СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Второстепенные члены предложения: дополнение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Второстепенные члены предложения. Дополнение".

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Второстепенные члены предложения: дополнение"»

Технологическая карта урока русского языка

в 5 классе по теме " Дополнение".



Учитель: Некрасова А.В.

1.Предмет:  русский язык

2.Класс: 5

3. Автор УМК: УМК для 5 класса образовательных учреждений авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др

М.: Просвещение, 2017

4. Тема урока: "Второстепенные члены предложения. Дополнение".

5. Тип урока: Урок открытия нового знания.

6. Цель урока: познакомить с дополнением как второстепенным членом и способами его выражения, графическим обозначением, употреблением в творчестве русских поэтов.

7. Задачи урока:

Формировать умение находить дополнения в предложениях и верно графически обозначать их.

Развивать навыки использования дополнений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)

Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.

8. УУД:

личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;  положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планирует (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;

коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя;  учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других

9. Планируемые результаты: 

учащиеся должны знать 

определение понятия «дополнение», способ выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения;

должны уметь

находить дополнения в предложениях;  верно обозначать дополнение как член предложения,  распространять предложения дополнениями.

10. Межпредметные связи: литература

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки с заданием.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Формируемые УУД

1.Организационный момент

1. Приветствие учащихся:

Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

Приветствие друг друга

Принцип психологической комфортности

1 мин

УУД: личностные: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха);

коммуникативные:  умение работать в коллективе

 2.Мотивация к учебной деятельности

1. Работа со словами, «конструирование» предложения

Россыпь слов: большой, удача, успех, с, малый, начинается

- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?

-Чем будут для нас эти слова?

«Не говори – не умею, а говори – научусь!»- Только изучая русский язык с желанием, можно научиться правильно, грамотно говорить и писать.  Итак, сегодня мы собрались здесь для того, чтобы показать наши знания и получить новые.

Учащиеся составляют из слов предложение, проговаривают грамматическую основу

С малой удачи начинается большой успех.

 Учащиеся дают характеристику предложения

Показывают знания предыдущей темы

2 мин









1 мин

-личностные: мотивация к учебной

деятельности,

- регулятивные: планирование своих

действий в диалоге с учителем

-познавательные (осознают познавательную

задачу)

коммуникативные: слушают ответы друг друга, отвечают, формулируют собственные

мысли, высказывают свою точку зрения

3.Актуализация знаний.







































4. Постановка учебной задачи, целей урока.

Запишите число, классная работа.

Прочитайте предложение, запишите его.


Художник рисует осень красками.


Мы ей очень рады!


- Разберите его по членам предложения.

(Учащиеся дают определение подлежащему и сказуемому)

- С какой трудностью вы столкнулись?

-Для чего нужны второстепенные члены предложения?

(для дополнения главных членов предложения, для распространения предложений)


- Какую учебную проблему будем решать на уроке?


-Давайте порассуждаем.

- От какого слова мы задаем вопросы?

- Какой частью речи выражено сказуемое?

- Поставьте вопросы к второстепенным членам предложения.

- Как могли бы подчеркнуть?

- Как называются вопросы, которые мы задаем к существительным осень, красками, к местоимениюнему?

- От слова задаем вопрос к зависимому. (Рисую стрелочку, записываю наверху вопрос. (На доске)).

- Какими частями речи выражены зависимые слова?

-Что мы уже установили для этого второстепенного члена?

-Что нам еще нужно установить?


Определение темы урока

- А есть ли какие-то предположения, как называется этот второстепенный член?

- Итак, какая тема нашего урока?

(Записываем тему на доске и в тетрадях).


Определение целей урока

-Какие цели поставим на урок?

Давайте проанализируем образование слова дополнение.

Полн(ый) – До-полн-И-ть – дополн- ЕНИ-е

Работа в группах

1 группа формулирует определение дополнения.


2 группа составляет алгоритм нахождения дополнения.


Те члены предложения, которые отвечают на вопросы косвенных падежей, зависят от глагола или другого существительного, называются дополнением.


а) найду в предложении слово, обозначающее действие предмета, то есть глагол- ­сказуемое;

б) поставлю от него вопросы косвенных падежей, то есть чего? чему? кем? о чём? и др.;

в) определю, есть ли в предложении слова, которые отвечают на эти вопросы и обозначают предмет;

г) если есть, это дополнение.


(каждому ученику раздается алгоритм рассуждения)

- Кого считают мастерами письменной и устной речи? (писателей и поэтов)

- Ребята, а есть среди вас те, кому нравится осень?

Известно, что осень была любимым временем года многих людей творческих, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него есть такие строки:

Унылая пора! очей очарованье! (на слайд)
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

На фоне осеннего пейзажа портрет А.С Пушкина. Коротко вспоминаем этого поэта, о чем он писал.

