СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме " Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка урока , в которой отражены основные этапы  творчества поэта В. Маяковского.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме " Тема поэта и поэзии в творчестве В. Маяковского"»

«Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского».

Поэзия – вся! – езда в

незнаемое.

В. Маяковский

Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством В. В.

Маяковского.

Задачи:

1. познакомить учащихся с произведениями Маяковского, в которых отражена тема поэта и поэзии;

2. проследить связь между воплощением данной темы Маяковским и поэтами 19 века;

3.воспитывать любовь к искусству слова, умению ораторского выступления перед публикой.

Учитель. Поэты всегда задумывались о цели поэтического творчества, о своем месте в жизни страны, народа. Что и для кого должен писать поэт — эти вопросы возникли еще в глубокой древности одновременно с самой поэзией.

Теме поэта и поэзии большое внимание в своем творчестве уделяли многие русские поэты — Пушкин, Лермонтов, Некрасов.

А. С. Пушкин

Поэт – пророк; поэзия – «эхо» народной жизни.

Задача поэта и поэзии – «чувства добрые я лирой пробуждал»; «Глаголом жги сердца людей»

М. Ю. Лермонтов

Поэт – светоч; поэзия –«острое оружие в борьбе с общественным злом»

Задача поэта и поэзии – «Звучать, как колокол, на башне вечевой во дни торжеств и бед народных»



Н. А. Некрасов

Поэт – гражданин; поэзия – Муза – сестра народа.

Задача поэта и поэзии – «Сеять разумное, доброе, вечное». «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь».


Сегодня мы поговорим о том, как эту тему, тему поэта и поэзии, представил в своих произведениях Владимир Владимирович Маяковский.

Все его творчество пронизывает тема поэта и поэзии. Маяковский гордился тем, что имеет талант «делать стихи». В автобиографии «Я сам» он пишет: «Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу».
Но эта тема осмысливалась поэтом в другое время, на фоне событий 20-х годов XX века. Поэтому у Маяковского мы находим новое понимание этой проблемы. Но многое в его понимании роли поэта и поэзии идет именно от литературной традиции XIX века.

    В разное время тема поэта и поэзии находила в лирике Маяковского разное выражение. Как шла эволюция мыслей Маяковского, мы рассмотрим на з главных этапах его творчества .

Я представляю вашему вниманию

работу 1 экспертной группы, которая занималась изучением темы поэта и поэзии в ранний период:

Работа 1 экспертной группы
1) /Оля/ Добрый день! Наша экспертная группа работала над изучением творчества В.Маяковского в ранний период. Это 1913-1916г.
Обратите внимание! На нас повязаны галстуки оранжевого цвета. Это – не случайно.
Желание В.М. – быть непохожим на толпу – в то время шокировало всех.
Хулиган-горлатан – так прозвали М. в начале его творчества. Невольно возникает вопрос: «Для чего М. нужен был такой имидж?»
Ответ прост: за грубой внешностью скрывалась ранимая душа поэта и его лирического героя: М. был одинок; его лирический герой протестовал против социальной несправедливости, но его никто не слышал - тогда автор надевал на себя маску циника и пошляка. Это всё от великого отчаяния: Маяковский уставал бороться с «громадиной зла».
Мы предлагаем вашему вниманию стихотворение В.М., написанное в ранний период его творчества.

2) /Настя/ Итак, 1913г., 19 октября, московское литературное кабаре «Розовый фонарь». В.Маяковский читает свое первое стихотворение, в котором звучит вызов мещанской среде.
Вечер, на котором М. читал стихотворение «Нате» закончился вызовом полиции. /чтение стиха/

3) /Вика/ Наша группа приглашает всех присутствующих в классе для совместной работы.
1)Скажите, пожалуйста, каким вы увидели поэта в стихотворении (грубым, желающим быть понятым, услышанным толпой)
2) Как вы думаете, чье влияние сказалось на раннем творчестве поэта (влияние футуристов).

Конечно, с этим согласиться нельзя. Послушайте, только названия чего значат:
«Нате», «Вам», «Послушайте», «Мама и убитый немцами вечер», «Надоело».
Броские названия, ломаный стих, эксперимент со словом – всё это влияние футуристов, впрочем, как и наши желтые галстуки!

