СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Способы подчинительной связи", 8 класс (Программа В.В.Бабайцевой)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в среднем звене. Главная задача урока – совершенствование умения учиться, т.е. учить самого себя, овладение культурой общения со сверстниками, учителем, самим собой. Основной критерий работы учителя – ориентация на приоритет цели формирования ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Способы подчинительной связи, 8 класс»

Отдел образования администрации

Тальменского района Алтайского края

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ларичихинская средняя общеобразовательная школа»





Методическая разработка урока русского языка

в 8 классе по теме:





«Способы подчинительной связи»



Учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой:

Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред. Пичугова Ю.С.-М.: Дрофа, 2010

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 20


Технология. Личностно ориентированное обучение, деятельностный подход








Учитель русского языка и литературы

Петлюк Надежда Михайловна



















Ларичиха 2012




Цель урока. Создать условия для формирования коммуникативной компетенции через совершенствование умения учиться, развитие толерантности, способности к сотрудничеству;

языковой компетенции через «открытие» детьми способов подчинительной связи, что будет способствовать развитию исследовательских и интеллектуальных умений и навыков, речи учащихся, воспитанию моральных качеств личности, интереса к языку, слову.

Планируемые результаты

Предметные: освоение понятия « способы подчинительной связи»

Метапредметные: познавательные – овладение способностью выделять и формулировать познавательные цели, ставить задачи; планировать пути их достижения, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, создание собственных продуктов в освоении знаний, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; регулятивные – оценивать правильность выполнения заданий;

коммуникативные – формировать готовность слушать и слышать собеседника, вести диалог, уметь вступать в речевое общение со сверстниками.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях


Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: раздаточный материал (приложения 1,2); мультимедийный проектор.

К конспекту прилагается презентация PowerPoint, содержащая видеофрагмент (http://www.saharina.ru/)

Список литературы:

Русский язык. Практика. 8 класс /Под ред. Пичугова Ю.С.-М.: Дрофа, 2010

Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы.-М.: Дрофа, 2010























Пояснительная записка.



Данная разработка урока предлагается учителям, реализующим деятельностный подход в обучении на уроках русского языка в среднем звене. Главная задача урока – совершенствование умения учиться, т.е. учить самого себя, овладение культурой общения со сверстниками, учителем, самим собой. Основной критерий работы учителя – ориентация на приоритет цели формирования ученика как субъекта учебной деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Формирование предметных знаний, умений и навыков рассматривается как средство и необходимое условие формирования УД, развития личности ребёнка. Роль учителя понимается как организующая самообучение каждого ребёнка, создающая условия самообучения, определяющая меру своей помощи каждому ученику в поиске и узнавании нового. Урок включает в себя работу по постановке учащимися цели, планирование, осмысление контроля и оценки каждым учеником своих действий по реализации плана. Базовой является продуктивная, творческая деятельность учащихся. Ведущим методом является исследовательский. Широко используются беседа, диалог. Дидактическим стержнем урока является активная поисковая деятельность самих учащихся. Учитель лишь создаёт необходимые условия, предпосылки для развёртывания и осуществления этой деятельности. Используются приёмы мыслительной деятельности: сравнение, наблюдение. Построение урока зависит от вопроса ученика, поэтому разработка не имеет чёткой структуры.

К конспекту прилагается презентация PowerPoint, содержащая видеофрагмент (http://www.saharina.ru/)



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.


Приветствие учителя

Проверка готовности учащихся к уроку

Слайд 1.





Целеполагание

Анализ заголовка темы урока















Слайд 2.




Слайды 3-4.












Формулирование учителем своей цели



Слайд 5.



Цели учащихся







Предупреждение грамматической ошибки при формулировании цели урока







Слайды 6-8.






Актуализация опорных знаний

Словарная работа


Расшифровка слов














Запись слов в тетрадь






Работа с новым словарным словом мировоззрение





Выяснение значения слова мировоззрение


Слайд 9-11.










