Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Пишем изложение с элементами сочинения
«Луковица с секретом»»
Цели:
образовательные:
- подготовить учащихся к написанию изложения;
- формировать умение анализировать текст по отрывкам (управляемое чтение), высказывать свое отношение к происходящим событиям и к поступкам героев;
- формировать умение устанавливать связи между содержанием текста и отбором языковых средств;
развивающие:
- развитие ассоциативного мышления и памяти;
- расширение кругозора учащихся;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- развитие речи и творческих способностей;
воспитывающие:
- воспитание внимательного и бережного отношения к окружающему миру;
- воспитание внимательного отношения к слову.
Тип урока: урок-письмо.
Форма урока: на основе технологии развития критического развития мышления через чтение и письмо (работа с художественным текстом через управляемое чтение).
Оборудование на уроке: фотографии с изображением цветов.
Ход урока
1. Оргмомент. Приветствие.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке – изложение. Но не простое изложение, а с элементами сочинения.
- Как вы понимаете: «изложение с элементами сочинения»? (После написания изложения нужно будет выполнить творческое задание: ответить на вопрос, дополнить текст.)
- Верно. Нужно будет написать изложение, включить в него описание предмета, но еще вам самим нужно придумать концовку этого рассказа.
3. Стадия вызова. Прием «Ассоциативное мышление».
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «радость»? (Мнения детей записываются на доске: улыбка, счастье, подарок, «пятерка»).
- Название рассказа, по которому напишем изложение, - «Луковица с радостью». Как вы думаете, о чем рассказ? (Дети высказывают свои предположения.)
4. Стадия осмысления.
- Давайте начнем работать над текстом и проверим, насколько вы правы. (Учитель читает текст по отрывкам, после чтения каждого отрывка идет его обсуждение по вопросам.)
1) Я долго ждала, когда папа вернется из командировки. И вот он приехал и привез большую луковицу, а мне сказал: «Доченька, в середине этой луковицы спрятана радость».
- Какое из слов-ассоциаций можно подобрать к этому предложению? (Подарок.)
- Что можно сказать об отношениях в этой семье? (В семье царит любовь, забота друг о друге. Дочка ждет отца с нетерпением. Папа привозит для нее подарок, ласково обращается к ней «доченька».)
- Как вы думаете, как поведет себя девочка?
* Думаю, что обрадуется, ведь подарок от чистого сердца.
* Считаю, что обрадуется, но и удивится: как это луковица может быть с секретом?
- Озаглавьте этот отрывок и запишите на черновике. (Мнения озвучиваются, но на доске никакой вариант не записывается, чтобы дети не воспринимали план на доске как образец – пусть у каждого будет свой. Например: «Подарок», «Луковица с секретом», «Необычный подарок».)
2) Я внимательно посмотрела на лежащую передо мной луковицу: «Она такая некрасивая, серая, невзрачная… Какую радость она может мне доставить?»
- Какова реакция девочки?
- Что вызвало ее недоумение? (Луковица некрасивая, серая, невзрачная. Она не может никому понравиться.)
- Можно ли сказать, что автор использует в этом отрывке прием контраста? (Да, можно. В пределах текста слова «некрасивая, серая, невзрачная» и слово «радость» воспринимаются как антонимы.)
- Почему автор именно такое начало выбрал для текста? (Прием интриги, загадки, нужно заинтересовать читателя, чтобы ему захотелось узнать, в чем секрет луковицы.)
- Как можно озаглавить отрывок? (Некрасивая луковица. Луковица с загадкой. Загадочная луковица.)
3) Мама посадила луковицу в горшочек и поставила его в темное место. Через некоторое время я увидела, что из земли пробился остренький желтый росточек. Мама переставила горшочек на окно, накрыла росточек бумажным колпачком, а окно занавесила.
- Слова какой части речи активно использует автор? (Глаголы, потому что они описывают действия мамы.)
- Как название дадим этому отрывку? (Маленький росточек.)
- Каково отношение к этому росточку? (Бережное, заботливое. Много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: росточек, остренький, горшочек, колпачком.)
