СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Разнообразие плоских червей"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепление знаний учащихся об особенностях строения паразитических плоских червей, цикле их развития и мерах профилактики заражения этими червями.

Просмотр содержимого документа
«Листовка»

Внимание!

Дорогие ребята, школьники Погрузнинской школы!

Мы, ученики 7 класса, изучив на уроке тему о паразитических червях, узнали о грозящей с их стороны опасности для человечества. Попав в организм человека эти черви, наносят ему сокрушительный удар: отравляют продуктами своей жизнедеятельности, питаются его клетками, ослабляют иммунитет.

Со всей ответственностью предупреждаем вас об этом и предлагаем впредь, чтобы не заразиться паразитами - червями соблюдать следующие правила гигиены:

1.Тщательно мыть овощи и фрукты перед едой.

2. Хорошо проваривать и прожаривать мясо и рыбу.

3.Мыть руки перед едой и после игры с животными (щенками и кошками).

4.Не берите в рот травинки, сорванные на лугу: на них могут быть яйца паразитов.

5. Нельзя есть плохо просоленную или вяленую рыбу.

6. Содержите в чистоте своих домашних питомцев.


Просмотр содержимого документа
«Приложения к уроку»

Приложение 1 Пример карточки с заданиями разного уровня сложности.

Выбери посильный для себя уровень. Выпиши номера правильных суждений. Сверь свой ответ с эталоном на слайде на доске.(эталон высвечивается после выполнения задания) Оцени свои знания по следующей шкале.

Уровень А Не более 1 ошибки – 3 балла.

Уровень В Нет ошибок – 4 балла;
1–2 ошибки – 3 балла;
более 2 ошибок – 0 баллов.

Уровень С Нет ошибок – 5 баллов;
1 ошибка – 4 балла;
2 ошибки – 3 балла.

Полученные баллы выпиши на полях тетради.

Уровень А

1. Белая планария – свободноживущее животное.
2. У планарии есть пищеварительная, дыхательная, выделительная и нервная системы органов.
3. Непереваренные остатки пищи у планарии выбрасываются через рот.
4. Нервная система у планарии узлового типа.
5. Планарии – раздельнополые животные.
6. У плоских червей нет полости тела.
7. Продукты жизнедеятельности клеток удаляются через рот.
8. Пищеварение у планарии происходит в клетках кишечника.
9. У планарии хорошо выражена регенерация.
10. Оплодотворение у планарии внутреннее.

Уровень В

1. Плоские черви имеют более сложное строение по сравнению с кишечнополостными.
2. У кишечнополостных и плоских червей сходное пищеварение.
3. Планария и гидра не относятся к хищникам.
4. В передвижении планарии участвуют реснички.
5. Гидра и планария – гермафродиты.
6. Непереваренные остатки пищи у гидры и планарии выбрасываются через рот.
7. Гидра и планария – трехслойные животные.
8. Дыхание у планарии и гидры происходит одинаково.
9. Гидра и планария имеют органы чувств.
10. Гидра передвигается быстрее планарии.

Уровень С

1.Регенерация – черта высокой организации, потому что животное восстанавливает утраченные части тела

2Регенарация свидетельствует о малой специализации клеток.

3 Свободноживущие черви имеют хорошо развитые органы чувств.

4.В захвате пищи и в передвижении планарии большое значение имеет слизь.
5. Самооплодотворение способствует повышению жизнеспособности дочерних особей.
6. Многоглазка, относящаяся к классу ресничных червей, не имеет полости тела.
7. Иногда у планарии функционируют стрекательные клетки гидры.
8. Внутриклеточное пищеварение – черта высокой организации планарии.
9. Нервная система планарии менее совершенна по сравнению с нервной системой гидры, так как нервные клетки не разбросаны по всему телу.
10. Внутрь планарии постоянно поступает вода, избыток которой выводится протонефридиями.



















Приложение 2 (а) Эхинококк


А

Б


Рис. Эхинококк: взрослый червь (А) и эхинококковые пузыри (Б).


