СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме "Германия в 1930-гг.: нацизм и тоталитарная диктатура" подготовлена учителем истории и обществознания Хомяковой Галиной Николаевной

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Цель урока :   на примере германского национал-социализма  расширить  и углубить  знания учащихся о фашизме, его основных чертах и  на этой основе  подвести учащихся к пониманию глубоко бесчеловечного характера фашистской идеологии и политики. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме "Германия в 1930-гг.: нацизм и тоталитарная диктатура" подготовлена учителем истории и обществознания Хомяковой Галиной Николаевной»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОГОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 3»

Г. БЕЛОГОРСКА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




Всеобщая история.9 класс.

Германия в 1930-гг.: нацизм и тоталитарная диктатура



Разработка урока подготовлена учителем истории и обществознания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Белогорская средняя школа №3» г.Белогорска Республики Крым Хомяковой Галиной Николаевной

Цель урока : на примере германского национал-социализма расширить и углубить знания учащихся о фашизме, его основных чертах и на этой основе подвести учащихся к пониманию глубоко бесчеловечного характера фашистской идеологии и политики.

Создать условия для развития умений учащихся определять учебную задачу и выбирать варианты ее решения. Продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать и обобщать исторический материал, полученный из различных источников, отобранных обучающимися. Способствовать совершенствованию умений учащихся выявлять сущность исторических явлений, давать им аргументированную оценку. Продолжить работу над развитием умений учащихся решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в избранных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, дискуссия), организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе.

Способствовать воспитанию у школьников непримиримого отношения к фашизму и нацизму, как идеологии и политике, враждебной самой жизни

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые приемы активизации познавательного интереса и познавательной деятельности: лабораторная работа , презентация творческих работ

Способ организации общения участников учебно-воспитательного процесса: работа в малых группах, в парах, обсуждение творческих работ одноклассников

Основные понятия: тоталитаризм, нацизм, диктатура, расизм, антикоммунизм, антисиметизм, шовинизм

Основные события:-

-1919г.-создание Национал-социалистической рабочей партии Германии(НСДАП)

-1933г.-приход Гитлера к власти

-1934г.-установление в Германии террористической тоталитарной диктатуры

-1933-1935гг.-Германия добилась отмены Версальских ограничений на перевооружение страны;

-1936-1939г.-переход Германии к прямым актам агрессии в Европе.

Оборудование:

1.Мультимедийная презентация обучающихся по теме «Установление тоталитарной диктатуры в Германии»

2.Кейс материалов для учащихся(карточки «Документы свидетельствуют»)

3.Большой энциклопедический словарь.

4.Мультимедийный проектор, интерактивная доска, персональный компьютер.


Ход урока:


I.Организация обучающихся


II.Мотивация учебной деятельности. Этап целеполагания

1. «Мозговой штурм» в индивидуальном режиме

-Каждому из вас нужно вспомнить все, что вы слышали, читали, видели о нацизме, нацистах, в том числе, изучая историю.

-Попробуйте самостоятельно сформулировать определение понятия «нацизм».

-Составьте индивидуальный список главных характеристик того, что вы понимаете под данным термином. Например, «нацизм-это диктатура» и т.д.

2. «Мозговой штурм» в парах

-Выберите себе партнера для обсуждения этого же вопроса.

-Запишите совместный вариант ответа на предложенный вопрос.

3.Эвристическая беседа. Определение актуальности темы

-Тот, кто пережил Вторую мировую войну, знает и помнит о ее ужасах. С той поры прошло много лет. Война отошла в историю. Пришло уже не второе-третье, четвертое поколение, которое само слово «фашизм» произносит буднично, как что-то рядовое. Действительно, «обыкновенный фашизм». Так может не стоит ворошить прошлое? Зачем вспоминать этот ужас? А что думаете по этому поводу вы?

4.Обсуждение результатов работы в парах, определение учащимися целей урока, проблем для исследования, построение проекта изучения нового знания

-Поразмышляйте над результатами нашего «мозгового штурма», подумайте над названием нашего урока, определите задачи нашей работы на уроке, сформулируйте вопросы, на которые вы бы хотели сегодня получить ответ.

