СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по зоологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология критического мыщления. Хорошо подходит для изучения отрядов, прекрасно мотивирует обучающихся на самостоятельную домашнюю работу по поиску дополнительного материала.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по зоологии»

Биология 7класс













План-конспект урока

(технология критического мышления)

Отряд «Хоботные»

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1

г.о. Звенигород

Московской области


Шарина Н.В.















7 класс ЗООЛОГИЯ

Тема: Отряд ХОБОТНЫЕ

ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о разнообразие животного мира; систематизировать знание об основных особенностях представителей класса млекопитающих.

ЗАДАЧИ: Обучающие

  1. Изучить особенности отряда Хоботные

  2. Сформировать умение работать с текстом, выбирать главное, составлять конспект.

  3. Учить анализировать, обобщать и систематизировать.



Развивающие

  1. Развивать творческую деятельность

  2. Развивать критическое мышление.

  3. Развивать коммуникативные компетенции: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, четко формулировать и доказывать свою мысль.

Воспитательные

  1. Воспитать в учащихся уверенность в своих силах.

  2. Воспитание у учащихся исследовательской и коммуникативной культуры





ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Для каждого ученика необходимо заготовить: текст, матрицу таблицы.

  2. Учителю потребуются цветные мелки.

  3. Столы расставить для групповой работы и на каждый стол положить маркеры, чистый лист.











ПЛАН УРОКА

ПО ТЕМЕ «ХОБОТНЫЕ»

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики освещены в ряде публикаций и включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления. 

I этап. Стадия вызова (15 минут)

 Первая стадия - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; Для этого используют различные приемы: прием мозговой атаки, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.  

Класс делится на 3-5 группы ( в зависимости от кол-ва и способностей обучающихся). Учитель предлагает тему урока и записывает ее на доске, после чего напоминает что все хоть раз в жизни видели живого слона или смотрели фильмы про жизнь этого замечательного животного «…давайте вспомним все, что мы знаем о слонах, или нам кажется, что знаем..»

1 э т а п: группам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; Работа в группах с фиксацией идей на бумаге.

Рекомендации:

Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;

2 э т а п: Обмен информацией (выступление представителя или руководителя группы) Жесткий лимит времени на 2-м этапе 5-7 минут

1. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; Хорошо, когда возникает небольшой диспут, если такого не происходит, учитель должен задавать вопросы уточняющего и направляющего характера.

2. Оперативная запись высказанных предложений. Даже если они неверные или попросту смешные. Можно использовать цветные мелки для фиксации разным цветом ответов каждой группы. Запись на доске в виде тезисов.

II этап. Стадия смысловая или «Пометки на полях»(10 минут)

Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами. 


« …я прошу вас прочитать статью «Таланты и поклонники» Игоря Акимушкина. Когда вы будите ее читать нужно на полях делать пометки V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

Рекомендации:

Хорошо сделать краткую запись об этом на доске или на отдельном плакате

Лимит времени 7-10 минут.



III этап. Стадия рефлексии.(10-20 минут)

Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, таблицы.


«…теперь когда вы прочитали статью остановитесь и подумайте о том, что вы прочитали.

Перечитайте статью еще раз, обращая внимание на свои пометки и заполните таблицу…»


V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...


Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».

Лимит времени 7 минут


«Посмотрите на список того, что вы знали или думали, что знаете о слонах. Какие знания подтвердились, а какие оказались неверными? Какие вопросы вас удивили и заинтересовали?...»


Учитель работает у доски с тезисами записанными на 1 этапе урока. Работает белым мелом (тогда очень наглядно видно, что ребята узнали нового; при желании можно поставить оценки группе, чьи знания первоначально были наиболее верными): неверные высказывания стираются, а на их место записывается новая информация.

Здесь очень важно организовать дискуссию, по мере необходимости возвращая учащихся к тексту.

Особое внимание следует уделить обсуждению колонки «?» (хотелось бы узнать больше) и обсудить , где можно раздобыть информацию по интересующему вопросу.


IV этап Д/З.

  1. Параграф школьного учебника.

  2. Вопросы колонки «?» распределяю между «сильными» обучающимися, как индивидуальное задание к следующему уроку.

  3. Творческое задание всем желающим : либо написать эссе (Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.

10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.


либо синквейн.


Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:

1) инструмента для синтезирования сложной информации;

2) способа оценки понятийного багажа учащихся;

3) средства развития творческой выразителности.


Правила написания синквейна:

1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);

2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);

3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);

4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);

5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).