4) /Ира/ Я хочу обратить ваше внимание на то, что Маяковский – первый, кто определил поэзию как оружие в борьбе за переустройство мира. Маяковский бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать.
Обилие таких метафор, как «обрюзгший жир, стоглавая вошь, раковины вещей. ощетинит ножки» – это те, против кого направлено оружие поэта.
О своем оружии, т.е. о своих стихах М. говорит иначе, как о бесценной шкатулке, где хранятся самые сокровенные слова.
И еще в стихотворении М. говорит о себе, как о грубом гунне. Гунн - это варвар. В глазах «культурного общества» стихи поэта звучат как оскорбление. И тут Маяковский выплескивает свою жгучую ненависть:
«я захочу и радостно плюну, плюну в лицо вам,
я – бесценных слов транжир и мот».

5) /Саша/ Я хочу прочитать стихотворение «Вам», написанное М. в 1915 и прочитанное им в артистическом подвале «Бродячая собака» /чтение стихотворения/

P.S. В.М. свое стихотворение посвятил своим сверстникам, так называемой «золотой молодежи» - людям без цели и жизненных принципов, привыкшим праздно проводить время.

6) /Соня/ Я хочу внести ясность по поводу данного стихотворения.
Первая мировая война. На фронт отправляют эшелоны с полуголодными и лишенными оружия солдатами. А их более обеспеченные и удачливые ровесники развлекаются на балах.
Это к ним М. обращается:
«Как вам не стыдно о представленных,
к Георгию вычитывать из столбцов газет?»
М. искренне возмущают люди, который пытаются узнать, кому же досталась очередная награда , и нет ли в списках кого из знакомых?
Его возмущает и то, что его сверстникам и в голову не приходит мысль, чтобы пожертвовать малой частью своего комфортного существования ради собственной родины.
Перед такой публикой, которая уже просто не знает, чем бы еще себя усладить, М. отказывается читать свои произведения, категорически заявляя: «Я лучше в баре б..... буду подавать ананасовую воду!»
7) /?/ Итак, подводя итоги работы нашей группы, мы смогли отметить следующее:
1)раннее творчество М. отмечено влиянием футуристов.
2) стихотворения «Нате», «Вам» - вызов существующему миру,
3)задача поэта, по мнению М. – служить народу,
4)оружием для поэта должно служить слово, направленное против мещан и обывателей.

Главное: Маяковский чувствует в себе мощь трибуна, борца за переустройство мира, бросает вызов обществу, считая невозможным для поэта молчать.

Все вы на бабочку поэтиного сердца 
    взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. 
    Толпа озвереет, будет тереться, 
    ощетинит ножки стоглавая вошь. 
    А если сегодня мне, грубому гунну, 
    кривляться перед вами не захочется - и вот 
    я захохочу и радостно плюну,   плюну в лицо вам 
    я - бесценных слов транжир и мот.

Маяковский заявляет в стихотворении о подлинном назначении поэта, о настоящем искусстве, которое он противопоставляет поэзии забав, развлечений и ненужных умствований.

Поэзия становится оружием. Поэт должен служить сегодняшнему дню, его заботам.

.

Работа 2 экспертной группы

Добрый день! Наша творческая группа работала над более зрелым периодом в творчестве поэта (1917-1921года).Синие галстуки – символичны . Они - отражение переходного этапа в творчестве Маяковского.

Каков поэт в это время? Что волнует его? Это - тема нашего выступления.Итак, 1920г. Владимир Маяковский, находясь на даче в Пушкино, пишет удивительное по своей силе воздействия на читателя стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» 

Сюжет этого стихотворения прост. Поэт, живя в подмосковной даче, каждый вечер видел, как заходит солнце. Рассказывал, что , шутя, он говорил: «Заходит, заходит, а вот зашло бы и ко мне». И вот солнце зашло в гости к поэту. И это не просто шутка, а стихи о назначении поэта и поэзии. По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце.

Солнце напоминает поэту, что оба они делают, в сущности, одно дело: борются с тьмой, поэтому солнце и поэт Маяковский – союзники.

