СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме " Творческий проект. Требования к творческому проекту"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит план-конспект урока , тестовые задания по теме урока, кроссворд

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме " Творческий проект. Требования к творческому проекту"»


Урок 1. О предмете «Технология» в 6 классе.

Творческий проект. Требования к творческому проекту

Цели урока: ознакомление учащихся с основными задачами изучения предмета «Технология» в 6 классе; формирование представлений о творческом проекте шестиклассника, требованиях к творческому проекту; ознакомление с примерами разнообразных творческих проектов, поиск темы творческого проекта; формирование представлений о техническом (проектном) задании; формирование начальных навыков составления технического задания для творческого проекта.

Ожидаемый учебный результат:

  • общее представление об основных задачах изучения предмета в 6 классе;

  • приобретение опыта работы с источниками информации, включая интернет-ресурсы, для поиска темы творческого проекта;

  • выбор темы творческого проекта, удовлетворяющего заданным требованиям;

  • приобретение опыта составления технического (проектного) задания;

  • приобретение опыта совместной работы, освоение коммуникативных навыков, навыков самооценки, рефлексии.

Место проведения урока: школьные учебные мастерские.

Дидактические средства обучения: примеры творческих проектов учащихся, изображения (фотографии, слайды) проектов, сделанных шестиклассниками в предыдущие годы, библиотечка школьной учебной мастерской, учебник технологии (§ 1, Приложение. Банк объектов для творческих проектов), рабочая тетрадь (РТ).

Методы обучения: рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий и видеоматериалов, работа с учебником и персональным компьютером (ПК), инструктаж по правилам безопасной работы, практическая работа.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Материалы, служащие для мотивации и постановки проблемы, включения учащихся в учебную деятельность: п. 1 задания 1 из рабочей тетради (для работы индивидуально или в парах).

Материалы, служащие для первичного закрепления и применения изучаемого материала: пп. 2, 3 задания 1 из рабочей тетради, практическая работа № 1 из учебника (для работы индивидуально и в группах).

Материалы для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся.

Лист самооценки (заполняется учащимся).

  1. Сегодня на уроке я узнал (что?)

  2. Сегодня на уроке я научился (что делать?)

  3. Самым интересным было (что?)

  4. У меня (получается, пока не получается) выбрать тему творческого проекта.

Классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, решаемых на уроке: приобретение знаний, сотрудничество, рефлексия; использование ИКТ.

Организационная модель использования ИКТ: одно компьютеризированное рабочее место (учителя), компьютеризированные рабочие места учащихся в учебной мастерской.

Потребность в технических устройствах, средствах и инструментах ИКТ: ПК, мультимедийный проектор, сканер, принтер, текстовый редактор, программы для работы с ресурсами.

Потребности в электронных образовательных ресурсах (ЭОР): иллюстративные материалы, деловая графика (схемы, таблицы).

Возможные варианты организации занятия: при наличии только одного компьютеризированного места (учителя) учащиеся работают с распечаткой подготовленных учителем иллюстративных материалов.

Информационно-технологические материалы

Единая коллекция образовательных ресурсов

  1. Технология. 6 класс. Электронное издание.

http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

  1. Инструменты учебной деятельности.

http://school-collection.edu.ru/programs/tla/

Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

Народные промыслы. Резьба и роспись по дереву. Модуль предназначен для изучения темы «Художественная обработка древесины».

http://fcior.edu.ru/card/12155/narodnye-promysly-rezba-i-rosp- is-po-derevu.html

Ход урока

1.Проблематизация

Учитель сообщает учащимся о том, что урок состоит из двух частей: первая часть — тема «О предмете „Технология“ в 6 классе», вторая часть — «Творческий проект. Требования к творческому проекту».

Предлагает учащимся вспомнить материал 5 класса:

  • дать определение понятию «технология»;

  • дать определение понятию «творческий проект»;

  • перечислить правила работы в школьной учебной мастерской.

