СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: А.П.Платонов "Волшебное кольцо"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Волшебное кольцо»

Цели урока: знакомство с творчеством Платонова

Задачи урока:

- способствовать углублению знаний учащихся о жанре  литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки;

- формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную сферу учащихся;

- привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: А.П.Платонов "Волшебное кольцо"»

Урок 77

Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Волшебное кольцо»

Цели урока: знакомство с творчеством Платонова

Задачи урока:

- способствовать углублению знаний учащихся о жанре литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки;

- формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную сферу учащихся;

- привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: книга, презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный этап.

Проверка готовности учащихся к уроку

2. Актуализация опорных знаний.

Урок начинается с беседы, обобщающей знания учащихся, полученные при изучении раздела «Русские народные сказки».

- Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому оно дается. Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель А. Платонов.

  • Является ли проблема поиска счастья центральной в русской народной сказке?

  • Какой герой русской народной сказки в итоге всегда заслуживает счастье?

  • Какими чертами характера обладает этот герой?

Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

  • Каким представляет свое счастье каждый из героев А. П. Платонова?

  • Идеал какого героя близок самому писателю?

  • Совпадают ли идеалы Платонова с идеалами русской народной сказки?

  • Что такое счастье?

3. Исследовательская работа учащихся.

Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?”

Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос “Что такое счастье?”

1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова?

В процессе работы учащиеся в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.

Карточка первой группы выглядит следующим образом:

Семен

  • Связывает ли он понятие счастья с деньгами?

  • Изменился ли Семен, когда стал богатым?

  • Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?

  • Зачем Семен строит дворец?

  • Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?

  • Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?

- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.

В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.


Мать Семена

  • Какой она была до получения богатства?

  • О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?

  • Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?

  • В чем теперь для нее счастье?

  • Что она говорит? Найдите в тексте.

- В чем её счастье?

Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.

Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие.

С помощью экспертов подтверждаем свои выводы статьей из Толкового словаря Ожегова.

Карточка третьей группы:

Царь и царица

  • Какие люди царь и царица? (высокомерные)

  • Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся)

  • Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?

  • Какое качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм)

  • Похожи ли их представления о счастье?

  • Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?

- В чем же состоит счастье царя и царицы?

В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм.

Царевна

  • О каком женихе мечтает царевна?
  • Почему так легко она променяла Семена на Аспида?

  • Что ей подарил Семен?

- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?

- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?

  • ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?

  • Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.

- Каково её представление о счастье?

4. Закрепление

1) Рассмотрение разных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы: поиски истины путем противопоставления мнений.

В ходе всей работы обращались к иллюстрациям к сказке Платонова, созданным художником Михаилом Ромадиным. Они появлялись на доске по мере знакомства с героями и концентрировались вокруг центральной – с изображением Платонова с детьми. Такое размещение иллюстраций помогает учителю подчеркнуть антогонизм героев. В процессе разговора учитель, меняя их местоположение, помогает ребятам понять, кто из них близок друг другу в понимании счастья.


Мать


Царевна с Аспидом Платонов Семен


Царь и царица

2) Заслушивание итогов самостоятельной работы и выступление группы экспертов.

Ребята работали над такими вопросами:

Эксперты:

  • Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.

  • Нашли ли герои свое счастье? Почему?

  • Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?

  • На чьей стороне автор? Докажите.

  • Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:

СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)

Этот вывод ребята делают на основе выдержки из статьи Философского словаря 1:

Добро и зло – морально-этиеские категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей…Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания…

3) Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.

  • Чем обычно заканчиваются волшебные народные сказки?

  • Есть ли концовка в сказке А. Платонова?

(Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)

  • Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?

  • Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя?

  • В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом…начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»

  • О каком счастье мечтал писатель? (О личном или об общем?)

4) Обобщение материала.

  • Нашли ли мы ответы на свои вопросы?

  • Что НЕ приносит счастья человеку?

5. Итог урока Урок заканчивается маленькой творческой работой учащихся.

На нашей доске размещено несколько высказываний о счастье, сформулированных великими людьми. В них отражены те представления, которые проверены временем.

Давайте попробуем и мы ответить на главный вопрос нашего урока: что такое счастье?

(Детские определения на листочках вывешиваются на свободную от иллюстраций часть доски, чтобы все могли познакомиться с мнением друг друга)

6. Домашнее задание










Карточка 1 группы:


Семен

  • Связывает ли он понятие счастья с деньгами?

  • Изменился ли Семен, когда стал богатым?

  • Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?

  • Зачем Семен строит дворец?

  • Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?

  • Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?

- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.






Карточка 2 группы:


Мать Семена


  • Какой она была до получения богатства?

  • О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?

  • Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?

  • В чем теперь для нее счастье?

  • Что она говорит? Найдите в тексте.

- В чем её счастье?











Карточка 3 группы:


Царь и царица

  • Какие люди царь и царица? ( высокомерные)

  • Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся)

  • Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?

  • Какое качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм)

  • Похожи ли их представления о счастье?

  • Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?

- В чем же состоит счастье царя и царицы?













Царевна


  • О каком женихе мечтает царевна?
  • Почему так легко она променяла Семена на Аспида?

