СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по технологии с использованием ИКТ Тема: "Батик: основные сведения. Технология изготовления батика. Изделия, выполненные по технологии «батик»".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок технологии в 8 классе по декоративно прикладному искусству по изучению техники росписи "холодный батик" с применением ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по технологии с использованием ИКТ Тема: "Батик: основные сведения. Технология изготовления батика. Изделия, выполненные по технологии «батик»".»







Разработка урока по технологии с использованием ИКТ





Тема: "Батик: основные сведения. Технология изготовления батика. Изделия, выполненные по технологии «батик»".

8 класс

Ярошенко Ольга Петровна, учитель технологии и изобразительного искусства.





Класс: 8

Тема: "Батик: основные сведения. Технология изготовления батика. Изделия, выполненные по технологии «батик»".

Раздел: Технология художественного рукоделия с элементами декоративно-прикладного искусства. Моделирование швейных изделий.

Дидактическое обоснование урока:

Цели урока

  1. образовательные цели:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков работы в технике батика.

Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов.

  1. развивающие цели:

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса к новым технологиям росписи ткани и творческого потенциала учащихся

Способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (тонкости различения цвета, формы), чувства композиции.

Способствовать развитию двигательной сферы.

Способствовать формированию и развитию практических навыков выполнения работы, технологическую культуру, умения применять знания и использовать необходимые инструменты на практике.

  1. воспитательные цели:

Способствовать формированию качеств творческой личности обучающегося: художественному самовыражению, развитию чувства композиции, эстетической культуры, выполнению изделий для быта элементов украшения одежды.

4. профориентационные цели:

Способствовать формированию знаний и умений, необходимых для творческих профессий, объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности в этой области.

Развивать представление о потребности к трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.

Воспитывать уважение к работающему человеку.

Методическое оснащение урока:

  1. Материально-техническая база:

  • Кабинет (мастерская) трудового обучения;

  • Интерактивное оборудование.

  • Инструменты, приспособления;

  • Материалы.

  1. Дидактическое обеспечение:

- Инструкционно-технологические карты (ИТК);

- Образцы объектов труда;

- Презентация.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуально-групповая, коллективная.

Опорные слова: батик, узелковый батик

Тип урока: комбинированный;

Форма проведения: урок-мастерская.


План урока:

  • Организационный момент – 2 мин.

  • Актуализация знаний учащихся - 3 мин.

  • Изучение новой темы – 10 мин.

  • Практическая работа, ПТБ, текущий инструктаж – 25 мин.

  • Подведение итогов урока учителем – 5 мин.


Ход урока.

  1. Организационный момент

- Добрый день, присаживайтесь, очень рада вас видеть в нашей необычной мастерской. Все ли готовы к познанию нового? Я думаю, вы уже успели заметить и даже немного рассмотреть те вещи, которые сегодня будут украшать наш урок.

2. Актуализация знаний учащихся.

– Мне уже рассказали, что вы признанные мастерицы швейного дела. Умеете создавать прекрасные модели платьев, отличаетесь фантазией и изысканным вкусом.

- А как вы украшаете свои наряды? А вы знаете что украшением и прекрасным дополнением к вечернему платью, деловому костюму и наряду на клубную вечеринку может стать оригинальный аксессуар - шарф, да ещё и выполненный своими руками?

- Поэтому, чтобы освоить новое мастерство, я приглашаю вас в древнюю индийскую мастерскую по батику, где мы подробнее познакомимся с художественной росписью ткани. Посмотрите, какие красивые вещи можно создавать своими руками! Родиной искусства украшения ткани считают Индию – страну, где в изобилии природные красители, благодаря которым, в свою очередь, и появились разные способы расцвечивания ткани. Батик – означает «рисование горячим воском».

(Слайд) Сегодня батик становится всё более популярным видом искусства во всём мире, в том числе и в Казахстане.

Но чтобы поближе познакомиться с этим искусством, необходимо изучить все виды батика. Посмотрите на представленную выставку – здесь изделия, выполненные в разнообразной технике батика.

(Слайд) Рассмотрим виды батика:

  • техника горячего батика (парафин);

  • техника холодного батика (резерв);

  • техника свободной росписи;

  • техника узелкового батика (узлы).


(Слайд) Горячий батик выполняется с помощью парафина, растопленного на водяной бане. Наносится рисунок, окрасив ткань. Сняв воск, получаем рисунок на цветном фоне.