Обычно такие уроки не оставляют ребят равнодушными. Класс активен, эмоционально оживлен. У каждого ученика появляется шанс проявить себя. И на следующий урок обязательно найдется несколько учеников, которые добудут интересную дополнительную информацию о слонах.


ВАЖНО ПОМНИТЬ:

  1. Предложенный текст должен быть интересным и содержать максимум информации.

  2. О том, что дисциплина и благоприятный микроклимат – условие успешного урока и создается учителем.

  3. Правила и культуру ведения дискуссии.



СЛОЖНОСТИ:

  1. Трудно уложится во время урока, сколько бы его не было отведено, если текст интересен.

  2. Подготовка к уроку занимает много времени.

  3. Необходимо обеспечить каждого ученика печатным текстом и напечатанной таблицей.












Фотография http://animal-photos.ru/elephants/page/2/


http://konf-sot-2011.ucoz.ru

http://wiki.kspu.karelia.ru

Текст для чтения http://animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000055/st043.shtml





Библиография:

  1. Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.

  2. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука, 1996.

  3. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

  4. Канеман Д., Словик П., Тверски А. (ред.) Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. — Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии, «Гуманитарный Центр», 2005.

  5. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.

  6. Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998.

  7. Поппер К. Р. Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004.

  8. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.

  9. Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004.

  10. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.

  11. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997.

  12. Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. — М.: Русский Двор, 1998.

  13. Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.

  14. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

  15. Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999.

  16. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997.

  17. Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2002.

  18. ВикипедиЯ









Текст

Таланты и поклонники

Европейское имя слона "элефант" с разными местными и национальными вариациями в произношении ведет начало свое от древнего санскритского названия слона "ифа". Семиты прибавили к нему свой артикль "эль", и получился "эль-ифа". В греческом языке свершилось новое небольшое преобразование - "элифас", а в латинском - "элефантус". В таком виде это слово и вошло в науку и европейские языки (с небольшими изменениями).

Максимальный рост самцов африканского слона до 4 метров, вес до 7 тонн. Средний вес 3-5 тонн, а самок - 2. Самая высокая точка тела - плечи.

Рост индийских слонов до 3 метров и вес до 5 тонн. Самая высокая точка - макушка головы.

У африканского слона уши огромные: Карл Экли из одного уха сделал стол. Диаметр его был 2,5 метра, за ним удобно могли разместиться восемь человек!

Уши индийских слонов сравнительно неболбшие.

У африканских слоних есть бивни, правда, менее крупные, чем у самцов. Бивни самцов огромны - двух-трехметровые. Рекорд - 4,1 метра (весили они 148 килограммов), Длина и вес бивней не всегда соответствуют: самые тяжелые бивни были у слона, убитого в 1898 году у Килиманджаро, - 225 килограммов в обоих клыках!

У индийских слоних нет бивней, а если у некоторых есть, то снаружи они не видны. У самцов бивни длиной метр-полтора.

Во времена исторические, около двух тысяч лет назад, жили африканские слоны в лесах и степях всей Африки, от севера до юга, даже в Египте и других пограничных с ним странах. Сейчас в Южной Африке, кроме парка Крюгера, слонов нет, нет их и севернее Южного Судана.

Дикие индийские слоны живут в джунглях Индии, Цейлона (тут их осталось, по-видимому, не больше тысячи), Бирмы, Индокитая, Юго-Восточного Китая, а также на Суматре. Очень немного слонов на Калимантане - сюда завезли их, очевидно, несколько столетий назад. Обитали слоны и в Передней Азии, но давно там истреблены.

Живут слоны стадами. В стаде 15-30 слоних со слонятами, молодых слонов и обычно один старый слон. Вожаки, как правило, старые слонихи. Такое стадо - одна большая семья, в нем все близкие родственники. В Африке в стада иногда собираются вместе до нескольких сот и даже тысяч слонов.

Слонихи рожают одного, реже двух слонят. Они очень крупные - весом около центнера, ростом в метр. Сосут молоко и пьют воду первое время ртом, а не хоботом. Растут долго: первые три года - 5-8 сантиметров в год, затем по 20-25. Это в высоту. Только в восемь-двенадцать лет они сами могут стать родителями. А полный рост и возмужание - к 25 годам. Стадо, окружив новорожденного, дня два ждет, не снимается с места, пока он не окрепнет. Первые дни слоненок ходит под брюхом у матери. Когда надо быстро убегать, она подхватывает его хоботом и несет. А если мать нерадивая, неопытная, малыша усыновляет старая слониха

Продолжительность жизни у слонов - как у человека. Каждая слониха за 50-70 лет четыре-пять раз бывает матерью.

