СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии по теме "Деревообрабатывающая промышленность"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Значение древесины как конструкционного материалла.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии по теме "Деревообрабатывающая промышленность"»





ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ



Разработка урока по теме:

«Деревообрабатывающая промышленность»

(предмет: «Технология» 5 класс)






Выполнила: Блинникова Ирина Николаевна

Учитель МБОУ «СОШ № 170» г. Казани

Высшей квалификационной категории












Казань 2018

План-конспект урока



Тема урока: Деревообрабатывающая промышленность.



Методическая тема: «Метод проектов как средство формирования успешной личности».

Цели урока:



1. Обучающая: Познакомить с деятельностью деревообрабатывающей промышленности. Научить определять вид пиломатериалов. Закрепить знания о древесине.

2. Воспитывающая: Выполнять самостоятельно практические задания. Формировать интерес к трудовой деятельности, профессиям.

3. Развивающая: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся, овладению всеми видами памяти, способами мыслительной деятельности (определять и объяснять понятия, выделять главное, сравнивать и сопоставлять)



Формируемые УУД

Личностные: проявляют интерес к занятиям предметно-практической

деятельностью

Метапредметные:

- Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока,

планировать свою деятельность, в сотрудничестве с

учителем и одноклассниками находить решение учебной

задачи

- Коммуникативные: умеют участвовать в коллективных обсуждениях,

строить понятные речевые высказывания, отстаивать

собственное мнение, формулировать ответы на вопросы

- Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из нового

материала, строить осознанное и произвольное речевое

высказывание

Тип урока: Комбинированный



Вид урока: Смешанный

Методы обучения:

1. Организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Дедуктивный метод (репродуктивный и объяснительно–иллюстративный)

- словесные (беседа, объяснение, работа с книгой)

- наглядные (иллюстративный и демонстративный/образцы материалов/)

- практические (учащиеся получают знания и вырабатывают умения

выполняя задания)

2. Стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

(через интегрированный подход, используя методы:

- дидактической игры

- тестовых заданий

- самостоятельного сравнения и сопоставления

- взаимоконтроля

3. Контроля и самоконтроля познавательной деятельности

методы:

- устного (фронтального и индивидуального) опроса

- самоконтроля и взаимоконтроля



Межпредметные связи: ботаника (породы деревьев и их строение)

Внутрипредметные связи: виды промышленности, профессии



Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

1. Кабинет (мастерская) трудового обучения

2. Средства наглядности (реальные изображения изучаемых объектов): - «Виды пиломатериалов» - «Породы лиственных и хвойных деревьев» - «Пилорама ЛРВ-2» и «Распиливание бревна на пилораме» 3. Натуральные объекты (образцы конструкционных материалов):

- пиломатериалы (бруски, доски, горбыль и.т.д.) 4. Учебник «Индустриальные технологии» (5 класс).



Источники информации: (литература, периодические издания, справочники, интернет-ресурсы):

1. «Уроки технологии с применением ИРТ» 5-6 классы. Методическое

пособие. – М.: Планета, 2011 (Современная школа)

2. « Технология 5-8 классы» Рабочие программы. Учебно- методическое

пособие. – М.: Дрофа, 2012

3. «Современный урок» М.И.Махмутов,- К.: Фэн, 2016.

Ход урока.

I. Организационно-подготовительная часть.

- Приветствие учителя, контроль посещаемости.

- Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

Древесина один из важнейших и широко распространённый в природе материал. Легкость обработки и разнообразия пород позволили применять древесину для самых различных работ.

Вопросы:

- Из чего Папа Карло сделал «Буратино»? (из полено)

- А «полено» это что? (часть бревна)

- Дайте определение «бревно»?

(природный материал получаемый из ствола дерева)

- Какая избушка у зайца в сказке «Лиса и заяц»? (лубяная)

-Почему она не растаяла? (Луб- молодой слой коры дерева)

- Как определяют возраст дерева?(по годичным кольцам)

- На какие две группы пород делится все деревья?

(лиственные и хвойные)

- Приведите пример лиственных пород.

(берёза, осина, дуб, ольха, липа, сосна и др.)

- Приведите примеры хвойных пород.

(сосна, ель, кедр, лиственница, пихта и др.)



Лиственные породы древесины.



Береза Вязь

Осина Клён



Хвойные породы древесины.



Ель Кедр





Лиственница Сосна

- По каким признакам различают породы древесины?

(текстура, запах, твердость, цвет.)



-Что называется текстурой древесины?

(рисунок на тангенциальном разрезе ствола)



Проверка домашнего задания по теме:

«Древесина – природный конструкционный материал»

Тест

( ответы по двум вариантам)

1

2

3

4

5

Вопросы

Ответы


Класс _

Ф.И _ _

Оценка

1 вариант 2 вариант

(вопросы для двух вариантов)

1. Как называют темную часть ствола дерева?

