СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Главные члены предложения. Подлежащее." 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит технологическую карту урока, презентацию, карточки для наблюдений.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок тех карта»

Предмет русский язык Класс 5

Автор УМК Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова

Тема урока Главные члены предложения. Подлежащее.

Тип урока Урок открытия нового знания

Планируемый результат

Предметные умения

- повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;

- усвоить алгоритм нахождения подлежащего, выраженного разными способами;

- научиться находить грамматическую основу предложения.


Универсальные учебные действия (УУД)

Личностные


- формирование навыков организации и анализа своей деятельности

- формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.


Регулятивные


-проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные


-объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования главных членов предложения.

Коммуникативные


-устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать

Основные понятия

грамматическая основа предложения; способы выражения подлежащего

Организация пространства



Межпредметные связи


Формы работы

Ресурсы


















Технологическая карта урока


Этап

Действия учителя

Действия учащихся

технологии

Формируемые УУД

I. Оргмомент, мотивация учащихся к учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне «хочу» - «надо» - «могу», создание положительного эмоционального настроя.

1025 - 1027

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветственное слово учителя:

Когда мы улыбаемся,

мы реже ошибаемся.

И чаще награждаемся

подарками судьбы.

Пусть этими подарками станут прочные знания.

Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.

Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

- Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?



- Откройте тетради и запишите число 20 октября. Классная работа.











Желают друг другу удачи.


- внимание,

-желание узнать новое,

- активность.

- внимательно слушать учителя и товарищей


Регулятивные УУД:

эмоционально-положительный настрой на урок,

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1027 - 1030

















1030 - 1034


1. Организует работу по повторению, подводит итог беседы.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме: сыграем в игру «Верите ли вы, что…»

1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.

2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

3) Подлежащее стоит в именительном падеже.

4)Подлежащее обозначает действие.

5)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?

6) Наступила осень - словосочетание.

Оцените свою работу – поставьте на полях +, если все ответы у вас совпали с эталоном.

2. Создаёт проблемную ситуацию. Подводит к формулированию темы, целей и задач урока.

- Объясните, почему 4 и 6 утверждения неправильные? Слайд 1

- Чем является сочетание слов «Наступила осень»?

- О чём пойдёт речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока. Слайд 2

«Главные члены предложения. Подлежащее».

О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем.

– Начертите в тетради таблицу и заполните 1-й столбик. Слайд 3

Знаю

Хочу узнать

Узнал




Работаем в парах.

Проверка записей. (по очереди)


Чем может быть выражено? (учитель задаёт вопрос, если дети не называют это свойство)


Учитель предлагает проверить свои знания по учебнику.

Оцените свою работу – +.



- синтаксис




Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - (1 учащийся за доской)

Проверяют по эталону (работе учащегося за доской).


1) + 2) + 3) + 4) - 5) + 6) -



№4 – подлежащее обозначает предмет.

№6 «Наступила осень» – это грамматическая основа.





На слайде дети наблюдают изменения – исправления ошибок.








Работа в парах.

Заполняют 1 графу таблицы,

Проверка: (дети перечисляют)

→ И.п.

→ Кто? Что?

→ обозначает предмет

→ подчеркивается _______

→ выражено сущ. Или местоимением



сверяют по учебнику п. 32 стр. 76

Делают вывод: всё знают, всё вспомнили.















С+.

































С+.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли и оценивать действия участников образовательного процесса.

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала;

умение планировать и оценивать свои действия;

умение выявлять, что уже усвоено, а что подлежит усвоению.

Познавательные УУД :

умение анализировать языковой материал;

поиск и выделение необходимой информации.

III. Этап открытия новых знаний и выявления места и причины затруднения.

Цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения: почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?

1034 - 1038


Использует приемы создания проблемной ситуации.

Исследование (разбор предложений)

Если мы всё знаем, то попробуем выполнить следующее задание. Слайд 4

- Спишите предложения, записанные на доске, подчеркните грамматические основы.

