СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. подготовка к изложению с элементами сочинения "луковица с секретом" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка поможет учителю провести урок в 5 классее - изложение с элементами сочинения "Луковица с секретом"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. подготовка к изложению с элементами сочинения "луковица с секретом" 5 класс»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Пишем изложение с элементами сочинения

«Луковица с секретом»»

Цели:

образовательные:

- подготовить учащихся к написанию изложения;

- формировать умение анализировать текст по отрывкам (управляемое чтение), высказывать свое отношение к происходящим событиям и к поступкам героев;

- формировать умение устанавливать связи между содержанием текста и отбором языковых средств;

развивающие:

- развитие ассоциативного мышления и памяти;

- расширение кругозора учащихся;

- обогащение словарного запаса учащихся;

- развитие речи и творческих способностей;

воспитывающие:

- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру;

- воспитание внимательного отношения к слову.

Тип урока: урок-письмо.

Форма урока: на основе технологии развития критического развития мышления через чтение и письмо (работа с художественным текстом через управляемое чтение).

Оборудование на уроке: фотографии с изображением цветов.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке – изложение. Но не простое изложение, а с элементами сочинения.

- Как вы понимаете: «изложение с элементами сочинения»? (После написания изложения нужно будет выполнить творческое задание: ответить на вопрос, дополнить текст.)

- Верно. Нужно будет написать изложение, включить в него описание предмета, но еще вам самим нужно придумать концовку этого рассказа.

3. Стадия вызова. Прием «Ассоциативное мышление».

- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «радость»? (Мнения детей записываются на доске: улыбка, счастье, подарок, «пятерка»).

- Название рассказа, по которому напишем изложение, - «Луковица с радостью». Как вы думаете, о чем рассказ? (Дети высказывают свои предположения.)

4. Стадия осмысления.

- Давайте начнем работать над текстом и проверим, насколько вы правы. (Учитель читает текст по отрывкам, после чтения каждого отрывка идет его обсуждение по вопросам.)

1) Я долго ждала, когда папа вернется из командировки. И вот он приехал и привез большую луковицу, а мне сказал: «Доченька, в середине этой луковицы спрятана радость».

- Какое из слов-ассоциаций можно подобрать к этому предложению? (Подарок.)

- Что можно сказать об отношениях в этой семье? (В семье царит любовь, забота друг о друге. Дочка ждет отца с нетерпением. Папа привозит для нее подарок, ласково обращается к ней «доченька».)

- Как вы думаете, как поведет себя девочка?

* Думаю, что обрадуется, ведь подарок от чистого сердца.

* Считаю, что обрадуется, но и удивится: как это луковица может быть с секретом?

- Озаглавьте этот отрывок и запишите на черновике. (Мнения озвучиваются, но на доске никакой вариант не записывается, чтобы дети не воспринимали план на доске как образец – пусть у каждого будет свой. Например: «Подарок», «Луковица с секретом», «Необычный подарок».)

2) Я внимательно посмотрела на лежащую передо мной луковицу: «Она такая некрасивая, серая, невзрачная… Какую радость она может мне доставить?»

- Какова реакция девочки?

- Что вызвало ее недоумение? (Луковица некрасивая, серая, невзрачная. Она не может никому понравиться.)

- Можно ли сказать, что автор использует в этом отрывке прием контраста? (Да, можно. В пределах текста слова «некрасивая, серая, невзрачная» и слово «радость» воспринимаются как антонимы.)

- Почему автор именно такое начало выбрал для текста? (Прием интриги, загадки, нужно заинтересовать читателя, чтобы ему захотелось узнать, в чем секрет луковицы.)

- Как можно озаглавить отрывок? (Некрасивая луковица. Луковица с загадкой. Загадочная луковица.)

3) Мама посадила луковицу в горшочек и поставила его в темное место. Через некоторое время я увидела, что из земли пробился остренький желтый росточек. Мама переставила горшочек на окно, накрыла росточек бумажным колпачком, а окно занавесила.