Предупреждение грамматической ошибки





Составление словосочетаний со словом

мировоззрение








Орфоэпическая работа





Слайд 12.


Составление предложения со словом мировоззрение













Рефлексия













Физминутка








Этап усвоения новых знаний

Работа с текстом










Приложение 2









Слайд 13.









Работа с предложением




















Работа со словосочетаниями

(Фронтальная работа у доски)





Просмотр фрагмента видеоурока .

(http://www.saharina.ru/)

Слайд 14.



Определение способов подчинительной связи в записанных словосочетаниях




Формулировка вывода







Слайд 15.


Слайд 16.





Слайд 17.






Закрепление изученного

Цифровой диктант с последующей взаимопроверкой

Приложение 2













Слайд 18.





Работа с учебником (по времени)




Этап комментирования домашнего задания


Приложение 1





















Рефлексия

Создаю ситуацию мотивации к обучению («стартового желания учиться»).



Предлагаю записать число, вид работы, тему урока:


Способы подчинительной связи





Формирую атмосферу исследования, сотворчества. Способствую формированию умения применять знания, полученные на предыдущих уроках, в рамках созданной учебной ситуации






- В рамках какой большой темы изучается данная тема урока?


- Какие понятия (в рамках большой темы) вы бы отобрали для повторения? Перечислите их






- Из скольких понятий состоит заголовок темы? Каких?




-С каким понятием знакомы? Что вам известно о подчинительной связи?





- Как понимаете, что такое способы?



- Речь пойдёт об одном способе или нескольких?



Знакомлю учащихся со своей целью урока. Способствую формированию умения правильно ставить и формулировать цели урока учащихся


- Сегодня на уроке я помогу вам «открыть» для себя эти способы. Способы подчинительной связи.


- Какова ваша цель? Начните так: «Сегодня на уроке я познакомлюсь (открою, узнаю)….»


- После того, как «откроем» способы, чем будем заниматься?




Предотвращаю грамматическую ошибку при формулировании цели урока





-Правильно сформулируем и запишем в тетрадь цель урока.




Неверно:

-Сегодня на уроке я познакомлюсь (с чем? )и научусь(чему?) различать способы подчинительной связи.( Слова с разным падежным управлением)



Создаю ситуацию «включения» учащихся в предложенный вид деятельности в соответствии с намеченными результатами, учитывая склонности, индивидуальные интересы



-Что это?

СНТКСС, ПНКТЦ, СЛВСЧТН, ТКСТ, ПРДЛЖН, СЧНН, ПДЧНН, НТНЦ, МРВЗЗРН.

- Что надо сделать, чтобы получились слова?

- Догадайтесь, о каких словах идёт речь?

-Могу ли я утверждать, что перед нами термины, относящиеся к изучаемой теме?


- Какую работу я могу предложить вам с этими словами?





- Важно не только знать значение этих терминов, но и не менее важно уметь их правильно писать. Совсем скоро мы будем писать сочинение на грамматическую тему: «Что я знаю о словосочетании?» Написание этих слов вам будет необходимо. Запишем их в тетрадь.


Организую работу по выяснению и осознанию значения слова МИР-О-ВОЗ-ЗР-ЕНИ-Е. Способствую «включению» этого слова в активный словарный запас учащихся




- Как понимаете, что такое мировоззрение? Чем оно отличается от других слов?


- Мир-о-воз-зр-ени-е - система взглядов на мир и место человека в нём.


Синонимы: миропонимание, миросозерцание, взгляд на жизнь, образ мыслей, кредо, правила, убеждения


Мировоззрение можно менять, иметь , формировать…


Мировоззрение может быть собственное, устойчивое, моё, твоё, наш, их…


Нельзя: ихнее мировоззрение

Надо: их мировоззрение


Бывает мировоззрение народа, политиков, родителей, учителей, современного человека, древних греков…


- Составьте словосочетания со словом мировоззрение и запишите их в тетрадь


Мировоззрение человека, иное мировоззрение, наше мировоззрение, формировать мировоззрение.