1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.

2 ряд. Десять делится на два.

3 ряд.  Учиться всегда пригодится.


Проверка.




- Почему у нас разные ответы, почему возникли вопросы, затруднения?

- Что же мы хотим узнать нового о подлежащем?


Запишем во 2 графу: чем выражается подлежащее? Слайд 5












Предлагают варианты ответов.

(три вороны, вороны, вопрос: А подлежащее может быть выражено глаголом?)


Предполагают задачи урока: - каким может быть подлежащее, чем может быть выражено, из скольких слов может состоять подлежащее?











Познавательные УУД :

извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Регулятивные:

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению).

IV.Этап построения проекта выхода из затруднения



Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

1038 – 1046


Предлагает выбрать пути решения возникшей проблемы, выслушивает мнения детей:

- Где можно найти необходимый материал?







Самостоятельное изучение учащимися материала разными методами

Класс: метод наблюдения и языкового анализа

2 учащихся - учебник

Индивидуально: (1 ученик) - Интернет


Организует проверку

Дети зачитывают выводы


Вывод 1.Чем может быть выражено подлежащее? Подлежащее может быть выражено словосочетанием, числительным, н.ф. глагола.

Вывод 2.- Что мы можем сказать о месте подлежащего в предложении?

Положение подлежащего в предложении свободно. Оно может стоять в начале, в середине, в конце предложения.

Слайд 6 –Заполните третью графу таблицы

Оцените работу +.

Ребята, вернемся к нашим предложениям. Слайд 7

1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.

2 ряд. Десять делится на два.

3 ряд.  Учиться всегда пригодится.


- Сможете теперь правильно найти подлежащее? Назовите его, укажите, чем выражено, где находится в предложении?

Оцените работу + те, у кого было все правильно.

Выбирают пути решения проблемы, обсуждают и корректируют свой план выхода из затруднения:

- проанализировать языковой материал;

- разобраться при помощи объяснения учителя;

- обратиться к учебнику.

- интернет.

Самостоятельная работа учащихся:

-ищут ответ в § 32 стр.76 учебника.

-анализируют задания на карточке

- ищут информацию в интернете

- делают выводы


Ответы учащихся


На 1) вопрос сначала отвечает тот, кто изучал учебник, затем дополняют остальные

На 2) вопрос в любом порядке.




-Заполняют третью графу таблицы


анализируют, объясняют

1ряд: П – Три вороны, выражено словосочетанием, находится в середине предложения.

2 ряд: П – десять, выражено числительным, находится в начале предложения.

3 ряд: П – учиться, выражено глаголом, находится в начале предложения.































С+.









С+.

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

коррекция (внесение необходимых корректив в план и способ действия).

Познавательные:

анализ с целью выделения общих признаков,

построение логического рассуждения.

Регулятивные УУД:

контроль;

оценка;

коррекция.

Познавательные УУД :

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

Умение выражать свои мысли.

Физкультминутка

1046 – 1047

Молодцы! Хорошо поработали!

Давайте отдохнём. Физкультминутка

Дети показывают движения.



V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия.

1047 – 1051

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках, организует самоконтроль:

- предлагает выполнить упр. 160, проговаривая вслух вопросы к подлежащему и сказуемому, указывая, чем выражено подлежащее.






Выполняют упражнение «по цепочке».



Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли


VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.


Цель:

каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.


1051 – 1101


Организует деятельность по применению новых знаний.

Работа с предложениями с последующей проверкой по эталону. (1- за доской - ученик) (раздаточный материал)

- Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.

1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

Оцените работу +.

Индивидуальная работа.

Выполняют задания в тетради.

Проверка по образцу на доске

(выполняет ученик).



1. луна (сущ. в им.п) пробирается

2. я (мест. в им.п.) люблю

3. тридцать витязей (слов-е) выходят

4. два мальчика (слов-е) посапывали

5. пять(числ.) цифра

6. жить (инф) служить

7. тринадцать (числ) число

8. красная смородина (слов-е) росла

9. несколько дней(слов-е) прошло



















С+.

