Биология 7класс
План-конспект урока
(технология критического мышления)
Отряд «Хоботные»
Учитель биологии
МОУ СОШ № 1
г.о. Звенигород
Московской области
Шарина Н.В.

7 класс ЗООЛОГИЯ
Тема: Отряд ХОБОТНЫЕ
ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся представление о разнообразие животного мира; систематизировать знание об основных особенностях представителей класса млекопитающих.
ЗАДАЧИ: Обучающие
Изучить особенности отряда Хоботные
Сформировать умение работать с текстом, выбирать главное, составлять конспект.
Учить анализировать, обобщать и систематизировать.
Развивающие
Развивать творческую деятельность
Развивать критическое мышление.
Развивать коммуникативные компетенции: умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, четко формулировать и доказывать свою мысль.
Воспитательные
Воспитать в учащихся уверенность в своих силах.
Воспитание у учащихся исследовательской и коммуникативной культуры
ОБОРУДОВАНИЕ:
Для каждого ученика необходимо заготовить: текст, матрицу таблицы.
Учителю потребуются цветные мелки.
Столы расставить для групповой работы и на каждый стол положить маркеры, чистый лист.
ПЛАН УРОКА
ПО ТЕМЕ «ХОБОТНЫЕ»
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Основы методики освещены в ряде публикаций и включают в себя три стадии. Это стадии вызова, осмысления и размышления.
I этап. Стадия вызова (15 минут)
Первая стадия - актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает интерес к теме; Для этого используют различные приемы: прием мозговой атаки, наработка различных версий в отношении изучаемого материала. На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.
Класс делится на 3-5 группы ( в зависимости от кол-ва и способностей обучающихся). Учитель предлагает тему урока и записывает ее на доске, после чего напоминает что все хоть раз в жизни видели живого слона или смотрели фильмы про жизнь этого замечательного животного «…давайте вспомним все, что мы знаем о слонах, или нам кажется, что знаем..»
1 э т а п: группам предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме; Работа в группах с фиксацией идей на бумаге.
Рекомендации:
Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2 э т а п: Обмен информацией (выступление представителя или руководителя группы) Жесткий лимит времени на 2-м этапе 5-7 минут
1. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются; Хорошо, когда возникает небольшой диспут, если такого не происходит, учитель должен задавать вопросы уточняющего и направляющего характера.
2. Оперативная запись высказанных предложений. Даже если они неверные или попросту смешные. Можно использовать цветные мелки для фиксации разным цветом ответов каждой группы. Запись на доске в виде тезисов.
II этап. Стадия смысловая или «Пометки на полях»(10 минут)
Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем "текст" следует понимать достаточно широко, это может быть исторический документ или любой другой исторический источник, а также - речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы - чтение текста с остановками, маркировка текста символами.
« …я прошу вас прочитать статью «Таланты и поклонники» Игоря Акимушкина. Когда вы будите ее читать нужно на полях делать пометки V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
Рекомендации:
Хорошо сделать краткую запись об этом на доске или на отдельном плакате
Лимит времени 7-10 минут.
III этап. Стадия рефлексии.(10-20 минут)
Третья стадия - размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу. На данной стадии возможно проведение дискуссии, написание исторического сочинения, эссе, фиксация рассмотренного материала в виде собственных выводов, записей в тетради, составления схемы, таблицы.
«…теперь когда вы прочитали статью остановитесь и подумайте о том, что вы прочитали.
Перечитайте статью еще раз, обращая внимание на свои пометки и заполните таблицу…»
V «галочка» (то, что уже известно) | знак «минус» (то, что противоречит представлению) | + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) | ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше) |
... | ... | ... | ... |
... | ... | ... | ... |
Дополнительно можно предложить детям еще 2 графы – «источники информации», «что осталось не раскрыто».
Лимит времени 7 минут
«Посмотрите на список того, что вы знали или думали, что знаете о слонах. Какие знания подтвердились, а какие оказались неверными? Какие вопросы вас удивили и заинтересовали?...»
Учитель работает у доски с тезисами записанными на 1 этапе урока. Работает белым мелом (тогда очень наглядно видно, что ребята узнали нового; при желании можно поставить оценки группе, чьи знания первоначально были наиболее верными): неверные высказывания стираются, а на их место записывается новая информация.
Здесь очень важно организовать дискуссию, по мере необходимости возвращая учащихся к тексту.
Особое внимание следует уделить обсуждению колонки «?» (хотелось бы узнать больше) и обсудить , где можно раздобыть информацию по интересующему вопросу.
IV этап Д/З.
Параграф школьного учебника.
Вопросы колонки «?» распределяю между «сильными» обучающимися, как индивидуальное задание к следующему уроку.
Творческое задание всем желающим : либо написать эссе (Различают 5-минутное эссе, 10-минутное эссе, а также более продолжительные и трудоемкие сочинения.
10-минутное эссе. После чтения (прослушивания) и общего обсуждения текста учащимся предлагается организовать свои мысли с помощью 10-минутного эссе (по методике свободного письма). Для этого учитель просит в течение 10 минут писать на предложенную тему. Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.