Эхинококк – червь длиной около 6 мм. Он может жить в кишечнике собаки, волка, лисицы. Его тело состоит из 3–4 члеников. Головка имеет 4 присоски и хоботок, вооруженный двумя рядами крючков. Жизненный цикл протекает так: членики, заполненные яйцами, с испражнениями зараженной собаки попадают во внешнюю среду. Членик выходит с фекалиями наружу и способен самостоятельно проползти до 25 см, разбрасывая яйца через разрывы стенок. Вспомните, как любят собаки кататься в траве, а уж в фекалиях... Яйца попадают на шерсть хозяина. Их могут проглотить любые домашние животные, дикие копытные, грызуны, да кто попало. С травой, сеном или через немытые после контакта с животным руки, яйца попадают в организм промежуточного хозяина (коз, овец, коров, человека). Из яйца в организме промежуточного хозяина выходит личинка, которая проникает в кровеносные сосуды и кровью разносится по организму. Затем личинка превращается в эхинококковый пузырь, наполненный жидкостью. Внутри него имеются пузыри меньшего размера, которые в свою очередь могут содержать собственные пузыри. Все они тоже наполнены жидкостью и содержат головки паразита. Эхинококковые пузыри имеют размеры от горошины до арбуза. В печени крупного рогатого скота эхинококковый пузырь может достигать массы 60 кг и содержать 45 л жидкости. Жизненный цикл эхинококка замыкается, когда эхинококковый пузырь с живыми головками поедается основным хозяином: волком, лисицей, собакой. У человека эхинококковые пузыри удаляются хирургическим путем. Особенно опасно, если эхинококковый пузырь развивается в головном мозге



Приложение 2 (б)Кровяная двуустка.


Рис Кровяная двуустка

Самые страшные из трематод – кровяные двуустки Общая особенность всех представителей семейства – раздельнополость. Самец крупнее самки, тело его достигает 1,5 см и имеет форму желоба, в углублении которого помещается более тонкая и длинная самка (рис). Взрослые стадии локализуются либо в венах кишечника, либо в венах мочеполовой системы. Яйца паразитов застревают в просвете капилляров, разрывают их стенки и попадают в толщу тканей, а затем в просвет кишечника или мочевого пузыря, откуда и выводятся наружу. В воде из яйца выходит, как обычно, личинка с ресничками живущая очень недолго – около суток. Промежуточным хозяином служат улитки, преимущественно представители семейства катушек .В их тело и внедряются личинки покрытые ресничками. Они чрезвычайно плодовиты – потомство только одной личинки полученное бесполым путем составляет до 200 тыс. новых личинок с хвостиками для передвижения в воде. Покинув катушку хвостатые личинки «подвешиваются» к поверхностной пленке воды (образуется за счет поверхностного натяжения) с помощью брюшной присоски и замирают на несколько суток. При появлении в воде человека они реагируют на тепло и кожные выделения и активно внедряются в его организм. Такое может случиться при купании, работе на заливных рисовых полях или питье сырой воды. Первые два-три месяца человек ничего не чувствует, затем температура поднимается до 39 °С, появляется озноб, человек худеет. Особенно сильно все эти симптомы проявляются у детей.

Приложение 2 (в) Кошачья двуустка

Рис Цикл развития кошачьей двуустки.

1 — яйцо трематоды, выделенное с фекалиями или мочой и попавшее в водную среду; 2 —личинка с ресничками, вышедшая из яйца в воде; 3( а - в ) — бесполое размножение и развитие личинок в моллюске ; 4 — развитие личинки в цисту в рыбах, раках, крабах — дополнительных хозяевах(5); 6 —прикрепление цист на водных растениях в стоячих или медленно текущих водоемах (7);

Второе ее название сибирская двуустка, и действительно, чаще всего эти трематоды встречаются к востоку от Урала. Первым промежуточным хозяином кошачьей двуустки оказываются небольшие улитки (3) , а вторым – многие карповые рыбы(5). Личинки внедряются в мышечные ткани рыб, откуда и попадают в окончательного хозяина (кошка, собака, свинья, человек, некоторые дикие животные).Человек или кошка заражается съев мясо рыбы. Попав в кишечник, паразит совершает затем сложное путешествие по организму, оседая в конечном счете в желчных ходах печени, желчном пузыре, иной раз – в протоках поджелудочной железы. Паразит может вызвать цирроз печени, иногда – раковые перерождения тканей. В некоторых местностях, в частности в прирусловой части Оби, зараженность людей достигает 86,5%. Связано это с любовью местных жителей к строганине. Так называют замороженную, мелко наструганную и посоленную рыбу. При замораживании до –12° С личинки остаются живыми и способными заражать 4–5 суток в мелкой и до 2–3 недель в крупной рыбе. А едят строганину обычно через несколько часов после замораживания. Зато горячее копчение убивает личинок сразу.


