Методическая разработка урока по теме:
«Шумовое загрязнении окружающей среды»
»
Предмет: Экология.
Разработал преподаватель: Чапин Л. В.
г. Печора. 2017 г.
Шумовое загрязнении окружающей среды.
Общеобразовательные задачи:
усиление экологической направленности биологических знаний; сообщение учащимся сведений о шумовом загрязнении окружающей среды и его воздействии на человека;
приобретение учащимися знаний этического, гуманитарного характера, составляющих основу мировоззрения;
обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний при групповой форме организации познавательной деятельности;
освоение учащимися основ методологии научного познания.
Развивающие задачи:
развитие познавательного интереса;
развитие логического мышления (анализ, сравнение, обобщение, определение, объяснение понятий);
разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности, стимуляции познавательного интереса, творческих способностей, навыков анализа проблем и путей их решения;
развитие навыков по применению биологических знаний на практике.
Воспитательные задачи:
воспитание экологической грамотности, чувства коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств учащихся.
Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований, деловая игра); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядно-образный (изучение таблиц, иллюстраций, прослушивание записей шумов, отрывков из литературных произведений).
Оборудование: компьютер с колонками, запись произведений Э. Грига «Утро», с шумами природного и антропогенного происхождения; информационные листы для индивидуальной работы учащихся; таблицы, плакаты и рисунки по теме урока; механические часы и линейка.
На предыдущем уроке двое учащихся получили задание провести опрос учащихся для выяснения их отношения к природным шумам (вопрос: «Какие чувства вызывают у вас шумы природного происхождения?»). Перед началом урока класс делится на четыре группы; на столе у каждого учащегося находится информационный лист, механические часы и линейка.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Звучит тихая музыка. Учитель читает отрывок из стихотворения о Земле – планете животных, растений и людей, неотъемлемой частью и главным врагом которой является человек:
Мы дети малые одной большой природы,
Мы делим с ней удачи и невзгоды,
Одна судьба у нас и у неё.
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан?
Где места нет на аисту, ни льву.
Где стонут травы: «Больше не могу!»
О чём идёт речь в этом отрывке?
Проблема загрязнения окружающей среды слишком сложна и многогранна, чтобы пытаться изучить её на уроке. Поэтому мы ограничимся её небольшой частью и ознакомимся с одним из видов загрязнения окружающей среды. А вот с каким, попытайтесь определить, прослушав отрывок из повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» (прослушивание повести в сопровождении музыки Э. Грига, ответы учащихся).
В средствах массовой информации шуму обычно уделяется мало внимания, и многие не считают его загрязнителем атмосферы. Но на самом ли деле это так? Мы это выясним на сегодняшнем уроке (постановка задач урока, учащиеся предлагают задачи урока, а учитель вывешивает соответствующие транспаранты.)
1. Изучить шум как один из загрязнителей окружающей среды.
2. Выявить влияние шума на организм человека.
3. Установить связь между охраной окружающей среды и охраной здоровья.
Пусть нашим девизом сегодня будут слова писателя Б. Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, надо думать сообща».
Девиз написан на доске. Учитель объясняет правила работы с информационным листом. Информационный лист вклеивается в рабочую тетрадь, на нём учащиеся пишут тему урока, основные понятия темы, заполняют табл. 1, записывают домашнее задание.
Таблица 1. Виды шумов и их воздействие на человека.
Вид шума | Последствия для организма |
Шумы природного происхождения Шумы природного происхождения (деятельность человека) | |
Изучение нового материала.
Виды шумов и их воздействие на чувства человека.
В ходе фронтальной беседы с учащимися на основе ранее полученных знаний на уроке физики конкретизируются понятие шума как случайной смеси звуков различной высоты (частоты), даётся классификация шумов, в ходе фронтальной беседы выявляется воздействие шума на организма человека (на психические процессы).
В ходе работы заполняются графы табл. 1.
Учитель обобщает полученные данные и подводит класс к выводу о благоприятном, в целом, влиянии природных шумов на организм человека.
Как вы думаете, из каких звуков складывается шумовой фон в современном городе?