План

1.Теория германского национал-социализма.

2. Установление тоталитарной диктатуры в Германии.

5. Постановка проблемного вопроса для учащихся

-Крайней, наиболее реакционной разновидностью фашизма является германский национал-социализм. Действительно ли нацизм это «…звериный шовинизм…Это средневековое варварство и зверство. Это необузданная агрессия в отношении других народов и стран»?(Г.Димитров)


III.Усвоение новых знаний и способов действия


1.Определение средств изучения первого вопроса плана:

-познакомьтесь с имеющимися в нашем распоряжении источниками информации( карточки №1,2,3,4 «Документы свидетельствуют»);выберите из них те, которые считаете наиболее интересными и важными;

-подумайте, какую характеристику германского национал-социализма вы бы хотели исследовать более глубоко на основе предложенных документов;

-решите, как вы будете работать над выбранной характеристикой нацизма: индивидуально, в паре, в группе.

2. Лабораторная работа с документами и словарем(по выбору учащихся в паре, группе, индивидуально) :

-изучите выбранные вами документальные материалы, словарные статьи;

-на их основе подготовьте небольшое высказывание по теме «Германский национал-социализм-это…».

3. Представление материалов лабораторной работы. Прием «Микрофон»

а/с целью активизации познавательной деятельности обучающихся перед представлением материалов лабораторной работы перед классом ставится задание:

-слушая выступления товарищей, составьте список характеристик германского национал –социализма в одной из форм записей(кластер, план, тезисы и др.)

б/выступления обучающихся по теме «Германский национал социализм -это..».

4. Представление индивидуального мини-проекта(презентация, сообщение)

а/выступление обучающихся по теме «Установление тоталитарной диктатуры в Германии»

б/обсуждение вопроса, поставленного классу перед представлением индивидуального мини-проекта:

-На основе предложенного материала, сделайте вывод, в какой мере внутренняя политика гитлеровской Германии отражает реакционную сущность нацизма.


IV. Коррекция знаний и способов действий

а/ обсуждение проблемных вопросов

- Действительно ли нацизм это «…звериный шовинизм…Это средневековое варварство и зверство. Это необузданная агрессия в отношении других народов и стран»?

-Прочитайте фрагмент из романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»

…Сначала они пришли за евреями.

Я молчал — я не был евреем.

Затем они пришли за коммунистами.

Я молчал — я не был коммунистом.

Затем они пришли за профсоюзными работниками.

Я молчал — я не был профсоюзным работником.

Затем они пришли за мной.

Не осталось никого, кто мог бы помочь мне.

Пастор Мартин Нимеллер, узник нацистских концлагерей.

V. Рефлексия

-Что нового вы узнали ,открыли для себя на уроке? К каким выводам пришли? Какие исторические и нравственные уроки извлекли?

-Проанализируйте, в какой мере вы достигли поставленной цели?

-Продолжи предложение

  • сегодня на уроке я научился …

  • после этого урока я обязательно расскажу своим товарищам о…

  • на следующих уроках я бы хотел…

VI.Информация о домашнем задании

а/ закрепите материал по учебнику Всеобщая история. Новейшая история.9 класс/О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.М.: Просвещение,2014, стр.98-103;

б/ выполните задание на выбор:

-подготовьте высказывание по теме «Фашизм-это война»;

- Генрих Гейне, известный немецкий поэт, однажды сказал: «Там, где сжигают книги, будут жечь людей». На примере нацистской Германии подтвердите это высказывание.


Кейс материалов для обучающихся

Карточки «Документы свидетельствуют»


Карточка 1

Из речи Германа Геринга.. 17.03.1933г.

Если предыдущий оратор сказал, то марксизм не должен вернуться, то я хочу сказать одно: он не только не вернется, мы его искореним! Я буду этих тварей бить по голове до тех пор, пока не прикончу их! Эта чума будет не только искоренена, мы даже слово марксизм выдерем из книжек. Через пятьдесят лет ни один человек в Германии вообще не будет больше знать, что означает это слово.