А. Камбий А. Ядро

Б. Кора Б. Камбий

В. Ядро В. Кора

2. Какой слой дерева проводит питательные вещества?

А. Пробковый А. Пробковой

Б. Луб Б. Сердцевина

В. Сердцевина В. Луб

3. Как выполняется тангенциальный разрез ствола дерева?

А. Поперек оси ствола

Б. Вдоль оси ствола, через сердцевину

В. Параллельно сердцевине с удалением на некоторое расстояние.

4. Какое древо относится к лиственным?

А. Сосна А. Ольха

Б. Кедр Б. Пихта

В. Ольха В. Сосна



5. Какое дерево относится к хвойным?

А. Береза А. Сосна

Б. Лиственница Б. Береза

В. Дуб В. Осина



Учащиеся обмениваются тетрадями и

проверяют ответы на вопросы и ставят отметку.

На экране варианты правильных ответов.

1 вариант

В

Б

В

В

Б

2 вариант

А

В

В

А

А



III. Изучение новой темы.

На магнитной доске профессии

Учитель задает вопросы:

- Чем занимаются специалисты данных профессий?

1. Лесничие

2. Лесник

3. Вальщик

4. ?

(Лесничие – руководят посадкой деревьев и работой лесников; лесник – охраняет лес; вальщик – заготавливает древесину, т.е. спиливает деревья и обрезает ветки)

- К какой промышленности относятся данные профессии?

(К лесной промышленности - это лесхозы и лесничества)

Учитель: - Куда отправляют заготовленную древесину из лесхозов?

( На заводы, где ее перерабатывают и распиливают на части)

- Как можно назвать такие заводы?

(Деревоперерабатывающие заводы)

- Как называется промышленность, где распиливают стволы дерева и перерабатывают остатки древесины?

(Деревообрабатывающая промышленность)

Учитель: Запишите тему урока:

«Деревообрабатывающая промышленность»

Запишите в тетрадь:

Деревообрабатывающая промышленность - занимается распиливанием ствола дерева (бревна) вдоль волокон на лесопильных рамах.

Учитель: Лесопильные рамы называют еще пилорамы.



На экране демонстрируется пилорама ЛРВ-1

ПИЛОРАМА ЛРВ-1



Учитель: Запишите в тетрадь:

Лесопильная рама (пилорама)– это машина для продольной распиловки брёвен пилами.

-Как называется профессия рабочего, который выполняет работу на пилораме?

(пилорамщик)

Запишите в тетрадь:

Пиление на лесопильной раме выполняет пилорамщик.

Распиливание бревна на пилораме




Учитель: - Какой материал получают при распиловке бревна? (доски, бруски,…..и .т. д.)

- Как назвать материалы, полученные при распиловке бревна?

(Пиломатериалы)

Учитель:

Запишите тему урока:

«Пиломатериалы»

Запишите в тетрадь:

Пиломатериалы - это материалы из древесины, полученные путем продольной распиловки бревен.



Учитель демонстрирует образцы пиломатериалов: Брус- длинный кусок древесины, обычно прямоугольного сечения (толщина и ширина не менее 100 мм.)

Бруски- (толщина и ширина не менее 100 мм.)

Доски- плоские с обеих сторон куски древесины небольшой толщины, выпиленные из бревна

(толщина до 100 мм, не менее толщины должна быть ширина)

Пластины- получают при продольном распиливании бревна пополам.

Четвертина- четвертая часть бревна, распиленного вдоль накрест ( т. е. бревно распилено на 4 части)

Горбыль- крайняя доска, выпуклая с одной стороны, получающаяся при продольной распилке бревен (выпиленная боковая часть древесины)



Виды пиломатериалов.





IV. Самостоятельная работа учащихся.

Учебник «Технология» 5 класс «Виды пиломатериалов» с.13, рисунок 5

Задание: Разобрать и изучить виды пиломатериалов.



V. Практическая часть.

Игра: Найди пару . (учащиеся делятся на группы по 3-4 человека)

Задание:

Каждому ученику даётся карточка с изображением одного из пиломатериалов, нужно найти пару – образец и назвать пиломатериал.



VI. Закрепление изученного материала.

1) Игра: « Виды пиломатериалов» (Назови пиломатериал по рисунку.)

2) Вопросы учителя:

­­ - Чем занимается деревообрабатывающая промышленность?

- Что такое пиломатериалы?

- Как называется машина для распиловки бревен? - Профессия рабочего выполняющего пиление на лесопильной раме?

Учитель на магнитной доске «Профессии» открывает карточку ПИЛОРАМЩИК

VII. Итог урока.

а) Рефлексия

б) Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок

в) Запись в дневник домашнего задания.

1. с.13. рис. 5(знать пиломатериалы)

2. Творческое задание по 4 вариантам.

Подобрать породы деревьев для :

- изготовления мебели

- постройки домов

- изготовления сувениров

- изготовления музыкальных инструментов

Конец урока.