СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме Сталинская коллективизация сельского хозяйства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Сталинская коллективизация сельского хозяйства" даёт учителю истории пошаговую методику рассмотрения данной темы, содержит терминологический словарь,проблемные вопросы,которые помогут провести исследовательскую работу,отрывки из исторических документов,которые в качестве раздаточного материала могут быть использованы на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Сталинская коллективизация сельского хозяйства»

Разработка урока учителя истории Ткаченко Е.Л.

Тема урока: « Коллективизация сельского хозяйства».

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: Выявить причины введения и усвоить сущность курса на сплошную коллективизацию, определить методы политики ликвидации кулачества как класса; проследить экономические, социальные и политические последствия создания колхозов.

Основные понятия: коллективизация, колхоз, репрессии, раскулачивание.

Оборудование: 1.Презентация учителя.

2.Карта « Экономическое развитие СССР».

3.Учебник «История России 10 класс, ч.1», карточки-задания.

4.Фотодокументы. Иллюстрации.

5.Исторические документы («Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» от 30 января 1930 года; воспоминания очевидцев).

Используемые педагогические технологии: ИКТ, технология критического мышления, приём «корзинка идей», прием «лекция со стопами» (лекция читается дозировано, после каждой смысловой части ставится проблемный вопрос, дается какое либо задание во время «стопа»).

Ход урока:

I.Организационный момент. Звучит музыкальный фрагмент «Марш Энтузиастов» ( Слайд 1).

II.Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания по теме «Cталинская индустриализация» организуется в форме самопроверки самими учащимися (класс разделен на варианты, один вариант задает другому вопросы, второй вариант отвечает).

Возможные вопросы:

  1. Почему индустриализация стала первоочередной задачей экономического развития СССР?

  2. Каковы были возможные пути проведения индустриализации?

  3. В чем заключались особенности индустриализации в Советском Союзе?

  4. Каковы были главные источники проведения форсированной индустриализации?

  5. С какими социальными проблемами столкнулась страна?

  6. Назовите положительные и отрицательные итоги индустриализации.

III. Изучение нового материала

Учитель: Воспользовавшись очередным кризисом НЭПа, Сталин объявил о «великом переломе» и «наступлении социализма по всему фронту», об ускоренном превращении СССР в великую промышленную державу, а для этого необходимы были средства. Давайте подумаем, где советское государство предполагало их взять? Учащиеся отвечают на вопрос, строя свои предположения. Используется приём «Корзинка идей».

Учитель: Действительно, сталинское руководство решило экономить на сельском хозяйстве, считая, что находчивые крестьяне выживут. Но оказалось, что в 1927 году возникла кризисная ситуация, вызванная допущенными просчётами. Вопрос проблемного характера: что же известно об этом? насколько критичной была ситуация? Выступление ученика, которому было поручено изучить исторические документы о хлебозаготовительном кризисе: ( Слайд 2)

«В 1927 году резко ощущалась нехватка промышленных товаров для обмена на зерно. Низкие цены государства на сельскохозяйственную продукцию, неурожай привели к сокращению поставок зерна и других продуктов в город. Горожане раскупают продукты, крестьяне прячут хлеб. Очереди, пустые прилавки становятся обычной картиной. Государство идет на чрезвычайные меры - в деревню для «выколачивания» хлеба отправлены 30 тысяч членов партии. Сам Сталин, правда первый и в последний раз, отправляется в сельскохозяйственные районы Сибири. На местах партработникам разрешили применять чрезвычайные меры к укрывателям хлеба - уголовное воздействие. Иосиф Виссарионович считал, что кризис вызван нарушением экономических пропорций: слабый крестьянин, работяга-единоличник и кулак-саботажник. Поэтому Сталин предлагает все ресурсы бросить на переустройство сельского хозяйства в коллективные хозяйства( колхозы), которые по его мнению более соответствуют социалистическому идеалу. Другая точка зрения принадлежала профессиональному экономисту Николаю Ивановичу Бухарину, который был не против колхозов, но его вариант предполагал, что в Советском Союзе еще долго «основой сельского хозяйства должны быть индивидуальные крестьянские хозяйства», иначе крестьянская масса, которая должна стать опорой, будет сопротивляться. Учитель: Подумайте, почему Сталин не захотел согласиться с аргументацией Бухарина? Хлеб у крестьян государство не добрало, продавать за границу было практически нечего, планы индустриализации оказались под угрозой. Одним из вариантов решения проблемы было создание колхозов, так, как коллективные хозяйства, с чёткой структурной организацией, находящейся под жёстким государственным контролем, урожай собирали бы быстрее и легче, чем крестьяне-единоличники.(Слайд3) Работа со словарём:

Коллективизация это политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в крупные социалистические коллективные хозяйства, осуществлявшаяся в конце 20-х – начале 30-х годов ХХ века форсированными темпами, с применением жёстких принудительных и репрессивных методов.(Слайд4)

Учитель: давайте определим причины провозглашения в 1927г. на ХVсъезде ВКП(б) курса на коллективизацию.