Прослушивается аудиозапись городского шума, идёт обсуждение следующих вопросов:
Понравилась ли вам шумовая симфония?
Как вы объясните своё отношение к этим шумам?
Каких шумов в записи больше и почему?
Учитель подводит класс к выводу о том, что шумы по-разному влияют на человека: их действие зависит от происхождения шума, уровня громкости, возраста и состояния здоровья человека, окружающих условий.
Уровень громкости шума зависит от источника и измеряется в относительных единицах – децибелах: 1 дБ =10 lg (Р1/Р2), где под знаком десятичного логарифма стоит отношение акустических мощностей шумов. Шум может иметь громкость от 0 дБ (самый тихий слышимый звук) до более 160 дБ. Звуки громкостью более 120 дБ, т. е. в один триллион раз более громкие, чем самые тихие из слышимых звуков, вызывают болевые ощущения. Восприятие звука зависит также от высоты тона. Наибольший вред органам слуха причиняют (и вызывают наибольший стресс) громкие звуки высокой частоты. В табл. 2 приведены типичные громкости шумов от различных источников.
Таблица 2. Уровни громкости звуков от различных источников.
Источник звука. | Уровень (дБ). |
Спокойное дыхание Шёпот Шелест листьев в спокойную погоду Перелистывание газет Обычный шум в доме Прибой на берегу Разговор средней громкости Громкий разговор Работающий пылесос Поезд в метро Концерт рок-музыки Раскат грома Реактивный двигатель Выстрел из орудия Болевой порог | Не воспринимается 10 17 20 40 40 50 70 80 80 100 110 110 120 120 |
С помощью вывешенной на доске таблицы ученики отвечают на следующие вопросы:
1. Почему шёпот и перелистывание газет безвредны для человека?
2. Как бы вы оценили уровень шума в течение учебного дня (уроки и перемены) с точки зрения воздействия на организм?
3. Какие выводы можно сделать на основании данных из табл. 2?
Изменения в слуховом аппарате под влиянием громких звуков.
Предлагаю вам ответить на вопрос: «Какой орган реагирует на чрезмерный шум прежде всего?»
По статистике сегодня 20 из 150 млн. россиян страдают тугоухостью. Группа учёных обследовала молодёжь, часто слушающих громкую современную музыку. У 20% юношей и девушек, которые непомерно увлекались рок-музыкой, слух оказался сниженным так же, как и у 85- летних стариков.
В группах проводится тест (см. ниже) по определению остроты слуха (задание из информационного листа). Учитель предварительно выявляет в результате опроса любителей слушать громкую музыку в наушниках, спокойную музыку, любителей тишины, и у них определяется острота слуха.
Тест. Определение остроты слуха.
Острота слуха - это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
Приближайте к себе часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух измерений.
Оценка результатов теста:
Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см.
Цифры записываются на доске, анализируются, после чего ученики отвечают на вопрос: «Какие изменения происходят в слуховом аппарате под влиянием громких звуков?»
Используя таблицу «Слуховой анализатор», ученики рассказывают о преобразовании звуковых сигналов в электрические, указывают на изменения, происходящие в слуховом аппарате при длительном воздействии громких звуков:
- при постоянном растяжении барабанной перепонки уменьшается её эластичность, поэтому требуется большая громкость звука, чтобы она начала колебаться, т. е. снижается чувствительность слухового анализатора.
- повреждаются слуховые рецепторы.
Влияние шума на организм человека.
Но только ли органы слуха страдают от шума?
Учащимся предлагается выяснить это, ознакомившись со следующими утверждениями:
шум становится причиной преждевременного старения. В тридцати случаях из ста шум сокращает продолжительность жизни людей в крупных городах на 8-12 лет.
каждая третья женщина и каждый четвёртый мужчина страдают неврозами, вызванными повышенным уровнем шума.
достаточно сильный шум уже через 1 минуту может вызывать изменения в электрической активности мозга, которая становится схожей с электрической активностью мозга у больных эпилепсией.
такие болезни, как гастрит, язвы желудка и кишечника, чаще встречаются у людей, живущих и работающих в шумной обстановке. У эстрадных музыкантов язва желудка – профессиональное заболевание.
