СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: "А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности). Юмористический рассказ «Хирургия»"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока

по теме:

"А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности).

Юмористический рассказ «Хирургия»"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности). Юмористический рассказ «Хирургия»"»





ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КИЕВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 43 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ДНР 83108, г.Донецк-108, пер. Засядько, д.56, тел. (062) 258-01-13, e-mail – [email protected],

сайт – donschool43.klasna.com

Разработка урока

по теме:

«А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности).

Юмористический рассказ «Хирургия»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Шаталова

Юлия Александровна



2016-2017 учебный год

Цели урока:

образовательные: ознакомить обучающихся со сведениями из жизни и творчества А. П. Чехова; ввести представления о понятиях «юмор» и «сатира»; формировать коммуникативные умения и навыки;

развивающие: развивать культуру речи обучающихся, обогащать лексикон, расширять сведения об историческом прошлом страны;

развивать

- готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию; 

- способности анализировать текст;

- креативные способности обучающихся.

воспитательные: воспитывать интерес обучающихся к чтению произведений русских классиков, к произведениям мирового искусства.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации урока: работа в мини-группах, индивидуальная работа.

Технологии:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • дифференцированный подход к обучению;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • информационные технологии.



Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный, устных и письменных ответов.

Приемы: прослушивание муз произведений, эвристическая беседа, самостоятельная, совместная и индивидуальная работа, работа в мини-группах, исследование текста, задания поискового характера, дидактические игры, нетрадиционные формы домашнего задания.

Оборудование: портреты и фотографии А. П. Чехова (в детском, юношеском и зрелом возрасте), иллюстрации художников к рассказам, раздаточный материал (тесты), компьютер, проектор, интерактивная доска, комп. презентация, мини-библиотека с изданиями худ. произведений писателя, рисунки обучающихся, муз. произведения Ф. Шопена.







Ход урока

(звучит мелодия)

І. Организационный момент
1.Слово учителя.

- Добрый день, ребята и уважаемые гости!

Ребята! Сегодня урок необычен тем, что порадоваться вашим успехам и поддержать вас пришли гости, поприветствуем их.

Мотивация.

- Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к учебе надо.


Итак, в путь! Вас ждет успех и отличные отметки, а для этого вы постарайтесь приложить максимум усилий: быть внимательными, сосредоточенными, в тетради записывать грамотно и аккуратно, активно работать на уроке.

Начнем с РЕЧЕВОЙ РАЗМИНКИ.

(слайд)

1. Упражнения для дыхания:

а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу: «Хуже всех слышит тот, кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.

2. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?

3.Упражнения для интонации:

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

4. Упражнения, развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.

Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____ .

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.

2. Объявление темы урока.

- Тема урока: «А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности). Юмористический рассказ «Хирургия».



Запишем:

Тридцатое января

Классная работа

А. П. Чехов (детство и начало литературной деятельности).

Юмористический рассказ «Хирургия»


и эпиграф к уроку известные всем слова Антона Павловича Чехова:

В человеке должно быть

все прекрасно: и лицо,

и одежда, и душа, и мысли

- Сегодня вы ознакомитесь со сведениями из жизни и творчества

А. П. Чехова, проработаем такие понятия: рассказ, юмор и сатира; будем развивать речь, обогащать лексикон, расширять сведения об историческом прошлом страны; анализировать текст; воспитывать интерес к чтению, к произведениям искусства.



ІІ. Актуализация опорных знаний

- Антон Павлович Чехов принадлежит к числу величайших писателей русской литературы. Лишь малая часть книг с его произведениями представлена в созданной вами мини-библиотеке. Его творчество начинают изучать в начальной школе, продолжают - в основной и средней, не перестают восхищаться и в дальнейшей жизни. В чем же секрет такого внимания и популярности? Попытаемся найти ответ на данный вопрос.

Какие рассказы Чехова вам известны? («Каштанка», «Ванька» (фраза из которого «на деревню дедушке» стала фразеологизмом, т.е. устойчивым сочетанием), «Мальчики».

(прослушивание отрывка до 00.35 – Вспомните, что же узнали девочки?

- … .

Прослушивание отрывка до 1.31.

- Удался ли побег?

Прослушивание окончания с 6.28 до 6.59)

ІІІ. Проверка ДЗ:

- Дома вы ознакомились со сведениями из жизни и творчества А.П.Чехова.

Насте и Алисе я предложила составить вопросы по содержанию статьи из учебника.

(мини-группа «Юные учителя» задает вопросы классу)

ІV. Работа над темой урока

2.1 Словарная работа 

- В статье учебника о писателе и в рассказе, употреблены слова, которые мы уже не используем в речи, они остались в те далекие времена.

Группа юных филологов проанализировала лексику, используемую в статье и в рассказе, и подготовила сообщение по данному вопросу. Дадим им слово.

(выступление группы «Юных филологов»)

- Ребята! Давайте отвлечемся на физкульминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!! (смотрим видео и выполняем упражнения)

2.2 Беседа по прочитанному

- Вспомните материал предыдущего урока. Значение терминов рассказ и юмор.

- Какова предыстория написания рассказа (два случая из жизни писателя).

Прочитайте отрывок из статьи учебника. ( «Иногда Антон изображал …»).

- Что изменил писатель в рассказе, а что сохранил из реальной истории?

Далее выясняем, как ученики поняли сюжет рассказа, предлагаем им кратко пересказать события рассказа. (У дьячка заболел зуб. Он пытался его лечить подручными средствами, но в конце концов обратился в земскую больницу. Фельдшер Курятин не сумел правильно удалить больной зуб.)

