СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внутреннее строение Земли. Вулканы Земли.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке знакомство с новой темой "Вулканы". Рассматривается строение вулканов, нахождение вулканов по карте.

Просмотр содержимого документа
«Внутреннее строение Земли. Вулканы Земли.»



Пояснительная записка

1.

Автор (ФИО, должность)


Кабатова Ольга Алексеевна, учитель географии

2.

Название ресурса


Технологическая карта урока

3.

Вид ресурса


Методическая разработка урока

4.


Предмет, УМК

География , УМК издательства Вентана -Граф

5.

Цель и задачи ресурса


Тип учебного занятия: урок – исследование.

Цель урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах, гейзерах и горячих источниках.

Задачи:

  • образовательная: формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; выявить районы вулканизма;

  • развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернетресурсами; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.

  • воспитательные: воспитывать любовь и уважение к природе Земли.



Материал урока разработан по учебнику А.А.Летягин. География Начальный курс. 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана –Граф, 2014 г.


6.

Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс

5 класс

7.

Программа, в которой создан ресурс

 Microsoft Word


8.

Методические рекомендации по использованию ресурса

Тип учебного занятия: урок – исследование.


9.

Список использованной литературы.

  1. Учебник – А.А.Летягин «География. 5 класс» изд-во Вентана –Граф



Интернет-источники

  1. видеофрагмент о Кроноцком заповеднике(http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9)

  2. видеофрагмент «Вулканы и гейзеры-формы вулканов » http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related




































Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19» городского округа город Салават

Республики Башкортостан





Технологическая карта урока

по теме «Вулканы мира»

5 класс

учебник А.А. Летягин изд-во

«Вентана - Граф»

















учитель географии

Кабатова Ольга Алексеевна





2016

Технологическая карта урока по теме «Вулканы Земли»

Тип учебного занятия: урок – исследование.

Оборудование: учебник А.А.Летягин «География 5 класс» (параграф 7),

проектор, интернет ресурсы.

Цель урока:

организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний о вулканах, гейзерах и горячих источниках.

Задачи:

  • образовательная: формирование представления у учащихся о строении вулкана, причине вулканизма, типах вулканов, гейзерах и горячих источниках; выявить районы вулканизма;

  • развивающие: способствовать формированию и развитию умений и навыков практической деятельности по анализу текстовых и иллюстративных материалов; продолжить формирование навыков работы с картографическими пособиями и Интернетресурсами; развивать память, воображение, логическое мышление; развивать творческие способности, способствовать формированию навыков исследовательской работы.

  • воспитательные: воспитывать любовь и уважение к природе Земли.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока

Ценностный компонент урока

Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

  1. Организационно-мотивационный этап урока

Определение темы урока

Учитель загадывает обучающимся загадки.

1. Носит бабка

Снежную шапку

Каменные бока,

Закутанные в облака.

(гора)

2. В огне горы родился –

От огня убежал

С огнем разлучился

И в небе пропал.

(дым)

3. Жевать – не жую

А все поедаю, сжигаю.

(огонь)

4. Знаете ли вы такой географический объект, который объединял бы все три слова- отгадки: гора, дым, огонь? (вулкан)

Отгадывают загадки, с помощью которых определяют тему урока.



Определяют тему урока.


Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки

1.Ответьте на вопросы в начале параграфа 7 на стр. 35 учебника?

- Что вам известно о вулканах?

- Как вы представляете извержение вулкана?

- О каких грандиозных извержениях вулкана вы знаете?

2. Можете ли вы объяснить причину извержения вулкана?

Каких знаний нам не хватает для ответа на последний вопрос?

Какую цель мы можем поставить себе на этот урок?

Попробуйте сформулировать цель нашей работы на уроке.

1.Отвечают на вопросы.


Указывают географические объекты: вулканы и гейзеры. Явления – извержение вулкана, процессы – вулканизм.

2.Отвечают на вопросы.

Высказывают свои предположения.

Определяют цель работы на уроке.

Определяют цель работы на уроке:

Изучить строение вулкана.