Хрестоматия по новейшей истории, 1917-1945.-М.:

Просвещение,1987,с.121


Из беседы А.Гитлера с главным редактором газеты «Лейпцигские последнее новости» Брейтингом в 1931г.

Марксизм должен быть вырван с корнем…Он источник большевизма…Только мы в состоянии спасти людей, гибнущих от этого врага….

Проэктор Д.М.Фашизм: Путь агрессии и

гибели.-М.: Наука, 1989,с.39


Из выступления А.Гитлера в клубе промышленников 27.01.1932г.

Если нас упрекают в нетерпимости, то мы с гордостью в ней признаемся: да, мы приняли непреклонное решение вырвать до последнего корня марксизм в Германии.


Проэктор Д.М.Фашизм: Путь агрессии и

гибели.-М.: Наука, 1989, с.66


Из выступления А.Гитлера в 1936г.

Германия всегда будет рассматриваться, как основной центр западного мира при отражении натиска…Мы не можем уйти в этом отношении от судьбы

Проэктор Д.М.Фашизм: Путь агрессии и

гибели.-М.: Наука, 1989, с.66


Карточка 2

Из выступления А.Гитлера

Мы никогда не сможем заниматься большой политикой без прочного, закаленного , могучего ядра, образованного восьмьюдесятью или ста миллионами немцев, проживающих в замкнутом поселении… Вокруг великой Германии мы создадим систему мелких и средних вассальных государств, в которую войдут Польша, Финляндия, Венгрия, Югославия, Румыния,Украина и многочисленные южнорусские и кавказские государства… Эти территории нужно заселить немецкими крестьянами, славян нужно частично уничтожить, а частично переселить в Азию, у остальных нужно отнять землю и превратить их в слуг господствующей германской расы…Либо Германия будет господствовать над Европой, либо она распадется на множество мелких государств.

История Второй мировой войны,1939-1945.

-.:1974, Т.3-с.426-427


Из высказывания А.Гитлера

Всех норвежцев, шведов, датчан, голландцев мы должны направить в восточные области(на территорию стран Восточной Европы и Советского Союза-Авт.), они будут служить империи… Что же качается швейцарцев, то их придется использовать лишь в качестве трактирщиков.

Дашичев В.И. Банкротство стратегии

германского фашизма: Исторические очерки:

Документы и материалы.-М.: 1973,с.6


Из утвержденной 25.08.1938г. памятки солдатам вермахта

Ни одна мировая сила не устоит перед германским народом. Мы поставим на колени весь мир. Германец-абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбу Англии, России, Америки.Ты-германец: как подобает германцу, уничтожай все живое, сопротивляющемуся на твоем пути…Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир.

История Второй мировой войны,1939-1945.

-.:1974, Т.2-с.305.


Из высказываний А.Гитлера

Необходимо напасть на Россию, захватить ее ресурсы, не считаясь с возможностями смерти миллионов людей в этой стране. Нам надо взять у России все, что нам нужно. Пусть гибнут миллионы…

Нюрбергский процесс, М.:1957



Карточка 3

Из выступления руководителя «СС»Г.Гимлера

«Недочеловек»-это биологически, на первый взгляд полностью идентичное человеку создание природы с руками, своего рода мозгом, глазами и ртом. Но это совсем иное, ужасное создание, это лишь подобие человека с человекоподобными чертами лица, находящееся в духовном отношении гораздо ниже, чем зверь. В душе этих людей царит жестокий хаос диких необузданных страстей, неограниченное стремление к разрушению, примитивная зависть, самая неприкрытая подлость. Одним словом недочеловек. Итак, не все, что имеет человеческий облик, равно…

Живут ли другие народы в изобилии или дохнут от голода интересует меня лишь в той степени, в какой мы нуждаемся в рабах для поддержания нашей культуры. Мы, немцы, единственные в мире, кто хорошо относится к животным. Мы будем прилично относиться и к этим людям-зверям. Однако было бы преступлением перед собственной кровью заботится о них и внушать им какие бы то ни было идеалы и тем самым еще больше затруднять нашим детям и внукам обращение с ними.»

Хрестоматия по новейшей истории, 1917-1945.-М.:

Просвещение,1987,с.118


Из беседы А.Гитлера с Г.Раушнингом в 1934г.

