Технологическая карта урока по формированию УУД.
Предмет: биология.
Класс: 6 А класс.
Автор УМК: Пасечник В.В.
Тема урока: Строение цветка.
Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных
_ Познавательных:
Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.
Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.
_Коммуникативных:
Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.
Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.
Через организацию работы в микрогруппах;
Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;
Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.
_ Предметных:
Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.
Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.
_ Метапредметных:
Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;
Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;
Развивать на уроке активную речевую практику;
_Личностных:
Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;
Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;
Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Планируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать:
-что цветок-это видоизмененный побег;
-строение цветка и его главные части;
-функциональные особенности частей цветка;
- биологическая роль цветка как генеративного органа;
- принципы классификации цветков.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать схемы, рисунки, тексты;
-сопоставлять рисунки и схемы;
-сворачивать и разворачивать текст.
Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование: таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, модель цветка вишни, тюльпана, сурепки, гороха,фотографии редких растений своего региона (Р Адыгеи)
Учебно-методическая литература:УМК линии В.В.Пасечника.
Содержание урока:
Краткое описание этапов урока.
Деятельность учителя.
УУД, формируемые на уроке.
1.Организационный момент.
Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.
-Умение соблюдать дисциплину на уроке
-Уважительно относиться к учители
-Уважительно относиться к одноклассникам
-Умение организовать выполнение задания учителя
2.Мотивационный этап.
3.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока
3.Промежуточная рефлексия.
4. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.
1.
Учитель читает отрывок из поэмы В.Солоухина:
…Наклонитесь, поглядите на чудо.
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на земле не умеет.
Из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий, то сиреневый ,то золотой!
Вопрос учителя: Предположите, о каком органе растения идет речь в данном отрывке?
Учитель: Да, вы правы, речь идет о настоящем природном шедевре-цветке. Тема нашего урока «Цветок».(Слайд-тема урока).Сегодня мы должны рассмотреть строение, классификацию, значение и разнообразие цветов, как результат приспособления к опылению.
Учитель:(Демонстрация презентации, видеофрагмент о разнообразии цветков-1мин.)Посмотрите, как разнообразны и специфичны эти органы у разных растений. Но, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имею одинаковый план строения. Предлагаю вам, ребята объяснить этот факт.(Учитель подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.
Учитель:Да,вы правы, цветок-это, как и корневище, клубень, луковица, видоизмененный побег. А теперь подробнее рассмотрим строение цветка . Работаем с экспресс- картой.
(Учитель дает определение и объясняет строение цветка по таблице на доске, параллельно учащиеся заполняют индивидуальную экспресс-карту.В группах сотрудничество).
Проверим правильность заполнения. Посмотрите на экран, (слайд ) откорректируйте свою работу, оцените степень правильности выполнения.
Учитель: Цветки очень разнообразны, но все же их можно объединить в группы по некоторым принципам. Чтобы изучить классификацию откройте учебник на стр. , прочитайте фрагмент текста
параграфа и заполните интеллект-карту. (Учащиеся совместно в группах заполняют индивидуальные карты, сравнивают их)
Учитель :Внимание на экран!( Слайды)Я предлагаю цветки пяти растений. Прежде всего, посмотрите, как они красивы. Опираясь на заполненные интеллект-карты охарактеризуйте их по таблице:
Название растения.
Вид околоцветника (двойной или простой)
Форма цветка.
По наличию главных частей.
Вид околоцветника
(Картофель. Тюльпан. Вишня. Пастушья сумка . Горох)
Лабораторная работа «Строение цветка».(Выполняется в группах. (Звучит тихая музыка)
Задание.1) Рассмотрите цветок Найдите цветоножку, цветоложе. Околоцветник и главные части цветка.
2) Расчлените цветок, посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок
. 3)Опираясь на интеллект-карты дайте полную морфологическую характеристику цветка.
4) Зарисуйте цветок и обозначьте видимые части.
Учитель: А сейчас проверим друг друга. Группы , меняемся растениями. От каждой группы представитель устно презентует свой цветок, а вторая группа по их растению проверяет качество выполнения. Далее группы оценивают работу друг друга.
Учитель:(Звучит музыка) О цветах можно говорить бесконечно! Интересна и многообразна не только форма, но и его поведение. Всем известна способность соцветия подсолнечника поворачиваться за солнцем, цветок баобаба цветет только одну ночь, очень долго цветут тропические орхидеи, иные до 90 дней, самый крупный цветок до1 м. в диаметре имеет раффлезия (посмотрите в учебнике) , в цветках некоторых растений температура поднимается до 45 градусов. И все это очень целесообразно и не случайно. Попробуйте ответить на вопрос: а для кого же цветут цветы, нужно-ли самому растению это буйство форм и цвета или же …( Учитель подводит учащихся к пониманию, что размеры, яркая окраска, запах-это приспособления для привлечения насекомых, которые производят опыление. Только после этого формируется плод с семенами.)
Тестирование по экспертному листу. Самоконтроль по слайду.
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.
Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор.
На территории Адыгеи есть такие растения. У вас на столах фотографии этих растений. Давайте узнаем их. (Дети рассматривают фотографии ).Учитель ведет беседу о бережном отношении к растениям.
Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры для наших внуков и правнуков. А для этого…
…Я должен над цветами наклониться,
Не для того, чтоб рвать или топтать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать!
Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки
6. Домашнее задание.
&11, стр. 58-62, вопросы в конце параграфа. Сделать визитную карточку цветка своего комнатного растения или подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах»(на выбор учащихся).
ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ.
Морфологическая характеристика цветка.
Название растения.
Вид околоцветника(двойной, простой)
Форма цветка(правильный, неправильный)
Вид околоцветника (сростнолепестный , свободнолепестный , раздельнолистный, сростнолистный)
По наличию главных частей цветка (обоеполые, раздельнополые )
1.Картофель
2. Тюльпан
3. Горох
4.Вишня
5.Пастушья сумка
Тест-контроль.
1.Цветок-это
А) Орган семенного размножения
Б) Орган воздушного питания,
В) Укороченный видоизмененный побег.
2.Какие из выражений верны?
А)Главные части цветка-это пестик и лепестки.
Б) Нектарники выделяют сахаристую, ароматную жидкость, привлекающую насекомых-опылителей.
В) Тычинки и пестик- это главные части цветка, т. к. участвуют в образовании семян.
3. Закончите фразу: пестик состоит из______________________, ________
__________________________ и________________________. Плод образуется из____________________________________________ . Семена образуются из____________________________. Пыльник состоит из_____
__________________________ и _______________________________, в
котором созревает пыльца.