Приложение 2(г) Бычий цепень.


Рис. Цикл развития бычьего цепня

 Возбудитель — бычий, или невооруженный, цепень. Имеет тело длиной 4—6 м; тело его состоит из головки без крючьев и тела, состоящего из множества (более тысячи) члеников. В конечных зрелых члениках матка содержит зрелые яйца. Яйца круглой формы, имеют тонкую прозрачную оболочку. Внутри яйца находится зародыш. Срок жизни бычьего цепня в организме человека может достигать нескольких десятков лет. Половозрелый бычий цепень паразитирует в верхнем отделе тонкой кишки человека — окончательного хозяина. Промежуточными хозяевами бычьего цепня являются коровы, реже буйволы, зебу, яки, у которых в мышечной ткани развиваются личинки — (финны), зараженный цепнем человек выделяется в окружающую среду зрелые членики червя. содержащие яйца (членики начинают выделяться через 21/2—4 мес. после заражения человека). Выделение члеников происходит не только с фекалиями, они могут активно выползать из заднего прохода и ползать по телу больного. Каждый членик содержит десятки тысяч яиц, освобождающихся при его разрушении. Они сохраняют жизнеспособность в окружающей среде до 2—8 нед. Животные заглатывают яйца или членики цепня с загрязненным кормом; при этом личинки внедряются в капилляры кишечной стенки и током крови заносятся в различные органы и ткани. В мышечной ткани они превращаются в финны, которые представляют собой небольшие пузырьки, наполненные прозрачной жидкостью. От их стенок отходят ввернутые внутрь головки личинок. Человек заражается Т. при употреблении в пищу зараженного мяса: сырого, недостаточно термически обработанного либо слабо соленого или вяленого. У заразившихся наблюдаются головокружение, слабость, тошнота, рвота, понижение аппетита, неустойчивый стул, боли в животе различной интенсивности, раздражительность, рассеянность, бессонница; может снижаться масса тела. У детей иногда отмечается задержка общего развития.

Приложение 2 (д) Широкий лентец

Рис. Схема жизненного цикла широкого лентеца:

1 — гельминт, паразитирующий в тонкой кишке (человека, кошки, собаки); 2 — яйцо широкого лентеца, выделенное окончательным хозяином в окружающую среду (в пресноводный водоем); 3 — личинка, сформировавшаяся из яйца в воде; 4 — промежуточный хозяин рачок (циклоп), 6 — дополнительный хозяин — рыба, проглотившая рачка, в организме которой происходит дальнейшее развитие личинки.

Тело широкого лентеца может достигать в длину 7—10 м .Оно состоит из множества члеников, каждый из которых имеет две самостоятельные половые системы — мужскую и женскую. На головном конце имеются две глубокие щели, с помощью которых паразит удерживается на слизистой оболочке тонкой кишки хозяина..   В стадии половой зрелости гельминты паразитируют в тонкой кишке человека, кошки, собаки и некоторых диких животных,. После оплодотворения паразиты начинают продуцировать яйца, выделяющиеся наружу с фекалиями окончательного хозяина. Яйца развиваются только в пресноводных водоемах. Из яйца выходит покрытая ресничками личинка, которая, плавая в воде, может быть проглочена пресноводными рачками(циклопами) — промежуточными хозяевами. В их теле она развивается в личинку с хвостиком . Дальнейшее развитие происходит в рыбах — дополнительных хозяевах, проглатывающих личинку вместе с рачком. Хищные рыбы могут также заражаться, поедая более мелких рыб, содержащих личинки. В организме рыбы личинки растут и развиваются и прикрепляются в мышцах и на поверхности внутренних органов. Человек или животные заражаются при питании рыбой. Через 18—20 дней в их организме развиваются взрослые паразиты. Человек заражается при употреблении в пищу зараженной рыбы (щуки, налима, ерша, окуня), подвергшейся недостаточной термической обработке. Особенно часто личинки в организм человека попадают со свежей, слабо посоленной икрой щуки и налима.































