СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Внутренние воды России. Реки.»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме: «Внутренние воды России. Реки.».

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Внутренние воды России. Реки.»»

Предмет: ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА РОССИИ.

Тема: «Внутренние воды России. Реки.»

8 класс

Цели: - изучить особенности рек России

- расширить и углубить знания о реках

- показать влияние климата и рельефа на реке

- формировать умение определения уклона и падения рек

- воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к природе

Оборудование:

Интерактивная доска, презентация

Карта « Физическая карта России»

Атласы, контурные карты

Карточки «Названия рек»

Карточки с домашним заданием

Справочный материал « Реки России»

Ход урока:

I Организационный момент

II 1) Изучение нового материала

Звучит песня « Течёт река Волга» в исполнении Людмилы Зыкиной.

( слайд №1)

- Что это за песня? Кто ее исполняет?

- Сколько песен, сказок, пословиц сложено о реках, ключевой водице?

- Как вы догадались, поговорим мы сегодня о реках. Тема нашего урока « Внутренние воды России. Реки ». (слайд №1)

Сегодня мы дадим общее понятие внутренним водам и начнем разговор с главной части внутренних вод нашей страны - рек.

Вода - один из важнейших видов ресурсов. Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтёров, оказавшиеся отрезанными от выхода при обвале.

В хозяйстве человек испытывает главным образом пресную воду. По запасам пресной воды Россия уступает только Дании , так как к ней относится о. Гренландия.

- Основные источники пресной воды - внутренние воды, или воды суши. Они многообразны.

- Какие виды внутренних вод вы знаете? (слайд№2)

- Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)

- Внутренние воды связаны со всеми компонентами природы.(слайд №3)

Главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат. Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.

- Россия – страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами км, S бассейна - миллионами км.(слайд№4-9)

2) Проверка домашнего задания(карточка-таблица «Реки России»

В задании «спрятано» название 21 реки России. Вычеркивая непрерывной линией (по образцу) по 1 названию, найдите «спрятанные» реки, выпишите их и найдите в атласе .

-Кто нашел все реки? Отметим их на карте( доска)

( Выходят 3-4 ученика)

3) Все реки относятся к бассейну 3 океанов и внутренней бессточной области. Давайте распределим их в таблицу.(слайд№10)

Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном Обь.

Почему крупнейшие реки текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)

- К бассейну Тихого океана относятся крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь.

- Почему крупных рек на востоке России нет так много, как на севере? (на востоке горные хребты, реки короткие, стекают с восточных склонов хребтов)

- К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.

- К бассейну Атлантического океана относится Дон, Кубань, Нева.

- Итак, рельеф влияет на направление течения.

4) Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее- это части реки. Вспомним части реки и основные понятия.

(слайд№11)

5) В зависимости от рельефа реки делятся (слайд№12)

горные равнинные

- Равнинных рек больше. Почему? (большая часть России - равнинная)

- Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.

В горах встречаются пороги и водопады.(слайд№13-16) Они малопригодны для судоходства. Примером одной из горных рек является Терек. Вот как описывает в своем стихотворении « Терек» М.Ю.Лермонтов:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

6) Рельеф влияет еще на 2 величины: падение и уклон реки.

Падение- это разница между истоком и устьем в метрах.(слайд№17)

H = H1 - H2 , где H1- абсолютная высота истока

H2- абсолютная высота устья

Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м.

Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья.

Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки.

Решение задач на определение падения и уклона реки.

№1. Определить падение реки Волги (слайд№18)

Исток ~ 300м (Валдайская возвышенность)

Устье (-28 м) (Каспийское море)

300- (-28)=328

№2 . Определить падение реки Ангары. ( слайд№19)

Исток- озеро Байкал -456м

Устье- река Енисей -76 м 456-76=380 м

№3. Определить падение реки Невы (слайд№20)

Исток – Ладожское озеро - 4м

Устье - Финский залив -0 м

Величина падения влияет на другую важнейшую характеристику:

Уклон- отношение падения реки ( в см) к её длине ( в км)

I = H : L

Уклон падение длина


(слайд№21)

Решение задач:

№ 1. Определить уклон реки Волги.(слайд№22)

H = 328 = 32800 см

L = 3531 км

I = 32800 : 3531 = 9 см/ км

№ 2. Определить уклон реки Ангары.(слайд№23)

Падение = 380 м =38000см

Длина 1826 км

Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км

№ 3. Определить уклон реки Невы. ( слайд№24)

H = 4м = 400см

L = 74 км

I = 400 : 74 = 5,4 см/км

Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость течения.

- Уклон реки в 12в. Определил судьбу епископа Иоанна. Население старого Новгорода, недовольное неблаговидным поведением епископа Иоанна. Решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, оно впадает в Ладожское озеро.(слайды№25-26) Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень так как река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это « чудо» как « знаменье Господне». И епископ Иоанн почестями вернулся на свой престол.

- Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой течет Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении. В древних летописях река Волхов называлась мутной.

А что вы знаете о происхождении названий других рек? ( проверка домашнего задания некоторых учеников)

Енисей - от древне киргизского ЭНЕ-САЙ -« МАТЬ-РЕКА»

Амур - « большая сильная река»

Анадырь – « ручей, протекающий в горах» (название точно соответствует значению, форме, происхождению)

Ангара - от эвенкийских и бурятских слов, обозначающих « рот, пасть». Река в истоке действительно напоминает пасть, непрерывно поглощающая воду из Байкала.

Урал - по горам Урала.

Камчатка – по полуострову Камчатка.

Да, по названию некоторых рек можно угадать их местоположение.

IV Работа по диску на интерактивной доске и к/к.

- Кто хочет попробовать свои силы и распределить реки по карте?

( задание на обуч. диске - интерактивной доске)

- Отметим реки на к/к .

V Заключение

Выполним следующее задание « Кто быстрее!» (работа в парах)

Составьте пары: река – приток (слайд№31)

ВОЛГА АРГУНЬ

ЕНИСЕЙ ИРТЫШ

ЛЕНА ОКА

ОБЬ АЛДАН

АМУР АНГАРА

На какой реке стоит город?(слайд№32)

САЛЕХАРД НАРЬЯН - МАР

КРАСНОДАР КРАСНОЯРСК

ЯКУТСК ИРКУТСК

АРХАНГЕЛЬСК МОСКВА

АСТРАХАНЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


В заключении хочется прочитать строки Бориса Заходера.

Течет река издалека….

Течет река…, течет река…

Как хорошо, когда река

И широка и глубока!

Над ней - пышнее облака,

Свежей дыханье ветерка,

Стройней и выше лес над ней,

И луг прибрежный зеленей.

В конце звучит песня Зыкиной.


VI Домашнее задание .(слайд№33)

Нанести на контурной карте крупные реки

Подобрать загадки, пословицы, поговорки о реках.

Выписать в тетрадь реки – рекордсмены, используя учебник и карты.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!