4) Цветок рос и рос. И вот раздвинулись лепестки, и из середины выглянул толстый столбик. Папа и мама с интересом поглядывали на цветок, но я так и не понимала, что же все-таки в нем такого необычного.
- Изменилось ли отношение девочки к цветку? (Она по-прежнему пребывала в недоумении, ее ожидания пока не оправдались.)
- Озаглавьте эту часть текста. (Например: «Ожидания не оправдались», «Что же в нем необычного?»)
5) И перед самым Новым годом он расцвел! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом! Как он был красив!
- С точки зрения композиции для чего необходима эта часть текста? (Это кульминация. Наконец-то, девочка поняла, что такое «луковица с радостью».)
- Озаглавим эту часть текста. (Красивый цветок.)
- Нужно включить в изложение описание гиацинта. (Показываю фотографии с изображением цветка.)
- Знаете ли вы о том, что в России гиацинты начали выращивать с 1730 года. В науке зафиксирован такой факт: одна луковица дала три разноцветных стрелки. На одной цветки были голубые, на другой – красные, на третьей – фиолетовые.
- Чтобы описание получилось красочным, ярким, эмоциональным, к помощи каких средств нужно обратиться? (Нужно использовать средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения.)
Работаем в мастерской: «Мы – художники слова».
- Набираем эпитеты: цветы хрупкие, чудесные, изящные, синие-синие, душистые, ароматные, неповторимые, удивительные, живые.
- Набираем сравнения: как колокольчики, точно фарфоровые бубенчики, словно живое чудо. (Обязательно напомнить, как выделяются на письме сравнения.)
Пример описания, составленного ученицей.
И перед самым Новым годом он расцвел! Папа сказал, что мой цветок зовут гиацинтом! За окном – холод, мороз, идет снег, а на окне – чудо! Изящные ярко-синие цветочки, как хрупкие колокольчики, качали своими маленькими головками. Наверно, они хотели рассмотреть все, что было вокруг. А какой душистый аромат разливался по комнате!
- Путешествие в мифологию. (Можно заранее попросить одного из учеников подготовить рассказ о происхождении гиацинта.)
В переводе с греческого «гиацинт» означает «цветок дождей». Греки называют его цветком печали и цветком памяти о Гиацинте, юном сыне царя Спарты. Гиацинт был так прекрасен, что своей красотой затмевал даже богов-олимпийцев. Юноше покровительствовали бог южного ветра Зефир и Аполлон. Часто они вместе охотились, соревновались в спорте.
Однажды Гиацинт и Аполлон состязались в метании диска. Отдать кому-то предпочтение оказалось невозможно: Гиацинт ни в чем не уступал богу. Напрягая последние силы, Аполлон метнул диск под самые облака. В это время Зефир решил помочь своему другу и сильно подул. Но диск неожиданно ударил в лицо Гиацинту. Рано была смертельной. Аполлон, опечаленный смертью юноши, превратил капли его крови в прекрасные цветы, чтобы память о Гиацинте вечно жила среди людей.
5. Стадия рефлексии.
Вот мы и закончили чтение текста.
- Что вы можете сказать о девочке после прочтения текста?
- Сумела ли она разгадать секрет луковицы и оценить по достоинству папин подарок?
- Как вы думаете, можно ли считать текст логически законченным? Что следует добавить?
*Нужно сделать вывод: какая же радость таилась в этой некрасивой луковице. Эта радость – цветок, дарящий людям свою красоту.
*Я бы посоветовала девочке не воспринимать никого только по внешности. За невзрачной внешностью может скрываться красивая, тонкая душа, нужно только суметь ее разглядеть.
Давайте составим синквейн на тему «Луковица». Например:
Луковица.
Серая, некрасивая, невзрачная.
Прорастает, зеленеет, распускается.
Внешность бывает обманчива.
Новогоднее чудо.
- Затем текст читается еще раз, учащиеся уточняют план, корректируют его, формулируют последний пункт плана. Советую продумать на черновике описание цветка и концовку изложения.
На втором уроке дети пишут изложение на чистовиках.
6. Домашнее задание.
На выбор: 1) Напишите сочинение-миниатюру «Удивительное открытие».
2) Составьте описание вашего любимого цветка.