- ВключИм в состав предложения слово мировоззрение.


Обращаю внимание на произношение слов и предлагаю произнести их хором «вслед за учителем»:


ВключИм, включИшь, включАт, включИт, включИте, включАт.


Предлагаю детям составить предложения со словом МИРОВОЗЗРЕНИЕ



-Запишем в тетрадь одно из предложений


Мировоззрение древних греков существенно отличается от взглядов на мир современных людей.



- Итак, выполняя словарную работу, мы познакомились с новым словом – мировоззрение. Будем чаще употреблять его в речи и правильно писать.


- Итак, какие виды работ помогли нам лучше запомнить слово МИРОВОЗЗРЕНИЕ?







-Какие виды работ вызвали затруднение, с какими справились легко?




Предлагаю игру «Пожалуйста»

Поочередно предлагаю учащимся выполнить какое-то действие: встать, поднять руки, опустить руки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Дети выполнят просьбу, если будет звучать слово «пожалуйста». Например: поднимите руки, пожалуйста – поднимают. Опустите руки – не опускают. Опустите руки, пожалуйста – опускают.



Предлагаю детям прочитать текст, с целью выяснения лексического значения слов: согласны, согласованными, управлять, примыкать.



- Прочитайте текст.

- Как вы понимаете лексическое значение глаголов УПРАВЛЯТЬ, ПРИМЫКАТЬ и слов СОГЛАСНЫ, СОГЛАСОВАННЫМИ.


Все были согласны с его выступлением. Наши действия должны быть согласованными. Начальник должен разумно управлять деятельностью коллектива. Рабочие фабрики тоже примкнули к забастовщикам. Этот маленький переулок примыкал к центральной улице города







- Образуйте от глаголов существительные



- Так называются способы подчинительной связи. Различаются они степенью подчинения зависимого слова к главному.





-Как работают эти способы связи, рассмотрим на примере словосочетаний из предложения, записанного в начале урока.


Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи и научусь их различать



- Чтобы правильно выписать словосочетания, как надо действовать?






- Что не является словосочетанием?






- Выпишем из предложения подчинительные словосочетания, разберём их графически, укажем средства связи слов, из которых эти словосочетания состоят.





Организую деятельность по просмотру видеофрагмента, с целью ознакомления со способами подчинительной связи





- Соотнесем способы подчинительной связи с записанными словосочетаниями.






Формирую умение обобщать информацию и делать выводы

Предлагаю детям подвести итог проделанной работы.


- Что же такое согласование, управление, примыкание?

- Сравним сказанное с выводами учебника. («Практика» стр.24)



Согласование – это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в той же форме, что и главное


Управление - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово.


Примыкание - это такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным по смыслу и интонационно.




Формирую умение применять полученные знания на практике.

Создаю условия для коллективной и индивидуальной работы учащихся с учётом их проблемных зон, устанавливаю ситуацию осознанного усвоения учащимися нового учебного материала


- Определите способ подчинительной связи в данных словосочетаниях. Решение запишите в виде набора цифр:

согласование – 1;

управление – 2;

примыкание - 3


Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шёл оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, пошёл напиться, услышал шорох, очень далеко.


Критерии оценивания:

5 правильных ответов – «3»

6-10 правильных ответов- «4»

11 правильных ответов – «5»




-Выполним упражнение 49. Надо записать словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.



Разъясняю варианты выполнения домашнего задания на основе осуществления дифференцированного подхода в обучении (каждому по силам)






1 уровень

Изучить параграф 158 по учебнику «Теория»

Составить таблицу о способах подчинительной связи, указав название способа, задаваемый вопрос, части речи главного слова и зависимого. Привести примеры



2 уровень

упражнение 53


3 уровень

упражнение 54, задание 2





Формирую умения рефлексии учебных действий и результатов обучения на основе комментирования достижений учащихся, путей преодоления затруднений в выполнении заданий.



