СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Присоединение Казахстана к России"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по истории Казахстана по теме "Присоединение Казахстана к России". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Присоединение Казахстана к России"»

Пән / Предмет: история Казахстана



Тақырып / Тема: Присоединение Казахстана к России.

Сабактың максаты цель урока.

Білімдік / Образовательная: определить предпосылки и причины присоединения, проследить процесс присоединения Казахстана к России, определить положительные и отрицательные последствия присоединения, познакомиться с личностями участвовавшими в процессе присоединения.

Дамытушылық / Развивающая: развивать навыки работы с текстом, подготовки сообщений, публичного выступления, работы в группе.

Тәрбиелік / Воспитательная: способствовать воспитанию казахстанского патриотизма.
Сабақтың түрі / Тип урака: комбинированный.

Сабақтың әдістері / Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-поисковый.

Оку -әдістемелік жабдықтар / Материально-техническое обеспечение: Проектор, ноутбук.

Оку - әдістемелік көрнекі - құралдалдары / Учебно - методическое обеспечение: раздаточный материал, электроная презентация.

Оқыту формасы / Формы организации учебных занятий: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Пәнаралық байланыс / Межпредметная связь: всемирная история, география.



Эпиграф.

Первое десятилетие XVIII века было ужасным

временем в жизни киргизского народа.

Джунгары, волжские калмыки, яицкие казаки и башкиры

с разных сторон громили их улусы, отгоняли их скот

и уводили в плен киргизов целыми семействами.

Холодные зимы, гололедицы и голод, как небесное испытание,

увеличивали их бедствия.1723 год особенно

памятен киргизам, своим роковым характером

он сохранился в народной памяти
Ш.Уалиханов



Ход урока.

  1. Орг. момент.

  1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

  2. Знакомство с темой и задачами урока.

Называется тема урока, обращается внимание на эпиграф.

  1. Знакомство с ходом урока.



  1. Повторение прошлой темы.

Группа делится на 5 мини-групп, назначаются спикеры, предлагается выбрать названия команд, условие – название должно согласовываться с историей Казахского ханства 18 века, объяснить почему, записать на табличках.



Учитель: На доске вы видите портреты исторических деятелей казахского ханства, подумайте и ответьте, что их может объединять, как их можно назвать? (предполагаемый ответ - патриоты).

Портреты: Ш. Уалиханова, Аблай хана, Абулхаир хана, Тауке хана, Богембай батыра, Кабанбай батыра.

Группы получают задания.

Задание 1. «Составь смысловые пары»

Титул правителя Джунгарии

«Годы великого бедствия» 

Ойраты 

Местность Кара-Сыйыр на р. Буланты 

Самое разрушительное нашествие джунгар на Казахстан

Контайши 

Калмак – карылган 

«Елим – ай» 

Народная песня о «Годах великого бедствия»

Казахстан

«Ключ и врата к Азии» 

джунгары

Задание 2. «Верю-не верю».

1. На встрече представителей трех жузов в Каракумах в 1710 году речь шла о преемнике хана Тауке. 
2. В битве на реке Аягуз в 1718 г Абулхаир и Каип действовали не согласованно. 
3. Самое мощное нашествие джунгар на Казахстан началось в 1723 г. по семи направлениям. 
4. «Годы великого бедствия» по своим разрушительным последствиям сравнимы с монгольским нашествием 
5. Смерть Цинского богдыхана позволила контайши Цеван Рабтану обрушить всю мощь на казахов. 
6. О периоде 1723-1727 гг. народ сложил песню «Елим-ай» 
7. Казахское войско у гор Ордабасы было сформировано по принципу принадлежности к жузам. 
8. Значение сражения 1726 г. на реке Буланты заключается в окончательном уничтожении Джунгарии. 


Задание 3. «Соотнеси».

Дата

Событие

  1. 1635 г.

А. сражение на реке Буланты

  1. 1710 г.

Б. образование Джунгарского ханства

  1. 1723-1727 гг.

В. Орбулакское сражение

  1. 1643 г.

Г. сражение на реке Аягуз

  1. 1729(1730) г.

Д. курултай в местности Ордабасы

  1. 1725 г.

Е. Анракайское сражение

  1. 1757-1758 гг.

Ж. курултай в Каракумах

  1. 1718 г.

З. освобождение г. Туркестана

10. 1726 г.

И. «Годы великого бедствия»


К. Джунгария перестала существовать как самостоятельное государство



Задание 4. «Историческое лото».

5 настольных карточек и 20 фишек. На фишках размещены имена исторических дичностей: Тауке хан, Абулхаир хан, Аблай хан, Кабанбай батыр, Богембай батыр. На карточках, разделенных на четыре части, размещены даты, события, тексты.



1680-1715

Первый хан Младшего жуза

Начиная с 30-х годов 18 века он принимал участие во всех крупных сражениях с джунгарами, отличался храбростью и полководческим талантом. Он умело использовал разногласия между соседними государствами в интересах своего народа, для укрепления внешней безопасности казахского народа, ослабления врагов.



1771-1781


При нем столицей Казахского ханства стал город Туркестан. Он сумел объединить казахские жузы, разграничил территории их кочевий, раздал родовые тамги, определил их боевые кличи.


Не потерпел не одного поражения (103 сражения)



Из рода каракерей


Был ханом Младшего жуза, главнокомандующим, объединенным казахским ополчением, прославился храбростью, инициативностью, энергичностью, полководческим талантом.


1718-1748



Очевидец и активный участник боев с джунгарами, горячий патриот, посвятивший всю свою сознательную жизнь борьбе за независимость, за счастливое будущее своего народа.

