СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Русская правда - древнейший источник Киевской Руси"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка включает в себя конспект урока с приложениями по теме "Русская правда - древнейший источник Киевской Руси" и презентацию к уроку. Материал предназначен для учащихся 10 профильного класса. Тип урока - урок-исследование. Организуется работа в группах с историческим источником.

Просмотр содержимого документа
«Тема Русская правда»



Тема: Русская правда – древнейший источник Киевской Руси.



Цели:

Образовательная - сформировать у учащихся целостное представление о предпосылках создания, содержания и значение первого русского судебника в образовании раннефеодального государства, показать его противоречивый характер;


Воспитательная - способствовать формированию навыков групповой исследовательской работы, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам

Развивающая - продолжить работу над формированием навыков анализа первоисточников, совершенствованием приемов доказательства, применения теоретических знаний в новых учебных ситуациях, выработка приёмов исследовательской деятельности.

Тип урока: урок-исследование



План

  1. Историческая справка возникновения "Русской правды".

  2. Государственный и общественный строй Древнерусского государства.

  3. Преступления и наказания в Киевской Руси в соответствии с "Русской Правдой".

  4. Историческое значение появления "Русской правды" для всего населения Древнерусского государства (анализ документа).



Ход урока

1. Повторение изученного:

А) На ваших столах лежат цветные карточки. Объединитесь, пожалуйста, в группы. В таком составе вам предстоит плодотворная работа на уроке. Вот первое задание вашей группе: составьте полную фразу и определите, с чьим именем она связана.

(приложение 1)



Б) - на доске прикреплены карточки с терминами. Учащиеся работают в парах на местах, затем желающие выходят к доске и «наводят порядок» - распределяют их по группам, название которым дают сами.


- Великий князь

- Удельные князья

- Местные бояре

  - Дружинники

- «дети боярские»

- Наместники

- Закупы

- Рядовичи

- Холопы

- Вече

- Житель города

-  Кремль 

- Купцы

(1. – Термины, касающиеся управления страной

2. Феодализм (землевладения)

3. Термины, относящиеся к древнерусскому городу)




2. Основная часть урока.


1) Актуализация знаний:

- какой исторический период мы с вами изучаем? С деятельностью какого князя познакомились? http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/380f433b-7e61-4af3-8640-8cc9039f38e8/%5BIS10IO_1_2-06%5D_%5BLL_03%5D.html


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac0969ae-e0a3-4009-b1ee-2e8c1b27affc/%5BIS6IR_2-07%5D_%5BPD_01%5D.html


- вспомните и перечислите основные направления внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9448983d-5111-4423-a6b8-cbef3ff7332e/%5BIS6IR_2-07%5D_%5BTD_13%5D.html


- сегодня мы подробнее остановимся на таком направлении внутренней политики, как законодательная деятельность.


2) Мотивация: посмотрите на экран. (слайд №1) Перед вами золотой ковчег. Что могли хранить в нем в Древней Руси? (хранили первый письменный свод Руси – Русскую правду


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d6fa3046-d978-4567-9cfe-85342009d5cb/%5BIS10RO_2-01%5D_%5BIL_10%5D.html


- Почему этот документ хранили в золотом ковчеге?

- В чем ценность «Русской Правды»?


3) - Сегодня мы проведем с вами анализ исторического документа и определим его историческое значение.

- объявление темы и плана урока. (слайд №2)

4) Организация работы в группах. Работа групп, выполнение полученных заданий (10-12 минут):

1 группа – государственный и общественный строй по русской правде (иерархия общества)

2 группа - работа с таблицей

3 группа – рассматривает конкретные ситуации с применением Русской правды.

4 группа – работа с исторической картиной, задание «Оживите картину»

(Приложение 2)

5) Презентация работы в группах, работа у доски.

6) Подведение итогов – анализ документа по алгоритму (Приложение 3)

Беседа с классом:

- Какова роль законов вообще?

- Нужны ли государству и обществу законы?

- Какие основные законы нашего государства вам известны?





3. Закрепление.

Выполнение теста. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d03578d-2151-4c26-9ec2-b94d9ce5c042/index_listing.html


4. Рефлексия (по слайду №3), высказывается каждый ученик.