Отрывок из этого стихотворения сейчас прочитает Емельянова Катя

«Ты да я,
нас, товарищ, двое!
Пойдем, поэт,
взорим,
вспоем
у мира в сером хламе.
Я буду солнце лить свое,
а ты — свое,
стихами».
Стена теней,
ночей тюрьма
под солнце двустволкой пала.
Стихов и света кутерьма
сияй во что попало!
Устанет то,
и хочет ночь
прилечь,
тупая сонница.
Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой
и солнца!

Лера: Лирический герой этого стихотворения - труженик, который много работает и устает. Солнце и поэт, беседуя за чашкой чая, быстро находят общий язык и приходят к выводу, что оба будут делать свое дело:

Я буду солнцем лить свое

А ты - свое, стихами.

Солнце света и солнце поэзии у Маяковского воплощаются в поэтический образ «двустволки солнц, из одного ствола которого вырываются скопы света, а из другого - свет поэзии.

Характерно отметить, что Маяковский широко использует прием олицетворения и гротеска. Обратите внимание, «шагает солнце в поле», «хочет ночь прилечь», «тупая сонница»

Эти образные средства Маяковский использует для выражения своей главной мысли: поэт и солнце должны работать сообща, сменяя друг другу. Если «устанет» и захочет «прилечь» солнце, то он «во всю светаю мочь - и снова день трезвонится».

Юра: Продолжая начатую тему, хочу отметить, что если ранний Маяковский обращался к толпе, чтобы его услышали, поняли, то сейчас поэт в своем творчестве уже использует такой жанр – как приказ.

Виола: Кстати, жанр приказа подразумевает невозможность ослушания.

Юра: Что же приказывает Маяковский в стихотворении «Приказ № 2 по армии искусств»?

Виола: Во-первых, Маяковский адресует свои строки нескольким категориям творческих людей. Среди них упитанные баритоны , художники, по-старому рисующие «цветочки и телеса», имажинисты, символисты, акмеисты, сотрудники пролеткульта.

Лирический герой призывает отказаться от устаревшего искусства, забыть арии, рифмы, розовый куст и прочие мелехлюндии: не рассказывать о частной жизни человека.

По мнению героя, стране нужны мастер, а не длинноволосые проповедники.

Маяковский искренне считает, что необходимо придумать новое искусство, которое сумеет «выволочь республику из грязи».

Андрей: Хочу внести ясность, что Маяковский, будучи сам футуристом, сейчас высмеивает их течение. Он считает, что нагромождение образных выражений, к которым стремились имажинисты, сейчас не нужно!

И еще о пролеткультах – о поэтах пролетарской культуры: они считали, что могут создать чистую пролетарскую культуру лабораторным путем, т.е. в студиях для рабочих. Маяковский резко критикует эти позиции.

И последнее: в 1919-1922 годах ученые, писатели, артисты художники получили повышенный продовольственный паек. Маяковский также критикует их.

Вот строки из этого стихотворения

Артем Г.: Бросьте!
Забудьте,
плюньте
и на рифмы,
и на арии,
и на розовый куст,
и на прочие мелехлюндии
из арсеналов искусств.
Юра: Кому это интересно,
что — «Ах, вот бедненький!
Как он любил
и каким он был несчастным…»?
Мастера,
а не длинноволосые проповедники
нужны сейчас нам.
Артем Г.: Слушайте!
Паровозы стонут,
дует в щели и в пол:
«Дайте уголь с Дону!
Слесарей,
механиков в депо!»

У каждой реки на истоке,
лежа с дырой в боку,
пароходы провыли доки:
«Дайте нефть из Баку!»
Пока канителим, спорим,
смысл сокровенный ища:
«Дайте нам новые формы!» —
несётся вопль по вещам.

Юра: Нет дураков,
ждя, что выйдет из уст его,
стоять перед «маэстрами» толпой разинь.

Товарищи,
дайте новое искусство —
такое,
чтобы выволочь республику из грязи.

Артем Ц.: В этом стихотворении Маяковский хочет решить очень важный вопрос: «Чем искусство, поэзия, могут быть полезны революции, защитником которой был поэт.