Учащиеся получают задание выписать причины коллективизации из учебника в тетрадь. ( стр. 136). Возможные варианты ответов:

  • 1.Отсутствие государственных средств на проведение индустриализации.

  • 2.Возможность провести индустриализацию за счет «внутренних колоний государства», то есть деревни. Проверка выполнения самостоятельной работы.(Слайд5)

Учитель: Ну, конечно, нельзя однобоко смотреть на цели коллективизации. Обратите внимание на экран ( Слайд 6):

  • Централизованное управление сельским хозяйством

  • Обобществление средств производства

  • Передача земли в коллективную собственность крестьян

  • Повышение эффективности сельскохозяйственного труда

  • Применение в сельском хозяйстве машинного труда

  • «Ликвидация кулачества как класса»


Учитель: Продолжить работу над темой я предлагаю с помощью небольшой лекции, используя «метод стопов». Коллективизация проводилась в несколько этапов: а) добровольный и б) принудительный.(Слайд 7) СТОП! (подумайте, чем и кого можно было завлечь в колхозы?предлагаю использовать фотоматериалы.из предложенного комплекта отберите те фотографии,которые отражают ваши ответы).На самом деле, колхозы для жителей деревни не были новинкой. Их начали создавать еще в 1917-1918гг.

Было определено 3 формы коллективных хозяйств (Слайд 8)

ТОЗ – товарищество по совместной обработке земли (единый посев обрабатываемый совместно)

Артель – совместное крестьянское хозяйство, где в общем пользовании земля, тягловый скот и инвентарь. Коммуна – хозяйство с полным обобществлением орудий труда и уравнительным распределением продуктов производства. В 1926 году колхозы составляли 1% от всех хозяйств и были крайне слабы. К январю1929 года- 4%, к октябрю 1929 года- 8%. СТОП! (Почему основная масса крестьян не спешила в колхозы? (Слайд 9) Учащиеся отвечают, что одни хотели подождать и проверить надёжность такой системы, а другие –разочаровались).Учитель приводит пример (Баба Нюра и её корова Зойка) и предлагает рассмотреть иллюстрацию.

Пленум ЦК ВКП(б) в апреле 1929 года поддержал сталинскую программу СТОП! (В чём её суть?)Учащиеся отвечают - ускоренная коллективизация .Учитель: НЭП стали сворачивать. 7 ноября 1929 года в газете « Правда» выходит сталинская статья «Год великого перелома», в которой говорилось о «коренном переломе нашего земледелия от мелкого отсталого к крупному и передовому коллективному земледелию». (Слайд 10 ) А конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце НЭПа. СТОП! (Вспомните, на чём основывалась эта экономическая политика и когда она была введена?) и переходе к «политике ликвидации кулачества как класса». СТОП! ( Кого же советское сталинское руководство считало кулаком? Учитель отвечает: кулацкими называли крепкие крестьянские хозяйства, которые получали большие прибыли и использовали наёмный труд. Это те, у кого было 2 коровы, 2 лошади, хороший дом. Кулаки составляли всего 4 - 5% сельского населения, а товарного хлеба давали более 25%.) (Слайд11) Учитель : Давайте рассмотрим агитационные плакаты тех лет. В чём главная мысль советских плакатов? Что они отражают? (Слайд12) Учащиеся отвечают, что они отражают официальную идеологию коммунистической партии и советского сталинского государства. Учитель: В деревне происходили два взаимосвязанных и взаимозависимых процесса: образование колхозов и раскулачивание. СТОП! (А в чём их взаимосвязь? Дело в том, что раскулачивание имело цель - обеспечить колхозы надёжной и качественной материальной базой.) (Слайд13) Учитель: С конца 1929 года до середины 1930 года было раскулачено более 320 тыс. крестьянских хозяйств, а имущество, стоимостью 75 млн.руб.,было передано колхозам(Слайд14) Учитель: В начале 1930 года началась сплошная коллективизация и в колхозы пошел середняк. СТОП! (Почему крестьяне-середняки, пошли массово в колхозы?) Учащиеся отвечают, что крестьяне боялись).(Слайд15) Учитель: Не существовало четкого определения кулака и зачастую раскулачивали середняка, а для оправдания ввели термин «подкулачник». Например, за 1,5-2 года местные власти на Украине при помощи ОГПУ изъяли из деревни все опасные слои. Норма раскулачивания 5-7 %, на деле раскулачивали до 15-20%.(Слайд15,16)

