СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Поэма Гомера "Илиада""

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Поэма Гомера "Илиада"" 5 класс учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Свенцицкая. С созданием таблицы и чтением исторического источника

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Поэма Гомера "Илиада""»





Конспект урока в 5 классе.

Тема:

Поэма Гомера «Илиада»





План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение новой темы.

А) Гомер и его поэмы.

Б) Илиада.

  1. Закрепление материала.

  2. Домашнее задание.



Цели и задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Формирование умений работать с историческим источником. Продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников.

Воспитательные – Создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры. Познакомить учащихся с памятниками мировой культуры. Воспитание интереса к истории.

Развивающие – содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса.















Ход урока.

Пункт плана

Слова учителя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

1 слайд. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует?

Приветствие.




Приветствие.

2.

Давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Для этого мы решим несколько заданий, которые вы должны были придумать. (Одни человек задает, другие отвечают). Несколько заданий по желанию.

Задают, отвечают.

Ответы и задания.


2.2.

Давайте запишем тему сегодняшнего урока. 2 слайд. Поэма Гомера «Илиада».

И давайте сразу определим, что мы должны узнать в течение этого урока.

Поставим цель и задачи.









Давайте познакомимся с планом нашего урока. 3 слайд.

Ставят цели и задачи.













План на доске. Дети слушают

Возможные варианты.

Задачи:

- Узнать кто такой Гомер

- Узнать о чем рассказывается в поэме «Илиада»

Цель:

- Познакомится с древнегреческим произведением



2.3.

Давайте запишем первый пункт нашего урока: 4 слайд. 1. Гомер и его поэмы.

Вы уже когда-нибудь, что-нибудь слышали об этом человеке?

На самом деле про его жизнь практически ничего не известно. Вся его жизнь до сих пор остается загадкой. 5 слайд. Не известно, когда и где он родился и умер, где бывал. Семь городов Греции, спорили за статус места рождения Гомера. Еще существует легенда, что он был слепым.

Достоверно про Гомера известно лишь то, что он был автором двух поэм Илиада и Одиссея. Вернуться к слайду. Давайте поставим две стрелочки от слова поэмы и подпишем: Илиада и Одиссея. Про вторую мы поговорим на следующем уроке, сегодня же узнаем про Илиаду.

Кто-нибудь знает, почему она так называется?

Ее название произошло от слова Илион – это другое название города Троя. Давайте запишем: 6 слайд Троя=Илион. И именно в этой поэме содержится повествование о последнем, десятом годе Троянской войны. 7 слайд

Все помнят имя Троянского царевича, из-за которого, по мифу и началась эта война?

Сейчас ученые считают, что поэмы были созданы в VIII веке до н.э. Давайте запишем это. 8 слайд.

Давайте вспомним, какой была наша первая задача? Узнать кто такой Гомер. Что достоверно известно про Гомера? Почему Илиада так называется?


Записывают.


Отвечают.















Записывают.




Отвечают.




Записывают.





Отвечают.





Записывают.

Отвечают.

1. Гомер и его поэмы.

















Илиада и Одиссея.








Троя=Илион





Парис.





VIII в. До н.э.

Узнать кто такой Гомер.

То, что он автор двух поэм.

Потому что Илион – второе название Трои.

3.4.

А сейчас перейдем к самому повествованию поэмы о Троянской войне. Давайте запишем: 9 слайд 2. Илиада.

По ходу моего рассказа мы будем заполнять такую табличку. 10 слайд. Давайте сделаем заготовки для таблицы в тетради. Первая колонка – греческие герои, вторая – Троянские герои.

Главным Греческим героем мы можем назвать Ахиллеса. Давайте запишем.

Илиада начинается с того, что микенский царь Агамемнон (запишем), 11 слайд который был предводителем греков под Троей отобрал у Ахиллеса пленницу рабыню. Как вы думаете, почему именно Агамемнон был предводителем греков? А помните как звали правителя, который поднял греков на войну с троянцами? Давайте его тоже запишем. 12 слайд

13 слайд. Ахиллес был оскорблен и поклялся, что больше не будет сражаться с троянцами. «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына» -- так начинается поэма. 14 слайд

А сейчас перейдем с вами к троянским героям. Военного вождя Троянцев звали Гектор (запишем). Он был сыном престарелого царя трои Приама (запишем). А еще у него был брат, который женился на Елене из Спарты. Помните как звали брата?

