Организационный момент. Приветствие учителя Проверка готовности учащихся к уроку Слайд 1. Целеполагание Анализ заголовка темы урока Слайд 2. Слайды 3-4. Формулирование учителем своей цели Слайд 5. Цели учащихся Предупреждение грамматической ошибки при формулировании цели урока Слайды 6-8. Актуализация опорных знаний Словарная работа Расшифровка слов Запись слов в тетрадь Работа с новым словарным словом мировоззрение Выяснение значения слова мировоззрение Слайд 9-11. Предупреждение грамматической ошибки Составление словосочетаний со словом мировоззрение Орфоэпическая работа Слайд 12. Составление предложения со словом мировоззрение Рефлексия Физминутка Этап усвоения новых знаний Работа с текстом Приложение 2 Слайд 13. Работа с предложением Работа со словосочетаниями (Фронтальная работа у доски) Просмотр фрагмента видеоурока . (http://www.saharina.ru/) Слайд 14. Определение способов подчинительной связи в записанных словосочетаниях Формулировка вывода Слайд 15. Слайд 16. Слайд 17. Закрепление изученного Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой Приложение 2 Слайд 18. Работа с учебником (по времени) Этап комментирования домашнего задания Приложение 1 Рефлексия | Создаю ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»). Предлагаю записать число, вид работы, тему урока: Способы подчинительной связи Формирую атмосферу исследования, сотворчества. Способствую формированию умения применять знания, полученные на предыдущих уроках, в рамках созданной учебной ситуации - В рамках какой большой темы изучается данная тема урока? - Какие понятия (в рамках большой темы) вы бы отобрали для повторения? Перечислите их - Из скольких понятий состоит заголовок темы? Каких? -С каким понятием знакомы? Что вам известно о подчинительной связи? - Как понимаете, что такое способы? - Речь пойдёт об одном способе или нескольких? Знакомлю учащихся со своей целью урока. Способствую формированию умения правильно ставить и формулировать цели урока учащихся - Сегодня на уроке я помогу вам «открыть» для себя эти способы. Способы подчинительной связи. - Какова ваша цель? Начните так: «Сегодня на уроке я познакомлюсь (открою, узнаю)….» - После того, как «откроем» способы, чем будем заниматься? Предотвращаю грамматическую ошибку при формулировании цели урока -Правильно сформулируем и запишем в тетрадь цель урока. Неверно: -Сегодня на уроке я познакомлюсь (с чем? )и научусь(чему?) различать способы подчинительной связи.( Слова с разным падежным управлением) Создаю ситуацию «включения» учащихся в предложенный вид деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные интересы -Что это? СНТКСС, ПНКТЦ, СЛВСЧТН, ТКСТ, ПРДЛЖН, СЧНН, ПДЧНН, НТНЦ, МРВЗЗРН. - Что надо сделать, чтобы получились слова? - Догадайтесь, о каких словах идёт речь? -Могу ли я утверждать, что перед нами термины, относящиеся к изучаемой теме? - Какую работу я могу предложить вам с этими словами? - Важно не только знать значение этих терминов, но и не менее важно уметь их правильно писать. Совсем скоро мы будем писать сочинение на грамматическую тему: «Что я знаю о словосочетании?» Написание этих слов вам будет необходимо. Запишем их в тетрадь. Организую работу по выяснению и осознанию значения слова МИР-О-ВОЗ-ЗР-ЕНИ-Е. Способствую «включению» этого слова в активный словарный запас учащихся - Как понимаете, что такое мировоззрение? Чем оно отличается от других слов? - Мир-о-воз-зр-ени-е - система взглядов на мир и место человека в нём. Синонимы: миропонимание, миросозерцание, взгляд на жизнь, образ мыслей, кредо, правила, убеждения Мировоззрение можно менять, иметь , формировать… Мировоззрение может быть собственное, устойчивое, моё, твоё, наш, их… Нельзя: ихнее мировоззрение Надо: их мировоззрение Бывает мировоззрение народа, политиков, родителей, учителей, современного человека, древних греков… - Составьте словосочетания со словом мировоззрение и запишите их в тетрадь Мировоззрение человека, иное мировоззрение, наше мировоззрение, формировать мировоззрение. - ВключИм в состав предложения слово мировоззрение. Обращаю внимание на произношение слов и предлагаю произнести их хором «вслед за учителем»: ВключИм, включИшь, включАт, включИт, включИте, включАт. Предлагаю детям составить предложения со словом МИРОВОЗЗРЕНИЕ -Запишем в тетрадь одно из предложений Мировоззрение древних греков существенно отличается от взглядов на мир современных людей. - Итак, выполняя словарную работу, мы познакомились с новым словом – мировоззрение. Будем чаще употреблять его в речи и правильно писать. - Итак, какие виды работ помогли нам лучше запомнить слово МИРОВОЗЗРЕНИЕ? -Какие виды работ вызвали затруднение, с какими справились легко? Предлагаю игру «Пожалуйста» Поочередно предлагаю учащимся выполнить какое-то действие: встать, поднять руки, опустить руки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Дети выполнят просьбу, если будет звучать слово «пожалуйста». Например: поднимите руки, пожалуйста – поднимают. Опустите руки – не опускают. Опустите руки, пожалуйста – опускают. Предлагаю детям прочитать текст, с целью выяснения лексического значения слов: согласны, согласованными, управлять, примыкать. - Прочитайте текст. - Как вы понимаете лексическое значение глаголов УПРАВЛЯТЬ, ПРИМЫКАТЬ и слов СОГЛАСНЫ, СОГЛАСОВАННЫМИ. Все были согласны с его выступлением. Наши действия должны быть согласованными. Начальник должен разумно управлять деятельностью коллектива. Рабочие фабрики тоже примкнули к забастовщикам. Этот маленький переулок примыкал к центральной улице города - Образуйте от глаголов существительные - Так называются способы подчинительной связи. Различаются они степенью подчинения зависимого слова к главному. -Как работают эти способы связи, рассмотрим на примере словосочетаний из предложения, записанного в начале урока. Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи и научусь их различать - Чтобы правильно выписать словосочетания, как надо действовать? - Что не является словосочетанием? - Выпишем из предложения подчинительные словосочетания, разберём их графически, укажем средства связи слов, из которых эти словосочетания состоят. Организую деятельность по просмотру видеофрагмента, с целью ознакомления со способами подчинительной связи - Соотнесем способы подчинительной связи с записанными словосочетаниями. Формирую умение обобщать информацию и делать выводы Предлагаю детям подвести итог проделанной работы. - Что же такое согласование, управление, примыкание? - Сравним сказанное с выводами учебника. («Практика» стр.24) Согласование – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме, что и главное Управление - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово. Примыкание - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным по смыслу и интонационно. Формирую умение применять полученные знания на практике. Создаю условия для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учётом их проблемных зон, устанавливаю ситуацию осознанного усвоения учащимися нового учебного материала - Определите способ подчинительной связи в данных словосочетаниях. Решение запишите в виде набора цифр: согласование – 1; управление – 2; примыкание - 3 Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шёл оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, пошёл напиться, услышал шорох, очень далеко. Критерии оценивания: 5 правильных ответов – «3» 6-10 правильных ответов- «4» 11 правильных ответов – «5» -Выполним упражнение 49. Надо записать словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи. Разъясняю варианты выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам) 1 уровень Изучить параграф 158 по учебнику «Теория» Составить таблицу о способах подчинительной связи, указав название способа, задаваемый вопрос, части речи главного слова и зависимого. Привести примеры 2 уровень упражнение 53 3 уровень упражнение 54, задание 2 Формирую умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования достижений учащихся, путей преодоления затруднений в выполнении заданий. -Можно ли сказать, что мы на уроке сделали открытие? - Достиг ли урок своей цели? - Чему научился на уроке, что узнал нового? - Что получается хорошо? - В чём затрудняешься? - Над чем ещё надо поработать? - Оцени свою работу на уроке и работу класса. | Мобилизуют личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности». Записывают число, вид работы, тему урока. Участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества, отвечая на вопросы учителя. Применяют полученные ранее знания в рамках созданной учителем учебной ситуации -Синтаксис и пунктуация - Синтаксис, пунктуация, словосочетание, текст, предложение, интонация, средства связи, виды связи, подчинительное словосочетание, сочинительное словосочетание и другие. - Подчинительная связь + способы - Подчинительная связь объединяет главную и зависимые части (сочинительная – равноправные части) -Способ – приём, действие, метод. Это ответ на вопрос КАК -О нескольких, так как заголовок «говорит» способы. Определяют и правильно формулируют цели урока - Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи - Будем учиться их различать Пытаются понять суть ошибки и правильно сформулировать свои цели урока - Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи и научусь их различать Записывают тему урока в тетрадь Учащиеся учатся «проявлять» себя в рамках созданной учебной ситуации, реализуют навыки решения практической задачи, работая в паре и индивидуально. -Согласные буквы - Добавить гласные буквы. Дети расшифровывают слова -Нет. Лишнее слово МИРОВОЗЗРЕНИЕ. -Их можно записать, подчеркнуть орфограммы, объяснить написание, значение слов, разобрать по составу, произвести морфологический разбор и т.д. Записывают слова в тетрадь Дают толкование слова МИРОВОЗЗРЕНИЕ, определяют морфемный состав, подбирают синонимы, подбирают слова других частей речи, употребляющихся с этим словом. (используют словари) Составляют и записывают словосочетания со словом МИРОВОЗЗРЕНИЕ Произносят вслед за учителем слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение Дети составляют предложения . Надо формировать мировоззрение с детства. Мировоззрение подростков отличается от мировоззрения взрослых людей Учителя формируют у учащихся мировоззрение. Мировоззрение – это взгляд на мир. Перечисляют выполненные виды работ: разбор слова по составу, выяснение его лексического значения, подбор синонимов, составление предложений и словосочетаний с этим словом Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректируют их Включаются в игру. Читают текст, выясняют лексическое значение слов. Образуют от них существительные. Узнают названия способов подчинительной связи. Управлять – направлять деятельность, заставлять соблюдать какие –либо правила и т.п. Быть согласным – иметь такое же мнение, не возражать. Согласовывать – действовать слаженно, обговаривать взаимные условия. Примыкать – присоединяться к чему-либо Согласование, управление, примыкание. В предложении сначала выделяют грамматическую основу, а затем словосочетания, имеющие отношение к подлежащему, после этого словосочетания, связанные со сказуемым. Подлежащее и сказуемое, фразеологизм, сочетание самостоятельного слова со служебным, составные словоформы Дети работают у доски и в тетради Просматривают видеофрагмент Определяют способы подчинительной связи Дают определения способам подчинительной связи, сравнивают их с определениями, данными в учебнике. Применяют полученные знания на практике. Осуществляют взаимопроверку и оценку работ. Ключ:1 3 2 3 2 3 1 3 2 3 Записывают домашнее задание в дневники Осуществляют самоанализ результатов и самооценку деятельности |