Урок по теме «Закон Кулона. Единица электрического заряда». 10 класс
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: парная самостоятельная работа.
Технологии: парная работа, частично-поисковый метод, ИКТ-технологии.
Время проведения: март
Оборудование: учебники 10 класса, мел, доска, калькуляторы, мультимедийный комплекс, диск видеоуроки, тестовый материал.
Цели урока:
1). Продолжать формирование навыка работы с учебником, извлечения и отбора материала учебника. Научить учащихся решать задачи по теме урока, использовать знания в различных ситуациях.
2). Развитие у школьников творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; Развитие познавательного интереса.
3). Воспитание толерантности при работе в паре.
Задачи урока:
УЧЕБНАЯ: изучить и закрепить знания по теме «Закон Кулона. Единица электрического заряда»; научить использовать закон Кулона для решения задач.
РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие логического мышления в процессе самостоятельной работы с учебником, расширение кругозора.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – аккуратность и точность в выполнении самостоятельной работы, умения работать в группе.
Подготовительная работа: наэлектризованные надутые шары, прикрепленные к стенам класса, надутые шары, эбонитовая, стеклянная палочки, гильза на нити, штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, кусочки шелка и шерсти, тестовый материал.
План урока.
Вступительное слово учителя
Быстрое повторение домашнего задание: экспериментальное творческое задание парам.
3. Частично-поисковая работа с учебником в парах с выводами у доски.
4. Решение задач по теме урока.
5. Тест по теме урока
6. Итоги урока.
Ход урока.
Начало урока. Настрой класса на работу. Рассадить по парам. Перед уроком часть шаров наэлектризовать и прикрепить их к стенам.
Вопрсы:
А можно ли узнать, почему шар прилепился к стене? Как это сделать? – задание первой паре
Как узнать заряд шара? Придумать способ определения заряда шара – задание второй группе.
Можно ли зарядить второй шар, имея заряженный первый? – задание третьей группе.
Подготовка – 3-4 минуты, ответы – 2-3 минуты.
Дополнительные вопросы:
Что называют электрическим зарядом?
Назовите виды зарядов.
Как ведут себя одноименные заряды? Разноименные заряды?
Что называется электризацией?
2) Крючок. Рассмотрим взаимодействие заряженных тел на примере заряженной гильзы и натертой о шелк стеклянной палочки.
В каком состоянии находится заряженная гильза? (Покой)
Что означает состояние покоя? (Скорость =0)
Что происходит с гильзой, когда к ней подносят наэлектризованную палочку? (Двигаться)
Как движется гильза (равноускоренно)
Почему гильза начинает двигаться равноускоренно (действует сила)
А какая это сила? Как называется сила? Можем ли мы ее подсчитать?
Презентация
Впервые эту силу оценил в 1785 году Шарль Кулон. Силу назвали в честь этого ученого. Как назовем эту силу?
Назовите тему сегодняшнего урока. Кулоновская сила. А формулу, выражающую зависимость величины силы Кулона называется законом Кулона.
Что мы должны знать об этой силе? Попробуйте задать вопросы, на которые мы должны будем ответить на уроке.
Это и будут целями нашего урока
- Как может быть направлена? (Рассмотреть направление сил при взаимодействии одноименных зарядов, разноименных зарядов).
- Формула для определения силы Кулона. От чего и как зависит сила Кулона
- Единицы измерения силы Кулона.
- Для каких тел можно применять закон Кулона?
3). А где мы можем почерпнуть эти знания? (В учебнике)
Откройте учебник, найдите параграф «Закон Кулона» (§ ), найдите ответы на эти вопросы. По ходу прочтения материала параграфа в тетрадях делайте записи.
У доски ответить на поставленные вопросы (каждый по одному вопросу).
Рассмотрим направления силы. Оказывается, между зарядами возникает не одна сила, а две( т.к. это действие взаимно).
Приложены к разным телам (зарядам);
равны по модулю;
направлены вдоль одной прямой;
в зависимости от знаков заряженных тел (разноименные заряды притягиваются – значит, силы направлены навстречу друг другу; одноименные заряды отталкиваются, а значит, силы направлены в противоположные стороны)
II. Рассмотреть формулу:
- почему заряды стоят под знаком модуля? (Сила не зависит от знака зарядов) -- как зависит сила взаимодействия от величин зарядов? (прямо пропорционально)
- как зависит сила взаимодействия от расстояния между ними? (обратно пропорционально квадрату расстояния между ними)
Примеры на зависимость силы от величины заряда и расстояния между ними:
Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если первый заряд увеличить в 2 раза?
Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если второй заряд уменьшить в 2 раза?
Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами увеличить в 2 раза?
Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами уменьшить в 4 раза?
III.Единицы измерения силы Кулона – 1 Ньютон
IV. Применима только к точечным зарядам. Что такое точечный заряд?
4) Задание классу – получить выражения из формулы закона Кулона для величин – заряд 1, заряд 2, расстояние между ними, коэффициент пропорциональности.
На доске записать формулы.
О законе Кулона мы очень подробно поговорили и многое выяснили. А теперь наши знания позволят решать задачи на применение закона Кулона? Или недостаточно материала, изученного до сих пор? (Мы не знаем величину коэффициента пропорциональности)
5). Разбор формулы для коэффициента. ВИДЕО
И еще о чем сегодня мне хотелось бы вам сказать. До сих пор мы говорили об единицах электрического заряда, но не определяли эту величину количественно.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от слайда)
Слайд о силе взаимодействия и единице кулоновского заряда.
Итоги урока.
Какие новые знания вы сегодня узнали? Определите для себя одним словом, как вы поняли этот материал?
Домашнее задание.
По итогам урока тестовая работа
,