- Этот рассказ Чехова юмористический. Так что же смешного в этом рассказе? Попробуем выяснить.

- Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты? 

(Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные (как дьячок Вонмигласов).

- Характерная особенность рассказов А.П.Чехова – это «говорящие фамилии». Например, дьячок Вонмигласов. Фамилия происходит от восклицания «Вонмем», повторяющегося во время церковной службы. Такие фамилии давались ученикам в семинариях.

Далее внимание обучающихся обращается на фамилию фельдшера, предлагается растолковать значение этой говорящей фамилии. (Чехов дал своему персонажу такую фамилию потому, что Курятин курил сигары.)

- Какими предстают перед нами фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?

(И фельдшер, и дьячок предстают людьми невежественными, невоспитанными. Сначала они оба называют друг друга на «вы», по имени и отчеству, а потом обзываются, передразнивают друг друга и «тыкают». Дьячок рассказывает о способах, которыми он пытался унять боль в зубе. Курятин хвастается своим мастерством, которого на самом деле нет, ведь он всего лишь помощник лекаря, не имевший необходимого образования. Они оба смешны, но дьячок вызывает больше сочувствия. Чеховский рассказ вызывает смех и чувство возмущения хвастовством фельдшера).

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему?

(предлагается зачитать по ролям эпизоды из рассказа)

Межпредметные связи.

- Понравилась ли вам мелодия, которая звучала до начала урока?

- … .

- Каким образом связано это музыкальное произведение с темой урока?

Давайте послушаем выступление юных искусствоведов.


(Выступление мини-группы «Юные искусствоведы»)

- Когда дома вы читали рассказ «Хирургия», обратили ли внимание на иллюстрацию?

- Какой эпизод на ней изображен?

- … .

- Точно ли автор иллюстрации уловил характер героев?

- … .

- Прочитайте, как подписан рисунок?

- … .

- Известна ли вам эта фамилия?

- Об этом подготовили информацию юные искусствоведы.

(Выступление мини-группы «Юные искусствоведы»)

2.3 Самостоятельная работа (можно включить мелодию)

ТЕСТ «Внимательный читатель»

(раздаточный материал)

1.Какова была фамилия фельдшера?

А) Курякин;

Б) Курятин;

В) Курилов;

Г) Курикин.

2.Почему отсутствовал доктор?

А)Заболел;

Б) уехал жениться;

В) уехал лечиться;

Г) ушёл в отпуск.

3.Что искал глазами дьячок, когда попал на приём к фельдшеру?

Ответ:___________________________________________________________

4. Каким инструментом дёргали зуб?

А)Щипцами;

Б) козьей ножкой;

В) ключом.

5.Что вынул из красного платочка дьячок и положил перед фельдшером?

Ответ:___________________________________________________________

6. Как посоветовала лечить зуб Гликерия Анисимовна?

А) Носить ниточку с Афонской горы;

Б) полоскать зуб тёплым молоком;

В) носить ниточку с Афонской горы и полоскать зуб тёплым молоком

7.Что обнаружил дьячок на месте вырванного зуба?

А) Половину зуба;

Б) два торчащих выступа;

В) дыру;

Г) плoмбу.


8. Какова была фамилия дьячка?

А) Вомнигласов;

Б) Вонмигласов;

В) Вамнигласов;

Г) Ванмигласов.



9. Что делал фельдшер пациенту?

А) тракцию;

Б) адентию;

В) протезировaние;

Г) имплантацию.

10. На что была похожа бородавка на носу у дьячка?

А) На картошку;

Б) на пугoвицу;

В) на муху;

Г) на копейку.

11.Что было сильно пахнущее в руке у Курятина, когда он встречал

Вонмигласова?

А) Копченая рыба;

Б) сигара;

В) флакон с лавандой;

Г) кpужка с кофе.

12. Вспомните возраст фельдшера.

А) Человек лет сорока;

Б) лет пятидесяти;

В) лет шестидесяти.


12-11 баллов – «5» 7-5 баллов – «3»

10-8 баллов – «4» меньше 5 баллов – Перечитай рассказ

еще раз и пересдай.

(Ответы: 1 –а, 2-б, 3 – икону, 4-а, 5 – просфору, 6-в, 7-б, 8-б, 9-а, 10-в, 11-б, 12-а)

Сдать тетради с ответами на проверку (+ отметка за ведение тетради за январь)

IV. Подведение итогов.


- Я сотрудничал?

- Усердно работал?

- Высказывал идеи?

- Вносил предложения?

- Подбадривал остальных?


Оценивание. Комментарий.

V. Домашнее задание:

*(по желанию, на выбор) - обложка к книге или иллюстрация рассказу;

- сочинить юмористический рассказ

(использовать «говорящие» фамилии);

- составить кроссворд.

Опережающее: 1-ый ряд(от окна) - сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве;

2-ой – об Алексее Николаевиче Плещееве;

3- ий – об Иване Саввиче Никитине;

(инд-но или объединиться в мини-группу)


- Ребята! Я благодарю вас всех за плодотворную работу!


(мелодия)





Домашнее задание:

*(по желанию, на выбор) - обложка к книге или иллюстрация рассказу;

- сочинить юмористический рассказ

(использовать «говорящие» фамилии);

- составить кроссворд.

Опережающее: 1-ый ряд(от окна) - сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве;

2-ой – об Алексее Николаевиче Плещееве;

3- ий – об Иване Саввиче Никитине;

(инд-но или объединиться в мини-группу)

- Ребята! Я благодарю вас всех за плодотворную работу, и помните слова Антона Павловича Чехова, послужившие эпиграфом к уроку: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».