Учитель: 5 января 1930 года выходит постановление ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству» (Слайд 17-18)

Учитель: Страна делилась на три региона. Давайте рассмотрим таблицу ( Слайд 19)

Регионы

Сроки завершения

1.Северный Кавказ, Средняя и Нижняя Волга, Украина, Центрально-Черноземный Район

Осень1930-весна1931

2.Сибирь, Урал, Казахстан

Осень 1931- весна1932

3.Остальные районы

Осень 19321- весна1933

Учитель: Почему именно этим районам 1 категории предписывалось ускорить темпы коллективизации? (Ребята отвечают, что это наиболее плодородные земли, которые дали бы сталинскому режиму и государству хорошие урожаи). Учитель: Методы проведения коллективизации и раскулачивания мы выясним анализируя исторические документы. Воспоминания очевидцев событий вам розданы вместе с фотоматериалами, но перед их изучением, прочитайте выдержки из Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 года. (Учащиеся читают учебник с.141)

СВИДЕТЕЛЬСТВА ОЧЕВИДЦЕВ СОБЫТИЙ Аникеев Николай Митрофанович: «На помощь местным властям были направлены 25 тысяч членов партии для организации колхозов. Мой дед и отец рассказывали как у них, в Ярославской области записывали в колхоз: из города приехали трое с угрюмыми лицами в кожаных плащах. Собрание устроили для всех деревенских, наган на стол положили и стали агитировать записываться…Крику было и шуму…А на утро в колхоз пошли все».


Рабочий из Белоруссии написал К. Е. Ворошилову:

" секретарь райкома в Витебском округе так запарился, что в страхе не отстать и в желании "догнать и перегнать" бухнул весьма срочную телеграмму, что у него, мол, коллективизация проведена на целых 100% и 6 десятых .Так и напечатано 100,6%. Попробуй догнать". 18 июня 1929 г. из станицы Раменская пишет Сталину М. Шолохов: «Жмут на кулака, а середняк уже раздавлен... Народ звереет... И как следствие проведенного нажима на кулака, является тот чудовищный факт, что появились на территории соседнего округа оформившиеся политические банды. Дошло до того, что курей стали обобществлять... Так в одном селе мужики... зарезали 125 кур и в тот же день с семьями поели». Колхозница М.В. Нестеренко из колхоза им. Кирова вспоминает как партийные работники, уполномоченные прибегали к следующим методам шантажа и запугивания: - какую цифру выберешь 24 или 350?-спрашивает уполномоченный. Отец молчит. –«Ты я вижу, прикинулся непонимающим. разъясняю: в колхозе налог 24 рубля в год. а не пойдешь в колхоз - плати сразу 350 руб.... Утром если не прейдешь, мы явимся с описью»

Учитель: Вами сейчас изучены и проанализированы представленные документы. Сформулируйте какие методы борьбы с кулаками и середняками использовала власть.

Методы борьбы с кулаками.( Слайд 20)

  • Административное принуждение к вступлению в колхозы

  • Конфискация имущества, построек, средств в пользу колхоза

  • Выселение семей кулаков из родных мест

  • Применение репрессивных мер (вплоть до расстрела ) против крестьян, отказывающихся вступать в колхоз .

Учитель: Как же производилось переселение кулацких семей? Сообщение учащегося (Слайд 21)

«В малозаселённый край прибывали мужчины, которые строили жильё. На первый случай выдавались «голодные нормы». Люди должны были иметь свой инвентарь и хотя бы одну лошадь на 10 хозяйств. Для перевозки людей наркомат путей сообщения должен был выделить 172 эшелона по 50 вагонов в каждом. Раскулаченный крестьянин прибывал на сборный пункт с личной карточкой (Ф.И.О., год и место рождения, национальность, семья, род занятий, судимости, политическая характеристика и прочее). Для этих пунктов использовались сборные пункты военкоматов, лагеря воинских частей и т. д…. В обязанности ОГПУ входила организация пунктов, обеспечение охраны, учёт кулаков. Вагоны были оборудованы печью, окнами, 3 вёдрами. На вагон приходился староста и помощник, для обеспечения порядка. На станции двери вагона плотно закрывали, но во время движения приоткрывались. Комендант эшелона мог без предупреждения, проводить обыски, а в случае побега охрана открывала огонь. Сборные пункты и эшелоны были забиты репрессированными до предела, а местные власти всё требовали и требовали эшелоны для выселения кулаков».