Последний крупный поход совершил в 1750 году в район Аягуза.

Похоронен в мавзолее Яссави в Туркестане.

При нем был создан свод законов Жеті Жарға

1680-1778







1691-1770

О нем Аблай сказал: «Батыр! Ты мой разящий без промаха меч… Я дарую тебе новое имя – Дорабоз (бесподобный, первый)».

Настоящее имя Абильмансур

  1. Изучение новой темы.

  1. Вступительное слово.

Процесс присоединения Казахстана к России длился около 150 лет, 1731 г. по 1864-1865 гг. Началом присоединения считается принятием российского подданства Младшим жузом, и закончился завоеванием городов Ташкента и Туркестана.

В ходе изучения темы мы сможем получить ответы на целый ряд вопросов, а именно: (В группах идет обсуждение, выдвигаются вопросы, вопросы записываются на листочках, затем вывешиваются на доске)

- какие были предпосылки присоединения Казахстана к России;

-какие причины присоединения;

- добровольное или насильственное присоединение;

-какие события происходили в ходе присоединения;

- когда начинается и заканчивается присоединение;

- какие исторические личности сыграли важную роль в присоединении Казахстана;

- последствия присоединения.

  1. Прежде чем мы будем получать ответы на данные вопросы, я хотела, чтобы вы познакомились с некоторыми историческими личностями, которые сыграли немаловажную роль в присоединении Казахстана к России. (Анна Иоановна, Абулхаир, Тевкелев) ( ответ обучающегося с опережающим заданием)

  2. Каковы были предпосылки и причины присоединения Казахстана к России. Это вы должны выяснить, прочитав текст. (3 группы выделяют из текста причины присоединения, 2 группы – предпосылки присоединения к России). Приложение 1.

  3. Лекция преподавателя.

Присоединение Младшего жуза (работа с текстом исторического документа «Манифест от 19 февраля 1731 г.»).

Присоединение Среднего жуза. (работа с картой, сделать сравнение) Приложение 2.

Присоединение Старшего жуза.


  1. Последствия присоединения (работа с текстом, заполнение таблицы). Домашнее задание.


Положительные последствия

Отрицательные последствия



  1. Рефлексия. Прием «Чистая доска».

  2. Подведение итогов урока. Оценивание.



Приложение 1.

Предпосылки и причины присоединения Казахстана к России.

Присоединению Казахстана к России предшествовали значительные политические связи между ними. Русское государство проявляло заинтересованность в расширении своих государственных границ на Востоке. По мере централизации и усиления государственной власти значительно возросли возможности торгового обмена и других форм взаимоотношений с народами, соседствующими с восточными государствами.

Русское государство, заинтересованное в развитии транзитных торговых путей со среднеазиатскими ханствами через Казахстан и стремившееся обеспечить безопасность прохождения купеческих караванов, проявляло живой интерес к политической обстановке и взаимоотношениям Казахского ханства с соседними странами. Поэтому и московские государи стремились к установлению непосредственных связей с казахскими ханами.

В торгово-экономических связях обе стороны были одинаково заинтересованы. Путем товарообмена казахи приобретали предметы домашнего обихода, огнестрельное оружие, а русские получали от них различное сырье, скот.

Русскому государству нужны были союзники в борьбе с потомками Кучума, беспрепятственный выход на рынки Средней Азии, безопасность пролегающих через территорию Казахстана караванных маршрутов. В свою очередь, казахи, подвергавшиеся постоянным разорительным набегам среднеазиатских ханств, были заинтересованы в расширении контактов с Москвой. Для обеспечения безопасности торговых связей с Казахстаном, Сибирью, Средней Азией Русское государство наряду с продвижением землепроходцев, купцов, посольств и военных отрядов приступило к интенсивному строительству на границе с Казахстаном укрепленных пунктов-крепостей.

Хан Абулхаир (1680 - 1748 гг.) сознавал, что един­ственной реальной силой способной оградить раздирае­мое противоречиями ханство, в ту пору являлась Рос­сийская империя. Она добилась заметных успехов в международных делах, в частности, победы над Швецией в Северной войне. Обращаясь к российскому государству, Абулхаир надеялся приостановить напа­дение на Младший жуз волжских калмыков и башкир - подданных России, и таким образом обезо­пасить северо-западные пределы Казахстана от назойливых соседей. Главная задача хана Младшего жуза состояла в том, чтобы установить дове­рительные отношения с соседней Россией и организо­вать все силы на отпор джунгарской агрессии.

Имели место мотивы личной заин­тересованности правителя Младше­го жуза в принятии российского подданства. Абулхаир, обращаясь к России, помимо отмеченных об­стоятельств, стремился вытеснить с политической арены своих противников, ослабить их и возвыситься над другими чин­гизидами, опираясь на Россию.

Обращение Абулхаира было обусловлено также эко­номическими проблемами. Казахи, веками кочевавшие в пойме рек Есиля (Ишима), Иртыша, Ори и Яика (Ура­ла), мечтали о мире, необходимом для сохранения стад скота, находившихся в состоянии постоянной подвижно­сти. В случае принятия казахов в российское поддан­ство можно было бы урегулировать и этот вопрос.

Казахская Степь издавна выполняла транзитные функ­ции в развитии караванной торговли между россий­ским государством и среднеазиатскими владениями. Вос­становление и оживление традиционной торговли также было одной из причин, предопределивших обращение казахского хана к русской императрице.

Задание.

На основе текста выявите:

  1. Предпосылки присоединения Младшего жуза к России.

  2. Причины присоединения Младшего жуза к России.


Приложение 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!