Давайте тоже запишем.

15 слайд. Гектор узнал о раздорах в греческом войске и двинулся на вражеский лагерь. Огромным камнем он разбил ворота и в пролом ринулись троянцы. Греки яростно защищались, но преимущество было не на их стороне, потому что Ахиллес со своими воинами не участвовал в сражении. Тогда к Ахиллесу обратился его друг Патрокл. Давайте запишем: 16 слайд. Патрокл – Друг Ахиллеса. Сейчас дежурный разнесет отрывки из Илиады и мы прочитаем ,как обратился Патрокл. 17 слайд.

Ахиллес смог отказать своему другу.

Патрокл очень вовремя привел подкрепление, грехи воспряли духом и вытеснили троянцев из лагеря. Троянцы испугались вида Ахиллеса и только Гектор понял, что перед ним другой человек и поразил его своим копьем. 18 слайд.

Давайте прочитаем второй отрывок.

Ахиллес, узнав горестную весть зарыдал. И решил отомстить Гектору. Новое оружие выковал для него бог-кузнец Гефест. Как вы помните с прошлого урока, одни боги были за греков, другие за троянцев. Давайте их тоже запишем в нашу таблицу. 19 слайд.

Т: Афродита, Аполлон. Г:Афина, Гера, Гефест.

Гектор на некоторое время вернулся в город, чтобы повидать жену и маленького сына. Его жену звали Андромаха. Давайте запишем в тетради. 20 слайд.

и прочитаем третий отрывок из Илиады, в котором говорится о прощании Гектора с Андромахой.

21 слайд.

И вот у стен Трои сошлись два могучих героя. 22 слайд. Ахиллес метнул копье, но Гектор смог увернуться. Гектор метнул в ответ свое копье, но оно отскочило от щита Ахиллеса. Как вы думаете, почему?

Правильно, потому что щит был выкован Гефестом.

За поединком следила и богиня Афина, она подала Ахиллесу копье, а Гектору поднять копье было некому, потому что богов-воителей не было на стороне троянцев. Ахиллес нанес смертельный удар Гектору, привязал его к колеснице и погнал коней. 23 слайд.

Помните как звали отца Гектора, правителя Трои? Приам. Он отправился в лагерь греков, упал на колени перед Ахиллесом, прося отдать ему тело сына.

24 слайд.

Давайте прочитаем еще один отрывок.

Ахиллес отдал тело Гектора, а на время похорон было заключено перемирие между греками и троянцами. Тело Гектора сожгли, кости уложили в могилу и насыпали большой холм. На похоронах Гектора заканчивается повествование «Иллиады».

Еще есть несколько сказаний, мифов о троянской войне. Все они, так или иначе, связаны с Одиссеем – царем острова Итака, который тоже участвовал в войне. Давайте его запишем в нашу табличку. 25 слайд. 26

На этот остров прибыли послы от Менелая, чтобы позвать Одиссея на войну. Но Одиссею так не хотелось оставлять красавицу жену и маленького сына, что притворился сумасшедшим. Он впряг в плуг осла с быком и вместо зерен сыпал соль, чтобы подумали, что от него нет никакого прока на войне. Но один из послов догадался о хитрости и положил перед упряжкой сына Одиссея. Тогда правителю Итаки пришлось признаться в притворстве.

Другой миф об Ахиллесе. Ему еще в младенчестве предсказали, что он совершит множество подвигов и умрет молодым, тогда его мать богиня Фетида искупала его в реке, текущей в царстве мертвых. 27 слайд. Эта вода обладала чудодейственной силой, и мальчик стал неуязвим, его нельзя было проткнуть ни мечем, ни копьем. Уязвимым местом осталась только пятка, за которую держала Фетида, когда купала сына. С тех пор выражение Ахиллесова пята стало крылатым. Давайте запишем: ахиллесова пята – уязвимое место.

