СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Витамины".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование по теме "Витамины"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Витамины".»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №53 г.Бикина

Бикинского муниципального района Хабаровского края
















Разработка урока биологии (8 класс):

«Витамины»

Суслопарова Ольга Александровна

учитель биологии МБОУ ООШ №53г.Бикина

Бикинского муниципального района

Хабаровского края
















Бикин, 2024

План-конспект занятия



Пояснительная записка к занятию

Тема занятия: «Витамины»

Тип занятия: занятие-исследование.

Предмет, класс: урочное занятие по биологии, 8 общеобразовательный класс

Место занятия в теме: второе занятие в разделе «Обмен веществ и энергии» после темы: «Пищеварение».

Мотивация занятия (методы и технологии): ИКТ-технология, проблемный метод обучения, технология сотрудничества.

Учитель: Суслопарова Ольга Александровна, учитель биологии и химии.

Формы работы на занятии: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, взаимоконтроль.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, объяснение);

  • наглядные (демонстрация презентации);

  • практические (работа с раздаточным материалом);

  • частично - поисковый (работа с дополнительным материалом),

  • проблемный (постановка проблемных вопросов);

  • исследовательские (определение содержания витамина С).

Ресурсы урока: проектор, экран, компьютер, презентации Microsoft Power Point (Приложение к занятию)

Оборудование:

  • интерактивная доска

  • компьютер

  • презентации

  • яблочный, лимонный сок, сок квашеной капусты

  • вода, крахмальный клейстер (1 грамм крахмала на 1 стакан кипятка)

  • 5% раствор йода

  • пробирки

  • пипетки

  • Таблица “Содержание витаминов в различных продуктах”.

Основные понятия и термины урока: Витамин, авитаминоз, гиповитаминоз, водорастворимые и жирорастворимые витамины, цинга, бери-бери, куриная слепота, рахит.

Проблема, которую призван решить урок: Как витамины, входящие в состав продуктов питания, влияют на здоровье?

Подготовка к уроку: учащиеся (четверо по желанию) подготавливают за неделю до урока презентации по микротемам:

  • заболевания при нехватке витаминов

  • история открытия витаминов

  • доклад по исследованию содержания витамина С в дальневосточных плодах и ягодах

  • сохранение витаминов в пище.





Конспект занятия:

Цель урока: обучающиеся познакомятся с разнообразием витаминов и заболеваниями, которые возникают при их недостатке в организме.

Задачи урока:

Образовательные:

  • обобщить знания о составе пищи, дифференцировать понятия «продукты питания» и «питательные вещества»;

  • сформировать у учащихся знания о витаминах как факторах, сохраняющих здоровье человека

Развивающие:

  • развитие навыков принятия самостоятельных решений, инициативы и активности, необходимых для самостоятельной жизни;

  • развивать внутреннюю мотивацию к учению через исследовательскую деятельность, личностно - значимое содержание учебного материала, выполнение практической работы.

Воспитывающие:

  • воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью (формировать представления учащихся о необходимости поддерживать свое здоровье и необходимости профилактики авитаминозов).

























Проектирование урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

1

Организационный момент (3 мин)


Проверка ранее полученных знаний

Задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя

Актуализация знаний

2

Этап постановки проблемы и целеполагание (3 мин)

2.1

На основе исторического факта о моряках Колумба выйти на тему урока и целеполагание

Демонстрирует анимацию

Задает вопросы

Рассуждают

Выход на цель урока


Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке о витаминах?

Чему научиться?

Демонстрация слайда 2

Модельный ответ: что такое витамины, зачем они нужны, какие витамины бывают, как их сохранить в пище.

3

Этап освоения новых понятий (30 мин)

3.1

Организовать работу по представлению презентации 1

Задает вопросы

Слушают выступающего

Знакомятся с болезнями при нехватке витаминов


Какие признаки болезни наблюдались у моряков?

Модельный ответ: кровоточили десны, выпадали зубы, наблюдалась слабость, похудание.

3.2

Организовать работу по представлению презентации 2

Задает вопросы

Слушают выступающего

Знакомятся с историей открытия витаминов


Кто может предположить, что такое витамины?

Какова роль витаминов?

Демонстрация слайда 3

Модельный ответ: Витамины – поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности.