5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:
1) написать, что они узнали по новой теме;
2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.
либо синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами, обычно глаголами);
4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы).
Обычно такие уроки не оставляют ребят равнодушными. Класс активен, эмоционально оживлен. У каждого ученика появляется шанс проявить себя. И на следующий урок обязательно найдется несколько учеников, которые добудут интересную дополнительную информацию о слонах.
ВАЖНО ПОМНИТЬ:
Предложенный текст должен быть интересным и содержать максимум информации.
О том, что дисциплина и благоприятный микроклимат – условие успешного урока и создается учителем.
Правила и культуру ведения дискуссии.
СЛОЖНОСТИ:
Трудно уложится во время урока, сколько бы его не было отведено, если текст интересен.
Подготовка к уроку занимает много времени.
Необходимо обеспечить каждого ученика печатным текстом и напечатанной таблицей.
Фотография http://animal-photos.ru/elephants/page/2/
http://konf-sot-2011.ucoz.ru
http://wiki.kspu.karelia.ru
Текст для чтения http://animalkingdom.su/books/item/f00/s00/z0000055/st043.shtml
Библиография:
Альберт Х. Трактат о критическом разуме / Пер с нем. — М.: Едиториал УРСС, 2003.
Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. / Пер. с англ. — СПб.: Азбука, 1996.
Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х тт. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.
Канеман Д., Словик П., Тверски А. (ред.) Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Пер. с англ. — Харьков: Изд-во Институт прикладной психологии, «Гуманитарный Центр», 2005.
МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2001.
Плаус С. Психология оценки и принятия решений / Перевод с англ. — М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1998.
Поппер К. Р. Логика научного исследования. — М.: Республика, 2004.
Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 2002.
Поппер К. Р. Предположения и опровержения: Рост научного знания. — М.: ООО «Издательство ACT»: ЗАО НПЛ «Ермак», 2004.
Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. — М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997.
Фоллмер Г. Эволюционная теория познания: врождённые структуры познания в контексте биологии, психологии, лингвистики, философии и теории науки. — М.: Русский Двор, 1998.
Халперн Д. Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000.
Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход. / Пер. с англ. — СПб.: Сова; М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
Эллис А. Психотренинг по методу Альберта Эллиса. — СПб.: Питер Ком, 1999.
Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику! — СПб.: Питер Пресс, 1997.
Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии. 2-е изд. / Пер. с англ. — СПб.: Речь, 2002.
ВикипедиЯ
Текст
Таланты и поклонники
Европейское имя слона "элефант" с разными местными и национальными вариациями в произношении ведет начало свое от древнего санскритского названия слона "ифа". Семиты прибавили к нему свой артикль "эль", и получился "эль-ифа". В греческом языке свершилось новое небольшое преобразование - "элифас", а в латинском - "элефантус". В таком виде это слово и вошло в науку и европейские языки (с небольшими изменениями).
Максимальный рост самцов африканского слона до 4 метров, вес до 7 тонн. Средний вес 3-5 тонн, а самок - 2. Самая высокая точка тела - плечи.
Рост индийских слонов до 3 метров и вес до 5 тонн. Самая высокая точка - макушка головы.
У африканского слона уши огромные: Карл Экли из одного уха сделал стол. Диаметр его был 2,5 метра, за ним удобно могли разместиться восемь человек!
Уши индийских слонов сравнительно неболбшие.
У африканских слоних есть бивни, правда, менее крупные, чем у самцов. Бивни самцов огромны - двух-трехметровые. Рекорд - 4,1 метра (весили они 148 килограммов), Длина и вес бивней не всегда соответствуют: самые тяжелые бивни были у слона, убитого в 1898 году у Килиманджаро, - 225 килограммов в обоих клыках!
У индийских слоних нет бивней, а если у некоторых есть, то снаружи они не видны. У самцов бивни длиной метр-полтора.
Во времена исторические, около двух тысяч лет назад, жили африканские слоны в лесах и степях всей Африки, от севера до юга, даже в Египте и других пограничных с ним странах. Сейчас в Южной Африке, кроме парка Крюгера, слонов нет, нет их и севернее Южного Судана.
Дикие индийские слоны живут в джунглях Индии, Цейлона (тут их осталось, по-видимому, не больше тысячи), Бирмы, Индокитая, Юго-Восточного Китая, а также на Суматре. Очень немного слонов на Калимантане - сюда завезли их, очевидно, несколько столетий назад. Обитали слоны и в Передней Азии, но давно там истреблены.
Живут слоны стадами. В стаде 15-30 слоних со слонятами, молодых слонов и обычно один старый слон. Вожаки, как правило, старые слонихи. Такое стадо - одна большая семья, в нем все близкие родственники. В Африке в стада иногда собираются вместе до нескольких сот и даже тысяч слонов.