шум угнетает нервную систему, особенно при повторяющемся действии.
под влиянием шума происходит стойкое уменьшение частоты и глубины дыхания. Иногда появляется аритмия сердца, гипертония.
под влиянием шума изменяется углеводный, жировой, белковый, солевой обмены веществ, что проявляется в изменении биохимического состава крови (снижается уровень сахара в крови).
Краткий вывод из обсуждения: от чрезмерного шума ( выше 80 дБ) страдают не только органы слуха, но и другие органы и системы (кровеносная, пищеварительная, нервная и т.д.), нарушаются процессы жизнедеятельности, энергетический обмен начинает преобладать над пластическим, что приводит к преждевременному старению организма.
Обсуждение данных социологического опроса.
Двое учащихся провели социологический опрос по выявлению действия длительного действующего шума на психические процессы учащихся. Им я и предлагаю слово.
Первый учащийся представляет данные опроса, из которых следует, что длительно действующий шум приводит к быстрой утомляемости, ослаблению памяти, снижению внимания, потере работоспособности, повышенной раздражимости, нарушению сна, общей слабости. Рассказ сопровождается демонстрацией красочной круговой диаграммы, где все данные представлены в процентах.
По данным второго учащегося, действие шума может постепенно приводить к психическим заболеваниям. В качестве иллюстрации на доску вывешивается «лестница» (см. рис. 2), свёрнутая в гармошку, которая в ходе рассказа постепенно разворачивается.
Меры защиты человека от шумового воздействия.
Итак, шум вреден. «Шум – медленный убийца», заявляют американские специалисты. Но можно ли уменьшить его воздействие на живые организмы, включая и человека? Что может сделать каждый из нас?
Работа в группах – разработка проектов защиты человека от шумового воздействия на различных социальных уровнях.
1-ая группа. Я – обыватель (памятка обывателю).
2-ая группа. Я – мэр города.
3-ая группа. Я – архитектор.
4-ая группа. Я – директор крупного завода.
Группы оформляют проекты на листах ватмана, вывешивают их на доску и защищают.
3.Заключение.
Мы ещё не раз будем на наших уроках говорить и думать о последствии деятельности человека для природы и самого себя. Хотелось бы верить, что сегодняшний разговор не прошёл для вас бесследно. Мы почти не затронули проблемы воздействия шума на окружающую среду, а эта проблема также сложна, как и обсуждавшаяся нами проблема воздействия шума на человека. Только защищая природу, мы можем сохранить и себя.
Коль суждено дышать на воздухом одним,
Давайте же мы все на век объединимся,
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Н. Старшинов.
Проверка усвоения нового материала.
На уроке мы думали сообща, но при этом каждый работал индивидуально. И сейчас вам предстоит оценить свою познавательную деятельность на уроке.
Учитель объясняет, как надо заполнить лист самооценки учащегося (см. табл. 3), затем включает аудиозапись звуков природы, и ученики оценивают свой труд.
Таблица 3. лист самооценки учащегося.
Вопросы | Оценка |
Удовлетворены ли вы результатом своей познавательной деятельности на уроке? Проявился ли интерес к предмету на данном уроке? Соответствовал ли уровень изложения материала степени вашей готовности к уроку? Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний? Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между вами и другими учащимися вашей группы? Удовлетворены ли вы сегодняшним уроком? | |
Приложения (должны быть выполнены в виде плакатов).
Рис.1. Восприятие звуков.
Частота, Гц |
100000 10000 1000 100 10 0 | |
|
|
|
|
|
|
Летучая мышь Кошка Собака Кузнечик Дельфин Человек |
Рис. 2. Влияние шума.
Действие шума |
| |
Трудности взаимопонимания |
| |
Рассеивание внимания |
| |
Слабая сосредоточенность |
| |
Досада |
| |
Потеря сна |
| |
Раздражительность |
| |
Снижение функциональной деятельности |
| |
Недовольство |
| |
Трудности в семье |
| |
Ссоры |
| |
Психические заболевания |