Просмотр содержимого документа
«Разнообразие червей»

Открытый урок для 7 класса по теме

«Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни»

Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применения ее в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений

Цели по содержанию - образовательные: способствовать восприятию, осмыслению и первичному закреплению знаний учащихся об особенностях строения паразитических плоских червей, цикле их развития и мерах профилактики заражения этими червями;

развивающие: содействовать развитию у школьников таких мыслительных операций как анализ, сопоставление, сравнение, обобщение; умение работать с терминами, обосновывать, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую; совершенствовать коммуникативные способности .

воспитывающие: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению данной темы, формировать социально значимые умения беречь свое здоровье.

Тип урока: комбинированный (1 час).

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, выполненная в программе Microsoft Power Point (материалы диска «Уроки биологии Кирилла и Мефодия животные 7 класс).

Методы обучения: по характеру познавательной деятельности школьников – объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый; по источникам знаний – словесный, наглядный.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель аргументирует выбор цели, представляет инструментарий, намечает этапы работы.

II Проверка ранее изученного материала (5 минут)

III. Изучение нового материала.

Мотивация (1-1,5 минуты)

Вступительное слово учителя.

В человеческом организме паразитирует более 200 различных видов червей, 70 из которых, распространены в нашей стране. Тип Плоские черви, с которым мы познакомились на прошлом уроке, так же имеет в своем составе многочисленных паразитических червей. В наше время люди стали чаще выезжать за пределы страны это замечательно, но последнее время врачи стали отмечать, что в России значительно увеличивается разнообразие видов гельминтов - червей, паразитирующих в организме человека. Причем, возрастает опасность завоза глистных заболеваний, не свойственных для России после отпусков, путешествий или командировок.

Черви живут на нашей планете достаточно длительный промежуток времени и за это время прекрасно приспособились к той среде, в которой обитают, особенно это касается паразитических червей, которые в настоящее время процветают. Их строение, особенности процессов жизнедеятельности, циклы развития настолько совершенны, что человек с трудом борется с ними, а иногда и капитулирует. Они пьют кровь и тканевые соки, поглощают из кишечника питательные вещества, которые должны были дать питание организму человека. Но это еще самый малый вред, наносимый паразитами. Глисты при питании выделяют в организм хозяина ядовитые вещества. Эти вещества мгновенно всасываются в кровь, разносятся по тканям хозяина, воздействуя на его нервную систему и другие жизненно важные органы. Паразитарные заболевания человека, домашних животных и культурных растений – проблема, крайне серьезная. Чтобы победить врага, его, как известно, надо хорошо знать. Нередко нам не хватает знаний, и мы в этой борьбе проигрываем.

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями строения и развития паразитических плоских червей, их приспособлением к жизни в нашем организме. Эти знания, я уверена, помогут понять, какие меры необходимы для того, чтобы не стать жертвами этих удивительных организмов.

3.2 Классификация плоских червей. Многообразие паразитических червей. Строение. (7 – 8 минут) Рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов (слайд 3 «Классификация плоских червей»; слайды 4 – 5 «(Класс Сосальщики. Представители») презентации, влажного препарата «Печеночный сосальщик», работа учащихся с учебником.

Помимо Класса Ресничные черви в тип Плоские черви входят так же два класса: Сосальщики или Трематоды и Ленточные или Цестоды.(слайд 3).Эти классы объединяют плоских червей, паразитирующих во внутренних органах человека и животных, или эндопаразитов.. Для развития паразитических червей обязательно нужен хозяин, т. е. то существо, организм которого является постоянным или временным местообитанием паразита и одновременно служит источником его питания. Хозяева паразитов делятся на промежуточных (в них проходят личиночные стадии) и окончательных (в них гельминт становится половозрелым.) Представители класса Сосальщики разнообразны по форме и размерам. Длина их в среднем 5-8см, но есть черви, достигающие 1,5 метров в длину. Они относятся к типу Плоские черви и поэтому имеют черты сходства со свободноживущей белой планарией.

- Вспомните, каковы общие черты внешнего строения плоских червей? (симметрия тела, паренхима, трехслойность и т.д.).

Эндопаразиты обитают в очень экстремальных условиях кишечника, протоков печени и рискуют быть переваренными своим хозяином. Однако этого не происходит.

- Почему, как вы думаете? (ответы учащихся). Найдите ответ в тексте учебника.