Витамины активно влияют на:

  • обмен веществ

  • рост и развитие организма

  • его сопротивляемость к заболеваниям

3.3

Организовать работу

с новыми понятиями

Объясняет термин "авитаминоз" и "гиповитаминоз". Ведет диалог.

Слайд 4

Рассуждают

Учащиеся делают выводы


Мы уже знаем, что недостаток витаминов ведет к болезням. А как влияет на организм избыток витаминов?

Модельный ответ: Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. Так как при избыточном потреблении витаминов развивается отравление (интоксикация). Она очень часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом.

3.4

Организовать работу

по классификации витаминов. Анализ таблицы

Объясняет классификацию витаминов. Ведет диалог.

Слайд 5

Рассуждают

Учащиеся делают выводы


Как классифицируются витамины?

Какие витамины относятся к жирорастворимым, а какие - к водорастворимым?

Модельный ответ: Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. Поэтому признаку различают два класса витаминов: водорастворимые (С, В) и жирорастворимые (А, Е, Д)

3.5

Анализ таблицы

Задает вопросы

Слайд 6

Отвечают на вопросы учителя

Учащиеся делают выводы


Мы знаем ,что витамины называют латинскими буквами А, В, С. В таблице даны названия витаминов и норма в сутки.

Проанализируйте данные и укажите, какого витамина требуется человеку в сутки больше всего? Меньше всего?

Модельный ответ: больше сего человеку необходимо витамина С, меньше всего в В12

3.6

Организовать работу по заполнению таблицы «Сравнительная характеристика витаминов»

Инструктирует учащихся

Заполняют таблицу, используя текст учебника и рисунки

Знакомятся с продуктами питания, богатыми витаминами А,В,С,Д


Ребята, как вы думаете, где больше витамина С – в лимонном соке или в рассоле квашеной капусты? Давайте выясним.

Предположительные ответы

3.7

Организация практической работы по обнаружению витамина С

Инструктирует учащихся, помогает

Выполняют практическую работу

Учащиеся делают выводы


Давайте обсудим результаты.

Где больше витамина С – в лимонном соке или в рассоле квашеной капусты?

Как узнали?

Модельный ответ: больше всего витамина С в соке квашеной капусты. в пробирку с соком квашенной капусты накапали больше всего капель йода до появления синего окрашивания. меньше всего витамина С яблочном соке.

3.8

Организовать работу по представлению презентации 3

Рассказывает о научно-иследовательской работе по обнаружению витамин С в дальневосточных плодах и ягодах

Слушают выступающего, анализируют таблицу и диаграмму

Знакомятся с научно-иследовательской работе по обнаружению витамин С в дальневосточных плодах и ягодах


Какие рекомендации по употреблению витаминов, по вашему мнению, были даны исследователями?

В каком виде желательно употреблять плоды и ягоды? Почему?

Предполагаемые ответы учащихся

3.9

Организовать работу по представлению презентации 4

Задает вопросы

Слушают выступающего

Знакомятся правилами сохранения витаминов в пище


Что нужно делать, чтобы сохранить витамины в пище?


Модельный ответ: долго не хранить продукты, резать керамическим ножом, опускать иx варки в кипящую воду, варить в эмалированной посуде, не хранить на свету продукты и т.д.

4.0

Выявить учащихся с гиповитаминозом

Предлагается тестирование на гиповитаминоз С

Проходят тест

Выявление учащихся с гиповитаминозом С


Поднимите руки, у кого минусов 4 и меньше. У вас гиповитаминоз С.

Какие продукты нужно усиленно употреблять, чтобы восполнить недостаток витамина С?

Модельный ответ: квашеная капуста. лимон. шиповник, смородина.

4

Этап закрепления знаний (5 мин)


У учащихся расширятся знания о витаминах

Предлагает ситуционные задачи

Рассуждают

Учащиеся делают выводы


Ситуационные задачи на определение нехватки витамина по симптомам.

Предполагаемые ответы обучающихся.

5

Рефлексия (4 мин)


Чем сегодняший урок вам запомнился?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что для себя вы вынесете с урока?

Предполагаемые ответы обучающихся.


Надеюсь, что болезни обойдут вас стороной, а для этого,

чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!