- Как описывает А.С. Пушкин осень?

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

Найдите дополнения.

- На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов)

- Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление дополнений как членов предложений)

- Дополнение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет, с которым связано действие или признак. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.

Рассуждения и ответы учащихся
































Формулируют тему урока.



Формулируют цели урока.

Работают в группах
















































Записывают предложения, графически обозначают подлежащее и сказуемое.

Подчеркивают дополнения.



Обучающиеся называют признаки дополнения,

7 мин

















































3 мин























































5 мин









- личностные: оценивают ситуацию на уроке с точки зрения важности образования;

- регулятивные: самостоятельное  фор мулирование цели и задач, планирование,

прогнозирование;

- познавательные: осуществляют для

решения учебной за дачи операции анализа, синтеза;

- коммуникативные: слушают, отвечают, анализируют ответы товарищей

5. Физкультминутка

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно.

 И кружит, и кружит их ветер осенний.


2 мин

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- коммуникативные: выполнение упражнений вместе

6.Целеполагание и мотивирование

7. Применение нового знания в стандартной ситуации

- Давайте потренируемся в нахождении дополнений

  1. Выполнение задания на слайде

-Применяя алгоритм, найти дополнения в предложенияхЗаписать предложения, подчеркнуть дополнения.


Струился дождь из мглы,
Тянулся запах прели,
И словно обгорели
Намокшие стволы. (Ваншенкин)


На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок. (Некрасов)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле… (Тютчев)





На экране появляются отрывки из стихотворений русских поэтов, обучающиеся выписывают дополнения, определяют падеж.

Самостоятельная работа.

















5 мин


- личностные: положительное отношение к обучению:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную  задачу;  познавательные: выполняют учебно –познава тельные действия, осуществляют для

решения учебной задачи операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно

– следственные связи; - коммуникативные: формулируют свои собствен ные мысли, понимают точку зрения

другого.

- личностные: осознание необходимости продолжать урок;

- регулятивные: самостоятельное решение поставленной задачи;

- познавательные: применение нового знания в стандартной ситуации;

- коммуникативные: умение работать в

8. Самостоятельная работа в парах

Работа в парах.

  1. Самостоятельная работа. Вставить пропущенные буквы, слова- дополнения, подчеркнуть дополнения.

1) Лунный свет освещал цв..точную ….

2) Осенью белочка делает б..льшие … .

3) Тучи закрыли звездное … полностью.

4) Все рассматривали причудливые ..сенние … .

5) Солнце осв..тило пшеничное … .



(проверка на слайде)









Выполняют задания.


10 мин

- личностные: желание проверить свои знания, самостоятельно находят нужную

информацию

- регулятивные : самостоятельное решение поставленной задачи;

-познавательные: способность понять

информацию;

- коммуникативные: умение работать в парах, принимать точку зрения другого человека, обосновывать свою точку зрения

9. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Рефлексия

Что узнали на уроке?

От какого слова ставим вопрос к дополнению?

Что обозначает дополнение?

На какие вопросы отвечает дополнение?

Какой частью речи выражено дополнение?

Выполнение теста

(проверка на слайде)

А теперь проанализируйте свою работу, пользуясь алгоритмом:

1.Сегодня на уроке я:

Узнал(а)…

Понял(а)…

Научился(ась)….

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы

им хотелось бы

обсудить на последующих уроках

8 мин

-познавательные: установление взаимосвязи между объёмом приобретённых знаний и желания приобрести ещё,

- личностные: критическая оценка своих  знаний; приобретение мотивации к учебному процессу,

- коммуникативные: умение слушать друг  друга, (оценка своей работы),

18. Домашнее задание

Упр. 181 или 182 (по выбору)


1 мин

личностные: учащиеся выбирают

упражнение по сложности.














А

1. Дополнение –это второстепенный член предложения, который отвечает на

вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.

2. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на

вопросы всех падежей и обозначает предмет.

3. Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на

вопросы косвенных падежей и обозначает признак предмета.


Б

1.Дополнение может быть выражено только именем существительным.

2.Дополнение обычно может быть выражено именем существительным и местоимением.

3.Дополнение может быть выражено только местоимением.


В

1.В предложении дополнение не выполняет особенной роли.

2.В предложении дополнение поясняет, дополняет, распространяет мысль.

3.В предложении дополнение служит для связи слов


Г

Прочитайте предложение: Фильм увидел сын.

1. В этом предложении нет дополнения.

2. В этом предложении дополнение – сын.

3. В этом предложении дополнение –фильм.


Д

Чем является слово сильного в предложении: У сильного всегда бессильный виноват.

1. Подлежащим.

2. Определением

3. Дополнением



Сколько ты заработал(а) баллов? Это твоя оценка за тест.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!