СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме «Воспитай в себе гражданина. Кого называют патриотом?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

  1. Познакомиться с лексическим значением слова «патриотизм»,
  2. Формировать чувство гордости за свою Родину, ее народ, чувство любви к своей семье, ее традициям, родным и близким людям,
  3. Воспитать у обучающихся умение быть людьми не на словах, а на деле;
  4. Учить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них этот мир и эту землю;
  5. Развивать память, речь, мышление.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Воспитай в себе гражданина. Кого называют патриотом?"»

Веремеенко Клавдия Григорьевна

Специалист высшей квалификационной категории,

учитель начальных классов

Иловайская общеобразовательная школа № 14


КЛАСС: 4 класс

МЕСТО УРОКА В ИЗУЧАЕМОЙ ТЕМЕ: пятнадцатый урок в Макросфере «Воспитай в себе гражданина»

ТЕМА УРОКА: «Кого называют патриотом?»

Цель:

  1. Познакомиться с лексическим значением слова «патриотизм»,

  2. Формировать чувство гордости за свою Родину, ее народ, чувство любви к своей семье, ее традициям, родным и близким людям,

  3. Воспитать у обучающихся умение быть людьми не на словах, а на деле;

  4. Учить проявлять уважение к труду предков, сохранивших для них этот мир и эту землю;

  5. Развивать память, речь, мышление.


ОБОРУДОВАНИЕ: ребус, песня «С чего начинается Родина», карточки с пословицами и поговорками, высказываниями выдающихся людей по теме урока, книга Харцызска «Время, события, люди»


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности

Разгадайте ребус:

Р1а





- Правильно, это слово Родина!

Его с детства знает каждый.

Родина – это то место, где ты, родился, где ты живёшь со своими родителями, со своими друзьями.

  1. Самоопределение к деятельности

Звучит песня «С чего начинается Родина» муз. В. Баснера, слова М. Матусовского:

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре.

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается с той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас некому не отнять».


- Ребята, из слов песни, что мы узнали?

Что такое Родина? Где ее можно увидеть, услышать, соприкоснуться с ней?

(ответы детей)

- Прослушайте последнее предложение.

« С того, что в любых испытаниях

у нас никому не отнять».


- О чем хотел сказать автор, чего нельзя отнять у каждого из нас?

(ответы детей)

- Молодцы! Правильно вы сказали, что нельзя отнять то, что в сердце каждого – любовь и уважение к Родине, желание ей служить и защищать.

-Сформулируйте задачи урока.

(Будем говорить о любви к Родине, к семье, к своим друзьям).


  1. Работа по теме урока

Слово учителя

- Ребята, подберите синонимы к слову Родина.

-Правильно, это Отечество. Оно образовалось от слова «отец», которое обозначает родного нам человека. В греческом языке это слово звучит как «patern», от него образовалось еще одно очень важное слово – «патриотизм».

В толковом словаре русского языка дано объяснение «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству и народу».

- Вспомните, пожалуйста, что такое Родина и сами объясните, что такое патриотизм?

(ответы детей)

Учитель обобщает ответы детей.

- Патриотизм – это любовь к своей Родине, любовь к своей семье, разным людям, дому, традициям своего рода, это служение своему отечеству).

- Как называется человек, который любит свою Родину?

(ответы детей)

Патриот – тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине.

- Правильно. Патриот.

Уроки патриотизма вы получаете в своей семье. Родители передают вам свое восприятие жизни, свою любовь к природе, к народной песне, к народным традициям, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. Надолго вы запомните свои прогулки в ближайший лес, в поле, на речку, полные ярких впечатлений и переживаний. Об этом вы много и часто рассказываете, особенно после летних каникул. Эти совместные прогулки и зажигают в вашей душе первую искру большой любви к родной природе. А сколько раз вы рассказывали как длинными вечерами, мама, листая семейный альбом, говорила вам о членах семьи, о бабушках и дедушках, которые воевали за родную землю, имеют награды за свой труд, вспоминала истории из жизни семьи. Листала.


2.Рубрика «Страницы семейного альбома»

(рассказывает один подготовленный ученик о своих близких людях, интересных фактах из их жизни, показывает фотографии).