Нам надо будет изыскать методы депопуляции(обезлюживания-Авт.).Если вы спросите меня, что я понимаю под депопуляцией, я отвечу, что это уничтожение целых расовых единиц. Именно это я намерен осуществить. Природа жестока, поэтому мы также должны быть жестоки… Я, конечно, вправе уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются, как паразиты.

Мыртыненко Б. Нацистские военные

преступники в США-К.: Наукова думка,1988,с.6


Из записки Гимлера от15.05.1940г.

Для населения, не представляющего немцев на Востоке, не должно существовать ни каких учебных заведений, за исключением четырехклассной начальной школы. Ее задача научить считать не более чем до 500 и писать свою фамилию, а также преподавать учение, которое должно служить для него божественной заповедью,-повиновиться немцам, быть честным, прилежным работающим. Умение читать, я полагаю, им не нужно…Это население будет находиться в нашем распоряжении как народ рабов и ежегодно поставлять Германии мигрирующих рабочих, а также рабочую силу для особых работ(дороги, каменоломни, строительство).

Опити Р. Фашизм и неофашизм.-

М.Прогресс,1988,с.160


Из директивы А.Гитлера министру по делам

восточных территорий А.Розенбергу

о введении в действие Генерального плана «Ост»

(23 июля 1942 г.)

Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни. Славянская плодовитость нежелательна ... образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста...

Каждый образованный человек — это наш будущий враг. Следует отбросить все сентиментальные возражения. Нужно управлять этим народом с железной решимостью…

Говоря пo-военному, мы должны убивать от трех до четырех миллионов русских в год.


Из стенограммы заседания Международного Военного трибунала

«Следует упомянуть меры, которые были введены в Грмании уже летом 1940г. и на основании которых все старые, душевнобольные и все страдающие неизличимыми болезнями люди, «бесполезные едоки», доставлялись в специальные заведения и убивались, в то время как их родственникам сообщалось, что они умерли естественной смертью…Подсчет показал, что таким способом в домах призрения , больницах и домах для умалишенных …было убито не менее 275 тысяч человек».



Карточка 4

Из закона о защите немецкой чести и немецкой крови от 15 сентября 1935 года

Побуждаемый сознанием того, что чистота немецкой крови является залогом существования немецкого народа, а также непоколебимой решимостью гарантировать существование немецкой нации во все времена, рейхстаг единодушно принял публикуемые ниже законы.

1. Браки между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещены. Заключенные вопреки этому закону браки не имеют юридической силы, даже если они оформлены в обход этого закона за пределами Германии.

2. Внебрачные связи между евреями и подданными государства немецкой или близкой ей крови воспрещаются

3. Половая связь между евреями и государственными подданными немецкой или родственной крови запрещена.

4. Евреям запрещено вывешивать флаг Рейха как национальный флаг, а также использовать цвета рейха для иных целей.

5. Нарушение запрета, обозначенного в § 1, карается тюремным заключением.

Нарушение запрета, обозначенного в § 2, карается арестом или тюремным заключением.

Нарушение запрета, обозначенного в § 3 и § 4, влечет за собой тюремное заключение сроком до одного года и денежный штраф или одно из этих наказаний.


Нюрнберг, 15 сентября 1935 г.


Первая поправка к Закону «О гражданстве Рейха» от 14 ноября 1935 года

1. Еврей не может быть гражданином Рейха. Он не имеет права голоса в политических вопросах, не может занимать должностей в государственных учреждениях.

2. Чиновники-евреи будут уволены до 31 октября 1935 года.

3. Евреем считается лицо, среди предков которого во втором поколении (бабки и деды) имелось не менее трех лиц еврейской расы.


Телеграмма начальника II отдела гестапо группенфюрера Мюллера в местные управления полиции

1. В ближайшее время по всей Германии будут предприняты выступления против евреев, в особенности против их синагог. Этим выступлениям не следует чинить препятствий...

2. Если в синагогах находятся важные архивные материалы, то необходимо принять немедленные меры для обеспечения их сохранности.