Учитель подводит учащихся к правильному определению понятий «технология» и «творческий проект» и акцентирует внимание школьников на санитарно-гигиенических требованиях при работе в школьных мастерских, напоминает общие правила поведения, указывает на необходимость строгого выполнения правил безопасной работы, как приведённых в учебнике, так и сообщаемых учителем в ходе выполнения каждой технологической операции.

Рабочая одежда учащегося для работы в мастерских — халат или комбинезон, застёгнутый на все пуговицы, и головной убор. Для более эффективной работы на уроках у учащихся должны быть рабочие тетради, в которых они выполняют практические задания.

2.Введение нового материала

В первой части урока учитель сообщает учащимся о том, какой материал они будут изучать в течение года. Учебный предмет «Технология» предусматривает изучение в 6 классе следующих разделов: технологии обработки конструкционных материалов; технологии домашнего хозяйства; технологии исследовательской и опытнической деятельности.

Цели изучения технологии в 6 классе те же, что и в 5 классе:

  • получение технологических знаний;

  • овладение общетрудовыми умениями, необходимыми для проектирования и изготовления изделий, представляющих интерес для учащихся или для окружающих;

  • развитие понимания того, что именно на уроках технологии при выполнении творческих проектов учащийся может реализовать свои фантазии и воображение, а достигнуть желаемого результата поможет его целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, аккуратность.

При освоении технологии обработки древесины ученики ознакомятся со свойствами древесины, научатся выполнять чертежи и составлять технологические карты, закрепят приобретённые в 5 классе умения пилить, строгать, сверлить, зачищать деревянные заготовки, соединять детали в целое изделие, научатся обрабатывать деревянные заготовки на токарном станке школьного типа.

При изучении технологии обработки металлов и искусственных материалов ученики ознакомятся со свойствами чёрных и цветных металлов, пластмасс, приобретут навыки работы с измерительными инструментами, разовьют приобретённые в 5 классе навыки разметки, резания, зачистки, сверления и сборки деталей, изготовленных из сортового проката и искусственных материалов.

В рамках темы «Технологии художественно-прикладной обработки материалов» учащиеся овладеют умениями выполнять резьбу по дереву.

При изучении раздела «Технологии домашнего хозяйства» учащиеся ознакомятся с элементами оформления интерьера помещений (приёмами закрепления настенных предметов), основами технологий ремонтно-отделочных работ (оштукатуриванием стен и оклейкой их обоями), а также с простейшими санитарно-техническими работами.

В рамках ключевого раздела «Исследовательская и созидательная деятельность» учащиеся выполнят творческие проекты. При этом шестиклассники научатся:

  • планировать и выполнять учебные творческие проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель

проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла; осуществлять технологические процессы; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

Хорошим показателем работы учащегося за учебный год является портфолио (журнал достижений с документацией, фотографиями изделий, изготовленных своими руками).

Учитель просит учащихся сделать вывод о том, что они будут изучать в курсе технологии в 6 классе.

Во второй части урока учитель демонстрирует учащимся лучшие творческие проекты — непосредственно изделия, выполненные шестиклассниками в прошлые годы в процессе проектирования, либо фотографии проектов, разработки на плакатах или с помощью мультимедийных средств, ПК. Это пробуждает интерес учащихся и настраивает их на дальнейшую творческую работу.

В Приложении 3 пособия в дополнение к приведён- ному в учебнике банку объектов для творческого проектирования приведены другие примеры изделий для творческих проектов.

Учитель сообщает учащимся, что тему творческого проекта необходимо продумать и выбрать как можно раньше, на первых уроках, помогает им в выборе, предлагает ознакомиться с банком проектов, имеющихся в электронной библиотечке школьной учебной мастерской. Идеальным вариантом в качестве проектного является изделие, изготовленное с применением технологии обработки как древесины, так и металлов. Это позволит учащемуся равномерно работать над проектом в течение года, используя приобретённые навыки, а в конце учебного года, на последних занятиях, успешно за- вершить проект.

