СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.»

Урок русского языка, 2 класс

Учитель: Волохова Людмила Николаевна

Тема

Различие родственных (однокоренных) слов и синонимов, родственных (однокоренных) слов и слов с омонимичными корнями.

Цель

Формировать умение видеть и образовывать родственные слова, развивать речь, пополнять словарный запас обучающихся

Планируемые результаты

• Совершенствовать умения выделять корень в слове;

• Развивать умения находить в тексте родственные слова, отличать их от слов с омонимичными корнями;

• Развивать умение различать синонимы и родственные слова

• Развивать речь, орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать;

• Формировать умения работать индивидуально, в парах и группах;

• Воспитывать бережное отношение к природе

Формируемые УУД

Личностные: обучающиеся научатся положительно относится к изучаемому русскому языку.

Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре, в группе

Основные понятия

Родственные слова, корень слова, синонимы.

Ресурсы

Учебник В.П. Канакина.



1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности


- Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе»

- Отгадайте загадку.

- Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

Лес - это наше богатство. Его надо беречь.


2.Минутка чистописания


- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

- Назовите последний звук в слове лес?

- Дайте характеристику этому звуку.

- На следующей рабочей строке записываем букву «Сс» до конца рабочей строки. (Образец на доске)

- На следующей рабочей строке запишите слоги «Со, су, се, са»

3.Словарная работа

Работа по карточкам. (Жёлтая карточка для сильных детей )




- Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова.





Л

Е

С











Г

О

Р

Е










М

О

Р

О

З









Х

О

Т

Е

Т

Ь








Т

Е

М

Н

О

Т

А










Для учителя.

Бор, беда, стужа, желать, потемки.


Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу. Спишите текст.

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

Слова для справок: лесок, лесника, лесной, лес.

Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу. Спишите текст.

Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… .

Слова для справок: лесок, лесника, лесной, лес.



- Запишите в тетрадь словарные слова, которые начинаются на букву «эс» (Сентябрь, собака, сорока, скоро, спасибо)

Самопроверка по словарю в учебнике. У кого нет ошибок, на полях поставьте знак плюс, у кого есть ошибки - минус.


4. Актуализация знаний

-К каким из этих слов вы можете подобрать синонимы?

(Скоро – быстро, спасибо – благодарю, собака – пёс.)

- Итак, какие слова мы называем синонимами? ( Синонимы - это слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.)

- Запишите в тетрадь любую пару слов.


- Прослушайте сказку, назовите родственные слова.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки.

- Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, это самая лакомая еда.

- Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке?

- Почему они родственные? (Они близкие по смыслу, и имеют общую часть.)


- Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком

- Какая общая часть у всех этих слов?

Ёлочка, ёлка, ель, ельник, еловые.


5. Постановка учебной задачи

- На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. (Родственные слова. Слова синонимы.)

-Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? (Находить в тексте родственные слова и отличать их от слов синонимов.)


6.Физминутка

Игра «Лишнее слово»

Если родственные слова – хлопаете, если нет – топаете.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, , лесной.


7. «Открытие» обучающимися новых знаний

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

-По каким признакам вы догадались, что это корень?

О каких значениях корня говорится в загадке?

Сколько значений у слова корень?

  1. подземная часть растений;

  2. часть зуба, волоса

- Это слово имеет много значений. Оно многозначное.


-Послушайте сказку.

Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик.


Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах.

Спишите, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. (По вариантам)

1.Дерево сильно корнями, а человек своими трудами.

2.Человек без друзей - что дерево без корней.

В чём смысл пословиц? Обсудите с соседом по парте, дайте ответ.


Слово с деревом похожи,

Ведь у слов есть корень тоже.

Он, конечно, самый главный

Выполняет всё исправно.

И назад, и вперёд

Слово от него растёт.

Часто так случается,

Корни повторяются.

В разные слова встают,

Общий смысл придают.

Как слова зовут такие?

Дети вместе однокоренные

- Что называется корнем слова?

- Признаки родственных слов?

- Как пишется корень в родственных словах?

8. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Работа по учебнику, упражнение 81

- Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова .

Летчик – пилот, липкий – клейкий,

Быстро – скоро, правильно – верно.

-Найдите среди синонимов однокоренные, для слов быстрый, быстрота и липнуть, липучий.

- Запишите любую группу родственных слов, выделите корень. (2 ученика у доски)


Упражнение 82 (3 ученика у доски)

  1. Лето, летать, летний, летом.

  2. Гора, горевать, горка, гористый.

  3. Сыр, сырость, сырок, сырник.

- Все ли слова в каждой строчке можно назвать родственными? Почему?

- Запишите только родственные слова. Выделите в них общую часть знаком

(записывают одну строку)

9. Рефлексия

Работа в парах.

- Вам даны карточки.

- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.


1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

Проверьте свою работу с работой на доске, оцените с помощью знаков: +, -.

-Как называется общая часть родственных слов?

-Как по-другому называются родственные слова?

-Где нам могут пригодиться знания о родственных словах?

Выставление отметок.