(Слайд) Более лёгкий и распространённый метод – холодный батик – это европейское изобретение. Суть его в создании рисунка с помощью контурной обводки специальным составом – резервом.

(Слайд) Особенно интересные результаты получаются при выполнении работ в свободной росписи ткани – здесь не придерживаются четкого рисунка она по своему индивидуальна и неповторима что свойственную ручному труду. (демонстрация работ).

(Слайд). Самый древний вид «бандхари» или на современном языке «узелковый батик». Название «бандхари» сейчас изменилось и звучит как «бандана», что означает «обвяжи – окрась».

(Слайд). Узор появляется благодаря стягиванию ткани и крепкому перевязыванию суровой ниткой или сама ткань завязывается узлом. Полученное изделие чем-то напоминает узоры, складывающиеся в калейдоскопе. А главное – узелковая техника доступна всем - не имея художественных навыков можно создавать неповторимые узоры на салфетках, платках, футболках, шарфах.


Инструменты, ткани, красители.

(Слайд)

- красители существуют разнообразные: нам необходимы акриловые, которые безвредны и разбавляются водой и закрепляются утюгом. Кисти круглые №5 – 12, банки для воды.

- Ткань использовать лучше натуральную. Как вы думаете почему? (ответ: потому что она лучше пропускает воду, значит и краску)

  1. Практическая работа: Роспись платка в технике холодного батика.

Вводный инструктаж учителя:

Как вы уже догадались по расположению столов, в нашей мастерской будет работать три группы, используя разные оттенки цвета.

(Слайд) Техника безопасности.

  • Осторожно обращаться с красителями;

  • Для разведения красок пользоваться посудой с устойчивым дном;

  • Осторожно завязывать узлы ниткой, чтобы не поранить пальцы.

  • Соблюдать ТБ при работе с утюгом, феном.

(Ученица зачитывает).

Ознакомление с учебно-технической документацией.

На предыдущем уроке вы подготовили эскизы , которыми можно сейчас воспользоваться.

1стол – Ваша задача расписать платок в теплых тонах, придумать название работе.

2 стол – Вам, при окраске использовать только холодную гамму цвета.

3 стол – у вас на столе стоит только три краски. Почему именно эти? Потомучто из них вы можете получить различные оттенки и цвета.

5.Физминутка. (Слайд, музыка).

Следующий этап более интересный и непредсказуемый, поэтому чтобы приступить к нему, надо пройти посвящение в индийских мастериц. Для этого как йоги, закрыли глаза, руки положили на колени, спины выпрямили, представили свои будущие работы, и, раскачиваясь из стороны в сторону, поём М-М-М. Теперь медленно встаём, тянемся к солнцу вдох, выдох и возвращаемся на свои рабочие места.

Работа с красками: роспись, сушка феном, закрепление краски утюгом.

(Слайд, музыка для самостоятельной работы).

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы);

Формирование новых умений:

Соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;

Усвоение новых знаний:

Проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации;

Инструктирование по выполнению задания в соответствии с технологической документацией.

Целевые обходы:

Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом;

Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

Оказание помощи, слабо подготовленным к выполнению задания учащимися;

Контроль над бережным отношением учащихся к средствам обучения;

Рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж учителя:

Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

Разбор типичных ошибок учащихся;



Скоро вы покинете эту мастерскую и пойдёте постигать другие науки, а что вы запомните от сегодняшнего занятия? (варианты ответов).

Выставка работ обучающихся.

Теперь посмотрим на выставку, которую вы организовали, представим, что вы древние ясновидящие, возьмём работу и скажем, что вы о ней думаете. (Дети дают оценку).

  1. Подведение итогов урока учителем:

Сегодня вы познакомились с видами батика, научились выполнять узелковый батик, повторили темы, изученные раннее, самостоятельно, с творческим подходом выполнили неповторимую роспись платка. И, конечно же, заслуженно заработали хорошие оценки.

На память о нашем уроке вам останутся буклеты, где вы можете подробнее познакомиться с техникой батик, а на диске вы найдете практическое руководство, как расписать футболку в технике узелкового батика, если вы захотите сделать себе или кому-то приятный подарок.

(Слайд, музыка, высказывание восточных мудрецов).

  1. Уборка рабочего места.