Тема урока: Интересы, склонности, способности человека при
выборе профессии. Составные интеллекта.
Цель урока:
- познакомить учеников с понятием «интересы, склонности, способности»;
- с помощью теста определить направление интеллекта учениц;
- формировать потребность в изучении различных видов профессий и
профориентации;
- воспитывать уважение к людям различных профессий, работающим
в различных сферах деятельности.
МТО урока: конспект, плакаты, тест «Типы профессий» Климова.
Ход урока
1.Организационный момент
Создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.
1. Приветствие учащихся.
2. Отметка присутствующих.
3. Знакомство с учащимися.
2. Сообщение темы и цели урока
3. Повторение пройденного материала
- Какие виды темперамента вы знаете?
-В чём их различие?
4. Изучение нового материала
Интересы и склонности.
Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы — это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности. Интересы различаются по содержанию, широте, длительности и глубине. Содержание и широта интересов отражают кругозор и любознательность человека. Глубина и длительность интересов характеризуют их устойчивость. В своем развитии интересы проходят несколько этапов. Сначала они носят характер временных, эпизодических и проявляются в положительном отношении к определенному предмету. Такие интересы, если их не развивать, могут скоро ослабеть или совсем угаснуть. По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми . Такие интересы часто перерастают в склонность - стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.
Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности - «хочу делать». Одно дело интересоваться книгами о животных, любить посещать зоопарк, не пропускать телепередачу d мире животных», а совсем другое — находить удовольствии в ежедневной работе по уходу за животными.
Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо не ждать, а сознательно включаться в различные виды труда. Только активная деятельность, причем в разных направлениях, позволит вам познать и проверить свои склонности.
Итак, профессию нужно выбирать в соответствии с устойчивым интересом, склонностью.
Способности. Они тесно связаны с интересами и склонностями и являются неотъемлемой частью профессиональной пригодности человека.
Что же такое способности? Способностями можно считать любые индивидуально-психологические особенности человека, помогающие успеху в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Например, если человек хорошо различает запахи и помнит их, то это — способность, очень нужная химику, дегустатору, повару и др. Если человек хорошо (прочно) удерживает в памяти много цифр, букв, слов или внешних признаков, может комбинировать их, то это — тоже способность, которая нужна математику, программисту, конструктору и др.
Любая деятельность требует совокупности определенных способностей. Например, ветеринарный фельдшер или врач должен быть наблюдательным, инициативным, иметь проницательный ум, ловкость, очень добросовестно относиться к работе.
Активная учебная деятельность в школе позволяет каждому из вас развивать умственные способности и прежде всего ясность, логичность, самостоятельность и оригинальность мышления, сообразительность, вдумчивость, гибкость и критичность ума.
Следует стремиться развивать и волевые качества: решительность, настойчивость, дисциплинированность, уверенность в себе, в своих силах, самообладание, выдержку. Совокупность этих качеств обеспечивает способность к труду. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии можно представить в виде схемы. Итак, к избираемой профессии нужно готовиться, формируя и развивая в конкретной деятельности свои интересы, склонности и способности.
5. «Опрос составные интеллекта»
6. Закрепление материала
- Чем отличаются интересы, склонности, способности?
- Как можно развить эти качества у себя?
7.Домашнее задание
Описать интересы, склонности, способности своего друга.
Опросник Реана
Инструкция.
Отвечая на нижеприведенные вопросы, необходимо выбрать ответ «да» или «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» объединяет как явное «да», так и «скорее да, чем нет». То же относится и к ответу «нет»: он объединяет явное «нет» и «скорее нет, чем да».
Отвечать на вопросы следует быстро, не задумываясь надолго. Ответ, который первый приходит в голову, как: правило, является и наиболее точным.
ТЕКСТ ОПРОСНИКА
1. Включаясь в работу, как правило, оптимистично надеюсь на успех.
2. В деятельности активен.
3. Склонен к проявлению инициативности.
4. При выполнении ответственных заданий стараюсь по возможности найти причины отказа от них.
5. Часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистично высокие по трудности.
6. При встрече с препятствиями, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.
7. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих успехов.
8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.
9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, результативность деятельности ухудшается.
10. Склонен проявлять настойчивость в достижении цели.
11. Склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.
12. Если рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.
13. Не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.
14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереально высокие.
15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания, его притягательность, как правило, снижается.
16. При чередовании успехов и неудач склонен к переоценке своих неудач.
17. Предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.
18. При работе в условиях ограничения времени результативность деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.
19. В случае неудачи при выполнении чего-либо, от поставленной цели, как правило, не отказываюсь.
20. Если задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность еще более возрастает.
МОТИВАЦИЯ УСПЕХА И БОЯЗНЬ НЕУДАЧИ (ОПРОСНИК А. А. РЕАНА)
КЛЮЧ К ОПРОСНИКУ
Ответ «ДА»: 1,2,3,6,8, 10, 11, 12. 14, 16, 18, 19,20.
Ответ «НЕТ: 4, 5. 7,9, 13, 15, 17.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.
Если количество набранных баллов от I до 7, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).
Если количество набранных баллов от 14 до 20, то диагностируется мотивация на успех (надежда на успех).
Если количество набранных баллов от 8 до 13; то следует считать, что мотивационный полюс ярко не выражен. При этом можно иметь в виду, что если количество баллов 8,9, есть определенная тенденция метизации на неудачу, а если количество баллов 12,13, имеется определенная тенденция мотивации на успех.
Мотивация на успех относится к позитивной мотивации. При такой мотивации человек, начиная дело, имеет в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе активности человека лежит надежда на успех и потребность в достижении успеха. Такие люди обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны. Их отличает настойчивость в достижении цели. целеустремленность.
Мотивации на неудачу относится к негативной мотивации. При данном типе мотивации активность человека связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи. Вообще в основе этой мотивации лежит идея избегания и идея негативных ожиданий. Начиная дело, человек уже заранее боится возможной неудачи, думает о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения успеха.
Люди, мотивированные на неудачу, обычно отличаются повышенной тревожностью, низкой уверенностью в своих силах. Стараются избегать ответственных заданий, а при необходимости решения сверхответственных задач могут впадать в состояние близкое к паническому. По крайней мере, ситуативная тревожность у них в этих случаях становится чрезвычайно высокой. Все это, вместе с тем, может сочетаться с весьма ответственным отношением к делу.