Работать для революции - таков смысл данного стихотворения. По Маяковскому, поэзия необходима людям, как солнце

Работа 3 экспертной группы

Литвиненко Кристина:

Мы представляем 3 этап в раскрытии темы поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Это 1924-1930 года. Отличительная особенность нашей группы – это красные галстуки. Красные – цвет революции, которой был предан В. Маяковский. Наиболее выразительным стихотворением данного периода является произведение, написанное в 1926 г. « Разговор с фининспектором».

Кирюшенкова Катя

В нем поэт пытается ответить на мучивший его вопрос: « Какова же роль поэта в современном обществе?» Маяковский всеми силами пытается убедить нас, что творческие люди – это отдельная каста, которую нельзя стричь под одну гребенку.

Макогон Настя:

Хочу внести историческую справку. Поводом для написания этого стихотворения стало изменение налогового законодательства, согласно которому творческая интеллигенция должна была наравне с рабочими отдавать часть своего дохода в пользу государства. Маяковский в разговоре с фининспектором подчеркивает, что на создание одного произведения требуется большая затрата душевных сил, и если на них экономить, то толку от поэзии не будет никакого, а роль поэта в обществе сведется к обычному коммерсанту, который « тянет, как фокусник, строчку изо рта и у себя, и у других».

Полякова Юля. Маяковский отмечает, что в анкете фининспектора слишком много вопросов, которые призваны конкретизировать расходы людей, зарабатывающих себе на жизнь литературным творчеством . Но как при этом учесть то количество выкуренных папирос и те пуды соли, которые приходятся съедать поэтам прежде, чем на свет появится хотя бы одна достойная строчка.

Кирюшенкова Катя. Кроме того, автор отмечает, « что машину души с годами изнашиваешь, после чего приходит страшнейшая амортизация сердца и души. Удивительная последняя строчка стихотворения: « А если вам кажется, что всего делов – это пользоваться чужими словесами, то вот вам, товарищи, мое стило , и можете писать сами!»

Адамов Данил: Вот некоторые строки из этого стихотворения:

Поэзия – вся! – езда в незнаемые .

Поэзия – та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради .

Тысячи тоны словесной руды.

Или вот еще:

Пуд, как говорится, соли столовой

съешь и сотней папирос клуби,

чтобы добыть драгоценное слово

из артезианских людских глубин.

Литвиненко Кристина:

«Труд мой любому труду родствен» – так говорит Маяковский о нелегком, кропотливом труде поэта; необходима шлифовка каждого стихотворения, как драгоценного камня, чтобы оно « сверкало всеми гранями».

Макогон Настя. Продолжая мысль, начатую моими товарищами, хочу сказать о великом творении В. Маяковского – поэме « Во весь голос», написанной в 1930 г , незадолго до своей трагической гибели. Это не просто поэма – это поэтическое завещание к грядущим поколениям, это – итог 20 –летней работы поэта.

Луковский Вадим. Поэт борется с грязью и « мразью» жизни. Почему он водовоз? Потому что стихи, как и вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто « строчит романсы» , кто « мандолинит из- под стен, создавая литературные побрякушки в угоду низкопробным вкусам.

Томченко Виталий. Я обратил внимание на смелое обращение Маяковского к потомкам. Вот строки:

Слушайте товарищи потомки ,

агитатора, горлана – главаря

Заглуша поэзии потоки,

Я шагну через лирические томики,

как живой с живыми говоря.

Поэт оказался прав: его стихи, пройдя сквозь время, не обесценились, мы потомки, помним и любим поэта и гражданина В. Маяковского.

Луковский Вадим. Я хочу быть понят моей страной , а не буду понят, - что ж , по родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь.

Адамов Данил. Задачи поэта и поэзии по Маяковскому можно определить так: « Светить всегда, светить везде до дней последних донца». «Быть полезным народу».

Маяковский в моей жизни

Чтение стихотворений Маяковского:

  1. Стихи о советском паспорте.

  2. Что такое хорошо и что такое плохо?

  3. Кем быть?

Подведение итогов работы на уроке. Маяковский о труде поэта…

Домашнее задание: написать сочинение - эссе на одну из тем:

  1. Я и Маяковский.

  2. Я хочу, чтоб меня услышали.

  3. Безразличие к поэзии Маяковского - преступление.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!