Урок 77
Тема урока: Андрей Платонович Платонов «Волшебное кольцо»
Цели урока: знакомство с творчеством Платонова
Задачи урока:
- способствовать углублению знаний учащихся о жанре литературной сказки на основе самостоятельно полученных знаний; способствовать осознанию учащимися философского смысла сказки;
- формировать опыт участия в общеклассной дискуссии и работы в малых группах; развивать познавательную сферу учащихся;
- привитие интереса к предмету через осуществление поисковой деятельности, привитие культуры ведения учебного спора.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: книга, презентация к уроку
Ход урока
1. Организационный этап.
Проверка готовности учащихся к уроку
2. Актуализация опорных знаний.
Урок начинается с беседы, обобщающей знания учащихся, полученные при изучении раздела «Русские народные сказки».
- Каждый человек мечтает о счастье, но не каждому оно дается. Тогда люди сочиняют сказки. Сочинил такую сказку и русский писатель А. Платонов.
Является ли проблема поиска счастья центральной в русской народной сказке?
Какой герой русской народной сказки в итоге всегда заслуживает счастье?
Какими чертами характера обладает этот герой?
Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:
3. Исследовательская работа учащихся.
Класс делится на три группы по количеству главных героев сказки “Волшебное кольцо” А. Платонова. Каждая группа получает карточку с вопросами, которые помогут найти ответ на вопрос “В чем заключается счастье данного героя сказки?”
Ещё одна группа – это эксперты, которые должны обобщить полученные в процессе поиска ответы и с помощью толкового и философского словарей ответить на вопрос “Что такое счастье?”
1. Самостоятельный поиск ответов на вопрос: В чем счастье героев сказки Платонова?
В процессе работы учащиеся в ходе коллективного обсуждения внутри группы решают, в чем их герой находит свое счастье, готовят цитаты из текста, подтверждающие их выводы.
Карточка первой группы выглядит следующим образом:
Семен
Связывает ли он понятие счастья с деньгами?
Изменился ли Семен, когда стал богатым?
Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?
Зачем Семен строит дворец?
Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?
Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?
- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.
В ходе поисков учащиеся приходят к выводу, что счастье их героя в том, чтобы стать счастливым и подарить счастье другим.
Мать Семена
Какой она была до получения богатства?
О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?
Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?
В чем теперь для нее счастье?
Что она говорит? Найдите в тексте.
- В чем её счастье?
Вторая группа, как правило, однозначного ответа не дает. Одни дети считают, что мать делает все для счастья сына, другие считают, что она под влиянием богатства становится высокомерной и счастье сына перестает быть для неё смыслом жизни.
Во время обсуждения результатов поиска второй группой в ходе беседы самостоятельно определяем лексическое значение слова высокомерие.
С помощью экспертов подтверждаем свои выводы статьей из Толкового словаря Ожегова.
Карточка третьей группы:
Царь и царица
Какие люди царь и царица? (высокомерные)
Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся)
Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?
Какое качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм)
Похожи ли их представления о счастье?
Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?
- В чем же состоит счастье царя и царицы?
В ходе поисков эксперты вновь обращаются к словарю Ожегова и определяют значение слова эгоизм.
Царевна
- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?
- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?
ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?
Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.
- Каково её представление о счастье?
4. Закрепление
1) Рассмотрение разных точек зрения, полученных в результате исследовательской работы: поиски истины путем противопоставления мнений.
В ходе всей работы обращались к иллюстрациям к сказке Платонова, созданным художником Михаилом Ромадиным. Они появлялись на доске по мере знакомства с героями и концентрировались вокруг центральной – с изображением Платонова с детьми. Такое размещение иллюстраций помогает учителю подчеркнуть антогонизм героев. В процессе разговора учитель, меняя их местоположение, помогает ребятам понять, кто из них близок друг другу в понимании счастья.
Мать
Царевна с Аспидом Платонов Семен
Царь и царица
2) Заслушивание итогов самостоятельной работы и выступление группы экспертов.
Ребята работали над такими вопросами:
Эксперты:
Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.
Нашли ли герои свое счастье? Почему?
Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?
На чьей стороне автор? Докажите.
Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:
СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)
Этот вывод ребята делают на основе выдержки из статьи Философского словаря 1:
Добро и зло – морально-этиеские категории, в которых выражается нравственная оценка поведения людей…Под Д. понимается то, что общество считает нравственным, достойным подражания…
3) Закрепление полученных результатов в процессе обобщающей беседы.
(Финал открыт, а читатель сам может додумать, чем все закончится)
Оставляет ли автор своему герою надежду на счастье?
Совпадают ли идеалы счастья у народа и писателя?
В рассказе «Афродита» Платонов написал: «В стремлении к счастью для одного себя есть что-то низменное и непрочное; лишь с подвига и исполнения своего долга перед народом…начинается человек, и в этом состоит его истинное счастье..»
О каком счастье мечтал писатель? (О личном или об общем?)
4) Обобщение материала.
5. Итог урока Урок заканчивается маленькой творческой работой учащихся.
На нашей доске размещено несколько высказываний о счастье, сформулированных великими людьми. В них отражены те представления, которые проверены временем.
Давайте попробуем и мы ответить на главный вопрос нашего урока: что такое счастье?
(Детские определения на листочках вывешиваются на свободную от иллюстраций часть доски, чтобы все могли познакомиться с мнением друг друга)
6. Домашнее задание