Учитывайте, что в начале учебного года часть учеников ещё не уверена в своих силах, поэтому выбирает простейшие объекты для своих творческих проектов, а некоторые учащиеся, наоборот, преувеличивая свои силы, хотят изготовить сложные изделия. В данной ситуации учителю необходимо следить за адекватностью выбора темы проекта, соотносить сложность проекта с возрастными особенностями шестиклассника. Весьма полезным будет коллективный анализ возможности изготовления изделия, выбранного учащимся.

Следует подчеркнуть, что необходимо активно применять персональный компьютер при проектировании изделий.

Далее предложите учащимся выполнить п. 1 задания 1 из рабочей тетради — перечислить этапы выполнения творческого проекта и раскрыть их содержание.

После этого сообщите учащимся о том, что один из главных начальных моментов в работе над проектом — формулирование требований к будущему изделию. На предприятиях такой перечень требований называют техническим (проектным) заданием. Предложите учащимся ознакомиться с примером технического задания, изложенного в таблице 1 учебника, и дать свой комментарий по каждой характеристике изделия.

3.Первичное закрепление знаний и обратная связь

Осуществляются в процессе выполнения задания 1 в рабочей тетради и практической работы № 1 «Поиск темы проекта. Разработка технического задания» из учебника.

Первоначально учащиеся выполняют п. 2 задания 1 из рабочей тетради: определяют, какими характеристиками обладает то или иное изделие, и указывают их в таблице.

При выполнении практической работы № 1 из учебника главным является предварительный выбор темы творческого проекта.

После этого ученики составляют техническое задание на изделие, выбранное в качестве творческого проекта, или, если выбор ещё не сделан, на другое изделие, предложенное учителем (п. 2 практической работы № 1 из учебника).

4.Подведение итогов урока и рефлексия

Учитель предлагает учащимся ответить на контрольные вопросы, приведённые в конце § 1 учебника, оценивает их ответы, обсуждает с учащимися результаты выполнения практической работы № 1 из учебника и задания 1 из рабочей тетради, отмечает лучшие результаты.

Вопросы § 1:

1.Что такое творческий проект?

2.В каких случаях формируется рабочая группа для коллективного изготовления изделия?

3.С какой целью разрабатывается техническое задание?

4.Что указывают в техническом задании?

5.Задание на дом

Если ученик не определился в выборе темы проекта, он должен продолжить поиск вариантов в Интернете и других источниках информации. Найденные объекты для творческого проектирования необходимо обсудить с учителем. Наиболее интересные целесообразно разместить в библиотечке школьной учебной мастерской.


Практическая работа № 1

1.Выполните поиск вариантов изделий и выберите изделие для своего творческого проекта. используя информацию в печатных изданиях и Интернете

2.Составьте техническое задание на изготовление изделия( см.табл.1)

3. Ориентировочно подсчитайте под руководством учителя стоимость будущего изделия

Основные характеристики изделия

Назначение изделия и предъявляемые к нему требования

Основные потребители


Назначение


Технические параметры


Материалы


Стоимость материалов


Экономичность


Технологичность


Эстетичность


Экологичность


Безопасность



Задание 1.Перечислите основные компоненты проекта.

1)____________________ 2)_________________ 3)_______________

4)____________________ 5)_________________


Задание 2.Разгадайте кроссворд



2















6




4

5




3




1П

Р

О

Е

К

Т





























































1.

Представление и защита проекта

2.

Заранее намеченный порядок осуществления проекта

3.

3.Нужда в чем-либо

4.

Замысел выполнения чего либо

5.

Схематичное изображение детали, изделия

6.

Кто может эффективно помочь вам в затруднительных ситуациях, при выполнении проекта, его усовершенствовании?


Задание 3 . Проверьте себя по теме «Заготовка древесины. Пороки древесины»

Верны ли следующие утверждения?


Утверждение

Да

Нет

1.


2.


3.


4.


5.


Контроль и оценка знаний

Неправильных ответов нет — отметка «5».

Неправильных ответов 1–2 — отметка «4».

Неправильных ответов 3–4 — отметка «3». Неправильных ответов 5 — материал темы не усвоен.