Мать не хотела отпускать сына на войну. Переодела его в женскую одежду и отправил на остров. Мимо острова проплывал Одиссей на войну и понял, что Ахиллес – юноша. Тогда он разложил во дворце украшения и оружие, а его воины затрубили тревогу. Ахиллес схватился за оружие и выдал себя. Он погиб под стенами Трои. В его пяту попала стрела с ядом, пущенная Парисом.

И, наконец, третий миф рассказывает о падении Трои. Это миф о троянском коне. 28 слайд. Сейчас вы прочитаете его и подумаете, что означает выражение Троянский конь, ставшее крылатым.

(если не успеем – задать домой).

Троянский конь – тайный, коварный замысел. 29 слайд.

Давайте вспомним, какой была наша вторая задача? Узнать о чем рассказывается в поэме «Илиада». Узнали мы? С чего начинается повествование Илиады? Чем заканчивается? Какой Герой вам наиболее запомнился?




Записывают.





Делают заготовку таблицы.


Записывают.


Записывают.



Отвечают.



Отвечают.


Записывают.








Записывают.


Записывают.


Отвечают.

Записывают.











Записывают.

Читаем.











Читаем.







Записывают.







Записываем.



Читаем.







Отвечают.











Отвечают.






Читаем.












Записываем.




























Записываем




















Записываем.


Отвечают.



Отвечают.



2. Илиада.






Таблица.



Ахиллес.


Агамемнон – царь Микен.



Микены были самым могущественным городом.


Менелай.


Менелай – правитель Спарты.








Гектор – военный вождь троянцев.

Приам – правитель Трои.



Парис – троянский царевич.











Патрокл – друг Ахиллеса.


















Т: Афродита, Аполлон. Г:Афина, Гера, Гефест.






Андромаха – жена Гектора.











Потому что щит был выкован Гефестом.










Приам.


















Одиссей – царь о-ва Итака




























Ахиллесова пята – уязвимое место.



















Троянский конь – тайный коварный замысел.

Узнать о чем рассказывается в поэме «Илиада».

С обиды Ахиллеса.

Похороны Гектора.

3.5

Наш урок уже подходит к концу. Какую мы поставили цель в начале урока?- Познакомится с древнегреческим произведением . Достигли мы ее? Могли ли быть на самом деле события, описанные в «Илиаде»? Что не могло быть?

А сейчас давайте немного поиграем. Игра «Ассоциации». Каждый из вас сейчас назовет наиболее запомнившееся слово, которое прозвучало на сегодняшнем или на предыдущем уроке, а сосед по парте скажет, с чем ассоциируется это слово.

Что понравилось на уроке? О чем бы хотели рассказать дома родителям?


Отвечают




Отвечают.







Играют










Отвечают

Познакомится с древнегреческим произведением .


Могли.

Не мог Ахиллес быть неуязвимым и боги не могли помогать.

4.

36 слайд. §26. Нарисуйте щит Ахиллеса, прочитав описание.


Выводится на экран и записывается в тетради.


5.

Спасибо вам большое за урок. Оценки, если будут назвать. Урок окончен. До свидания!






Макет доски.

Поэма Гомера «Илиада».

Цель: Познакомится с древнегреческим произведением .

Задачи:

- Узнать, кто такой Гомер

- Узнать, о чем рассказывается в поэме «Илиада»

1. Гомер и его поэмы.

Илиада Одиссея

Троя=Илион

VIII в. До н.э.

2. Илиада.

Герои-греки и боги-покровители

Герои-Троянцы и боги покровители

Ахиллес

Гектор – военный вождь троянцев

Агамемнон – правитель Микен

Приам – царь Трои

Менелай – правитель Спарты

Парис – троянский царевич

Патрокл – друг Ахиллеса

Афродита – богиня любви и красоты

Афина – богиня-воительница

Аполлон – бог света, покровитель искусств

Гера – жена Зевса

Андромаха – жена Гектора

Гефест – покровитель кузнечного ремесла


Одиссей – царь о-ва Итака



Ахиллесова пята – уязвимое место.