В обычае у слонов и спать стоя. Особенно у старых. Молодые нередко спят лежа на боку, вытянув ноги и хобот. Но индийские слоны спят или дремлют и лежа на животе, вытянув передние ноги вперед.

Старый африканский слон, когда спит стоя, тяжелые бивни кладет обычно на суки дерева или термитник. В неволе упирает их в стену или в проемы решетки.

После человека и человекообразных обезьян, пожалуй, самое умное существо на земле - слон. Так утверждают многие.

Память у слонов великолепная. Даже музыкальная: из двенадцати чистых тонов, на которые его дрессировали, один слон и через год узнавал девять! Человека, который обошелся с ним плохо или хорошо, помнят всю жизнь. Помнят даже ситуации и местность, в которых с ними приключились несчастья или, наоборот, приятные происшествия. Как-то, дело было перед второй мировой войной в Дрезденском зоопарке, африканский слон Джамбо заболел животом. Его перевели на строгую диету, но он всегда ухитрялся вырвать лакомый кусочек у одной из индийских слоних, которые жили вместе с ним. Заметив это, доктор Ганс Пецш сделал так: в горбушку хлеба вложил горькое лекарство и протянул ее слонихе. Джамбо быстро подошел, вырвал горбушку, проглотил и... пришел в бешенство. С тех пор доктору нельзя было показаться на глаза злопамятному слону. Он сейчас же собирал хоботом камни и швырял их в своего обидчика удивительно метко и сильно.

Ямы, которые в засуху роют слоны в ложбинах и на дне пересохших озер, спасают от гибели многих диких животных Африки. Тут африканский слон - благодетель и спаситель страдающего от жажды дикого зверья саванны. Слоны пьют много: сто-двести литров в день (во всяком случае, в зоопарках). Воду набирают в хобот, литров десять-двадцать, и выливают ее в рот. Но слонята первый год жизни хоботом пить воду не умеют и сосут ее ртом, встав перед водоемом на колени.

Реки слоны переходят вброд по дну, выставив над водой лишь концы хоботов, точно перископы. Но и плавают отлично. Большую часть жизни слоны проводят на ногах и почти всегда в пути. Неторопливо бредут, объедают ветви деревьев и кору

С удивительной легкостью этот неуклюжий на вид зверь идет по равнине, карабкается по крутым горам (слонят взрослые заботливо поддерживают хоботами!). Слон на "подбитых каучуком" подошвах - его ступни опираются на подушки эластичной ткани - пробирается через чащу бесшумно, как кролик (лишь громкое бурчание в животе часто выдает его). Горящая степь для него не преграда и снега Килиманджаро - тоже: видели, как слоны спокойно маршировали через то и другое. По болоту он ходит едва ли не лучше всех других животных.

Страх и ужас, паника и трубный рев - истеричная реакция слонов, оставленных один на один с мышами и крысами. Об этом написано много. Но странно, ни в Африке, ни в Индии, нигде как будто бы никто и не слышал о мышебоязни, приписанной молвой толстокожим исполинам. И некоторые эксперименты эту молву опровергают.

Серую мышь, привязанную за хвост, Бернгард Гржимек подсунул однажды прямо под головы пяти слонам. Паники никакой не случилось. Английский зоолог Бенедикт, желая проверить и эту версию, посадил мышь прямо на хобот слону. Не только страха - вообще никакой эмоции слона на эту диверсию он не заметил. Однако подметил другое: всякие шорохи и шуршание, которые производят мыши, бегая, например, по бумаге, пугают и настораживают слонов. Так опасны ли мыши и крысы слонам? Возможно, именно потому и опасны, что слоны не знают страха перед ними, и грызуны, пользусь этим, калечат сонных богатырей, обгрызая подошвы ног.

Еще одна нерешенная загадка - внезапное безумство или просто бешеная ярость, которая порой одолевает слонов. И тогда такой слон-амок, или, как называют его в Индии, роуг, одержимый неукротимой жаждой разрушения и убийства, сметает все на своем пути. Один бешеный слон бросился в лобовую атаку на паровоз и разбил свою буйную голову.

Действительное ли это бешенство, причиненное вирусом, опьянение некоторыми алкогольными или ядовитыми растениями, ярость ли от боли после укусов змей и пчел? Или его вызывают иные причины? Пока еще не ясно.