Научиться определять причины извержения вулканов.


Формулирование задач урока

Из чего состоит явление «извержение вулкана»?

- Где зарождается процесс извержения?

Это означает: что нам надо ответить на вопрос: Как устроен вулкан? Т.е. изучить его …..?

Таким образом, наша первая задача состоит в том, чтобы …

2. Именно особенности строения вулкана определяют условия его образования и конкретные места их появления.

Нам надо ответить на вопросы: В каких уголках планеты проявляется вулканизм? Как часто происходят извержения?

Итак, какая вторая задача встает перед нами?




3. Изучение строения вулкана и районов их образования можно предположить причины извержения. Вот мы и подошли к нашему ключевому вопросу: Почему происходят извержения вулканов? Можно смоделировать процесс извержения? Если да, то как?

Третья задача, которая позволит нам достигнуть поставленную цель, заключается в следующем.

- А на какие вопросы вы хотели бы получить ответы на нашем уроке?


Участвуют в поиске ответов на вопросы и формулируют задачи урока:

  1. Изучить внутреннее строение вулкана.





  1. Определить места размещения вулкана.






  1. Смоделировать процесс извержения вулкана

Формулируют задачи к уроку.


2.Процессуально - содержательный этап урока

Изучение нового материала

1. Образование и строение вулканов


Как вы думаете, откуда произошло название «вулкан»?

Познакомьтесь с легендой происхождения слова «вулкан»

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «вулкан»?

2. -Для того чтобы дать определение понятию вулкан нам необходимо установить как он устроен и как действует?

По рис. 17 стр. 35 учебника составьте рассказ строение вулкана.


3. -Используя знания о строении вулкана в тексте учебника вставьте пропущенные в тексте слова в рассказе «Образование вулкана»

«Перед началом извержения вулкана в земной коре образуются трещины. По трещинам через кратер вулкана вверх по жерлу устремляется огненно-жидкий расплав веществ глубинных слоев, который называется - магма

Излившись на поверхность Земли, она превращается в плотную горную породу - лаву. Постепенно слои накапливаются, и конус вулкана наращивается.»

4. (Работа с моделью вулкана). - Назовите основные части вулканов?- Вулканы – это географический объект, географический процесс или географическое явление?

5. - Обобщая проделанную ранее работу, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не обычная гора?

- Продолжите начало определения – вулкан – это гора….

Сверьте свое определение с определением, которое дано в учебнике в словаре терминов (стр. 153).


6.

- От чего зависит форма вулкана?


  1. Высказывают свои предположения и слушают сообщение одноклассника.

  2. Составляют рассказ по рисунку.

  3. Работают с текстом.








  1. Демонстрация опыта «Модель вулкана» (Пластилин, сода, уксус, пищевой краситель, банка)

  2. Высказывают свои предложения по дополнениям к формулировке определения



  1. Отвечают на вопрос

Форма вулкана зависит от температуры и свойств извергающейся лавы


Интеграция знаний с уроков истории и литературы.

















Сравнивают его с определением в словаре, Находят допущенные ошибки в определении, дают оценку по совпадению


















Демонстрируют модель вулкана , сделанную своими руками


Составляет свое определение термину «вулкан»


2.Вулканы мира

1. Используя материал учебника (с. 36-37, «Вулканы мира»), определите, какие вулканы называют действующими, какие уснувшими, а какие потухшими.


2. Работа с картой «Вулканы и землетрясения» . Обратите внимание, как показаны вулканы на карте?

- Найдите на карте и назовите действующие вулканы? Как вы это определили? Каким знаком показаны

действующие, а какие потухшие?

-- Назовите действующие вулканы мира. Как вы их определили?

- В каких частях планеты находится наибольшее количество вулканов?


1. Отвечают на вопрос. Выделяют особенности действующих, потухших и уснувших вулканов.

2.Работают с картой , объясняют легенду карты (красной звездочкой – действующие вулканы, черным – потухшие). Приводят примеры вулканов.


Определяют в каких районах планеты находится наибольшее количество вулканов.