На рисунках учебника, слайдах и влажном препарате вы видите наличие присосок у всех сосальщиков (ротовые и брюшные), есть многочисленные, как у многоуста (паразитирует на мочевом пузыре лягушки) (слайд 5). Для чего они нужны червям? Найдите ответ в тексте.

- Предположите, насколько разнообразны и развиты будут органы чувств у сосальщиков? Подтвердите свое предположение, используя текст учебника.

Пищеварительная система у представителей класса Трематоды разветвленная, как и ресничных червей, так как сосальщики питаются клетками крови, тканей своего хозяина, их необходимо переварить. Однако, есть паразитические черви, у которых пищеварительная система отсутствует. Они , как правило, живут в тонком кишечнике, где достаточно готовых питательных веществ. Такие паразиты всасывают питательные вещества всей поверхностью тела. Это характерно больше для класса Цестоды. Сосальщики, как правило, гермафродиты. Редкое исключение составляет кровяная двуустка (слайд 6) Учитель может кратко рассказать о половом диморфизме этого червя.

- Поясните, почему среди эндопаразитов распространен гермафродитизм.? (ответы учащихся)

3.3. Цикл развития паразитических червей на примере печеночного сосальщика.(4 минуты)

Паразитические черви очень плодовиты, в их сложном цикле развития присутствует не только половой способ размножения, но и бесполый.

- Чем можно объяснить такую плодовитость сосальщиков?

- Почему происходит смена хозяев в цикле развития паразитического червя? Ответы на эти вопросы вы найдете, поработав с учебником.

Работа учащихся в парах с текстом и схемой учебника, изображающей цикл развития печеночного сосальщика. Первичное закрепление знаний учащихся в процессе фронтальной беседы, а так же при выполнении задания слайда 6 «Расставь этапы цикла печеночного сосальщика в правильной последовательности». Результаты работы учащихся проверяются при нажатии мышкой на прямоугольник с надписью «Ответ» на этом же слайде. Каждый рисунок имеет соответствующую ему букву, поэтому возможно сначала выполнение работы письменно в тетради.(1В;2Г;3Б;4Д;5Е;6А;).

Действительно, огромная плодовитость, связана с попаданием яиц в неблагоприятные условия среды и действием факторов, вызывающих их массовую гибель. Кроме того, перед любым видом живых организмов стоят две основные задачи: размножаясь, сохранить свой вид и, по возможности, занять максимальное пространство, расселиться. Понятно, что паразитическим животным выполнение этих задач дается труднее, чем свободноживущим. Смену хозяев для развития личинок можно объяснить тем, что паразит истощает организм своего хозяина и для развития личинки в новом хозяине будут более благоприятные условия, больше пищи, есть возможность распространения на новые территории.

3.4. Особенности строения и приспособления к паразитическому образу жизни на примере печеночного сосальщика. (3- 4 минуты) Работа в парах с текстом учебника по заданию , озвучивание результатов работы.

- Отметить с помощью карандаша в тексте учебника черты приспособленности печеночного сосальщика к паразитическому образу жизни.

3.5. Класс Ленточные черви, или Цестоды.(5 минут)

Краткая характеристика класса с демонстрацией слайда 7 «Класс Ленточные черви. Представители», слайда 8 «Головка бычьего цепня», влажного препарата «Финнозное мясо», «Свиной цепень» и микропрепарата «Членик свиного цепня»(цифровой микроскоп).
Цестоды – черви, обладающие удлиненным телом, похожим на ленту, состоящим из головки, шейки и отдельных члеников.(слайд 7) Известно 3 тысячи видов ленточных червей. Эти паразиты достигают длины более 10 м. Число члеников этих глистов колеблется от 12 до 1000.Головкой цестода присасывается к тканям организма хозяина. За головкой тело червя сужается, это место получило название шейки. От шейки один за другим нарастают членики, постепенно увеличивая длину паразита. Старые постепенно оказываются в самом конце тела гельминта, а самый молодой членик всегда находится возле шейки. Чтобы удержаться в тканях организма, глисты обладают специальными органами: присосками, плоскими крючочками или своеобразными зубами. (слайд8). У ленточных червей имеется характерная им личиночная стадия - финна (демонстрация влажного препарата финнозного мяса). Финка представляет собой пузырь, наполненный жидкостью с зачатком головки цепня (слайд 9). Пищеварительная система отсутствует. Чрезвычайно развитая половая система (демонстрация микропрепарата членика свиного цепня, проецируется с цифрового микроскопа на экран).

