СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "строение цветка"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок направлен на получение новых знаний и самостоятельное выполнение лабораторной работы.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по теме "строение цветка"»

Технологическая карта урока по формированию УУД.



Предмет: биология.

Класс: 6 А класс.

Автор УМК: Пасечник В.В.

Тема урока: Строение цветка.

Цель урока: Создать условия для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных

_ Познавательных:

Формирования умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий. Опираться в поиске решений на собственный опыт.

Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, моделировать, сопоставлять.

_Коммуникативных:

Посредством организации групповой работы, развития умения самостоятельно организовать свое рабочее место.

Посредством личностного самосовершенствования через осуществление личной рефлексии в рамках работы в группах.

Через организацию работы в микрогруппах;

Социально- трудовых, посредством развития умения самоорганизации;

Личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группах.

_ Предметных:

Усвоение учащимися строения , многообразия и разновидностей цветка, его биологическим значением.

Отрабатывать на уроке биологические термины, понятия, определения.

_ Метапредметных:

Умение конструктивно работать с материалом учебника и дополнительного источника;

Продолжить формировать умения приемов сравнения, анализа;

Развивать на уроке активную речевую практику;

_Личностных:

Формирование мировоззренческих представлений учащихся о многообразии и хрупкости живой природы и воспитание трепетного отношения к живой природе, умение видеть прекрасное;

Создание условий для развития умений планирования предстоящей деятельности, поиска способов решения проблемы, личностной рефлексии, самооценкой достигнутого;

Посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.

Планируемые результаты обучения:

Учащиеся должны знать:

-что цветок-это видоизмененный побег;

-строение цветка и его главные части;

-функциональные особенности частей цветка;

- биологическая роль цветка как генеративного органа;

- принципы классификации цветков.

Учащиеся должны уметь:

-анализировать схемы, рисунки, тексты;

-сопоставлять рисунки и схемы;

-сворачивать и разворачивать текст.

Методы обучения: беседа, проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстративный, исследовательский.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: таблица «Строение цветка», компьютер, проектор, раздаточный печатный материал для групп, презентация, модель цветка вишни, тюльпана, сурепки, гороха,фотографии редких растений своего региона (Р Адыгеи)

Учебно-методическая литература:УМК линии В.В.Пасечника.





Содержание урока:

Краткое описание этапов урока.

Деятельность учителя.

УУД, формируемые на уроке.

1.Организационный момент.

Учитель проверяет готовность к уроку, организует позитивный психологический настрой урока.

-Умение соблюдать дисциплину на уроке

-Уважительно относиться к учители

-Уважительно относиться к одноклассникам

-Умение организовать выполнение задания учителя

2.Мотивационный этап.

3.Актуализация знаний, сообщение темы и цели урока

3.Промежуточная рефлексия.

4. Закрепление изученного материала. Итоговая рефлексия.

1.

Учитель читает отрывок из поэмы В.Солоухина:

…Наклонитесь, поглядите на чудо.

Которое видеть вы раньше нигде не могли.

Он умеет такое, что никто на земле не умеет.

Из одной и той же черного цвета земли

Он то красный, то синий, то сиреневый ,то золотой!

Вопрос учителя: Предположите, о каком органе растения идет речь в данном отрывке?





Учитель: Да, вы правы, речь идет о настоящем природном шедевре-цветке. Тема нашего урока «Цветок».(Слайд-тема урока).Сегодня мы должны рассмотреть строение, классификацию, значение и разнообразие цветов, как результат приспособления к опылению.



Учитель:(Демонстрация презентации, видеофрагмент о разнообразии цветков-1мин.)Посмотрите, как разнообразны и специфичны эти органы у разных растений. Но, несмотря на широкую палитру форм и красок, размеров и запахов, все цветки, имею одинаковый план строения. Предлагаю вам, ребята объяснить этот факт.(Учитель подводит учащихся к ответу о происхождении цветка из побега.



Учитель:Да,вы правы, цветок-это, как и корневище, клубень, луковица, видоизмененный побег. А теперь подробнее рассмотрим строение цветка . Работаем с экспресс- картой.



(Учитель дает определение и объясняет строение цветка по таблице на доске, параллельно учащиеся заполняют индивидуальную экспресс-карту.В группах сотрудничество).



Проверим правильность заполнения. Посмотрите на экран, (слайд ) откорректируйте свою работу, оцените степень правильности выполнения.



