Урок 1. О предмете «Технология» в 6 классе.
Творческий проект. Требования к творческому проекту
Цели урока: ознакомление учащихся с основными задачами изучения предмета «Технология» в 6 классе; формирование представлений о творческом проекте шестиклассника, требованиях к творческому проекту; ознакомление с примерами разнообразных творческих проектов, поиск темы творческого проекта; формирование представлений о техническом (проектном) задании; формирование начальных навыков составления технического задания для творческого проекта.
Ожидаемый учебный результат:
общее представление об основных задачах изучения предмета в 6 классе;
приобретение опыта работы с источниками информации, включая интернет-ресурсы, для поиска темы творческого проекта;
выбор темы творческого проекта, удовлетворяющего заданным требованиям;
приобретение опыта составления технического (проектного) задания;
приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.
Место проведения урока: школьные учебные мастерские.
Дидактические средства обучения: примеры творческих проектов учащихся, изображения (фотографии, слайды) проектов, сделанных шестиклассниками в предыдущие годы, библиотечка школьной учебной мастерской, учебник технологии (§ 1, Приложение. Банк объектов для творческих проектов), рабочая тетрадь (РТ).
Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, работа с учебником и персональным компьютером (ПК), инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.
Формируемые универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: п. 1 задания 1 из рабочей тетради (для работы индивидуально или в парах).
Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 2, 3 задания 1 из рабочей тетради, практическая работа № 1 из учебника (для работы индивидуально и в группах).
Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся.
Лист самооценки (заполняется учащимся).
Сегодня на уроке я узнал (что?)
Сегодня на уроке я научился (что делать?)
Самым интересным было (что?)
У меня (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта.
Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, сотрудничество, рефлексия; использование ИКТ.
Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.
Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.
Потребности в электронных образовательных ресурсах (ЭОР): иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).
Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.
Информационно-технологические материалы
Единая коллекция образовательных ресурсов
Технология. 6 класс. Электронное издание.
http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Инструменты учебной деятельности.
http://school-collection.edu.ru/programs/tla/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
Народные промыслы. Резьба и роспись по дереву. Модуль предназначен для изучения темы «Художественная обработка древесины».
http://fcior.edu.ru/card/12155/narodnye-promysly-rezba-i-rosp- is-po-derevu.html
Ход урока
1.Проблематизация
Учитель сообщает учащимся о том, что урок состоит из двух частей: первая часть — тема «О предмете „Технология“ в 6 классе», вторая часть — «Творческий проект. Требования к творческому проекту».
Предлагает учащимся вспомнить материал 5 класса:
дать определение понятию «технология»;
дать определение понятию «творческий проект»;
перечислить правила работы в школьной учебной мастерской.
Учитель подводит учащихся к правильному определению понятий «технология» и «творческий проект» и акцентирует внимание школьников на санитарно-гигиенических требованиях при работе в школьных мастерских, напоминает общие правила поведения, указывает на необходимость строгого выполнения правил безопасной работы, как приведённых в учебнике, так и сообщаемых учителем в ходе выполнения каждой технологической операции.
Рабочая одежда учащегося для работы в мастерских — халат или комбинезон, застёгнутый на все пуговицы, и головной убор. Для более эффективной работы на уроках у учащихся должны быть рабочие тетради, в которых они выполняют практические задания.
2.Введение нового материала В первой части урока учитель сообщает учащимся о том, какой материал они будут изучать в течение года. Учебный предмет «Технология» предусматривает изучение в 6 классе следующих разделов: технологии обработки конструкционных материалов; технологии домашнего хозяйства; технологии исследовательской и опытнической деятельности.
Цели изучения технологии в 6 классе те же, что и в 5 классе:
получение технологических знаний;
овладение общетрудовыми умениями, необходимыми для проектирования и изготовления изделий, представляющих интерес для учащихся или для окружающих;
развитие понимания того, что именно на уроках технологии при выполнении творческих проектов учащийся может реализовать свои фантазии и воображение, а достигнуть желаемого результата поможет его целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, аккуратность.
При освоении технологии обработки древесины ученики ознакомятся со свойствами древесины, научатся выполнять чертежи и составлять технологические карты, закрепят приобретённые в 5 классе умения пилить, строгать, сверлить, зачищать деревянные заготовки, соединять детали в целое изделие, научатся обрабатывать деревянные заготовки на токарном станке школьного типа.
При изучении технологии обработки металлов и искусственных материалов ученики ознакомятся со свойствами чёрных и цветных металлов, пластмасс, приобретут навыки работы с измерительными инструментами, разовьют приобретённые в 5 классе навыки разметки, резания, зачистки, сверления и сборки деталей, изготовленных из сортового проката и искусственных материалов.
В рамках темы «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» учащиеся овладеют умениями выполнять резьбу по дереву.
При изучении раздела «Технологии домашнего хозяйства» учащиеся ознакомятся с элементами оформления интерьера помещений (приёмами закрепления настенных предметов), основами технологий ремонтно-отделочных работ (оштукатуриванием стен и оклейкой их обоями), а также с простейшими санитарно-техническими работами.
В рамках ключевого раздела «Исследовательская и созидательная деятельность» учащиеся выполнят творческие проекты. При этом шестиклассники научатся:
проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологические процессы; контролировать ход и результаты выполнения проекта;
Хорошим показателем работы учащегося за учебный год является портфолио (журнал достижений с документацией, фотографиями изделий, изготовленных своими руками).