3. Необходимо подготовить арест 20—30 тысяч евреев по всей Германии. Следует выбрать в первую очередь богатых евреев. Более подробные указания будут даны в течение этой ночи.

4. Если во время готовящихся выступлений у евреев будет найдено оружие, то следует принять самые решительные меры. К совместным действиям могут быть привлечены специальные подразделения СС, а также общие СС. В каждом случае обеспечить соответствующими мероприятиями руководство выступлениями со стороны государственной полиции.


Из приговора Международного военного трибунала в Нюрнберге

Когда свидетеля Бах-Зелевского спросили, как могло случиться, что Олендорф, как он признал, с находившимися под его командой людьми убил 90 тысяч человек, он ответил:

«Я лично считаю, что, когда в течение долгих лет, десятилетий проповедуется доктрина о том, что славянская раса является низшей расой, а евреи даже не являются людьми, подобный результат неизбежен».

Подсудимый Франк произнес последние слова этой главы нацистской истории, когда он давал показания на суде:

«Мы боролись против еврейства, мы боролись против него в течение ряда лет, нам принадлежат некоторые изречения (и мой дневник может стать в связи с этим свидетелем против меня самого) — изречения, которые ужасны... Пройдут тысячелетия, но эта вина Германии всё еще не будет снята».

Летом 1941 г., однако, начали разрабатываться планы «окончательного решения» еврейского вопроса в Европе. Это «окончательное решение» означало уничтожение всех евреев, которое, согласно угрозам Гитлера, в начале 1939 г. должно было явиться одним из следствий разразившейся войны; для проведения в жизнь этой политики был организован специальный отдел гестапо, который возглавлял Адольф Эйхман, начальник отдела 4-В…

Известно, что к концу 1944 г. 400 тысяч евреев из Венгрии были умерщвлены в Освенциме. Имеются показания об эвакуации 110 тысяч евреев из Румынии для ликвидации. Адольф Эйхман, которому Гитлер поручил проведение этой программы, подсчитал, что в результате проводившейся политики были убиты 6 миллионов евреев.



СЛОВАРЬ

Антикоммунизм-противодействие коммунистической идеологии и политической практике, борьба против международного рабочего и коммунистического движения.

Антисемитизм — одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям — от пренебрежительного отношения в быту и правовой дискриминации до еврейских погромов.

Арийцы — название народов, принадлежащих к индоевропейской языковой общности. В расистской литературе арийцы (преимущественно германцы) объявлялись «высшей» расой.

Геноцид — истребление групп населения по расовым национальным, этническим и религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на уничтожение людей, принадлежащих к таким группам.

Диктатура-неограниченное правление одного человека или группы людей, которые , пренебрегая правами, произвольно устанавливают и изменяют законы; это господство, которое опирается на насилие.

Нацизм — идеология и практическая политика Национал-социалистической немецкой рабочей партии.Идеология крайнего национализма.

Национализм-идеология, которая исходит из представлений о том, что принадлежность к нации-государству-высшая ценность для человека. Он имеет различные формы и нередко граничит с идеей национального превосходства.

Милитаризм-система политических, экономических и идеологических средств, которые используются правящими кругами с целью наращивания военного могущества государства.

Расизм-мировоззрение и практическая политика, исходящая из убеждения будто люди разделены на «высших», которые призваны руководить, и «низших», не способных к самостоятельному управлению, на полноценные и неполноценные расы.

Шовинизм- одна из разновидностей крайнего национализма, проповедь исключительности великой нации, ее превосходства над нациями меньшими, ее права подчинять себе малые народы.


Источники:

1.Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма: Исторические очерки: Документы и материалы.-М.: 1973

2. История Второй мировой войны,1939-1945.-.:1974

3.Мыртыненко Б. Нацистские военные преступники в США-К.: Наукова думка,1988

4.Нюрбергский процесс, М.:1957

5.Опити Р. Фашизм и неофашизм.-М.Прогресс,1988

6.Проэктор Д.М.Фашизм: Путь агрессии и гибели.-М.: Наука, 1989

7. Хрестоматия по новейшей истории, 1917-1945.-М.: Просвещение,1987

8.http://his.1september.ru/urok/index.php?SubjectID=140040


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!