-Можно ли сказать, что мы на уроке сделали открытие?

- Достиг ли урок своей цели?

- Чему научился на уроке, что узнал нового?

- Что получается хорошо?

- В чём затрудняешься?

- Над чем ещё надо поработать?

- Оцени свою работу на уроке и работу класса.

Мобилизуют личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».


Записывают число, вид работы, тему урока.






Участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества, отвечая на вопросы учителя. Применяют полученные ранее знания в рамках созданной учителем учебной ситуации




-Синтаксис и пунктуация


- Синтаксис, пунктуация, словосочетание, текст, предложение, интонация, средства связи, виды связи, подчинительное словосочетание, сочинительное словосочетание и другие.



- Подчинительная связь + способы




- Подчинительная связь объединяет главную и зависимые части (сочинительная – равноправные части)




-Способ – приём, действие, метод. Это ответ на вопрос КАК


-О нескольких, так как заголовок «говорит» способы.


Определяют и правильно формулируют цели урока






- Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи


- Будем учиться их различать




Пытаются понять суть ошибки и правильно сформулировать свои цели урока




- Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи и научусь их различать



Записывают тему урока в тетрадь





Учащиеся учатся «проявлять» себя в рамках созданной учебной ситуации, реализуют навыки решения практической задачи, работая в паре и индивидуально.


-Согласные буквы



- Добавить гласные буквы.

Дети расшифровывают слова

-Нет. Лишнее слово МИРОВОЗЗРЕНИЕ.



-Их можно записать, подчеркнуть орфограммы, объяснить написание, значение слов, разобрать по составу, произвести морфологический разбор и т.д.

Записывают слова в тетрадь






Дают толкование слова МИРОВОЗЗРЕНИЕ, определяют морфемный состав, подбирают синонимы, подбирают слова других частей речи, употребляющихся с этим словом.

(используют словари)





















Составляют и записывают словосочетания со словом МИРОВОЗЗРЕНИЕ











Произносят вслед за учителем слова, записывают их в тетрадь, ставят ударение



Дети составляют предложения


. Надо формировать мировоззрение с детства.


Мировоззрение подростков отличается от мировоззрения взрослых людей


Учителя формируют у учащихся мировоззрение.


Мировоззрение – это взгляд на мир.



Перечисляют выполненные виды работ: разбор слова по составу, выяснение его лексического значения, подбор синонимов, составление предложений и словосочетаний с этим словом




Осуществляют рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректируют их


Включаются в игру.










Читают текст, выясняют лексическое значение слов. Образуют от них существительные. Узнают названия способов подчинительной связи.



Управлять – направлять деятельность, заставлять соблюдать какие –либо правила и т.п.

Быть согласным – иметь такое же мнение, не возражать.

Согласовывать – действовать слаженно, обговаривать взаимные условия.

Примыкать – присоединяться к чему-либо





Согласование, управление, примыкание.















В предложении сначала выделяют грамматическую основу, а затем словосочетания, имеющие отношение к подлежащему, после этого словосочетания, связанные со сказуемым.


Подлежащее и сказуемое, фразеологизм, сочетание самостоятельного слова со служебным, составные словоформы





Дети работают у доски и в тетради







Просматривают видеофрагмент






Определяют способы подчинительной связи









Дают определения способам подчинительной связи, сравнивают их с определениями, данными в учебнике.















Применяют полученные знания на практике. Осуществляют взаимопроверку и оценку работ.















Ключ:1 3 2 3 2 3 1 3 2 3









Записывают домашнее задание в дневники

























Осуществляют самоанализ результатов и самооценку деятельности


Приложение 1.


Тема. Способы подчинительной связи


Домашнее задание: параграф 158


1 уровень


Заполнить предложенную таблицу

Способ связи

Вопрос, задаваемый от главного слова к зависимому

Какой частью речи выражается главное слово?

Какой частью речи выражается зависимое слово?

