СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме:"Соли азотной кислоты"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по теме "Соли азотной кислоты". 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме:"Соли азотной кислоты"»

Урок «Соли азотной кислоты – нитраты»

(9 класс)

Эпиграф.

 «Ни одна наука не нуждается в эксперименте

в такой степени как химия. (Майкл Фарадей).


Цель урока. Формирование знаний о солях азотной кислоты.

Задачи. Рассмотреть физические и химические свойства нитратов. Научиться написать специфические реакции для нитратов.

Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, спички, держатель, пипетки, электронная презентация, раздаточный материал для учащихся.

Реактивы: Cu, H2SO4 (к), кристаллические NaNO3, KNO3, Ca(NO3)2, NH4NO3, растворы: H2SO4, Ba(NO3)2, Cu(NO3)2, NaOH, НCl, Al(NO3)3, CuSO4, AgNO3;


Ход урока.

Учитель. Что означают латинское название «нитрогениум» и греческое «нитрат»?

Ученик. «Нитрогениум» означает «рождающий селитру», а «нитрат» означает «селитра».

Нитраты калия, натрия, кальция и аммония называют селитрами. (слайд 1)

Например, селитры: KNO3 – нитрат калия (индийская селитра),

NаNО3 – нитрат натрия (чилийская селитра),

Са(NО3)2 – нитрат кальция (норвежская селитра),

NH4NO3 – нитрат аммония (аммиачная или аммонийная селитра, ее месторождений в природе нет). Германская промышленность считается первой в мире, получившей соль NH4NO3 из азота N2 воздуха и водорода воды, пригодную для питания растений.

Учитель. О том, какая взаимосвязь существует между строением вещества и его свойствами, мы узнаем из лабораторного опыта.

Учитель. Что называют солями?

Ученик. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и ионов кислотных остатков. Перечисленные соли-соли азотной кислоты.

Учитель. Нужно построить логическую цепочку: вид химической связи – тип кристаллической решетки – силы взаимодействия между частицами в узлах решетки – физические свойства веществ.

Ученик. Нитраты относятся к классу солей, поэтому для них характерны ионная связь и ионная кристаллическая решетка, в которой ионы удерживаются электростатическими силами. Нитраты – твердые кристаллические вещества, тугоплавки, растворимы в воде, сильные электролиты.


Физические свойства нитратов. (слайд 2)

Нитраты – вещества с преимущественно ионным типом кристаллических решёток. При обычных условиях это твёрдые кристаллические вещества, все нитраты хорошо растворимы в воде, сильные электролиты.


Химические свойства нитратов.

Свойства нитратов, общие с другими солями (слайд 3)

Взаимодействие нитратов с металлами, кислотами, щелочами, солями

Задание. Отметить признаки каждой реакции, записать молекулярные и ионные уравнения, соответствующие схемам:

1. Взаимодействие с кислотами: нитрат серебра + соляная кислота (опыт)

2. Взаимодействие с солями: нитрат бария + сульфат меди (опыт)

3. Взаимодействие со щелочами: нитрат алюминия + гидроксид натрия (опыт)

4. Взаимодействие с металлами: нитрат меди + цинк. ОВР. (опыт)

5. Качественная реакция на нитрат –анион. Взаимодействие с концентрированной серной кислотой, медью (опыт)

6. Разложение нитратов при нагревании – термолиз. (слайд 4)

Специфические свойства нитратов:

Даром времени не тратя, 
Разберемся, как нитраты
В «печке» разлагаются.
Что же получается?
Щелочной металл – такой активный,  NaNO3 → …. + …..
Он командным тоном говорит: Ca(NO3)2 → ….. + …..
«Быть нитратом – это так противно, 
Из нитрата превращусь в нитрит!»
А металлы из компании от магния до меди,  Zn(NO3)2 → ……..+ ……… + …..
Цинк, железо и другие их соседи –  Fe(NO3)3 → …… + …….. + ….
Осторожно и спокойно, без обид, 
Из нитрата извлекают свой оксид.

На соседей меди справа AqNO3 → …… + ………. + ……..

Огонь влияет как облава, Cu(NO3)2 → ……. +…….. + ……..

Разлагая тот нитрат

На кислород и NО2.

При этом есть такой накал,

Что выделяется металл.

NH4NO3 → N2O + …

Получение нитратов.

1) Взаимодействие азотной кислоты с основными оксидами (оксидом кальция).

2) Взаимодействие азотной кислоты с основаниями (гидроксидами калия и меди).

3) Взаимодействие азотной кислоты с солями (карбонатом кальция).

4) Взаимодействие азотной кислоты с медью.

5) Взаимодействие азотной кислоты с аммиаком.


Применение нитратов. (слайд 5)

1) селитры – азотные удобрения

2) нитрат калия – для изготовления черного пороха

3) нитрат аммония, порошок алюминия, уголь – взрывчатка.

4) нитрат серебра – ляпис для прижигания бородавок (черный цвет от серебра)

Для любознательных.


1. Переведите с алхимического языка такую запись: «“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы “луна” опять взошла, прокаливай “адский камень” в печи».


2. Признаком протекания химической реакции между растворами нитрата меди и гидроксидом натрия является: а) появление запаха, б) растворение осадка,

в) выделение газа, г) образование осадка.


3. Массовая доля азота в нитрате кальция равно:




Рефлексия: (слайд 6)

1 Какие знания приобрели на уроке…

2 Как мы пришли к таким знаниям…

3 Что мы приобрели на уроке…

ЛИТЕРАТУРА

1. Габриелян О.С. Химия-9. М.: Дрофа, 2001; Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2002;

2. Пичугина Г.В. Обобщение знаний о превращении соединений азота в почве и в растениях. Химия в школе, 1997, №7;

 3. Харьковская Н.Л., Ляшенко Л.Ф., Баранова Н.В. Осторожно – нитраты! Химия в школе, 1999, №1; 

4. Железнякова Ю.В., Назаренко В.М. Учебно-исследовательские экологические проекты. Химия в школе, 2000, № 3.