Учитель: Цветки очень разнообразны, но все же их можно объединить в группы по некоторым принципам. Чтобы изучить классификацию откройте учебник на стр. , прочитайте фрагмент текста

параграфа и заполните интеллект-карту. (Учащиеся совместно в группах заполняют индивидуальные карты, сравнивают их)



Учитель :Внимание на экран!( Слайды)Я предлагаю цветки пяти растений. Прежде всего, посмотрите, как они красивы. Опираясь на заполненные интеллект-карты охарактеризуйте их по таблице:

Название растения.

Вид околоцветника (двойной или простой)

Форма цветка.

По наличию главных частей.

Вид околоцветника

(Картофель. Тюльпан. Вишня. Пастушья сумка . Горох)

Лабораторная работа «Строение цветка».(Выполняется в группах. (Звучит тихая музыка)



Задание.1) Рассмотрите цветок Найдите цветоножку, цветоложе. Околоцветник и главные части цветка.

2) Расчлените цветок, посчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок

. 3)Опираясь на интеллект-карты дайте полную морфологическую характеристику цветка.

4) Зарисуйте цветок и обозначьте видимые части.



Учитель: А сейчас проверим друг друга. Группы , меняемся растениями. От каждой группы представитель устно презентует свой цветок, а вторая группа по их растению проверяет качество выполнения. Далее группы оценивают работу друг друга.

Учитель:(Звучит музыка) О цветах можно говорить бесконечно! Интересна и многообразна не только форма, но и его поведение. Всем известна способность соцветия подсолнечника поворачиваться за солнцем, цветок баобаба цветет только одну ночь, очень долго цветут тропические орхидеи, иные до 90 дней, самый крупный цветок до1 м. в диаметре имеет раффлезия (посмотрите в учебнике) , в цветках некоторых растений температура поднимается до 45 градусов. И все это очень целесообразно и не случайно. Попробуйте ответить на вопрос: а для кого же цветут цветы, нужно-ли самому растению это буйство форм и цвета или же …( Учитель подводит учащихся к пониманию, что размеры, яркая окраска, запах-это приспособления для привлечения насекомых, которые производят опыление. Только после этого формируется плод с семенами.)



Тестирование по экспертному листу. Самоконтроль по слайду.

Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен говорил: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок». Действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и праздниках, приходят в памятные даты. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы, без их красоты беднее жизнь.

Красота и очарование цветков издавна вызывали восхищение и зачастую, это оборачивалось настоящим бедствием для их обладателей. Обрывая цветки для букетов, мы лишаем растение возможности размножаться. Вид постепенно «затухает» и оказывается на грани исчезновения. Такие растения заносят в «Красную книгу», что узаконивает запрет на их сбор.

На территории Адыгеи есть такие растения. У вас на столах фотографии этих растений. Давайте узнаем их. (Дети рассматривают фотографии ).Учитель ведет беседу о бережном отношении к растениям.

Учитель: Огромное разнообразие цветков вызывает искреннее восхищение перед мастером, который их создал. И мастер этот- великая и всемогущая Природа. Будем же беречь и сохранять ее шедевры для наших внуков и правнуков. А для этого…

…Я должен над цветами наклониться,

Не для того, чтоб рвать или топтать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать!

Финал урока: учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки

6. Домашнее задание.

&11, стр. 58-62, вопросы в конце параграфа. Сделать визитную карточку цветка своего комнатного растения или подготовить сообщение на тему «Цветы в преданиях и легендах»(на выбор учащихся).











ЭКСПЕРТНЫЙ ЛИСТ.



Морфологическая характеристика цветка.

Название растения.

Вид околоцветника(двойной, простой)

Форма цветка(правильный, неправильный)

Вид околоцветника (сростнолепестный , свободнолепестный , раздельнолистный, сростнолистный)

По наличию главных частей цветка (обоеполые, раздельнополые )

1.Картофель



2. Тюльпан



3. Горох

4.Вишня



5.Пастушья сумка



Тест-контроль.

1.Цветок-это

А) Орган семенного размножения

Б) Орган воздушного питания,

В) Укороченный видоизмененный побег.

2.Какие из выражений верны?

А)Главные части цветка-это пестик и лепестки.

Б) Нектарники выделяют сахаристую, ароматную жидкость, привлекающую насекомых-опылителей.

В) Тычинки и пестик- это главные части цветка, т. к. участвуют в образовании семян.

3. Закончите фразу: пестик состоит из______________________, ________



__________________________ и________________________. Плод образуется из____________________________________________ . Семена образуются из____________________________. Пыльник состоит из_____

__________________________ и _______________________________, в

котором созревает пыльца.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!