Познавательные:

Выполнение действий по алгоритму;

Самостоятельное решение задачи.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном.



VII.Этап включения нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:

включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

1101 – 1104



1104 – 1106


1) Собери предложение

Обращает внимание детей на цветы, просит выполнить задание. (Соберите предложения в соответствии с заданием.)

1ряд Жизнь прожить – не поле перейти.

2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку.

3 ряд Семь – мое самое любимое число.


Оцените работу +.




2) Работа с предложениями. Слайд 8

Спишите, найдите грамм. основу, укажите, чем выражено подлежащее.

Клён намочил дождь.

Солнце закрыло облако.


- Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поста­вить вопрос от сказуемого.

Оцените работу +.

Дети работают парами, собранное предложение записывают в тетрадь.

1ряд Жизнь прожить – не поле перейти.

2ряд Два воробья с удивлением заглядывают в беседку.

3 ряд Семь – мое самое любимое число.

Проверка: дети зачитывают предложение, указывают, чем выражено подлежащее.


Клён намочил дождь.


Солнце закрыло облако.











С+.













С+.

Регулятивные УУД:

умение осуществлять проверку знаний, сверяясь с эталоном;

коррекция;

Личностные УУД:

самоопределение

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: осознание учащимися своей учебнй деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

1106– 1108



1108 – 1110


Организует рефлексию. Вернуться к таблице.

Слайд 9





Организует самооценку учебной деятельности.







Задаёт домашнее задание: слайд 10

- П. 32 (правило),

№ 162 или найти  и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.

Отвечают на вопросы:

  1. Что знали?

  2. Какая задача стояла перед нами?

  3. Сегодня мы узнали о …

  4. Теперь я могу…

оценивают свою работу на уроке (считают кол-во +)

6-7 + Молодцы!

4-5 + вы старались, но у вас не все получилось,

Меньше 4 – придется повторить


- Записывают домашнее задание в дневники.



Регулятивные УУД:

осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

оценка и рефлексия собственной деятельности

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли.




























Просмотр содержимого документа
«карточка для наблюдения»

Анализ языкового материала.


Проанализируйте предложения и сделайте выводы:


У папы со шляпы упали три капли.

Одного семеро  не ждут.

Жить  родине служить.


Вывод 1: Чем может быть выражено подлежащее? Из скольких слов оно может состоять?

Подлежащее может быть выражено______________________

______________________________________________________


Вывод 2: В какой части предложения находиться подлежащее?

Подлежащее может быть находиться ____________________

______________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------

Анализ языкового материала.


Проанализируйте предложения и сделайте выводы:


У папы со шляпы упали три капли.

Одного семеро  не ждут.

Жить  родине служить.


Вывод 1: Чем может быть выражено подлежащее? Из скольких слов оно может состоять?

Подлежащее может быть выражено______________________

______________________________________________________


Вывод 2: В какой части предложения находиться подлежащее?

Подлежащее может быть находиться ____________________

______________________________________________________

Анализ языкового материала.


Проанализируйте предложения и сделайте выводы:


У папы со шляпы упали три капли.

Одного семеро  не ждут.

Жить  родине служить.


Вывод 1: Чем может быть выражено подлежащее? Из скольких слов оно может состоять?

Подлежащее может быть выражено______________________

______________________________________________________


Вывод 2: В какой части предложения находиться подлежащее?

Подлежащее может быть находиться ____________________

______________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------

Анализ языкового материала.


Проанализируйте предложения и сделайте выводы:


У папы со шляпы упали три капли.

Одного семеро  не ждут.

Жить  родине служить.


Вывод 1: Чем может быть выражено подлежащее? Из скольких слов оно может состоять?

Подлежащее может быть выражено______________________

______________________________________________________


Вывод 2: В какой части предложения находиться подлежащее?