3.4.Профилактика гельминтозов (15 минут)

Выполнение мини – проекта в процессе групповой работы. Группа в составе четырех человек (две соседние парты) получает карточку (приложения 2 а –2д ) с описанием и рисунком одного из представителей паразитических плоских червей. На экране проецируется общее задание для всех групп (слайд11):

III. Закрепление. На слайдах тесты

IV. Итог урока: (2-3 минуты) листовка «Профилактика заражения паразитическими червями», оценка работы учащихся, домашнее задание.



 

 



























3



Просмотр содержимого презентации
«Плоские паразитические черви»

Изучить особенности строения ленточных червей и сосальщиков. Изучить цикл и особенности развития ленточных червей и сосальщиков. Определить место и роль человека в цикле развития ленточных червей и сосальщиков. Выработать меры профилактики заражения гельминтозами.
  • Изучить особенности строения ленточных червей и сосальщиков.
  • Изучить цикл и особенности развития ленточных червей и сосальщиков.
  • Определить место и роль человека в цикле развития ленточных червей и сосальщиков.
  • Выработать меры профилактики заражения гельминтозами.
Тип плоские черви Признаки Количество видов 12,5 тысяч видов двусторонняя Симметрия 3-х слойное, уплощенное, кожно-мускульный мешок, паренхима. Строение тела Рот-глотка-кишечник (у ленточных отсутствует) Пищеварительная с. Дыхательная система ______ ______ Кровеносная система Разветвленные канальцы. Выделительная с. лестничная Нервная система Органы чувств Светочувств. глазки, органы равновесия Гермафродиты (семенники, яичники, сеть протоков) Половая система Регенерация +

Тип плоские черви

Признаки

Количество видов

12,5 тысяч видов

двусторонняя

Симметрия

3-х слойное, уплощенное, кожно-мускульный мешок, паренхима.

Строение тела

Рот-глотка-кишечник (у ленточных отсутствует)

Пищеварительная с.

Дыхательная система

______

______

Кровеносная система

Разветвленные канальцы.

Выделительная с.

лестничная

Нервная система

Органы чувств

Светочувств. глазки, органы равновесия

Гермафродиты (семенники, яичники, сеть протоков)

Половая система

Регенерация

+

Тип Плоские черви Класс Ресничные Класс Сосальщики (Трематоды) Класс Ленточные (Цестоды) Известно около 13 тысяч видов плоских червей,  объединенных в 10 классов. Три основных класса изучаем в школе

Тип

Плоские черви

Класс

Ресничные

Класс

Сосальщики

(Трематоды)

Класс

Ленточные

(Цестоды)

Известно около 13 тысяч видов плоских червей,

объединенных в 10 классов. Три основных класса изучаем в школе

Китайская двуустка Кровяная двуустка Печеночный сосальщик

Китайская двуустка

Кровяная двуустка

Печеночный

сосальщик

Листовидная форма; Две или более присосок (питание и прикрепление); Полости тела нет; Разветвленный кишечник; Все эндопаразиты; 4000 видов; Кутикула.
  • Листовидная форма;
  • Две или более присосок (питание и прикрепление);
  • Полости тела нет;
  • Разветвленный кишечник;
  • Все эндопаразиты;
  • 4000 видов;
  • Кутикула.

Кровяная двуустка

Многоуст

Паразит тихоокеанской сельди

Паразиты с плоским нерасчленённым телом. 4000 видов. Малоподвижны (нет ресничного эпителия). Тело покрыто кутикулой. Органы прикрепления – присоски. Нет полости тела. Дыхание анаэробное. Большая плодовитость. Упрощение строения тела (органы чувств, пищеварительная система). Имеют сложные циклы развития и смену хозяев.
  • Паразиты с плоским нерасчленённым телом.
  • 4000 видов.
  • Малоподвижны (нет ресничного эпителия).
  • Тело покрыто кутикулой.
  • Органы прикрепления – присоски.
  • Нет полости тела.
  • Дыхание анаэробное.
  • Большая плодовитость.
  • Упрощение строения тела (органы чувств, пищеварительная система).
  • Имеют сложные циклы развития и смену хозяев.
7