5. Оценивание работы: самооценка + оценка учителя.

- Кого сегодня назовём «Историком дня»?


6. Объявление Д/З: параграф 9, вопросы (устно) – общее, эссе «Первый письменный закон Древней Руси» - творческое по выбору. (слайд №4)









































Приложение 1



Материал для формирования рабочих групп



1. И сказали бояре и старцы: “Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей. Послав их, разузнай, какая у них служба, и кто как служит богу”. И понравилась их речь князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом десять, и сказали им: “Идите сперва к болгарам и испытайте веру их”.


2. Она же, уразумев смысл этого обращения, ответила Цесарю: “Я язычница, если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”. И крестил её царь с патриархом. Просветившись, она радовалась душой и телом; и наставил её патриарх в вере и сказал: “Благословенна ты в жёнах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди в церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне, и о соблюдении тела в чистоте.


3. В походах же не возил за собой ни возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел, не имел он и шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, - таким же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: “Хочу на вас идти”. И пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей и сказал: “Кому дань даёте?” Они же ответили: “Хазарам – по щелягу с сохи даём”.


4. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей ночью, сев в ладьи отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнём и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламень, бросались в воду морскую, стремясь спастись – и так оставшиеся их возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали каждый своим – о происшедшем и о ладейном огне. Будто молнию небесную,- говорили они – имеют у себя греки, и, пуская её, пожгли нас, оттого и не одолели их.





















Приложение 2


Задания для работы в группах



Группа №1


Внимательно проанализируйте отрывок из Русской правды и заполните таблицу в рабочем листе. Каждое положение и утверждение подтвердите соответствующими статьями.



Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 1 Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убийство.

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, то мстят дети (потерпевшего).

Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 19. А если убьют огнищанина по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найдет убитый.

Ст. 21. А за княжеского тиуна 80 гривен, а за старшего конюха при стаде также 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

Ст. 22. За княжеского сельского старосту или старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

Ст. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

Ст. 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

Ст. 26. За кобылу 60 гривен, за вола гривну, за корову 40 гривен, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

Ст. 33. А кто распашет полезную межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

Ст. 36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).



Положения

Доказательство по Русской правде (статьи)

1. В судебнике сохранились традиции родовой мести.


2. Юридически оформлено деление на свободных и несвободных.


3. В экономике Древней Руси преобладало сельское хозяйство (какие занятия существовали?).


4. Феодальной вотчине в XI в. противостоит сельская община





Группа №2.

Проанализируйте отрывок из Русской правды и оформите на рабочем листе особенности социальной структуры Древней Руси, согласно данному закону. Расположите социальные слои древнерусского общества в определенном порядке. Объясните свой выбор.



Отрывок из сборника законов «Русская правда»

Ст. 1 Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убийство.

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 3. Если кто убьет людина, платит виру князю в 40 гривен.

Ст. 12. За ремесленника или ремесленницу платить 12 гривен.

Ст. 21. А за княжеского тиуна 80 гривен

Ст. 71. Если смерд подвергнет муке (избиению) смерда, то заплатит 3 гривны князю и потерпевшему за муку 1 гривну.

Ст.84. А за убийство холопа (раба) виры (штрафа) нет; но если он убит без вины (с его стороны), то убивший обязан заплатить его стоимость владельцу, а князю - 2 гривны продажи (т.к. убивший рассматривается на княжеском суде).





Группа №3. Проанализируйте отрывок из Русской правды и решите исторические задачи. Оформите свой рабочий лист.




11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатит 3 гривны.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина, и тот начнет его не выдавать, то холопа взять, и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

34. А кто украдет ладью, то за ладью платить 30 резан (владельцу) и 60 резан продажи .

35.А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.







Текст задач

Задача№1

В годы правления князя Ярослава Мудрого княжеский суд рассмотрел дело об убийстве. Вор, забравшийся ночью в клеть с товарами, был убит на месте хозяином товара – купцом Осипом. Какое решение должен принять суд по этим делам?



Задача№2

В Киеве при Ярославе Мудром боярский холоп, встретив на улице купца, ранее обнаружившего его, ударил купца по лицу и скрылся в доме своего господина. На требования пострадавшего выдать ему холопа барин ответил отказом. Купец обратился с жалобой к князю.