Троянский конь – тайный коварный замысел.

Макет тетради.

Поэма Гомера «Илиада».

1. Гомер и его поэмы.

Илиада Одиссея

Троя=Илион

VIII в. До н.э.

2. Илиада.

Герои-греки и боги-покровители

Герои-Троянцы и боги покровители

Ахиллес

Гектор – военный вождь троянцев

Агамемнон – правитель Микен

Приам – царь Трои

Менелай – правитель Спарты

Парис – троянский царевич

Патрокл – друг Ахиллеса

Афродита – богиня любви и красоты

Афина – богиня-воительница

Аполлон – бог света, покровитель искусств

Гера – жена Зевса

Андромаха – жена Гектора

Гефест – покровитель кузнечного ремесла


Одиссей – царь о-ва Итака



Ахиллесова пята – уязвимое место.

Троянский конь – тайный коварный замысел.

Раздаточный материал.

  1. Храбрость без пользы твоя. Кому, хоть бы даже в потомстве,
    Будет в ней надобность, раз аргивянам помочь ты не хочешь?
    Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,
    Мать – не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем,
    Твердой скалою, – от них у тебя это жесткое сердце.
    Если тебя устрашает какое-нибудь предсказанье,
    Если ты что чрез владычицу-мать узнал от Кронида,
    То отпусти хоть меня и со мною пошли на сраженье
    Рать мирмидонцев; может, я светом явлюсь аргивянам.
    Дай позволение мне облачиться в доспех твой прекрасный.
    Может быть, в битве меня за тебя принимая, троянцы
    Бой прекратят, и ахейцев сыны отдохнут хоть немного



  1. Духа лишил, изблизи поразив его, Гектор могучий.
    И, похваляясь, слова окрыленные Гектор промолвил:
    «Ты, наверно, Патрокл, собрался уж наш город разрушить,
    Женщин троянских хотел ты на ваших судах мореходных,
    Дней их свободы лишив, увезти в отечество ваше.
    Эх, ты, глупец! Ведь за них быстролетные Гектора кони
    Биться летят, над землей расстилаясь; чтоб дней принужденья
    Им не узнать, я и сам средь троянских мужей отличаюсь
    Острою пикой. Тебя ж ястреба тут у нас растерзают!



  1. Встретила мужа она; с Андромахою шла и служанка
    С мальчиком их у груди, беззаботным, совсем еще глупым.
    Молча отец улыбнулся, увидевши сына-младенца.
    Близко к нему подошла, обливаясь слезами, супруга,
    Стиснула руку, и слово сказала, и так говорила:
    «О нехороший! Погубит тебя твоя храбрость! Ни сына
    Ты не жалеешь младенца, ни матери бедной. И скоро
    Буду вдовою я, скоро убьют тебя в битве ахейцы,
    Сразу все вместе напавши! 

Сжалься над нами и в бой не иди, оставайся на башне,
Чтоб сиротою не сделать ребенка, вдовою - супругу.



Ей отвечая, сказал шлемоблещущий Гектор великий:
«Все и меня это сильно тревожит, жена; но ужасно
Я бы стыдился троянцев и длинноодеждных троянок,
Если б вдали оставался, как трус, уклоняясь от боя.
Да и мой дух не позволит: давно уже я научился
Доблестным быть неизменно и вместе с передними биться,
Славу большую отцу и себе самому добывая.



  1. С кресла стремительно встал он и за руку поднял Приама,
    Тронутый белой его бородой и седой головою,
    И, обратившись к нему, слова окрыленные молвил:
    «О злополучный! Как много ты горестей сердцем изведал!

Так овладей же собой, без конца не круши себя скорбью.
Пользы не много тебе от печали по сыне убитом.
Мертвый не встанет; скорей тебя новое горе постигнет».



Тело обмыли рабыни и маслом его умастили,
В новый одели хитон и набросили мантию сверху.
Гектора сам Ахиллес, подняв, положил на носилки;
Вместе с друзьями потом на повозку в носилках поставил.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!