Примеры

Согласование










Управление






Примыкание










2 уровень

Упражнение 53


3 уровень


Упражнение 54, задание2


Приложение 2.


Способы подчинительной связи

Задание 1.


Все были согласны с его выступлением. Наши действия должны быть согласованными. Начальник должен разумно управлять деятельностью коллектива. Рабочие фабрики тоже примкнули к забастовщикам. Этот маленький переулок примыкал к центральной улице города.


Согласовывать - ? Управлять - ? Примыкать - ?


Задание 2


согласование – 1;

управление – 2;

примыкание - 3


Лиловые сумерки, быстро удалиться, плывут по воде, стая птиц, шёл, оглядываясь, взмахнул рукой, сильно ударился, приятный голос, пошёл напиться, услышал шорох, очень далеко.


Критерии оценивания:

5 правильных ответов – «3»

6-10 правильных ответов- «4»

11 правильных ответов – «5»


Задание 3


ВключИшь, включИт, включИм, включИте, включАт



Просмотр содержимого презентации
«Способы подчинительной связи»

Способы подчинительной связи Составитель Петлюк Н.М. МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района, Алтайского края

Способы подчинительной связи

Составитель Петлюк Н.М.

МКОУ «Ларичихинская СОШ» Тальменского района, Алтайского края

Способы подчинительной связи

Способы подчинительной связи

Подчинительная связь

Подчинительная связь

  • объединяет главную и придаточные части (слова и предложения)
Сочинительная связь

Сочинительная связь

  • Объединяет равноправные части (слова и предложения)
Цель.

Цель.

  • Познакомиться со способами подчинительной связи и научиться их различать
Неверно!

Неверно!

  • Сегодня на уроке я познакомлюсь и научусь различать способы подчинительной связи
Неверно!

Неверно!

  • Сегодня на уроке я познакомлюсь ( с чем ?) и научусь различать( что ? ) способы подчинительной связи
Верно!

Верно!

  • Сегодня на уроке я познакомлюсь со способами подчинительной связи и научусь их различать
МИР-О-ВОЗ-ЗР-ЕНИ-Е

МИР-О-ВОЗ-ЗР-ЕНИ-Е

  • система взглядов на мир и место человека в нём (взгляд на мир, зрение на мир, видение мира, миропонимание, миросозерцание, образ мыслей и др.)
Иметь, формировать, отличаться, меняться… Собственное, устойчивое, иное, другое… Наше, ваше, их, народа, политиков, родителей, современного человека, древних греков… Иметь, формировать, отличаться, меняться… Собственное, устойчивое, иное, другое… Наше, ваше, их, народа, политиков, родителей, современного человека, древних греков…
  • Иметь, формировать, отличаться, меняться… Собственное, устойчивое, иное, другое… Наше, ваше, их, народа, политиков, родителей, современного человека, древних греков…
  • Иметь, формировать, отличаться, меняться…
  • Собственное, устойчивое, иное, другое…
  • Наше, ваше, их, народа, политиков, родителей, современного человека, древних греков…
Приобретая мировоззрение , мы учимся видеть мир .

Приобретая мировоззрение , мы учимся видеть мир .

ВключИшь, включИт, включИм, включИте, включАт

ВключИшь, включИт, включИм, включИте, включАт

Согласование Управление примыкание
  • Согласование
  • Управление
  • примыкание
Согласование зависимое слово ставится в той же форме, что и главное:  летнее солнце,  моя родина

Согласование

  • зависимое слово ставится в той же форме, что и главное:

летнее солнце,

моя родина

Управление зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово:  верить в успех,  радоваться победе

Управление

  • зависимое слово ставится в определённом падеже, какого требует главное слово:

верить в успех,

радоваться победе

Примыкание зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно:  хотел сказать,  выглядишь хорошо

Примыкание

  • зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу и интонационно:

хотел сказать,

выглядишь хорошо

1 3 2 3 2 3 1 3 2 3
  • 1 3 2 3 2 3 1 3 2 3


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!