Какое решение должно последовать по этому поводу?



Задача №3

Холоп Митрофан взял без спроса у соседа коня и съездил на нём в лес, затем вернул коня.

Какое будет наказание холопу Митрофану?































Группа №4. «Оживите картину».


Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого документа, используя репродукцию с картины Билибина И.Я. «Суд во времена Русской правды».



Отрывок из Русской правды

Ст. 1 Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убийство.

Ст. 3. Если кто убьет княжеского мужа (княжеский слуга, дружинник, боярин), а члены верви убийцу не сыщут, то виру за него в размере 80 гривен платить той верви, на земле которой будет обнаружен убитый.

Ст. 5. Если же ударит по руке, и отпадет рука, или отсохнет, то 40 гривен, а если (ударит по ноге), а нога останется цела, но начнет хромать, то мстят дети (потерпевшего).

Ст.21. Если вервь начнет платить виру за убитого, (когда убийца не обнаружен) то ей предоставляется рассрочка.. Но если убийца находится в верви (и сам платит виру), то она должна помочь ему платить.

Ст. 22. За княжеского сельского старосту или старосту платить 12 гривен, а за княжеского рядовича 5 гривен.

Ст. 23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен.

Ст. 24. Если убита рабыня-кормилица или кормилец, то 12 гривен.

Ст. 26. За кобылу 60 гривен, за вола гривну, за корову 40 гривен, за трехлетнюю корову 15 кун, за годовалую полгривны, за теленка 5 резан, за ягненка ногата, за барана ногата.

Ст. 33. А кто распашет полезную межу или испортит межевой знак, то за обиду 12 гривен.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатит 3 гривны.

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина, и тот начнет его не выдавать, то холопа взять, и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

35.А за голубя и курицу 9 кун.

36. А за утку, гуся, журавля и за лебедя платить 30 резан, а 60 резан продажи.

37. А если украдут чужого пса, или ястреба, или сокола, то за обиду 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе, или у клети, или у хлева, то тот убит, если же вора додержат до рассвета, то привести его на княжеский двор, а если его убьют, а люди видели вора связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то платить 9 кун, а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, или козу, или свинью, а 10 воров одну овцу украли, пусть каждый уплатит по 60 резан продажи.

29. А кто украдет коня или вола, или обкрадет клеть, если он был один, то платит гривну и 30 резан; если же их было и 10, то каждый из них платит по 3 гривны и по 30 резан.

Ст.21 «Если (ответчик) станет искать свидетелей и не найдет (их), а истец будет обвинять (его) в убийстве, то пусть дело решается испытанием железом».


































Приложение 3




Алгоритм многоуровневого анализа текста документа


  1. «Паспортизация» документа.

  1. Кто является автором документа? Что известно о его жизни и деятельности?

  2. Когда, где и почему появился этот документ?

  3. Каков вид данного источника?



  1. «Реконструкция», анализ ценностных установок (аксиологический анализ).

  1. Чьи интересы (каких слоёв, групп, классов) общества защищает «Русская правда»?




  1. Критика источника (критический анализ).

  1. К каким изменениям в государстве и обществе привело введение этого документа?




  1. Ценность документа в исследовании исторической проблемы.

  1. Что нового помог вам узнать документ о состоянии русского общества в XIXII вв?

  2. Помогает ли изучение документов узнать больше об изучаемом историческом периоде?

  3. Что даёт вам работа с конкретным историческим документом? Нужна ли она на уроках?


Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

Русская правда – первый письменный свод законов Древней Руси.

Русская правда – первый письменный свод законов Древней Руси.

  • Историческая справка возникновения "Русской правды".
  • Государственный и общественный строй Древнерусского государства.
  • Преступления и наказания в Киевской Руси в соответствии с "Русской Правдой".
  • Историческое значение появления "Русской правды" для всего населения Древнерусского государства.
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…  

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…  

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Обязательное: Параграф 9, вопросы (устно)  По выбору:

Обязательное:

  • Параграф 9, вопросы (устно)

По выбору:

  • Историческое эссе «Первый письменный закон Древней Руси: взгляд юного историка»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!