Учитель: Думаю, что теперь не составит труда ответить на вопросы -какую цель имело раскулачивание и какие проблемы за счёт крестьянства могло решить сталинское руководство?

Учащиеся делают вывод о том, что раскулаченные сталинским режимом пополняли ряды заключённых и становились бесплатной рабочей силой для строек первых пятилеток. К тому же можно было использовать в качестве основы для материальной базы колхозов имущество и сельскохозяйственную технику раскулаченных.

(Слайд 22 ) Учитель: От колхоза требовалось выполнение обязательств перед государством: плановые поставки сельхозпродукции, оплата работ МТС (машинно-тракторные станции), принадлежавших государству, подоходный налог, и лишь остатки денежных средств и сельхозпродуктов распределялись между колхозниками в зависимости от отработанных ими, так называемых, трудодней. Работа со словарём : Трудодень - мера затрат труда колхозников в общественном хозяйстве и их долевого участия в распределяемых доходах. Недовольство крестьян колхозами было явным, дело доходило до открытых выступлений… Стало ясно, что возможна социальная катастрофа и глава СССР идет на хорошо обдуманный тактический шаг: 2 марта в газете «Правда» появляется статья Сталина «Головокружение от успехов». Всю вину за создавшееся тяжелое положение Сталин переложил на местное руководство, подчёркивая, что «нельзя насаждать колхозы силой». (Слайд 23 )

В целом, коллективизация закончилась к середине 30-х годов.

Учитель: Последствия коллективизации предлагаю записать в ваши тетради и оформить их в виде таблицы. Заполнение таблицы на основе Слайда 24


Положительные последствия

Отрицательные последствия

  • Увеличение поставок хлеба государству

  • Приток в город рабочих рук

  • Ликвидация аграрного перенаселения

  • Созданы условия для индустриализации

  • Сокращение посевных площадей Сокращение сельскохозяйственного производства

  • Уничтожение наиболее квалифицированной рабочей силы на селе Массовый голод 1932-1933 годов


IV.Закрепление полученных знаний. (Слайд 25) Выводы учащихся. V.Итог урока - Стадия Рефлексия (Слайд 26) Учитель: что нового вы узнали на уроке, чему научились? VI.Домашнее задание: (Слайд 27) творческая работа на выбор 1.написать эссе «Коллективизация и раскулачивание – рукотворная трагедия советского крестьянства».

2.провести исследовательскую работу по теме «Проведение коллективизации на Донбассе: успех или трагедия?»

Тест «Коллективизация» 1 вариант

1. Сущностью коллективизации было: а) огосударствление сельского хозяйства б) создание частного крестьянского хозяйства в) возрождение крестьянской общины г) продажа за рубли дешёвого хлеба

2. С чем был связан кризис хлебозаготовок в 1927 году?

а) с товарным и финансовым кризисом

б) с нежеланием крестьян сдавать хлеб по низким ценам

в) с неумелой организацией закупки хлеба государством у крестьян

3. Как называлась статья Сталина, ставшая «теоретическим» обоснованием насильственной коллективизации?

а) «Год великого перелома»

б) «Головокружение от успехов»

в) «Основы Ленинизма»

4. Кого в советской деревне на рубеже 20-30 годов причисляли к кулакам?

а) всех, кто имел более трёх коров

б) всех, кто имел сельскохозяйственные машины

в) всех, кто имел двух лошадей

г) не было чётких критериев, действовал произвол местных властей

5. Какая единица расчёта использовалась для оплаты труда советского крестьянина?

а) пай, б) рубль, в) трудодень

6.За счёт чего планировалось проведение индустриализацию?

а) за счёт иностранных займов

б) за счёт сельского хозяйства

Тест «Коллективизация» 2 вариант

1. Кому принадлежали в СССР машинно-тракторные станции ?

а) государству

б) колхозам

в) кооперативам

2. С какой целью И.В.Сталин опубликовал в марте 1930 года статью «Головокружение от успехов»?

а) чтобы возложить ответственность за насильственную коллективизацию на местные власти

б) чтобы признать вину ЦК и свою личную в деле коллективизации

в) чтобы предостеречь крестьян от преждевременного вступления в колхозы

3. Итогом коллективизации является:

а) уничтожение крестьянского хозяйства

б) подъём сельскохозяйственного производства

в) всенародная поддержка коллективизации

г) резкое повышение жизненного уровня населения

4. Экономическая цель политики раскулачивания:

а) обеспечить продуктами городское население

б) ликвидировать хлебозаготовительный кризис

в) создать материальную базу коллективных хозяйств

5. Какая форма колхозов была самой распространённой?

а) ТОЗ

б) артель

в) коммуна

-




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!