Приложение 1 к уроку «Отдел Моховидные»
Рабочий лист к уроку
Тема урока___________________________________
Допишите предложение:
Наука, изучающая мхи, называется ______________________
Задание 1. Используя текст учебника п.13, заполните предложенную схему
Царство_________
Подцарство______________
Отдел____________
Класс Печеночные мхи
Представители_________________
Класс_____________
Подкласс Зеленые мхи
Представители __________
Подкласс Белые мхи
Представители____________
Задание 2. Используя текст п.13, выпишите общие признаки моховидных.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А_______________ Б___________________ В._____________________
Задание 3.
Рассмотрите карту Российской Федерации. Определите, в каких районах нашей страны чаще всего можно встретить мхи? Как вы это определили? Обведите эти районы цветным карандашом. Почему именно в этих районах широко распространены моховидные?
Почему мхи привязаны к влажным местам?
Задание 4.
Ознакомьтесь с текстом «Моховое болото», ответьте на предложенные вопросы, нанести на карту Саратовской области место нахождения урочища «Моховое болото»- уникального природного комплекса, ботанического заказника, самого южного болота в России.
Задание 5
Установите соответствие между терминами и определениями этих терминов; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Какие новые термины вам встретились в этих заданиях? Отметьте их (Приложение 4).
Задание 6.
Подпишите, что обозначено цифрами на схеме «Размножение кукушкина льна»
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
-
________________________
Лабораторная работа «Внешнее строение листостебельных мхов» 7 класс
Приложение №2 к уроку «Отдел Моховидные»
Цель: изучить внешнее строение мхов на конкретных примерах.
Ход работы:
В
нешнее строение мха Кукушкин лён
1. Рассмотрите строение мха. Зарисуйте и подпишите.
Укажите мужское и женское растение.
Внешнее строение мха Сфагнум
2. Рассмотрите строение мха. Зарисуйте и подпишите.
Кукушкин лен Сфагнум
3. Рассмотрите микроскопическое строение листа мха сфагнума. Зарисуйте его. Благодаря каким особенностям строения листа, мох сфагнум способен впитывать и проводить большое количество воды? Запишите.
4. Заполните таблицу:
Признаки | Кукушкин лён | Сфагнум |
Место произрастания | | |
Внешнее строение | | |
Значение в природе и жизни человека | | |
5. Что общего у мхов и водорослей в строении и цикле размножения?
Вывод
Приложение 3 к уроку «Отдел Моховидные»
Моховое болото
Самое южное, единственное в Саратовской области, кочкарно-торфяное болото, расположенное на плато Волжско-Медведицкого водораздела. Занимает площадь 27 га. Угодье представляет большую ценность как фрагмент реликтовых торфяных болот степной зоны Европы.
Находится в Саратовской области, Новобурасском районе, между ж.д. станцией Бурасы и с. Ивановка.
Данное болото является уникальным природным комплексом для юго-востока Европейской части России, в настоящее время урочище "Моховое болото" является единственным памятником природы России доледникового периода и заслуженно является достопримечательностью Саратовской области. Ученые считают, что это самое южное болото на юго-востоке страны. Весной и после дождей к болоту не подъехать, а в засушливую погоду без проводника его определить сложно.
Поверхность болота Моховое плоская с небольшим понижением к краям и середине. Уровень грунтовых вод в большинстве мест достигает 8-15 м, в понижениях рельефа грунтовые воды выходят на поверхность. Торфяная толща болота составляет 30 см. Болото окружено лиственными лесами из берёзы (берёза повисшая, берёза пушистая — редко), осины, дуба. Берёза пушистая, произрастающая в центральной и северной частях страны, здесь находится на южном пределе ареала.
На поверхности болота деревья не растут, уступая место кустарникам, преимущественно ивам (ива розмаринолистная, ива пятитычинковая, ива пепельная). В травяном ярусе преобладают дерновинные осоки, образующие кочки, среди осок доминируют осока волосистоплодная, осока омская и осока лисья. Встречаются также пушица влагалищная, кизляк кистецветный, сабельник болотный, росянка круглолистная, распространены лутово-болотные травы: хвощ топяной, чистец болотный, дербенник прутьевидный, лютик ползучий и др. Самые интересные находки — настоящие сфагновые мхи (сфагнум центральный, сфагнум плосколистный, сфагнум гладкий). Встречаются бриевые мхи.
Моховое болото играет водоохранную и водорегулирующую роль.
Здесь произрастают редкие виды, включённые в Красную книгу Саратовской области: сфагнум плосколистный, пушица влагалищная, пальчатокоренник (ятрышник) Фукса, дремлик болотный, любка двулистная, горец змеиный, берёза пушистая.
Уникальный природный комплекс болота Мохового с 1982 г. отнесён к ботаническим заказникам под названием «Моховое болото».
Единственное в Саратовской обл. водораздельное сфагновое болото имеет большое познавательное значение, здесь проводятся многочисленные ботанические и иные исследования.
Вопросы для обсуждения:
-
Где находится Моховое болото?
-
В чем его уникальность?
-
Какой вид мхов здесь можно встретить?
-
Как вы думаете, почему в данной местности возможно существование этого болота?
-
Какое значение имеет это болото для природы и для человека?
Приложение 4 к заданию 5 урока «Отдел Моховидные»
Установите соответствие между терминами и определениями этих терминов; к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Какие новые термины вам встретились в этих заданиях? Отметьте их.
Термины | Определения терминов |
-
Гаметофит | А.Специализированная клетка, с помощью которой у споровых растений происходит бесполое размножение. |
-
Гаметы | Б. Клетка, которая образуется в результате слияния женской и мужской гамет. |
3.Спорофит | В.Особь, на которой образуются гаметы |
4.Спора | Г.Женские половые органы растений |
5.Спорангий | Д.Специальные органы бесполого размножения |
6.Зигота | Е.Предросток, тонкая зеленая нить, выросшая из споры мха. |
7.Протонема | Ж.Мужские половые органы растений |
8.Архегонии | З.Половые клетки |
9.Антеридии | И.Особь, на которой формируются споры. |