Слонихи рожают одного, реже двух слонят. Они очень крупные - весом около центнера, ростом в метр. Сосут молоко и пьют воду первое время ртом, а не хоботом. Растут долго: первые три года - 5-8 сантиметров в год, затем по 20-25. Это в высоту. Только в восемь-двенадцать лет они сами могут стать родителями. А полный рост и возмужание - к 25 годам. Стадо, окружив новорожденного, дня два ждет, не снимается с места, пока он не окрепнет. Первые дни слоненок ходит под брюхом у матери. Когда надо быстро убегать, она подхватывает его хоботом и несет. А если мать нерадивая, неопытная, малыша усыновляет старая слониха
Продолжительность жизни у слонов - как у человека. Каждая слониха за 50-70 лет четыре-пять раз бывает матерью.
В обычае у слонов и спать стоя. Особенно у старых. Молодые нередко спят лежа на боку, вытянув ноги и хобот. Но индийские слоны спят или дремлют и лежа на животе, вытянув передние ноги вперед.
Старый африканский слон, когда спит стоя, тяжелые бивни кладет обычно на суки дерева или термитник. В неволе упирает их в стену или в проемы решетки.
После человека и человекообразных обезьян, пожалуй, самое умное существо на земле - слон. Так утверждают многие.
Память у слонов великолепная. Даже музыкальная: из двенадцати чистых тонов, на которые его дрессировали, один слон и через год узнавал девять! Человека, который обошелся с ним плохо или хорошо, помнят всю жизнь. Помнят даже ситуации и местность, в которых с ними приключились несчастья или, наоборот, приятные происшествия. Как-то, дело было перед второй мировой войной в Дрезденском зоопарке, африканский слон Джамбо заболел животом. Его перевели на строгую диету, но он всегда ухитрялся вырвать лакомый кусочек у одной из индийских слоних, которые жили вместе с ним. Заметив это, доктор Ганс Пецш сделал так: в горбушку хлеба вложил горькое лекарство и протянул ее слонихе. Джамбо быстро подошел, вырвал горбушку, проглотил и... пришел в бешенство. С тех пор доктору нельзя было показаться на глаза злопамятному слону. Он сейчас же собирал хоботом камни и швырял их в своего обидчика удивительно метко и сильно.
Ямы, которые в засуху роют слоны в ложбинах и на дне пересохших озер, спасают от гибели многих диких животных Африки. Тут африканский слон - благодетель и спаситель страдающего от жажды дикого зверья саванны. Слоны пьют много: сто-двести литров в день (во всяком случае, в зоопарках). Воду набирают в хобот, литров десять-двадцать, и выливают ее в рот. Но слонята первый год жизни хоботом пить воду не умеют и сосут ее ртом, встав перед водоемом на колени.
Реки слоны переходят вброд по дну, выставив над водой лишь концы хоботов, точно перископы. Но и плавают отлично. Большую часть жизни слоны проводят на ногах и почти всегда в пути. Неторопливо бредут, объедают ветви деревьев и кору
С удивительной легкостью этот неуклюжий на вид зверь идет по равнине, карабкается по крутым горам (слонят взрослые заботливо поддерживают хоботами!). Слон на "подбитых каучуком" подошвах - его ступни опираются на подушки эластичной ткани - пробирается через чащу бесшумно, как кролик (лишь громкое бурчание в животе часто выдает его). Горящая степь для него не преграда и снега Килиманджаро - тоже: видели, как слоны спокойно маршировали через то и другое. По болоту он ходит едва ли не лучше всех других животных.
Страх и ужас, паника и трубный рев - истеричная реакция слонов, оставленных один на один с мышами и крысами. Об этом написано много. Но странно, ни в Африке, ни в Индии, нигде как будто бы никто и не слышал о мышебоязни, приписанной молвой толстокожим исполинам. И некоторые эксперименты эту молву опровергают.
Серую мышь, привязанную за хвост, Бернгард Гржимек подсунул однажды прямо под головы пяти слонам. Паники никакой не случилось. Английский зоолог Бенедикт, желая проверить и эту версию, посадил мышь прямо на хобот слону. Не только страха - вообще никакой эмоции слона на эту диверсию он не заметил. Однако подметил другое: всякие шорохи и шуршание, которые производят мыши, бегая, например, по бумаге, пугают и настораживают слонов. Так опасны ли мыши и крысы слонам? Возможно, именно потому и опасны, что слоны не знают страха перед ними, и грызуны, пользусь этим, калечат сонных богатырей, обгрызая подошвы ног.
Еще одна нерешенная загадка - внезапное безумство или просто бешеная ярость, которая порой одолевает слонов. И тогда такой слон-амок, или, как называют его в Индии, роуг, одержимый неукротимой жаждой разрушения и убийства, сметает все на своем пути. Один бешеный слон бросился в лобовую атаку на паровоз и разбил свою буйную голову.
Действительное ли это бешенство, причиненное вирусом, опьянение некоторыми алкогольными или ядовитыми растениями, ярость ли от боли после укусов змей и пчел? Или его вызывают иные причины? Пока еще не ясно.