- Слова какой части речи активно использует автор? (Глаголы, потому что они описывают действия мамы.)

- Как название дадим этому отрывку? (Маленький росточек.)

- Каково отношение к этому росточку? (Бережное, заботливое. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: росточек, остренький, горшочек, колпачком.)

4) Цветок рос и рос. И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик. Папа и мама с интересом поглядывали на цветок, но я так и не понимала, что же все-таки в нем такого необычного.

- Изменилось ли отношение девочки к цветку? (Она по-прежнему пребывала в недоумении, ее ожидания пока не оправдались.)

- Озаглавьте эту часть текста. (Например: «Ожидания не оправдались», «Что же в нем необычного?»)

5) И перед самым Новым годом он расцвел! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом! Как он был красив!

- С точки зрения композиции для чего необходима эта часть текста? (Это кульминация. Наконец-то, девочка поняла, что такое «луковица с радостью».)

- Озаглавим эту часть текста. (Красивый цветок.)

- Нужно включить в изложение описание гиацинта. (Показываю фотографии с изображением цветка.)

- Знаете ли вы о том, что в России гиацинты начали выращивать с 1730 года. В науке зафиксирован такой факт: одна луковица дала три разноцветных стрелки. На одной цветки были голубые, на другой – красные, на третьей – фиолетовые.

- Чтобы описание получилось красочным, ярким, эмоциональным, к помощи каких средств нужно обратиться? (Нужно использовать средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения.)

Работаем в мастерской: «Мы – художники слова».

- Набираем эпитеты: цветы хрупкие, чудесные, изящные, синие-синие, душистые, ароматные, неповторимые, удивительные, живые.

- Набираем сравнения: как колокольчики, точно фарфоровые бубенчики, словно живое чудо. (Обязательно напомнить, как выделяются на письме сравнения.)

Пример описания, составленного ученицей.

И перед самым Новым годом он расцвел! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом! За окном – холод, мороз, идет снег, а на окне – чудо! Изящные ярко-синие цветочки, как хрупкие колокольчики, качали своими маленькими головками. Наверно, они хотели рассмотреть все, что было вокруг. А какой душистый аромат разливался по комнате!

- Путешествие в мифологию. (Можно заранее попросить одного из учеников подготовить рассказ о происхождении гиацинта.)

В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». Греки называют его цветком печали и цветком памяти о Гиацинте, юном сыне царя Спарты. Гиацинт был так прекрасен, что своей красотой затмевал даже богов-олимпийцев. Юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон. Часто они вместе охотились, соревновались в спорте.

Однажды Гиацинт и Аполлон состязались в метании диска. Отдать кому-то предпочтение оказалось невозможно: Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, Аполлон метнул диск под самые облака. В это время Зефир решил помочь своему другу и сильно подул. Но диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рано была смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о Гиацинте вечно жила среди людей.

5. Стадия рефлексии.

Вот мы и закончили чтение текста.

- Что вы можете сказать о девочке после прочтения текста?

- Сумела ли она разгадать секрет луковицы и оценить по достоинству папин подарок?

- Как вы думаете, можно ли считать текст логически законченным? Что следует добавить?

*Нужно сделать вывод: какая же радость таилась в этой некрасивой луковице. Эта радость – цветок, дарящий людям свою красоту.

*Я бы посоветовала девочке не воспринимать никого только по внешности. За невзрачной внешностью может скрываться красивая, тонкая душа, нужно только суметь ее разглядеть.

Давайте составим синквейн на тему «Луковица». Например:

Луковица.

Серая, некрасивая, невзрачная.

Прорастает, зеленеет, распускается.

Внешность бывает обманчива.

Новогоднее чудо.

- Затем текст читается еще раз, учащиеся уточняют план, корректируют его, формулируют последний пункт плана. Советую продумать на черновике описание цветка и концовку изложения.

На втором уроке дети пишут изложение на чистовиках.

6. Домашнее задание.

На выбор: 1) Напишите сочинение-миниатюру «Удивительное открытие».

2) Составьте описание вашего любимого цветка.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!