СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме Закон Кулона, 10 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока физики по теме "Закон Кулона", 10 класс.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме Закон Кулона, 10 класс»

Урок по теме «Закон Кулона. Единица электрического заряда». 10 класс


Тип урока: изучение нового материала.


Вид: парная самостоятельная работа.


Технологии: парная работа, частично-поисковый метод, ИКТ-технологии.

Время проведения: март


Оборудование: учебники 10 класса, мел, доска, калькуляторы, мультимедийный комплекс, диск видеоуроки, тестовый материал.

Цели урока:

1). Продолжать формирование навыка работы с учебником, извлечения и отбора материала учебника. Научить учащихся решать задачи по теме урока, использовать знания в различных ситуациях.

2). Развитие у школьников творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; Развитие познавательного интереса.

3). Воспитание толерантности при работе в паре.


Задачи урока:

  1. УЧЕБНАЯ: изучить и закрепить знания по теме «Закон Кулона. Единица электрического заряда»; научить использовать закон Кулона для решения задач.

  2. РАЗВИВАЮЩАЯ – развитие логического мышления в процессе самостоятельной работы с учебником, расширение кругозора.

  3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – аккуратность и точность в выполнении самостоятельной работы, умения работать в группе.


Подготовительная работа: наэлектризованные надутые шары, прикрепленные к стенам класса, надутые шары, эбонитовая, стеклянная палочки, гильза на нити, штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, кусочки шелка и шерсти, тестовый материал.


План урока.


  1. Вступительное слово учителя

  2. Быстрое повторение домашнего задание: экспериментальное творческое задание парам.

3. Частично-поисковая работа с учебником в парах с выводами у доски.

4. Решение задач по теме урока.

5. Тест по теме урока

6. Итоги урока.


Ход урока.


  1. Начало урока. Настрой класса на работу. Рассадить по парам. Перед уроком часть шаров наэлектризовать и прикрепить их к стенам.

Вопрсы:



А можно ли узнать, почему шар прилепился к стене? Как это сделать? – задание первой паре

Как узнать заряд шара? Придумать способ определения заряда шара – задание второй группе.

Можно ли зарядить второй шар, имея заряженный первый? – задание третьей группе.

Подготовка – 3-4 минуты, ответы – 2-3 минуты.


Дополнительные вопросы:

    1. Что называют электрическим зарядом?

    2. Назовите виды зарядов.

    3. Как ведут себя одноименные заряды? Разноименные заряды?

    4. Что называется электризацией?


2) Крючок. Рассмотрим взаимодействие заряженных тел на примере заряженной гильзы и натертой о шелк стеклянной палочки.

В каком состоянии находится заряженная гильза? (Покой)

Что означает состояние покоя? (Скорость =0)

Что происходит с гильзой, когда к ней подносят наэлектризованную палочку? (Двигаться)

Как движется гильза (равноускоренно)

Почему гильза начинает двигаться равноускоренно (действует сила)

А какая это сила? Как называется сила? Можем ли мы ее подсчитать?

Презентация

Впервые эту силу оценил в 1785 году Шарль Кулон. Силу назвали в честь этого ученого. Как назовем эту силу?

Назовите тему сегодняшнего урока. Кулоновская сила. А формулу, выражающую зависимость величины силы Кулона называется законом Кулона.

Что мы должны знать об этой силе? Попробуйте задать вопросы, на которые мы должны будем ответить на уроке.


Это и будут целями нашего урока

- Как может быть направлена? (Рассмотреть направление сил при взаимодействии одноименных зарядов, разноименных зарядов).



- Формула для определения силы Кулона. От чего и как зависит сила Кулона


- Единицы измерения силы Кулона.


- Для каких тел можно применять закон Кулона?


3). А где мы можем почерпнуть эти знания? (В учебнике)

Откройте учебник, найдите параграф «Закон Кулона» (§ ), найдите ответы на эти вопросы. По ходу прочтения материала параграфа в тетрадях делайте записи.


  1. У доски ответить на поставленные вопросы (каждый по одному вопросу).

  1. Рассмотрим направления силы. Оказывается, между зарядами возникает не одна сила, а две( т.к. это действие взаимно).

  2. Приложены к разным телам (зарядам);

  3. равны по модулю;

  4. направлены вдоль одной прямой;

  5. в зависимости от знаков заряженных тел (разноименные заряды притягиваются – значит, силы направлены навстречу друг другу; одноименные заряды отталкиваются, а значит, силы направлены в противоположные стороны)



II. Рассмотреть формулу:

- почему заряды стоят под знаком модуля? (Сила не зависит от знака зарядов) -- как зависит сила взаимодействия от величин зарядов? (прямо пропорционально)

- как зависит сила взаимодействия от расстояния между ними? (обратно пропорционально квадрату расстояния между ними)


Примеры на зависимость силы от величины заряда и расстояния между ними:

  • Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если первый заряд увеличить в 2 раза?

  • Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если второй заряд уменьшить в 2 раза?

  • Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами увеличить в 2 раза?

  • Как изменится сила кулоновского взаимодействия, если расстояние между зарядами уменьшить в 4 раза?


III.Единицы измерения силы Кулона – 1 Ньютон

IV. Применима только к точечным зарядам. Что такое точечный заряд?



4) Задание классу – получить выражения из формулы закона Кулона для величин – заряд 1, заряд 2, расстояние между ними, коэффициент пропорциональности.

На доске записать формулы.






О законе Кулона мы очень подробно поговорили и многое выяснили. А теперь наши знания позволят решать задачи на применение закона Кулона? Или недостаточно материала, изученного до сих пор? (Мы не знаем величину коэффициента пропорциональности)


5). Разбор формулы для коэффициента. ВИДЕО




И еще о чем сегодня мне хотелось бы вам сказать. До сих пор мы говорили об единицах электрического заряда, но не определяли эту величину количественно.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (от слайда)

Слайд о силе взаимодействия и единице кулоновского заряда.


  1. Итоги урока.

Какие новые знания вы сегодня узнали? Определите для себя одним словом, как вы поняли этот материал?


  1. Домашнее задание.



  1. По итогам урока тестовая работа


,



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!