СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Вирусы"10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вирусы - неклеточные формы жизни. Разнообразие вирусов на планете.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Вирусы"10 класс»

Конспект открытого урока в 10 классе

по теме «Вирусы»

Цель урока: познакомить учащихся с неклеточными формами жизни – вирусами, раскрыть особенности их строения и жизнедеятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с историей открытия вирусов;

  • Изучить строение и классификацию вирусов;

  • Познакомить с особенностями жизнедеятельности вирусов

их значением;

Развивающие:

  • Формировать умение учащихся работать с учебником и компьютерными средствами;

  • Развитие коммуникативных умений учащихся;

  • продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями;

  • Развитие логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы, подводить итоги.


Воспитательные:

  • Создать условия для формирования ответственного отношения к своему здоровью, как к ценности;

  • Обеспечить условия формирования культуры здоровья для профилактики вирусных заболеваний;

  • Создать условия для формирования навыков работы в группе;

  • Научить учащихся выражать своё собственное мнение по определённому вопросу;

  • Воспитание культуры общения учащихся.

Тип урока: урок изучение нового материала

Технология обучения: ИКТ - технология,

Ключевые понятия: вирус, вирусология, генетический материал (ДНК или РНК), капсид, бактериофаг, ВИЧ, гепатит, оспа, корь и др.

Оборудование: учебник «Общая биология. 10-11 класс»/ А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация к уроку, дидактический раздаточный материал.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент (30 сек) Приветствие, проверка готовности к уроку, позитивный настрой на работу.

II. Контроль пройденного материала.(10 мин)

III. Новый материал.

На прошлых уроках мы говорили о разных формах живой материи. Сегодня нам предстоит еще одна встреча. Причем что это – живой организм или не живой нам придется решить в ходе урока. Ну, что ж начали. (Слайд 2, 3, 4) Как? вам не страшно? А этот список можно продолжить (слайд 5) Кто же виновен в этих смертях? Я думаю что в 21 веке не найдется ни одного человека кто бы не мог ответить на этот вопрос. Правильно - это вирусы. И так тема нашего урока «вирусы – неклеточная форма жизни»

1.А теперь нам расскажет об истории их открытия. (Слайд 6 , 7)

2. Строение вирусов.

Вы уже поняли, что вирусы чрезвычайно малы. От 200 до 500 нм. Их можно увидеть только в электронный микроскоп. (слайд 8)

Вирусы устроены очень просто. Они состоят из фрагментов генетического материала, либо ДНК, либо РНК, составляющей сердцевину вируса, и окружающей эту сердцевину защитной белковой оболочки, которую называют капсидом. Полностью сформированная инфекционная частица называется вирионом. У некоторых вирусов, таких, как вирусы герпеса или гриппа, есть еще и дополнительная липопротеидная оболочка, которая возникает из плазматической мембраны клетки- хозяина. В отличие от всех остальных организмов вирусы не имеют клеточного строения. Вирусы бактерий называются бактериофагами. (слайд 9)

По своему строению вирусы делятся на ДНК-содержащие и РНК- содержащие ретро вирусы.

Жизненный цикл.

Вирусы могут воспроизводить себя только внутри живой клетки, поэтому они являются облигатными паразитами. Обычно они вызывают явные признаки заболевания. Попав внутрь клетки – хозяина, они «выключают» (инактивируют) хозяйскую ДНК и, используя свою собственную ДНК или РНК, дают клетки команду синтезировать новые копии вируса. Вирусы передаются из клетки в клетку в виде инертных частиц. Итак, вирусы – это неклеточные формы жизни, паразиты на генетическом уровне.

Учащиеся записывают опорный конспект.

  1. Вирус прикрепляется к поверхности восприимчивой клетки – этот процесс называется адсорбцией.

  2. Вирус вводит свою нуклеиновую кислоту в клетку (у бактериофагов) или проникает в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Этот процесс называется инъекцией.

  3. Редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты осуществляется за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина.

  4. Синтез вирусных белков и ферментов -- осуществляется на рибосомах клетки.

  5. Сборка вирусных частиц—осуществляется из синтезированных пораженной клеткой вирусных белков и нуклеиновых кислот.

  6. Лизис – выход вирусных частиц из пораженной клетки; при этом у бактерий происходит распад клетки под влиянием ферментов фага, а у эукариот выпячивается оболочка клетки, и вирусные частицы «выталкиваются» в окружающую среду.

Часто задают вопрос: «А являются ли вирусы живыми?

Для этого давайте вспомним характеристики живых организмов и сравним их с вирусами

1. Все живые организмы состоят из клеток

- вирусы не имеют клеточного строения

2. Все живые организмы обладают наследственностью и изменчивостью

- вирусы обладают наследственностью и изменчивостью

3. Все живые организмы способны к воспроизводству

- вирусы способны к воспроизводству, но только при помощи клетки хозяина

4. Все живые организмы обладает метаболизмом.

- не имеют собственного метаболизма



Отличия вирусов от неживой материи:

  • способны воспроизводить себе подобных;

  • обладают наследственностью (ДНК или РНК);

  • обладают изменчивостью (способность к мутациям у вируса гриппа);

  • способны к адаптации и эволюции.

Отличия вирусов от живых организмов:

  • вирусы не имеют клеточного строения (отсутствует цитоплазматическая мембрана и цитоплазма с органоидами);

  • вирусы обязательные паразиты, вне клетки хозяина существуют в виде покоящейся или внеклеточной формы (вирусные частицы или вирионы);

  • вирусы не способны к самостоятельной репродукции своей наследственной информации вне клетки хозяина;

  • вирусы не имеют метаболизма;

  • вирусы не растут.



Если живой считать такую структуру, которая обладает генетическим материалом (ДНК или РНК) и которая способна воспроизводить себя, то можно сказать, что вирусы живые. Если же живой считать структуру, обладающую клеточным строением, то ответ должен быть отрицательным. Они находятся на самой границе между живыми и неживыми, и это лишний раз напоминает нам, что существует непрерывный спектр все возрастающей сложности, который начинается с простых молекул и кончается сложнейшими замкнутыми системами клеток.

Значение вирусов

  • Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений

  • Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных.



IV. Закрепление материала. Тест (5 мин)

V. Домашнее задание: (2 мин)

  • Параграф 20, ответить на вопросы после параграфа

  • Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!