МКОУ «Бирюковская ООШ»
УРОК ТЕХНОЛОГИИ
в 8 классе
ТЕМА:
«Монтаж электрической цепи»
Разработал и провел: Пылев В.М.,
учитель технологии
2017 г.
Раздел: Электротехнические работы
Тема урока: Монтаж электрической цепи.
Цели:
образовательная: создать условия для получения учащимися знаний и умений по оконцеванию проводов и сборки разветвленной электрической цепи с использованием установочной электроарматуры;
развивающая: способствовать развитию безопасных навыков работы с электромонтажными инструментами, развивать способности к чтению и составлению электрических схем;
воспитательная: прививать навыки электробезопасности, ответственности за порученное дело, стремление к самосовершенствованию.
Методы проведения занятия:
рассказ, беседа, тестирование, демонстрация, практическая работа
Объект труда:
Разветвлённая электрическая цепь
Межпредметные связи:
Физика, химия, русский язык
Материально-техническое оснащение:
Верстак, наборы электромонтажных инструментов, набор проводов, электроустановочная арматура, инструкционные карты, плакат «Т.Б при выполнении электромонтажных работ»
Литература для учителя:
Программа Технология.
Учебник В.Д.Симоненко Технология 8 класс.
Ход урока:
Организационная часть (3 мин)
Приветствие учащихся и проверка посещаемости
Здравствуйте! Рад видеть вас в добром здравии.
Мы с вами изучаем тему «Электротехнические работы».
В связи с широким использование электричества возникает необходимость более тщательного его изучения. Каждый человек должен обладать минимумом основных навыков по электротехнике, чтобы уметь грамотно эксплуатировать электросеть, правильно выбрать новое электрооборудование для своей квартиры или офиса, выполнить мелкий ремонт проводки, бытовых приборов, электрической системы своего автомобиля и т.д. При этом он должен твердо знать правила электробезопасности, чтобы своими действиями не нанести вред себе и окружающим.
Актуализация знаний
а) Беседа
Прежде чем начать изучать новое, давайте вспомним и повторим, что мы уже знаем.
1.Что такое электрический ток? (Ответ: это упорядоченное направленное движение заряженных частиц в проводнике). Направления электрического тока ( от плюса к минусу)
2.Какие частицы создают ток в металлических проводниках, в растворах и расплавах электролитов? (Ответ: соответственно электроны, положительные и отрицательные ионы).
3. Что нужно создать в проводнике, чтобы в нем возник и существовал ток? (Ответ: надо создать в нем электрическое поле, которое создается источниками электрического тока)
4.Что такое сила тока? По какой формуле можно её определить? (Ответ: количество зарядов, протекающих через поперечное сечение проводника за единицу времени; I = q / t).
5.В каких единицах измеряется сила тока? Прибор для измерения силы тока. (Ответ: измеряется в амперах (А); в честь французского учёного Андре Ампера, амперметр).
6. Назовите источники электрического тока.(гармонический элемент, батарея, аккумулятор, электрогенератор)
7. Что такое напряжение, единицы напряжения, прибор для измерения напряжения? (Напряжение- работа, которую совершает электрическое поле при перемещении электрического заряда из одной точки в другую. Вольт. Вольтметр)
8. Что такое электрическое сопротивление? (Эл. сопротивление-противодействие всей эл. цепи или отдельных ее участков прохождению эл. тока. Единица ОМ)
9.Какой Закон связывает эти три величины? (Закон Ома)
Сформулируйте его.(I=U/R)
10.Приведите примеры потребителей электрической энергии. (Ответ: например, утюг, телевизор, светильник, люстра, компьютер и др.).
11. Как называются вещества, не пропускающие электрический ток? Приведите примеры. (Ответ: диэлектрики или изоляторы; резина, пластмассы, пластик, дерево, фарфор).
12. Что такое электрическая цепь? (Источник тока, приемники, замыкающие устройства, соединенные между собой проводами).
б) Самостоятельная работа
1.Начертите схему электрической цепи своей комнаты в вашем доме , состоящей из предохранителя, источника тока, из одной лампочки, розетки, выключателя, соединительных проводов. (Один чертит на доске)
3. Изучение нового материала (беседа).
Ребята, мы с вами повторили материал, который потребуется на сегодняшнем уроке. Темой сегодняшнего урока будет « Монтаж электрической цепи».
Цели урока: Научиться выполнять оконцевание и присоединение проводов, собирать разветвлённую электрическую цепь.
4.Объяснение нового материала

