с текстом исторического документа «Манифест от 19 февраля 1731 г.»).
Присоединение Среднего жуза. (работа с картой, сделать сравнение) Приложение 2.
Присоединение Старшего жуза.
Последствия присоединения (работа с текстом, заполнение таблицы). Домашнее задание.
Положительные последствия | Отрицательные последствия |
| |
Рефлексия. Прием «Чистая доска».
Подведение итогов урока. Оценивание.
Приложение 1.
Предпосылки и причины присоединения Казахстана к России.
Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами.
Русское государство, заинтересованное в развитии транзитных торговых путей со среднеазиатскими ханствами через Казахстан и стремившееся обеспечить безопасность прохождения купеческих караванов, проявляло живой интерес к политической обстановке и взаимоотношениям Казахского ханства с соседними странами. Поэтому и московские государи стремились к установлению непосредственных связей с казахскими ханами.
В торгово-экономических связях обе стороны были одинаково заинтересованы. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие, а русские получали от них различное сырье, скот.
Русскому государству нужны были союзники в борьбе с потомками Кучума, беспрепятственный выход на рынки Средней Азии, безопасность пролегающих через территорию Казахстана караванных маршрутов. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся постоянным разорительным набегам среднеазиатских ханств, были заинтересованы в расширении контактов с Москвой. Для обеспечения безопасности торговых связей с Казахстаном, Сибирью, Средней Азией Русское государство наряду с продвижением землепроходцев, купцов, посольств и военных отрядов приступило к интенсивному строительству на границе с Казахстаном укрепленных пунктов-крепостей.
Хан Абулхаир (1680 - 1748 гг.) сознавал, что единственной реальной силой способной оградить раздираемое противоречиями ханство, в ту пору являлась Российская империя. Она добилась заметных успехов в международных делах, в частности, победы над Швецией в Северной войне. Обращаясь к российскому государству, Абулхаир надеялся приостановить нападение на Младший жуз волжских калмыков и башкир - подданных России, и таким образом обезопасить северо-западные пределы Казахстана от назойливых соседей. Главная задача хана Младшего жуза состояла в том, чтобы установить доверительные отношения с соседней Россией и организовать все силы на отпор джунгарской агрессии.
Имели место мотивы личной заинтересованности правителя Младшего жуза в принятии российского подданства. Абулхаир, обращаясь к России, помимо отмеченных обстоятельств, стремился вытеснить с политической арены своих противников, ослабить их и возвыситься над другими чингизидами, опираясь на Россию.
Обращение Абулхаира было обусловлено также экономическими проблемами. Казахи, веками кочевавшие в пойме рек Есиля (Ишима), Иртыша, Ори и Яика (Урала), мечтали о мире, необходимом для сохранения стад скота, находившихся в состоянии постоянной подвижности. В случае принятия казахов в российское подданство можно было бы урегулировать и этот вопрос.
Казахская Степь издавна выполняла транзитные функции в развитии караванной торговли между российским государством и среднеазиатскими владениями. Восстановление и оживление традиционной торговли также было одной из причин, предопределивших обращение казахского хана к русской императрице.
Задание.
На основе текста выявите:
Предпосылки присоединения Младшего жуза к России.
Причины присоединения Младшего жуза к России.
Приложение 2.

