Дата Класс 5
Тема урока: Владимир Галактионович КОРОЛЕНКО. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Образовательная цель: усвоить содержание 1 и 2 главы повести, продолжать формировать понятия завязка, развитие действия, закреплять навыки и умения работы с текстом, выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи, работать над развитием речи.
Развивающая цель: формировать умения работы с текстом, учить сравнивать героев произведений, делать обобщение, развивать самостоятельность, речь, мышление, вызывать эмоциональные переживания.
Воспитательная цель: работать над формированием духовно-нравственных качеств: милосердия, сострадания, сочувствия, сопереживания, доброты, ответственности за свои поступки, действия, воспитывать чувство справедливости.
Формирование УУД:
Личностные действия: самоопределение, мотивация учения, нравственно-этическая ориентация, оценивание событий повести, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее оценку героев и их поступков .
Регулятивные действия: целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно).
Познавательные действия: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, смысловое чтение.
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, уважение мнения, позиции и оценки товарища, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка.
Оборудование: презентация, портрет автора, иллюстрации к произведению.
ХОД УРОКА
Организационный этап
Здравствуйте!
Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие.
Подготовка к уроку. Самоорганизация. (Оценка готовности к уроку).
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Появляется портрет В.Г.Короленко.
-Как вы считаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Что нового вы узнаете?(ответы учащихся)
Рисунок детей
-Познакомимся со сведениями о жизни и творчестве В.Г. Короленко и поговорим о его произведении «Дети подземелья»
3) Актуализация знаний
- Владимир Галактионович Короленко - удивительный человек, «нравственный гений» русской литературы. Короленко родился в 1853 г. в Житомире, что на Украине. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно, где Короленко начал учиться в реальной гимназии. Короленко окончил гимназию с серебряной медалью и приехал в Петербург, чтобы учиться. Материальные трудности мешали учебе: пришлось добывать деньги случайными заработками. Короленко раскрашивал ботанические атласы, читал корректуру и переводил. В 1874 г. Короленко переехал в Москву, которая тогда не была столицей, и поступил на лесное отделение Петровской академии (сейчас — Сельскохозяйственная академия имени К. А. Тимирязева). В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой-далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, именно там создал повесть «В дурном обществе» (произведение много лет называлось «Дети подземелья»). До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. И сегодня мы будем вести разговор о его замечательной повести «В дурном обществе».
-Можете ли вы теперь определить тему нашего урока?
Какие цели поставим? :
- усвоить содержание 1-2 глав повести,
- закреплять навыки и умения работы с текстом,
- выстраивать осмысленное логическое рассуждение по анализу эпизодов литературного текста и произведений живописи,
- работать над развитием речи.
- Спасибо. Запишите тему в тетрадях.
- Что такое повесть? (может кто-то знает ответ?)
Повесть — один из видов эпического произведения.
-А какие виды эпических произведений вы знаете?
Виды эпических произведений:
(Рассказ — малая форма: одна сюжетная линия, один главный герой.
Повесть — средняя форма: две-три сюжетные линии, два-три главных героя.
Роман — большая форма: несколько сюжетных линий, большое количество героев).
-Давайте найдем это определение:
Задание в парах:
определение в учебнике литературы (работа около 4-5 минут)
-Давайте посмотрим, что вы смогли найти? (дети зачитывают определение)
-Запишите определение в тетради.
Первичное усвоение новых знаний
1.Словарная работа. Перед чтением выясним значение некоторых слов
Часовня- маленькое здание для богослужений.
Убежище – место, где можно укрыться.
Кров – жилище, уют.
Раздоры – разногласия, ссоры, вражда.
Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.
2.Выразительное чтение 1 и 2 главы повести «В дурном обществе»
Мир подземелья, мир серых камней, дурное общество…Вот куда мы попадаем, открывая первую страницу произведения Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». А сокращённый вариант текста назван «Дети подземелья».
Чтение первых двух глав произведения занимает (в зависимости от темпа чтения) 10—15 минут.
Физкультминутка
5) Первичная проверка понимания
1.Стадия осмысления.
- Давайте теперь попытаемся задать вопросы к этой главе.
Учащиеся друг другу задают вопросы:
1. Что из себя представляет Княж-городок?
2. Кто живёт в этом местечке?
3. Каково настроение первых глав повести?
4. Почему Васе «замок стал противен»?
5.Кто жил в замке?
6.Почему им пришлось покинуть своё убежище?
7.Где нашли приют несчастные. изгнанники?
8.Кто из них заслуживает особого внимания?
6) Первичное закрепление
1.Задания для работы с текстом.
-Как вы понимаете значение слов «сжималось сердце»?
-Найдите эпизоды, где говорится, что у Васи «сжималось сердце». »?
-О каких чертах характера Васи говорит этот эпизод?
2. Составление кластера
-Ребята, как будут развиваться события в повести?
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
-Рассказать, какую иллюстрацию вы нарисовали бы к 1 главе повести.
- Дочитать повесть «В дурном обществе» до конца; составить план.
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
-Сегодня мы с вами познакомились с творчеством Владимира Галактионовича Короленко и с 1 и 2 главами повести «В дурном обществе». О том как будут развиваться события, вы прочтете дальше, но я уверяю вас, что не один из вас не останется равнодушным к судьбе героев, наших новых друзей.
Рефлексия
- А теперь оценим свою работу на уроке. Каждому ученику предлагается заполнить лист самооценки и поставить себе отметку.
- Сумел ли ты получить новые знания?
- Можешь ли ты передать другому?
- Был ли активен на уроке?
- Сумел ли показать свои знания?
- Сегодня на уроке я научился…
- Урок заставил меня задуматься…
- Я понял, что…
- Для меня стало открытием…