Карточка 1 группы:
Семен
Связывает ли он понятие счастья с деньгами?
Изменился ли Семен, когда стал богатым?
Как он мог распорядиться богатством? А что он делал?
Зачем Семен строит дворец?
Кому отдает самую лучшую комнату в своем дворце?
Какой в представлении Семена рисуется счастливая жизнь?
- В чем счастье Семена? Подтвердите текстом.

Карточка 2 группы:
Мать Семена
Какой она была до получения богатства?
О чем она заботится? Почему она отговаривает от женитьбы на царевне своего сына Семена?
Какое качество появляется в ней, когда она стала богатой?
В чем теперь для нее счастье?
Что она говорит? Найдите в тексте.
- В чем её счастье?

Карточка 3 группы:
Царь и царица
Какие люди царь и царица? ( высокомерные)
Каково их отношение к другим? Найдите в тексте доказательства вашей мысли. (Как в сору роемся)
Есть ли что-нибудь общее между царской семьей и матерью Семена?
Какое качество характера их объединяет? (грубость, невоспитанность, эгоизм)
Похожи ли их представления о счастье?
Чего НЕТ в понимании счастья этими героями?
- В чем же состоит счастье царя и царицы?

Царевна
- Аспид ни слова ей не сказал о любви, а царевна пошла за ним. Почему?
- Что было во рту у царевны, когда она спала? Кому она не доверяла?
ЧТО ей нужно и ЧТО для неё НЕВАЖНО в отношениях с людьми?
Докажите цитатой из текста, что царевна своего счастья не нашла.
- Каково её представление о счастье?

Самостоятельная работа группы экспертов
Вопросы:
Эксперты:
Что же такое счастье? Дайте определение слова «счастье», опираясь на Толковый словарь русского языка.
Нашли ли герои свое счастье? Почему?
Почему герои не смогли найти одно для всех общее счастье?
На чьей стороне автор? Докажите.
Попробуйте с помощью философского словаря решить равенство:
СЧАСТЬЕ = ДОБРО = ? ( НРАВСТВЕННОСТЬ = ТО, ЧТО ДОСТОЙНО ПОДРАЖАНИЯ)