Учитель просит учащихся сделать вывод о том, что они будут изучать в курсе технологии в 6 классе.
Во второй части урока учитель демонстрирует учащимся лучшие творческие проекты — непосредственно изделия, выполненные шестиклассниками в прошлые годы в процессе проектирования, либо фотографии проектов, разработки на плакатах или с помощью мультимедийных средств, ПК. Это пробуждает интерес учащихся и настраивает их на дальнейшую творческую работу.
В Приложении 3 пособия в дополнение к приведён- ному в учебнике банку объектов для творческого проектирования приведены другие примеры изделий для творческих проектов.
Учитель сообщает учащимся, что тему творческого проекта необходимо продумать и выбрать как можно раньше, на первых уроках, помогает им в выборе, предлагает ознакомиться с банком проектов, имеющихся в электронной библиотечке школьной учебной мастерской. Идеальным вариантом в качестве проектного является изделие, изготовленное с применением технологии обработки как древесины, так и металлов. Это позволит учащемуся равномерно работать над проектом в течение года, используя приобретённые навыки, а в конце учебного года, на последних занятиях, успешно за- вершить проект.
Учитывайте, что в начале учебного года часть учеников ещё не уверена в своих силах, поэтому выбирает простейшие объекты для своих творческих проектов, а некоторые учащиеся, наоборот, преувеличивая свои силы, хотят изготовить сложные изделия. В данной ситуации учителю необходимо следить за адекватностью выбора темы проекта, соотносить сложность проекта с возрастными особенностями шестиклассника. Весьма полезным будет коллективный анализ возможности изготовления изделия, выбранного учащимся.
Следует подчеркнуть, что необходимо активно применять персональный компьютер при проектировании изделий.
Далее предложите учащимся выполнить п. 1 задания 1 из рабочей тетради — перечислить этапы выполнения творческого проекта и раскрыть их содержание.
После этого сообщите учащимся о том, что один из главных начальных моментов в работе над проектом — формулирование требований к будущему изделию. На предприятиях такой перечень требований называют техническим (проектным) заданием. Предложите учащимся ознакомиться с примером технического задания, изложенного в таблице 1 учебника, и дать свой комментарий по каждой характеристике изделия.
3.Первичное закрепление знаний и обратная связь Осуществляются в процессе выполнения задания 1 в рабочей тетради и практической работы № 1 «Поиск темы проекта. Разработка технического задания» из учебника.
Первоначально учащиеся выполняют п. 2 задания 1 из рабочей тетради: определяют, какими характеристиками обладает то или иное изделие, и указывают их в таблице.
При выполнении практической работы № 1 из учебника главным является предварительный выбор темы творческого проекта.
После этого ученики составляют техническое задание на изделие, выбранное в качестве творческого проекта, или, если выбор ещё не сделан, на другое изделие, предложенное учителем (п. 2 практической работы № 1 из учебника).
4.Подведение итогов урока и рефлексия Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 1 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения практической работы № 1 из учебника и задания 1 из рабочей тетради, отмечает лучшие результаты.
Вопросы § 1:
1.Что такое творческий проект?
2.В каких случаях формируется рабочая группа для коллективного изготовления изделия?
3.С какой целью разрабатывается техническое задание?
4.Что указывают в техническом задании?
5.Задание на дом Если ученик не определился в выборе темы проекта, он должен продолжить поиск вариантов в Интернете и других источниках информации. Найденные объекты для творческого проектирования необходимо обсудить с учителем. Наиболее интересные целесообразно разместить в библиотечке школьной учебной мастерской.
Практическая работа № 1
1.Выполните поиск вариантов изделий и выберите изделие для своего творческого проекта. используя информацию в печатных изданиях и Интернете
2.Составьте техническое задание на изготовление изделия( см.табл.1)
3. Ориентировочно подсчитайте под руководством учителя стоимость будущего изделия
Основные характеристики изделия | Назначение изделия и предъявляемые к нему требования |
Основные потребители | |
Назначение | |
Технические параметры | |
Материалы | |
Стоимость материалов | |
Экономичность | |
Технологичность | |
Эстетичность | |
Экологичность | |
Безопасность | |
Задание 1.Перечислите основные компоненты проекта.
1)____________________ 2)_________________ 3)_______________
4)____________________ 5)_________________
Задание 2.Разгадайте кроссворд
1. | Представление и защита проекта |
2. | Заранее намеченный порядок осуществления проекта |
3. | 3.Нужда в чем-либо |
4. | Замысел выполнения чего либо |
5. | Схематичное изображение детали, изделия |
6. | Кто может эффективно помочь вам в затруднительных ситуациях, при выполнении проекта, его усовершенствовании? |
Задание 3 . Проверьте себя по теме «Заготовка древесины. Пороки древесины»
Верны ли следующие утверждения?
Утверждение | Да | Нет |
1. | ✓ | |
2. | ✓ | |
3. | | ✓ |
4. | | ✓ |
5. | ✓ | |
Контроль и оценка знаний
Неправильных ответов нет — отметка «5».
Неправильных ответов 1–2 — отметка «4».
Неправильных ответов 3–4 — отметка «3». Неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.