Физминутка: «Ура!» 
Раз, два, три, четыре Руки в стороны и с силой к плечам. 
Будем всех сильнее в мире. Будем мир мы защищать, 

Поднимают прямые руки и скрещивают 
Будем маму обнимать. над головой. 
На носочки встанем, Поднимаются на носочках. 
Солнышко достанем. 
До пяти считаем, Приседают пять раз. 

Дружно приседаем.

Ура!  Кричат, подняв руки вверх. 

Ребята, мы прослушали историю одной семьи, посмотрели фотографии. Но есть еще, фотографии из истории нашего города, нашей малой Родины, которые находятся в книге «Харцызск – время, события, люди». Из них мы узнаем о выдающихся людях нашего города, о их трудовых подвигах. Это те люди, с которых мы должны брать пример.

3. Работа с пословицами и поговорками, с высказываниями выдающихся людей о Родине, патриотизме.

- Ребята, на парте у каждого из вас лежит карточка. Пожалуйста, зачитайте сейчас пословицы и поговорки о Родине, объясните, как вы их понимаете:

  1. Береги землю любимую как мать родную.

  2. Нет земли краше, чем Родина наша.

  3. Одна у человека мать, одна и Родина.

  4. За народное дело бейся.

  5. Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

  6. Береги землю любимую, как мать родную.

  7. Где родной край, там и рай.

  8. Смелого да умного и страх не возьмёт, и враг не побьёт.

  9. Кто Родине изменяет, того народ презирает.

  10. Родина поучает, Родина и выручает.

- Теперь зачитайте, пожалуйста, высказывания выдающихся людей о патриотизме.


  1. «Истинный патриот – это гражданин, настолько проникнутый сознанием того, как важен закон, что готов исполнить его даже на свой страх»

Оноре де Бальзак

  1. «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями обособленных отечеств»

В. И. (Ульянов) Ленин

3. «Защита Родины есть защита и своего достоинства»

Н. Рерих

4. «Любовь к Родине начинается с семьи»

Ф. Банон

5. «Для измены Родины нужна чрезвычайная низость души»

Н. Чернышевский

6. «Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев и своё отечество»

Ф. Достоевский

  1. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Что вам особенно запомнилось, что заинтересовало вас?

- Оцените свою работу на уроке.


  1. Подведение итогов урока

- Ребята, как вы поняли, что такое «патриотизм»?

- Кого можно назвать патриотом?

- Считаете ли вы себя патриотом?

Дома, пожалуйста, расскажите, что вы узнали на уроке и передайте анкету родителям.


Литература:

  1. Пословицы и поговорки, высказывания выдающихся людей о патриотизме, о Родине. Буклет. сост. Е. Г. Маркова, практический психолог ДОШ «№ 91.

  2. Словарь иностранных слов. 16 – е издание, исправленное. М: «Русский язык» - 1988 г., с. 376

  3. Словарь русского языка. Том 3, П – Р, Государственное издательство иностранных и национальных словарей. М: - 1959, с. 41




ПРИЛОЖЕНИЕ:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Я считаю. что патриотизм -

зто ………………………… ….. ..........

………………………………………………………………………………………..

Считаете ли Вы себя

патриотом ………………………………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Считаете ли Вы необходимостью воспитывать патриотические чувства своего ребєнка?

Подчеркните: да, нет, не знаю

Кто должен заниматься воспитание патриотизма и гражданственности у учащихся?

Подчеркните: семья, школа, общество, никто

Какие качества. слособствующие становленню гражданина, вы воспитываете в своем ребенке?...............................................................................................................

………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………….

Какие методы и приемы Вы используете для зтого в своей семье?..............................................................................................................................

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

В нашей семье мы культивируем следующие традиции и обычаи, которые способствуют фоомированию патриотических чувств ребенка ……………………….….…………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Что бы Вы посоветовали классному руководителю для того, чтобы неформально развивать патриотизм и гражданственность

учащихся? ........ ……………...

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Какие мероприятия способствуют, на Ваш взгляд, формнрованию патриотизма и гражданственности

Учащихся? ……………………………………………....

…………………………………………………………………………………………

Какие мероприятия не способствуют формированию патриотизма и гражданственности учащихся? …………………..

………………………………………………………………………………………….


БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!