Учатся работать с картой: на ее основе анализа карты делают вывод о размещении вулканов на Земле.


3. Причины извержения вулканов

1. Мы подошли к важному вопросу, на который не смогли ответить в начале урока. Как вы думаете, почему происходит извержение вулкана?

В тексте учебника (стр. 35) найдите ответ на вопрос и сравните его со своим.

2.Рассмотрите рисунок 13 на стр. 31 учебника и картосхему на стр. 39. С какими линиями совпадают зоны землетрясений и вулканизма?


1. Высказывают свои предположения. Находят ответ в тексте.



2.Рассматривают рисунок и делают вывод что

больше всего вулканов именно в тех районах, где сходятся литосферные плиты Земли: районы Тихоокеанского побережья, Средиземноморья, Атлантического океана.

Сравнивают несколько карт и на их основе делают выводы о совпадении зон землетрясений и вулканизма с границами литосферных плит.


Рефлексия деятельности

Каким методом мы пользовались для выявления зависимости между размещением вулканов и границами литосферных плит? Как реализовали этот метод?


Называют метод сравнения. Сопоставили две карты и нашли совпадения расположения вулканов на границе литосферных плит




3.Этап закрепления

Первичная проверка знаний

1. Викторина

1. Как называется сложный процесс, при котором магма поднимается из недр земли и, прорывая земную кору, изливается на поверхность?

2. Что такое лава?

3. Что такое кратер вулкана?

4. Что такое жерло?

5. Назовите продукты вулканических извержений.

6. Перечислить:

– типы вулканов.

2. Загадки о вулканах (кроссворд)

- Этот вулкан японцы зовут «священная гора»?

- Этот вулкан очень смешон - взял накинул капюшон?



-В Мексике есть великан - самый высокий в стране вулкан?

-Вулкан перед небом похвалился: «На моей вершине сам бог стужи поселился»?


-Этот вулкан России деятелен и кипуч, у его подножия бьет горячий ключ?

Отвечают на вопросы.

Ответы: 1.Вулканизм; 2.Излившаяся на поверхность магма; 3.Чашеобразное углубление; 4. Канал по которому поднимается магма; 5.Газ, вулканический пепел, вулканические бомбы; 6.Действующие, спящие, потухшие

Отвечают на вопросы.

Фудзияма

Гекла (с исландского - чепчик, капюшон). Вероятно из-за тумана окутывающего вершины Орисаба

Килиманджаро, в переводе с языка суахили-гора бога холода и стужи

Ключевская Сопка



Подведение итогов

Чему вы научились на этом уроке и что научились делать?


Называют полученные знания, умения, географические методы изучения, универсальные способы деятельности

Определяют приращение своих знаний и умений, опыта творческого, эмоционального


4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия эмоциональная

Прием «Закончи фразу»

  1. На уроке я работал (активно \не активно).

  2. Своей работой на уроке я (доволен/ не доволен)

  3. Урок мне показался (коротким/длинным)

  4. Материал урока мне был (понятен/ не понятен, интересен/ не интересен)

  5. Мое настроение в течение урока (улучшилось/ ухудшилось)

Выражают свое мнение об уроке ( подчеркивая нужный вариант ответа)



5. Объяснение домашнего задания

Обязательное

Задание


Дополнительное задание

Изучите статью «Проявление вулканизма» стр.37-38.

Составьте план статьи.

Ответьте на вопросы 4 и 5 после параграфа 7.

Составьте презентацию (сообщение) о наиболее известных извержениях вулкана.

- Читают текст и составляют план статьи.


Подготавливают слайды презентации (составление сообщения)





Список использованной литературы.

  1. Учебник – А.А.Летягин «География. 5 класс» изд-во Вентана –Граф,



Интернет-источники:

2. видеофрагмент о Кроноцком заповеднике(http://www.youtube.com/watch?v=1jO6vAbjO9)

3. видеофрагмент «Вулканы и гейзеры-формы вулканов » http://www.youtube.com/watch?v=eoXp7kUbnOI&feature=related





10






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!