Философский словарь.
Выдержки
ДОБРО — наиболее обще”/ оценочное понятие, обозначающее позитвный аспект человеческой деятельности; является противоположностью зла. Идея Д. отображает требования человека к действительности. В рамках морального освоения мира Д. играет такую же роль, какую в рамках научного познания играет истина, а в рамках художественного — красота. Термин “Д.” обозначает: 1) объективную характеристику предмета, фиксирующую его совершенство в сочетании с эмоциональным одобрением (когда нечто называют добрым, при этом имеется в виду, что оно соответствует своему назначению; напр., доброе сукно, добрый конь); 2) ценность, полезность предметов для человека, а также сами ценные, полезные для человека предметы (добрая весть, нажить Д.); 3) нравственное качество человека и его поступков, делание Д. (сделать доброе дело, добрая женщина). Понятие “Д.” входит в состав специфических категорий философии и этики. В античной философии Д. понималось как онтологическое свойство, лежащее в основе всего сущего и позволяющее реализовать человеческое стремление к счастью. При этом одни философы связывали его с естественными потребностями людей (Гедонизм), с законами природы (Стоики), др. придавали самой идее Д. высший онтологический статус (Платон). В философии нового времени получило широкое распространение релятивистское (по преимуществу утилитаристское) понимание Д., сводящее его к полезности, общественному договору. С т. зр. Канта, Д. является свойством воли, но свойством объективным, выражающим ее нравственную, общезначимую природу. Гегель трактовал Д. как единство субъективного и объективного, к-рое достигается в разумно организованном об-ве. Диалектический материализм подчеркивает социальную обусловленность и историческую изменчивость представлений о Д., рассматривает его в соотнесенности со злом, включая их возможные взаимопереходы друг в друга. Социально обусловленная, ситуативно детерминированная относительность представлений о Д. не исключает абсолютность его содержания как нравственного императива. В этом смысле Д. есть безусловное требование человечности, к-рое не может быть разменено на какие бы то ни было индивидуальные и групповые выгоды.
ЗЛО — наиболее общее оценочное понятие, обозначающее отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению; является противоположностью добра. 3. именуется все, что оказывает разрушающее воздействие на человека в его природных и общественных проявлениях; в более широком плане оно отождествляется с жизнеотрица-нием. Различают 3. физическое (болезни, стихийные бедствия и т. п.), социальное (войны,экономические кризисы, др. общественные катаклизмы) и моральное (жестокость, коварство и др. пороки). Проблемы 3. являются традиционными для философии и центральными для этики. Одни мыслители понимали 3. как субстанциальное начало, совечное добру (напр., в манихействе оно воплощалось в старшем сыне бога Сатанииле, или Люцифере; в философском натурализме отождествлялось со страданием как антропологическим свойством живого; в неоплатонизме рассматривалось как противостоящая духу телесность), др. истолковывали его как дефект, отступление от добра, как человеческую ситуацию, обусловленную несовершенством его интеллекта и воли (так, согласно стоикам, 3. является следствием ложных суждений; Августин сводил 3. к греху и видел его причину в гордыне и непослушании) . Особенно трудной является проблема объяснения 3. в рамках оптимистически ориентированного монистического мировоззрения; наиболее остро и целенаправленно обсуждалась она в рамках философско-религиозных систем, приобретая там форму теодицеи — согласования факта существования 3. с идеей единого полновластного и справедливого бога. В истории общественной мысли преобладавшими были концепции, интерпретировавшие 3. как тень блага, его частный случай или отступление от него. В русле такой трактовки 3. есть следствие свободы человека, выражение и свидетельство ее полноты; 3. представляется 3. только с частной т. зр., но рассмотренное в более широком контексте, с т. зр. божественного замысла, оно является необходимым условием гармонии целого, предполагающего различные ступени совершенства; т. к. 3. в качестве греха уравновешивается наказанием, то его можно рассматривать как необходимую демонстрацию справедливости бога. Т. обр., в данном случае речь идет не просто об объяснении 3., а прежде всего о его оправдании. Тем самым упрощается драматизм жизненной ситуации, состоящей в том, что 3. противоестественным образом идет рука об руку со счастьем. В отличие от превалировавшей традиции рассмотрения 3. как по преимуществу морально-психологического феномена марксистская философия акцентирует внимание на конкретно-историческом, социально-нравственном его объяснении, подчеркивает социально-экономическую обусловленность 3., но при этом не игнорирует и др. причины и формы его выражения. При анализе диалектики 3. в истории, игравшего в ряде отношений не только негативную роль, нельзя размывать грани, отделяющие 3. от добра. 3. и добро — соотносительные понятия. тем не менее они несимметричны, неравноценны. Преимущественной точкой отсчета человеческой деятельности является ее.позитивная направленность. добро. В индивидуальном и общественном сознании 3. редко выступает открыто, как злонамеренность, т. е. под своим собственным знаменем, как правило, оно скрывает себя под личиной добра.
Толковый словарь русского языка. Выдержки ДОБРО, -а, ср. 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. Желать добра кому-н. Не к добру (предвещает дурное; разг.). Сделать много добра людям. Поминать добром (вспоминать с благодарностью, с хорошим чувством). Не делай добра, не увидишь зла(посл.). Д. должно бытье кулаками (афоризм). 2. Имущество, вещи (разг.). Чужое д. Накопить добра, 3.0 ком-чём-н. плохом, негодном (разг. пренебр.). Такого добра и даром, не надо. * Добро пожаловать — приветствие гостю, участникам чего-н., прибывающим куда-н. Добро пожаловать в наш город на фестиваль! Дать (получить) добро на что (разг. и спец.) — дать (получить) разрешение, согласие. Дать добро на вылет. От добра добра не ищут — посл. : нужно довольствоваться тем хорошим, что уже есть, и не искать лучшего. ЗЛО, зла, мн. только род. п. зол, ср. 1. ед. Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок. Причинить з. кому-н. Отплатить злом за добро. Не помнит зла кто-н. (о том, кто незлопамятен). 2. Беда, несчастье, неприятность. От его помощи только з. Из двух зол выбрать меньшее (склониться к тому, что хотя и плохо, но немного лучше другого). 3. ед. Досада, злость. Сделать что-н. со зла 3. берёт. Иметь (держать) з. на кого-н. Зла не хватает на кого-н. (очень зол на кого-н.; разг.). |
1