7

Бычий цепень Широкий лентец Эхинококки

Бычий цепень

Широкий лентец

Эхинококки

10

10

Головка бычьего цепня Головка солитера

Головка бычьего цепня

Головка солитера

14

14

Царство: Животные  Тип: Плоские черви  Класс: Ленточные черви  Отряд: Cyclophyllidea  Семейство: Taeniidae
  • Царство: Животные
  • Тип: Плоские черви
  • Класс: Ленточные черви
  • Отряд: Cyclophyllidea
  • Семейство: Taeniidae Род: Эхинококк
Паразиты с плоским лентообразным расчлененным телом. Тело покрыто кутикулой. Малоподвижны (нет ресничного эпителия). Тело имеет: головку с присосками, присасывательными щелями, крючья, шейку с несколькими тысячами члеников. Упрощение строения тела (нет органов чувств, нет пищеварительной системы). Дыхание анаэробное. Произошли от древних сосальщиков. Большая плодовитость, хорошо развита половая система. Нет полости тела. Имеют сложные циклы развития и смену хозяев.
  • Паразиты с плоским лентообразным расчлененным телом.
  • Тело покрыто кутикулой.
  • Малоподвижны (нет ресничного эпителия).
  • Тело имеет: головку с присосками, присасывательными щелями, крючья, шейку с несколькими тысячами члеников.
  • Упрощение строения тела (нет органов чувств, нет пищеварительной системы).
  • Дыхание анаэробное.
  • Произошли от древних сосальщиков.
  • Большая плодовитость, хорошо развита половая система.
  • Нет полости тела.
  • Имеют сложные циклы развития и смену хозяев.
Приспособления червей к паразитизму :

Приспособления червей к паразитизму :

  • органы прикрепления : присоски, крючочки ;
  • большая плодовитость ;
  • плотная кутикула ;
  • упрощение строения тела.
 Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.   Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.   Не брать в природе растения в рот.   Тщательно проваривать и прожаривать мясо.   Уничтожать мух и тараканов.

Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.

Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.

Не брать в природе растения в рот.

Тщательно проваривать и прожаривать мясо.

Уничтожать мух и тараканов.

1.Заполните пропуски: Яйцо печёночного ___________ начинает развиваться, только попав ______ , где из него выходит личинка малого _________. Здесь ________ превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает ___________ и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к ________________________ и покрывается толстой _____________. Образуется ________, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в __________ , оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в _________ , где достигает ______________ состояния .

1.Заполните пропуски:

Яйцо печёночного ___________ начинает развиваться, только попав ______ , где из него выходит личинка малого _________. Здесь ________ превращается в следующую личиночную стадию, затем он покидает ___________ и активно передвигается в воде. На этой стадии печёночный сосальщик прикрепляется к ________________________ и покрывается толстой _____________. Образуется ________, долго сохраняющая жизнеспособность. Проглоченная животным, циста попадает в __________ , оболочка её растворяется, и паразит через кровеносные сосуды проникает в _________ , где достигает ______________ состояния .

2). Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых:  А) живут взрослые паразиты;  Б) развиваются личинки;  В) личинки питаются;  Г) живут только самки.

2). Окончательными хозяевами паразитов называют организмы, в которых: А) живут взрослые паразиты; Б) развиваются личинки; В) личинки питаются; Г) живут только самки.

4.Распределите признаки, присущие:  1–ленточным червям; 2–сосальщикам.  А. Паразитический образ жизни. Б. Свободноживущие организмы. В. Всасывание через покровы тела. Г. Поступление веществ через пищеварительную систему. Д. Наличие кожно-мускульного мешка. Е. Наличие присосок. Ж. Членистое строение тела.

4.Распределите признаки, присущие:

1–ленточным червям; 2–сосальщикам.

А. Паразитический образ жизни.

Б. Свободноживущие организмы.

В. Всасывание через покровы тела.

Г. Поступление веществ через пищеварительную систему.

Д. Наличие кожно-мускульного мешка.

Е. Наличие присосок.

Ж. Членистое строение тела.

Ответ

Ответ

Подготовка к зачету по теме: плоские черви. Составить таблицу:
  • Подготовка к зачету по теме: плоские черви.
  • Составить таблицу:

Признаки

Ресничные черви

Внешнее строение

Сосальщики

Внутреннее строение

Ленточные черви

Цикл развития

Профилактика заражения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!