  • Что ей подарил Семен?

- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?

- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?

  • ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?

  • Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.

- Каково её представление о счастье?











Самостоятельная работа группы экспертов

Вопросы:


Эксперты:

  • Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.

  • Нашли ли герои свое счастье? Почему?

  • Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?

  • На чьей стороне автор? Докажите.

  • Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:

СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)




























Философский словарь.

Выдержки


ДОБРО — наиболее обще”/ оценочное понятие, обозначающее позитвный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея Д. отображает требования человека к действительности. В рамках морального освоения мира Д. играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного — красота. Термин “Д.” обозначает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением (когда нечто называют добрым, при этом имеется в виду, что оно соответствует своему назначению; напр., доброе сукно, добрый конь); 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы (добрая весть, нажить Д.); 3) нравственное качество человека и его поступков, делание Д. (сделать доброе дело, добрая женщина). Понятие “Д.” входит в состав специфических категорий философии и этики. В античной философии Д. понималось как онтологическое свойство, лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать человеческое стремление к счастью. При этом одни философы связывали его с естественными потребностями людей (Гедонизм), с законами природы (Стоики), др. придавали самой идее Д. высший онтологический статус (Платон). В философии нового времени получило широкое распространение релятивистское (по преимуществу утилитаристское) понимание Д., сводящее его к полезности, общественному договору. С т. зр. Канта, Д. является свойством воли, но свойством объективным, выражающим ее нравственную, общезначимую природу. Гегель трактовал Д. как единство субъективного и объективного, к-рое достигается в разумно организованном об-ве. Диалектический материализм подчеркивает социальную обусловленность и историческую изменчивость представлений о Д., рассматривает его в соотнесенности со злом, включая их возможные взаимопереходы друг в друга. Социально обусловленная, ситуативно детерминированная относительность представлений о Д. не исключает абсолютность его содержания как нравственного императива. В этом смысле Д. есть безусловное требование человечности, к-рое не может быть разменено на какие бы то ни было индивидуальные и групповые выгоды.



ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3. именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрица-нием. Различают 3. физическое (болезни, стихийные бедствия и т. п.), социальное (войны,экономические кризисы, др. общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, коварство и др. пороки). Проблемы 3. являются традиционными для философии и центральными для этики. Одни мыслители понимали 3. как субстанциальное начало, совечное добру (напр., в манихействе оно воплощалось в старшем сыне бога Сатанииле, или Люцифере; в философском натурализме отождествлялось со страданием как антропологическим свойством живого; в неоплатонизме рассматривалось как противостоящая духу телесность), др. истолковывали его как дефект, отступление от добра, как человеческую ситуацию, обусловленную несовершенством его интеллекта и воли (так, согласно стоикам, 3. является следствием ложных суждений; Августин сводил 3. к греху и видел его причину в гордыне и непослушании) . Особенно трудной является проблема объяснения 3. в рамках оптимистически ориентированного монистического мировоззрения; наиболее остро и целенаправленно обсуждалась она в рамках философско-религиозных систем, приобретая там форму теодицеи — согласования факта существования 3. с идеей единого полновластного и справедливого бога. В истории общественной мысли преобладавшими были концепции, интерпретировавшие 3. как тень блага, его частный случай или отступление от него. В русле такой трактовки 3. есть следствие свободы человека, выражение и свидетельство ее полноты; 3. представляется 3. только с частной т. зр., но рассмотренное в более широком контексте, с т. зр. божественного замысла, оно является необходимым условием гармонии целого, предполагающего различные ступени совершенства; т. к. 3. в качестве греха уравновешивается наказанием, то его можно рассматривать как необходимую демонстрацию справедливости бога. Т. обр., в данном случае речь идет не просто об объяснении 3., а прежде всего о его оправдании. Тем самым упрощается драматизм жизненной ситуации, состоящей в том, что 3. противоестественным образом идет рука об руку со счастьем. В отличие от превалировавшей традиции рассмотрения 3. как по преимуществу морально-психологического феномена марксистская философия акцентирует внимание на конкретно-историческом, социально-нравственном его объяснении, подчеркивает социально-экономическую обусловленность 3., но при этом не игнорирует и др. причины и формы его выражения. При анализе диалектики 3. в истории, игравшего в ряде отношений не только негативную роль, нельзя размывать грани, отделяющие 3. от добра. 3. и добро — соотносительные понятия. тем не менее они несимметричны, неравноценны. Преимущественной точкой отсчета человеческой деятельности является ее.позитивная направленность. добро. В индивидуальном и общественном сознании 3. редко выступает открыто, как злонамеренность, т. е. под своим собственным знаменем, как правило, оно скрывает себя под личиной добра.





















Толковый словарь русского языка. Выдержки


ДОБРО, -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый

поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра

людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра,

не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое

д. Накопить добра, 3.0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не

надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н.

Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) —

дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл.

: нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего.



ЗЛО, зла, мн. только род. п. зол, ср. 1. ед. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать

меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол

на кого-н.; разг.).

















1


Скачать

© 2017 2584 81

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!