Монтаж электрической цепи состоит из двух основных операций: оконцевания проводов и присоединения их к электроарматуре (зарядка электроарматуры).
Чтобы подсоединить провода к электроарматуре, их предварительно нужно зачистить и оконцевать.
Словарная работа.
Найдите в учебнике стр.108 ,что называется оконцеванием проводов.
Оконцевание проводов — это освобождение их от изоляционной оболочки и оформление петелькой (кольцом) или прямым концом (тычком),в зависимости от конструкции электроарматуры (рис. 72).
П
ри монтаже электроцепи, оконцованный в форме кольца
а] провод прижимается винтом к контакту арматуры. Если монтаж предусматривает втыкание провода в отверстие контакта и прижатие его сбоку винтом
б), применяют оконцеваниетычком. Однако первый способ получил большее распространение.
В инструкционной карте № 3 подробно описан ход этих операций.
П
ри подсоединении проводов к деталям на винт последовательно надевают пружинную шайбу
2,плоскую шайбу
3, потом колечко провода
4.Затем винт вставляют в резьбовоеотверстие и закручивают отверткой. Надо обратить внимание на то, чтобы направление закрутки колечка совпадало с направлением вращения винта. Это предотвратит выдавливание провода из-под винта. Пружинная шайба необходима для поддержания постоянного давления в месте контакта провода с изделием (рис. 73, а).
Некоторые винтовые зажимы имеют скобы (рис. 73, б), которые предотвращают выбрасывание провода при закручивании винта. Такая конструкция позволяет не делать колечка на конце провода и упрощает крепление его в зажиме.
Надо помнить, что все винтовые зажимы требуют периодического контроля плотности затяжки винтов, которая со временем ослабевает.
На практическом занятии вам предстоит самостоятельно выполнить оконцевание и подсоединение проводов, наиболее предпочтительным способом. Работа будет проводиться по инструкционным картам.
Практическая работа «Сборка электрической цепи».
1. На доске схема электрической цепи.
2.Произведите монтаж электрической цепи.
3.Произведите подключение цепи к источнику питания.
Прежде чем начать работу повторим
Правила безопасной работы
Работать только исправным инструментом.
Соблюдать особую осторожность при работе с монтерским ножом.
Снятие изоляционной оболочки и зачистку токоведущей жилы выполнять только на подкладной доске, нож держать наклонно, резать от себя.
Ручки кусачек, плоскогубцев, пассатижей, круглогубцев и щипцов держать в обхват, не закладывая пальцы между ними.
Изоляцию проводов выполнять надежно.
Соединительные винты затягивать туго.
Не работать отверткой на весу.
Не производить подключение электроарматуры на весу.
Включение цепи после сборки производить только с разрешения учителя — в сеть с напряжением не более 42 В.
Демонстрация приёмов работы:
Безопасный способ снятия изоляции.

Технология оконцевания проводов тычком и петелькой.


Самостоятельная работа учащихся (15 мин)
Инструменты и материалы: комплект электромонтажных инструментов, подкладная доска, изоляционная лента, отрезки одно и многожильных изолированных монтажных проводов,электропатрон, выключатель, штепсельная вилка, инструкционные карты
Задание. Выполнить оконцевание проводов и зарядку электроарматуры (электропатрона, штепсельной вилки, выключателя).
Ход работы
Изучите правила безопасной работы с электромонтажными инструментами.
Пользуясь принципиальной электрической схемой, найдите на монтажной схеме «ламповой патрон, штепсельную вилку, выключатель».
Определите места подключения проводников, что бы получилась замкнутая цепь.
Подготовьте необходимые провода и инструменты.
Выполните оконцевание проводов.
Выполните подсоединение проводников согласно схемы.
С разрешения учителя произведите испытание электрической цепи.
VII. Подведение итогов урока:
- Что вы узнали на уроке?
-Что было целью нашего занятия? Достигли - ли мы цели?
Знание электротехники необходимо и в таких областях как связь, радиовещание, телевидение, автоматика и телемеханика, электрометаллургия, электрохимия и др. Вы сейчас стоите на пути к выбору профессии. Первоначальные знания и умения у вас уже имеются. Подумайте, может кто-то свяжет свою жизнь с профессиями непосредственно связанные с элетроникой и электричеством.
8. Домашнее задание.
П.27
9. Рефлексия:
Как вы оцениваете урок? Если Вам урок понравился , то зажгите свои символические цепи. Если нет, то не нужно включать.
Ребята, работая сегодня по теме электротехнические работы , мы не должны забывать об экономии электроэнергии. «Уходя, гасите свет!» Все мы знаем этот, набивший оскомину, призыв! От этого он не перестал быть актуальным, наоборот, важность экономии электроэнергии возрастает с каждым днем. Уменьшаются запасы нефти, газа, угля, потребности в топливе растут. 2017 год -год экологии. Электрическая энергия ,используемая человеком является идеальными, экологически чистым источником. Поэтому каждый сэкономленный киловатт электроэнергии - это ваш маленький вклад в дело сохранения нашей планеты. Помните об этом.