Подлежащее может быть находиться ____________________

______________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«самостоятельная работа»

№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

_____________________________________


№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

_____________________________________


№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

_____________________________________


№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.

_____________________________________


№ 6 Выпишите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.


1. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

2. Люблю я пышное природы увяданье.

3. И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных.

4. На печке два мальчика сладко посапывали.

5. Пять – моя любимая цифра.

6. Жить – Родине служить.

7. Тринадцать – несчастливое число.

8. Около забора росла красная смородина.

9. Прошло несколько дней.




Просмотр содержимого презентации
«к открытому уроку 5 класс»

предмет 4. Подлежащее обозначает действие. грамматическая основа 6. Наступила осень – словосочетание.

предмет

4. Подлежащее обозначает действие.

грамматическая основа

6. Наступила осень – словосочетание.

Главные члены предложения.  Подлежащее.

Главные члены предложения.

Подлежащее.

Знаю Хочу узнать Узнал

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Главный член предложения.
  • Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
  • Подчёркивается
  • Чаще всего выражено сущ. или мест.
Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.       1ряд. Три часа у проруби 2 ряд. Десять делится на два. три вороны пробыли. 3 ряд.   Учиться всегда пригодится.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.

1ряд.

Три часа у проруби

2 ряд.

Десять делится на два.

три вороны пробыли.

3 ряд.

  Учиться всегда пригодится.

Знаю Хочу узнать Узнал Главный член предложения. Отвечает на вопросы КТО?  ЧТО? Обозначает о ком или о чём  говорится в предложении. Подчёркивается   Чем  выражается? Где может находиться?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

  • Главный член предложения.
  • Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
  • Подчёркивается

Чем

выражается?

Где может

находиться?

  • Чаще всего выражено сущ. или мест.
Знаю Хочу узнать Узнал - словосочетанием Главный член предложения. Отвечает на вопросы КТО?  ЧТО? Обозначает о ком или о чём  говорится в предложении. Подчёркивается   Чем  выражается? - числительным - глаголом  в нач. форме - в начале, - середине, - конце  предложения Где может находиться?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- словосочетанием

  • Главный член предложения.
  • Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
  • Подчёркивается

Чем

выражается?

- числительным

- глаголом

в нач. форме

- в начале,

- середине,

- конце

предложения

Где может

находиться?

  • Чаще всего выражено сущ. или мест.
Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.       1ряд. Три часа у проруби 2 ряд. Десять делится на два. 3 ряд. три вороны пробыли.   Учиться всегда пригодится.

Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.

1ряд.

Три часа у проруби

2 ряд.

Десять делится на два.

3 ряд.

три вороны пробыли.

  Учиться всегда пригодится.

Спишите, найдите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.   1. Клён намочил дождь.  2. Солнце закрыло облако.

Спишите, найдите грамматическую основу, укажите, чем выражено подлежащее.

1. Клён намочил дождь.

2. Солнце закрыло облако.

Знаю Хочу узнать Узнал - словосочетанием Главный член предложения. Отвечает на вопросы КТО?  ЧТО? Обозначает о ком или о чём  говорится в предложении. Подчёркивается   Чем  выражается? - числительным - глаголом  в нач. форме - в начале, - середине, - конце  предложения Где может находиться?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

- словосочетанием

  • Главный член предложения.
  • Отвечает на вопросы КТО? ЧТО?
  • Обозначает о ком или о чём говорится в предложении.
  • Подчёркивается

Чем

выражается?

- числительным

- глаголом

в нач. форме

- в начале,

- середине,

- конце

предложения

Где может

находиться?

  • Чаще всего выражено сущ. или мест.
Домашнее задание  П. 32 (правило), № 162  или  найти  и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде.  Подчеркнуть подлежащее. Определить, чем выражено.

Домашнее задание

П. 32 (правило),

№ 162

или

найти  и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде.

Подчеркнуть подлежащее. Определить, чем выражено.


Скачать

© 2016 3591 209

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!